3а-56/2022 (3а-385/2021)
55OS0000-01-2021-000452-92
Строка стат. отчета 3.011
Омский областной суд
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
при секретаре Зварич Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Омской области к Совету Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области об оспаривании и признании недействующими отдельных положений Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 11 от 18 ноября 2005 года,
установил:
Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 11 от 18 ноября 2005 года принят Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, который был зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области 7 декабря 2005 года за № 555203222005001.
В Устав неоднократно вносились изменения, и в настоящее время он действует в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 8 августа 2017 года № 27, в соответствии с которым в Устав внесены изменения, зарегистрированные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области 9 октября 2017 года за № 555203222017001 и вступившие в законную силу 23 октября 2017 года со дня опубликования в газете «Омский муниципальный вестник» № 46 (613).
Заместитель прокурора Омской области обратился с административным иском к Совету Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области об оспаривании и признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда отдельных положений Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 11 от 18 ноября 2005 года.
В обоснование заявленных требований указал, что названные в административном иске положения Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области не соответствуют имеющим большую юридическую силу положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ввиду изложенных обстоятельств прокурором Омского района Омской области за период времени с 8 августа 2017 года по настоящее время принесены протесты, которые в последующем были рассмотрены на заседании Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области и на них даны ответы. Однако решение о внесении необходимых изменений в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области до сих пор не принято, и положения Устава в период с даты внесения в него последних изменений - 8 августа 2017 года и по настоящее время применялись.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске (л. д. 5-18).
Представитель административного ответчика Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области и одновременно заинтересованного лица Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, пояснив, что Устав требует изменений и дополнений в соответствии с законодательством. Также указала, что Совет не может внести необходимые изменения и дополнения в связи с тем, что ряд депутатов постоянно голосуют «против», в результате чего отсутствует необходимое для принятия число голосов.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Омской области ФИО3 в судебном заседании пояснила, что, действительно необходимо привести Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствие с действующим законодательством (л.д. 253-255).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться, в том числе прокурор в пределах своей компетенции (пункт 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - далее по тексту КАС РФ).
С настоящим административным исковым заявлением в суд обратился заместитель прокурора Омской области. Таким образом, требования заявлены должностным лицом органов прокуратуры, наделенным соответствующим правом в силу полномочий, установленных федеральным законом.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и порядок вступления в силу муниципальных правовых актов устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 131 - ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Входящий в систему муниципальных правовых актов устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17, пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан, регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (части 2,3 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 47 Федеральный закон № 131 - ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления сельского поселения образует, в том числе Совет сельского поселения, являющийся постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления сельского поселения, официальное наименование которого Совет Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области (статьи 18, 19 Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области).
Пунктом 1 статьи 20 Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области к исключительной компетенции Совета сельского поселения также отнесено принятие Устава сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений.
Частью 7 статьи 59 Устава предусмотрено, что Устав сельского поселения, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений вступают в силу после их официального опубликования.
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, а также Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, проанализировав обстоятельства, связанные с процедурой принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что нарушений при принятии Устава допущено не было. Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие, установленных статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом сельского поселения.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
По мнению стороны административного истца, отдельные положения Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании установлено, что Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 11 от 18 ноября 2005 года был принят Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, который зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области 7 декабря 2005 года за № 555203222005001 (л.д. 153).
В Устав неоднократно вносились изменения, и в настоящее время он действует в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 8 августа 2017 года № 27, в соответствии с которым в Устав внесены изменения, зарегистрированные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области 9 октября 2017 года за № 555203222017001 и вступившие в законную силу 23 октября 2017 года со дня опубликования в газете «Омский муниципальный вестник» № 46 (613).
По итогам проведения прокуратурой Омского района Омской области правовой ревизии на Решение Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 18 ноября 2005 года № 11, которым утвержден Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, прокурором района в адрес Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области принесены протесты от 27 октября 2017 года № 7-13-2017/12730, от 6 февраля 2020 года № 7-13-2020/1230 и от 8 февраля 2021 года № 7-13-2021/905 ввиду установления противоречий отдельных положений Устава действующему законодательству. Рекомендовано положения Устава привести в соответствие с требованиями действующего законодательства (л.д. 81-83, 88-90, 93-96).
Протесты прокурора рассмотрены на заседании Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области 14 ноября 2017 года, 17 февраля 2020 года, и на них даны ответы (84-87, 91 - 92, 97).
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика заявленные требования признала в полном объеме, согласившись, что отдельные положения Устава противоречат действующему федеральному законодательству, и имеется необходимость приведения нормативного правового акта в полное соответствие.
