ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-387/2022 от 08.09.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а-387/2022

УИД 26 ОS0000-04-2022-000240-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ситьковой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Ивашовой К.С.

с участием: представителя административного истца Фисько Е.В. – Аксельрод А.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокураторы <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).

Данные приказы опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации <адрес>» -www/parvo.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В пункт 1934 Перечня на 2019 год, в пункт 1542 Перечня на 2020 год, в пункт 1633 Перечня на 2021 год и в пункт 1608 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером 26:12:010410:213, расположенное по адресу: <адрес>, квартал 601, <адрес>,8/4 (далее – спорное нежилое здание).

ФИО1 обратилась в <адрес>вой суд с административным иском о признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношений <адрес> недействующими в части включения в Перечни принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кв-л 601, <адрес>.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что спорный объект недвижимости включен в Перечни на 2019-2022 годы необоснованно, не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволяют включить его в Перечен, что нарушает ее права и законные интересы, поскольку возлагает на нее как на налогоплательщика налога на имущество физических лиц его уплату в большем размере.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений <адрес>ФИО4 в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении требований, указав, что оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание отвечает критериям торгового центра, включено в Перечни на 2019-2022 годы по виду разрешенного использования земельного участка, на котором могут размещаться магазины розничной торговли, что отвечает критериям, установленным подпунктом 1 пункта 1, пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец (заявила о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя), представители административного ответчика министерства имущественных отношений <адрес> (заявлено о рассмотрении дела в отсутствии представителя), заинтересованного лица администрации <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, что в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1ФИО7 поддержала административный иск в полном объеме.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении требований, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, кв-л 601, <адрес>, принадлежит на праве собственности административному истцу ФИО1, что подтверждается соответствующей содержащейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем административный истец вправе обжаловать нормативные правовые акты органа исполнительной власти <адрес>, поскольку размер налоговых платежей на указанное недвижимое имущество рассчитывается из кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества, возлагая на нее как налогоплательщика налога на имущество физических лиц обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021, 2022 годы по ставке 2% как за объект недвижимости, включенный в Перечень в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; административный истец – ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, которыми нарушены ее права и законные интересы вследствие включения принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в Перечень.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов министерства имущественных отношений <адрес>, суд установил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан Приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан Приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений <адрес> издан Приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан Приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включено находящееся в собственности ФИО1 нежилое здание с кадастровым номером 26:12:010410:213, расположенное по адресу: <адрес>, кв-л 601, <адрес>.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>» в статье 1 предусмотрено, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений <адрес> опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации <адрес>» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, не противоречит требованиям, определенным приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме», а также приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-7-21/409@ "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа ФНС от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/604@".

В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений <адрес> порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений <адрес>, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена - с 01 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой домов единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

На основании пункта 1 статьи 399, пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - решением Ставропольской городской думы от 17 ноября 2014 года № 567 (в ред. решений Ставропольской городской Думы от 09.04.2015 г. № 639, от 25.11.2015 г. № 784, от 22.11.2017 г. № 189, от 31.10.2018 г. № 276, от 29.07.2020 г. № 468) «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края введен налог на имущество физических лиц и определены ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:

1) 2,0 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

2) 0,3 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 1 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень которых утверждается министерством имущественных отношений <адрес>.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества (нежилые здания), которые отвечают критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме.

Проверяя нормативные правовые акты в оспариваемой части в полном объеме суд установил следующее.

Принадлежащий на праве собственности ФИО1 объект капитального строительства с кадастровым номером площадью 724,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кв-л 601, <адрес>, имеет назначение: «Нежилое», наименование: «Основное», разрешенное использование: «данные отсутствуют», что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2021/118221646.

Согласно документам технического учета (инвентаризации) нежилое здание имеет наименование: «здание углекислотной станции».

Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.

В связи с этим, объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ФИО1, не подлежал включению в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости, а также в документах технического учета (инвентаризации) содержатся сведения о наименовании нежилого здания назначение: «Нежилое», наименование: «Основное» («здание углекислотной станции»), разрешенное использование: «данные отсутствуют», поскольку в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, кроме того, приведенные наименования, назначение, разрешенное использование свидетельствуют об отсутствии размещенных в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является; для такого признания, в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены иные критерии: наличие в здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: должно быть подтверждено сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), и площадь таких помещений должна быть не менее 20 процентов от общей площади здания.