Также пояснила, что в период с 2018 года по 2021 год проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав неоднократно Главой Троицкого сельского поселения выносился на рассмотрение Совета. Однако проект к рассмотрению был принят лишь единожды, но решение о внесении необходимых изменений и дополнений в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области до настоящего времени так и не принято по причине отсутствия необходимого кворума. Из 9 депутатов Совета три голосуют против принятия проекта соответствующего решения. Таким образом, положения Устава в период с даты внесения в него последних изменений - 8 августа 2017 года и по настоящее время применялись.
С целью проверки соответствия оспариваемых административным истцом положений Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проведен анализ, в ходе которого суд пришел к выводам об обоснованности требований административного истца и необходимости приведения в соответствие отдельных положений Устава сельского поселения в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 08 августа 2017 № 27.
Анализ пункта 1 статьи 6 Устава Троицкого сельского поселения, содержащего перечень вопросов местного значения сельского поселения, показал, что норма нуждается в корректировке.
Согласно Закону Омской области от 24.09.2015 N 1786-ОЗ, за сельскими поселениями Омской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Названные вопросы местного значения в пункт 1 статьи 6 Устава Троицкого сельского поселения не включены.
Также в Уставе Троицкого сельского поселения не учтено, что в силу части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федеральных законов от 28 ноября 2015 № 357-ФЗ, от 02 августа 2019 № 283-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе вопросы, предусмотренные пунктами 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями) части 1 статьи 14 закона.
Пункт 1 статьи 6.1 Устава, устанавливающего перечень прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений, также нуждается в корректировке.
В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и введением в Жилищный кодекс Российской Федерации раздела IX, регламентирующего организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, пункт 5 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131- ФЗ, предусматривающий право органов местного самоуправления поселения на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года, утратил силу, в связи с чем из пункта 1 статьи 6.1 Устава должен быть исключен подпункт 4, отражающий тождественное право органов местного самоуправления поселения.
При этом в перечень должны быть включены права, предусмотренные пунктами 10-19 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131- ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплены в статьях 22-33 главы 5 Федерального закона № 131-ФЗ.
Большинству названных статей закона корреспондируют статьи 8-17 главы III Устава Троицкого сельского поселения. Вместе с тем в Уставе отсутствуют правовые нормы, посвященные голосованию по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сходу граждан, инициативным проектам, старосте сельского населенного пункта и общественным обсуждениям (статьи 24, 25.1, 26.1, 27.1 и 28 Федерального закона № 131-ФЗ).
В пункте 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ регламентировано, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
На основании пункта 2 статьи 3 Закона Омской области от 06 ноября 2014 № 1674 - 03 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Омской области» в соответствии с уставом муниципального образования Омской области глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского, сельского поселения, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования Омской области из своего состава, либо представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Из содержания пункта 9 статьи 9 Устава Троицкого сельского поселения (в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 21.07.2015 Хо 19) Глава Троицкого сельского поселения избирается Советом Троицкого сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Троицкого сельского поселения устанавливается Советом Троицкого сельского поселения. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в Троицком сельском поселении устанавливается Советом Троицкого сельского поселения.
В Троицком сельском поселении половина членов конкурсной комиссии назначается Советом Троицкого сельского поселения, а другая половина - главой Омского муниципального района.
Вместе с тем в пункте 2 статьи 28 Устава Троицкого сельского поселения избранный Глава сельского поселения вступает в должность с момента принятия присяги не позднее чем на пятнадцатый день со дня официального опубликования (обнародования) результатов выборов Главы сельского поселения.
Таким образом, указанными положениями Устава Троицкого сельского поселения создается правовая неопределенность в способе избрания Главы Троицкого сельского поселения, что недопустимо в силу требований действующего законодательства и нарушает права и законные интересы потенциальных кандидатов на должность Главы сельского поселения.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ на публичные слушания должны выноситься, в том числе, проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
В Уставе Троицкого сельского поселения указанные изменения законодательства до настоящего времени не учтены.
Так, в подпункте 1 пункта 2 статьи 13 Устава в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 18 марта 2008 № 13 установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в том числе проведение публичных слушаний в случаях, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, необязательно.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 30.10.2017 № 299-ФЗ, на публичные слушания должен выноситься проект стратегии социально- экономического развития муниципального образования.
Федеральным законом от 29 декабря 2017 № 455-ФЗ из части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ исключен пункт 3, предусматривавший, что на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Однако названные законоположения сохранены в пункте 3 части 2 статьи 13 Устава Троицкого сельского поселения.
Федеральным законом от 01 июля 2021 № 289-ФЗ внесены изменения в части 4, 5 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, касающиеся порядка организации и проведения публичных слушаний, оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта РФ или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», возможности представления жителям муниципального образования своих замечаний и предложений по внесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством из размещения на официальном сайте.
Указанные изменения до настоящего времени не учтены в статье 13 Устава Троицкого сельского поселения, регламентирующей публичные слушания.
Пунктом 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, введенного Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ, к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.
Вместе с тем, в Устав Троицкого сельского поселения названные изменения не внесены.
Также формулировка подпункта 4 пункта 1 статьи 20 Устава сельского поселения до настоящего времени не приведена в соответствие с пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ, согласно которого в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования, что необходимо отразить в указанном подпункте 4 пункта 1 статьи 20 Устава вместо прежнего «принятие планов и программ развития сельского поселения, утверждение отчетов об их исполнении».
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться в том числе виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 21 Устава Троицкого сельского поселения в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 27 ноября 2007 № 46 предусмотрено, что порядок созыва, подготовки и проведения заседаний, порядок рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, а также иные вопросы, связанные с организацией работы Совета сельского поселения, устанавливаются Регламентом Совета сельского поселения.
Проанализировав вышеизложенные законоположения, суд приходит к выводу о том, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться исключительно уставом муниципального образования, тогда как оспариваемый пункт 2 статьи 21 Устава Троицкого сельского поселения в нарушение данного требования содержит норму, указывающую на иной муниципальный акт, а именно Регламент Совета сельского поселения, которым может определяться порядок принятия решений Совета, что объективно создает правовую неопределенность и противоречит нормам, обладающим высшей юридической силой.
Также Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 148-ФЗ часть 5 статьи 40 Федерального закона № 131 -ФЗ дополнена абзацем следующего содержания:
«Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Законом Омской области от 21 июля 2020 года № 2290-03 статья 5 Закона Омской области от 06 ноября 2014 года № 1674-03 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Омской области» дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. Депутату представительного органа муниципального образования Омской области для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования Омской области и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Согласно пункту 2 статьи 25 Устава Троицкого сельского поселения депутаты Совета сельского поселения ведут работу на непостоянной основе без отрыва от производственной или служебной деятельности.
Вместе с тем продолжительность периода, на который депутату Совета Троицкого сельского поселения для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности), до настоящего времени не определена в положениях Устава, в том числе и в тех, где наиболее уместно было бы их закрепить с точки зрения юридической техники, а именно в главе IV Устава, в которой отражены органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления сельского поселения, и в частности в статье 25, поименованной «Депутат Совета сельского поселения».
В статье 30 Устава сельского поселения в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 08 августа 2017 года № 27 предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий Главы сельского поселения. Однако не учтены изменения, внесенные в пункт 8 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ Федеральным законом от 30.04.2021 № 116-ФЗ.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ часть 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ изложена в следующей редакции:
«В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования».
Вместе с тем, в пункт 1 статьи 31 Устава сельского поселения, регламентирующей временное исполнение полномочий Главы сельского поселения, изменения, направленные на приведение положений указанной статьи в соответствие с действующим законоположением, до настоящего времени не внесены.
Так, в названном пункте Устава определено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы сельского поселения, временное исполнение полномочий Главы осуществляет должностное лицо Администрации сельского поселения, определенное в соответствии с правовым актом Совета сельского поселения, до вступления в должность вновь избранного главы сельского поселения.
Таким образом, в приведённой норме Устава учтён только один из перечисленных в части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ случаев, при которых осуществляется временное исполнение полномочий главы муниципального образования, что противоречит законоположению, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
При этом каких-либо исключений из данного правила в отношении проектов уставов муниципальных образований и решений о внесении в уставы изменений и (или) дополнений законодательством не установлено.
Вместе с тем, в пункте 1 статьи 59 Устава Троицкого сельского поселения закреплено, что инициатива по внесению на рассмотрение Совета сельского поселения проекта Устава сельского поселения, а также проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав сельского поселения может исходить от Главы сельского поселения или от депутатов Совета сельского поселения численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов.
Так, из содержания норм федерального законодательства, регламентирующих муниципальные правовые акты, их систему и подготовку следует, что Устав муниципального образования, являющийся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, не должен ограничивать субъектов правотворческой инициативы в реализации предоставленного им права, предполагающего рассмотрение внесенного ими проекта представительным органом местного самоуправления, также должен обеспечить рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.