С учетом изложенного, включение нежилого здания с кадастровым номером в Перечни по его назначению: «Нежилое», наименованию: «Основное», разрешенному использованию: «данные отсутствуют», содержащимся в сведениях ЕГРН, наименованию: «Углекислотная станция», содержащемуся в техническом паспорте, является незаконным по вышеизложенным доводам, поскольку в соответствии с пп. 2 п.п. 3, 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ наименование (назначение, разрешенное использование) здания не является критерием для признания здания, предназначенным для использования в целях административно-делового центра или торгового центра (комплекса).

Кроме того, назначению: «Нежилое», наименованию: «Основное», разрешенному использованию: «данные отсутствуют», содержащиеся в сведениях ЕГРН, наименованию: «Углекислотная станция», содержащееся в техническом паспорте, никак не свидетельствуют о размещении в нежилом здании с кадастровым номером офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером подлежащим включению в Перечень, на основании подпункта 2 пункта 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для которых требуется наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.

Как усматривается, выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2021/118221646, являющиеся надлежащими документами, содержащими сведения из Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилого здания с кадастровым номером , не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав этого нежилого здания, поскольку такие сведения не являются в силу закона сведениями ЕГРН.

Следовательно, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером нельзя признать соответствующими пп. 2 п.п. 3, 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ и подлежащим включению в Перечни по этому основанию.

В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) судом установлено следующее.

ГУП СК «<адрес>имущество» ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен документ технического учета (инвентаризации) – план объекта недвижимости на нежилое здание, наименование: «углеводородная станция», адрес: <адрес>, общей площадью 705,4 кв.м.

Площадь нежилое здание с кадастровым номером с 705,4 кв.м на 724,7 кв.м изменилась на основании документа технического учета - технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного кадастровым инженером ФИО5, за счет перепланировки, не затрагивающей конструктивных элементов и не требующей получения разрешения на реконструкцию, а также подсчета площади здания в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0393 с учетом внутренних перегородок по периметру внутренних обмеров здания.

Актуальные сведения об изменении количественных характеристик нежилое здание с кадастровым номером – его площади 724,7 кв.м внесены в ЕГРН.

Документ технического учета - технический план от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведения о качественных характеристиках помещений в здании (их наименовании, назначении, разрешенном использовании), поскольку согласно требованиям к техническому плану, установленным ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», данный документ технического учета не должен содержать в своем составе экспликаций с указанием классификации помещений.

Согласно экспликации, содержащейся в документе технического учета (инвентаризации) – плане объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленном ГУП СК «<адрес>имущество», в состав здания входят следующие производственные и складские помещения:

1 этаж: – теплоузел (19,1 кв.м), – подсобное (8,5 кв.м), – душ (1,7 кв.м), – душ (1,7 кв.м), – туалет (1,4 кв.м), – подсобное (2,7 кв.м), – подсобное (1,4 кв.м), – коридор (15,3 кв.м), – кабинет (8,5 кв.м), – подсобное (10,1 кв.м), – лаборатория (15,2 кв.м), – цех (311,6 кв.м), – щитовая (31,4 кв.м), – коридор (13,1 кв.м), – склад (55,0 кв.м), – склад (110,5 кв.м),

2 этаж: – кладовая (33,9 кв.м), – подсобное (6,1 кв.м), – подсобное (16,9 кв.м), – подсобное (11,3 кв.м), – подсобное (11,4 кв.м), – коридор (18,6 кв.м).

Как следует из экспликации, помещения: – теплоузел (19,1 кв.м), – подсобное (8,5 кв.м), – душ (1,7 кв.м), – душ (1,7 кв.м), – туалет (1,4 кв.м), – подсобное (2,7 кв.м), – подсобное (1,4 кв.м), – коридор (15,3 кв.м), – подсобное (10,1 кв.м), – щитовая (31,4 кв.м), – коридор (13,1 кв.м), – кладовая (33,9 кв.м), – подсобное (6,1 кв.м), – подсобное (16,9 кв.м), – подсобное (11,3 кв.м), – подсобное (11,4 кв.м), – коридор (18,6 кв.м), общей площадью 98,2 кв.м, являются вспомогательными для осуществления деятельности основных производственных помещения №, 13 (лаборатория, цех) и самостоятельного назначения не имеют.