Поскольку вопреки приведенным нормативным положениям в оспариваемом пункте статьи 59 Устава установлен иной порядок по внесению на рассмотрение Совета сельского поселения проекта Устава муниципального образования, а также проекта решения о внесении в него изменений и (или) дополнений, и такое право предоставлено только Главе сельского поселения или депутатам Совета сельского поселения, что неправомерно ограничивает круг субъектов правотворческой инициативы, определённый федеральным законом, данное правовое регулирование надлежит признать недействующим.
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
При этом в Уставе Троицкого сельского поселения указанные изменения законодательства до настоящего времени не учтены.
В пункте 2 статьи 59 Устава в редакции Решения Совета Троицкого сельского поселения от 17 мая 2010 № 22 закреплено, что проект устава сельского поселения, проект решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав сельского поселения подлежат официальному опубликованию (обнародованию), не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения Советом сельского поселения с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учёта предложений по проекту указанного Устава (решения), а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального-правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Таким образом, судом достоверно установлено и не оспаривается стороной административного ответчика, что Устав Троицкого сельского поселения не приведён в соответствие с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, отдельные его положения противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).
На основании пункта 1 части 2 и пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, определяя момент, с которого опарываемые положения Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области подлежат признанию недействующими, суд исходит из того, что Устав является актом, принятым на неопределенный срок, и его положения применялись, на их основании реализовывались права, соблюдались обязанности, что в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" является основанием для признания данных положений Устава недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление заместителя прокурора Омской области к Совету Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу следующие положения Устава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 11 от 18 ноября 2005 года:
- пункт 1 статьи 6 в той части, в которой в нем не закреплены в вопросах местного значения Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области вопросы, смотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями) 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах нации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- пункт 1 статьи 6.1 в той части, в которой в нем не закреплены в качестве прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не относящихся к вопросам местного значения поселений, права, предусмотренные пунктами 10-19 части 1 ст. 14.1 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации,
- подпункт 5 пункта 1 статьи 6.1, поскольку соответствующее полномочие исключено из части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 № 271-ФЗ,
- главу III в той части, в которой ее положениями не определены формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения путем проведения голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, схода граждан, общественных обсуждений, внесения инициативных проектов, назначения старосты сельского населенного пункта,
- взаимозависимые положения пункта 9 статьи 9, пункта 2 статьи 28 в той части, в которой они противоречат пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не позволяют определить порядок избрания Главы Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области;
-подпункт 1 пункта 2 статьи 13 в той части, в которой он позволяет не вносить на публичные слушания проект муниципального нормативного правового акта о внесении в Устав Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области изменений и дополнений, которые, хотя и вносятся в целях приведения закрепленных в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но точно не воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов Омской области,
-подпункт 3 пункта 2 статьи 13 в той части, в какой он противоречит пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ, устанавливающего перечень вопросов, выносимых на публичные слушания,
-пункт 2 статьи 13 в той части, в которой им не предусмотрено вынесения на публичные слушания проекта стратегии социально- -экономического развития муниципального образования,
-пункт 3 статьи 13 в той части, в которой им не предусмотрено оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта РФ или муниципального образования, возможность представления жителям муниципального образования своих замечаний и предложений по внесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством из размещения на официальном сайте,
-подпункт 4 пункта 1 статьи 20 в той части, в которой он вместо утверждения стратегии социально-экономического развития муниципального образования предусматривает принятия планов и программ развития сельского поселения, утверждения отчетов об их исполнении,
-пункт 1 статьи 20 в той части, в которой им не предусмотрено, что в исключительной компетенции Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области находится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования,
-пункт 2 статьи 21 в части слов «и принятия», в той части в какой он противоречит пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
-статью 25 в той части, в которой не предусмотрена продолжительность периода, на который депутату Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности),
-статью 30 в той части, в которой она не предусматривает досрочного прекращения полномочий Главы Троицкого сельского поселения при наступлении случаев, предусмотренных пунктами 8 и 14 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
-пункт 1 статьи 31 в той части, в которой он не учитывает все случаи, предусмотренные частью 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, осуществления временного исполнения полномочий Главы сельского поселения;
-пункт 1 статьи 59 в той части, в какой он противоречит части 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- пункт 2 статьи 59 в той части, в которой он не требует официального опубликовании (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в тех случаях, когда указанные изменения и дополнения хотя и вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, но точно не воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов Омской области;
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органа местного самоуправления.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда Е.В. Кондратенко
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022 года.