Помещение – кабинет (8,5 кв.м) является служебным помещением работников производственного предприятия и не тождественно понятию «офисы».

Помещения: – лаборатория (15,2 кв.м), – цех (311,6 кв.м), общей площадью 326,8 кв.м, имеют производственное назначение.

Помещения: – склад (55,0 кв.м), – склад (110,5 кв.м), общей площадью 165,5 кв.м, имеют складское назначение.

Данные помещения №, 17 являются объектами материально-технического назначения.

В соответствии с пунктом 33 Национального стандарта РФ ФИО8 51303-2013 склад: специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Примечание - К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером не могло быть включено в Перечень на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по признакам наличия в нем не менее 20% от общей площади здания помещений, назначение, наименование или разрешенное использование которых предусматривает размещение торговых объектов на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации).

Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером , подлежащим включению в Перечень на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для признания которого требуется установление фактического использования не менее 20% общей площади этого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу требований части 1 статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Из системного толкования пунктов 9, 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 г. № 54-п, следует, что единственным документом, подтверждающим фактическое использование объекта недвижимости с целью его включения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, является акт обследования недвижимого имущества, полученный до утверждения Перечней.

Единственно относимые и допустимые в силу закона доказательства – акты обследования нежилого здания с кадастровым номером для его включения в Перечень в оспариваемые периоды административным ответчиком не представлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером не подлежало включению в Перечень на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером , подлежащим включению в Перечень на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены эти нежилые здания, суд установил следующее.

Из письменных возражений представителя административного ответчика – министерства имущественных отношений <адрес> следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «объекты складского назначения, магазины розничной торговли» послужил основанием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения в Перечень нежилого здания с кадастровым номером

Нежилое здание с кадастровым номером расположен на земельном участке с кадастровым номером что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2021/ и выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2021/

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1191 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, кв-л 601, <адрес>, имеет вид разрешенного использования: «объекты складского назначения, магазины розничной торговли», что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2021/

Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «объекты складского назначения, магазины розничной торговли» следует, что он не предусматривает размещение офисов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также не предусматривает размещение только торговых объектов (магазинов розничной торговли), поскольку помимо размещения торговых объектов, предусматривает размещение объектов складского назначения, которые не относятся к объектам, поименованным в п.п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ, подлежащим включению в Перечни.

В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «объекты складского назначения, магазины розничной торговли» однозначно и безусловно не свидетельствует о том, что земельный участок предназначен для размещения на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, т.е. объектов, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что предполагает проведение проверки фактического использования здания, которой, как указано выше, осуществлено не было, а предназначение здания по документу технического учета (инвентаризации) свидетельствует о размещении в здании лишь объектов производственного и складского назначения, т.е. нежилого здания, не подлежащего включению в Перечни.

Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 г. № 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 г. № 46-П выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером могло быть включено в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером вид разрешенного использования «объекты складского назначения, магазины розничной торговли» предусматривает размещение на нем объектов складского назначения, которые не относятся к объектам, поименованным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусматривает размещение офисов, общественного питания и бытового обслуживания, однозначно и безусловно не предусматривает размещение объектов торговли,.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком – министерством имущественных отношений Ставропольского края таких доказательств суду не представлено.

На основании изложенного, включение нежилого здания с кадастровым номером в Перечни в отсутствие всех критериев и условий, предусмотренных для такого включения пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является незаконным.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующим со дня принятия Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, утвержденные оспариваемыми приказами министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером , - подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, суд полагает обоснованными требования о признании его недействующим в оспариваемой части этого нормативного правового акта со дня принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае, включение спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, произведено в целях налогообложения на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, вследствие чего обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеет ограниченный срок действия, на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, признание отдельного положения недействующим с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, кв-л 601, <адрес>, подлежит исключению из оспариваемых Перечней, поскольку находящийся в собственности административного истца ФИО1 объект недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 1934 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 1542 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 1633 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 1608 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Министерству имущественных отношений <адрес> опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.

Дата составления мотивированного решения суда - ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ситькова О.Н.