Дело № 3а-387/2023
42OS0000-01-2023-000450-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Альбек Ю.С.,
с участием прокурора Фроловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«21» декабря 2023 года
административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Северо-Кузбасская энергетическая компания» о признании нормативного правового акта недействующим в части
УСТАНОВИЛ:
26 октября 2023 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление № 206 «Об установлении ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2021 год, на 2023 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год» (далее также Постановление № 206 – л.д. 89 - 92).
Постановление № 206 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 26 октября 2023 года (л.д. 93).
Открытое акционерное общество «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (далее также ОАО «СКЭК», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением и просит признать недействующим со дня принятия приложение к вышеуказанному постановлению, которым утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса с 01.01.2023 по 31.12.2023, как противоречащее Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2.
В обоснование требований указывает, что Постановление № 206 принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 25 мая 2023 года по делу № 3а-229/2023 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года по делу № 66а-1363/2023, и является замещающим нормативным правовым актом постановлений РЭК Кузбасса № 960 и 957 от 30 ноября 2023 года, отдельные положения которых были признаны недействующими. При принятии заменяющего нормативного правового акта регулирующий орган не учел изменения, внесенные 29 декабря 2022 года в постановление № 959 от 3 ноября 2022 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой населению и приправленным к нему категориям потребителей на 2022, 2023 годы», в соответствии с которыми снизилась первоначальная тарифная выручка сетевой организации, тем самым тарифные пары, по которым Общество осуществляет платежи за оказанные услуги смежным сетевым организациям, не обеспечены доходной частью.
В судебном заседании представитель административного истца Рычагов М.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему (л.д. 148 - 153).
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Шипачева Е.Б., действующая на основании доверенности, возражала против требований административного истца. Возражения в письменной форме приобщены к материалам дела (л.д. 118 – 123).
Представитель ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС») Михеева А.Е., действующая на основании доверенности, полагала иск подлежащим удовлетворению.
Заинтересованные лица АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД»), АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис», ООО «Кузбассэнергосеть», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Трансхимэнерго» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Фроловой Т.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 104 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется федеральными государственными органами.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии также установлен приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее также Методические указания 20-э/2).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. В случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами (пункт 8 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23 Правил регулирования).
Судом установлено, что ОАО «СКЭК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области – Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы.
30 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 957 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», пунктом 14 приложения 1 к которому Обществу установлен базовый уровень подконтрольных расходов с 2023 года в размере 1 572, 050 млн. руб., пунктом 14 приложения 2 Обществу установлена необходимая валовая выручка (далее также НВВ) на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 1 391 678, 46 тыс. руб., на 2023 год в размере 2 285 681, 30 тыс. руб.
Также 30 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 960 ««Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2023 год», пунктами 15, 24, 35, 36, 37, 38, 40, 47, 59, 62 приложения к которому были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2023 год, а именно между ОАО «СКЭК» и АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС»), ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД»), АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис»,ООО «Кузбассэнергосеть», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Трансхимэнерго».
Решением Кемеровского областного суда от 25 мая 2025 года по делу № 3а-229/2023 вышеуказанные нормативные правовые акты в приведенной части признаны недействующими.
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что органом регулирования допущены нарушения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, при определении базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года, а также необходимой валовой выручки.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете Обществу НВВ на 2023 год суд пришел к выводу о том, что индивидуальные тарифы, утвержденные на 2023 год с применением данного значения, не являются экономически обоснованными. На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие вышеуказанные постановления в отмененной части (л.д. 37 – 44).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года (дело № 66а – 1363/2023) решение Кемеровского областного суда оставлено без изменения (л.д. 45 – 49).
26 октября 2023 года, во исполнение решения Кемеровского областного суда от 25 мая 2023 года по делу № 3а-229/2023 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 30 августа 2023 года по делу № 66а – 1363/2023, Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 206 «Об установлении ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2021 год, на 2023 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год», с отдельными положениями которого несогласен административный истец, полагая индивидуальные тарифы рассчитанными с нарушением тарифного законодательства.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Расчет одноставочного индивидуального тарифа осуществляется по формуле 13.4 пункта 52 Методических указаний 20 – э/2, где в числе составляющих участвует ставка на содержание электрических сетей.
Избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация, представляет собой ту разность между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ, которая предусмотрена в качестве основы для расчета индивидуальных тарифов формулой расчета, описанной в пункте 49 Методических указаний № 20-э/2.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Административный истец, оспаривая заменяющий нормативный правовой акт, на допущенные регулирующим органом нарушения при определении размера НВВ на 2023 год не ссылается и доказательств того не предоставляет, судом таких обстоятельств также не установлено. В равной степени это относится к утвержденному базовому уровню подконтрольных расходов с 2023 года, а также величине НВВ на 2021 год.
С доводами административного истца о допущенных регулирующим органом нарушениях вышеприведенных положений тарифного законодательства, регламентирующих порядок расчета индивидуальных тарифов для взаиморасчетов, выразившихся в неверном определении тарифной выручки, поскольку она принята без учета снижения таковой по группе потребителей «население» в связи с изменениями пороговых значений диапазонов потребления электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением РЭК Кузбасса от 30 ноября 2022 года № 959 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2022, 2023 годы», суд не может согласиться.
Индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями) входит в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (пункты 3, 63 Основ ценообразования).
Период регулирования определен пунктом 2 Основ ценообразования как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
Срок действия утвержденных цен (тарифов) согласно пункту 62 Основ ценообразования не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
В силу абзацев 1 и 4 пункта 7 Правил регулирования, по общему правилу, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Указанное правило не распространяется, в частности, на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Такие решения, в силу абзаца 12 пункта 7 Основ ценообразования, регулирующий орган принимает во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).
Совокупность приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что принимаемые во исполнение вступившего в законную силу решения суда нормативные правовые акты регулирующих органов, направленные на приведение ранее утвержденных цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, призваны устранить нарушения, допущенные при установлении цен (тарифов) на соответствующий период регулирования, и заменяют в этом периоде регулирования решения, признанные недействующими. Соответственно при принятии таких решений подлежат анализу и оценке положения законодательства и обстоятельства, имевшие место на момент утверждения оспоренных цен (тарифов).
Из обстоятельств дела следует, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2023 год были утверждены РЭК Кузбасса 30 ноября 2022 года постановлением № 960, из них тарифы, содержащиеся в пунктах 15, 24, 35, 36, 37, 38, 40, 47, 59, 62 приложения к постановлению были оспорены ОАО «СКЭК».
Соответственно Постановление № 206 является заменяющим актом по отношению к Постановлению № 960 от 30 ноября 2022 года, и направлено на приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике оспоренных ОАО «СКЭК» тарифных решений, которыми утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2023 год, заменяя в этом периоде (в 2023 году) признанное недействующим в соответствующей части регулирование.
Также в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что в расчете индивидуальных тарифов для взаиморасчетов сетевых организаций, участвовала тарифная выручка Общества, формирующаяся в том числе от поступлений по тарифной группе «население», тарифы для которой были утверждены постановлением РЭК Кузбасса от 30 ноября 2022 года № 959 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2022, 2023 годы». В названное постановление регулирующим органом 29 декабря 2022 года внесены изменения, увеличены объемы потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненным к нему категориям потребителей в соответствующих диапазонах, оплачиваемых по установленным тарифам.
Как следует из пояснений стороны административного истца и представленного им расчета (л.д. 16), применение постановления № 959 в новой редакции по факту может повлечь изменение тарифной выручки Общества по тарифной группе «население»
Вместе с тем у регулирующего органа при принятии заменяющего акта, направленного на приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике тарифного решения, оформленного Постановлением № 960 от 30 ноября 2022 года, в силу приведенных выше положений законодательства не было оснований использовать значения, которые стали известны непосредственно в периоде регулирования, и не существовали на момент утверждения оспоренных индивидуальных тарифов.
Внесение 29 декабря 2022 года изменений в Постановление № 959 и распространение такого регулирования на период с 1 декабря 2022 года, само по себе основанием для вывода об установлении Обществу Постановлением № 206 индивидуальных тарифов для взаиморасчетов на 2023 год в нарушение положений законодательства в области электроэнергетики, имеющего большую юридическую силу, не является. Обратное влечет для субъектов регулируемой деятельности возможность злоупотребления правом по оспариванию решений тарифного органа по формальным основаниям, что не будет отвечать целям и принципам государственного регулирования цен в сфере электроэнергетики.
При этом суд учитывает, что административный истец как регулируемая организация, не лишен возможности заявить к учету надлежащим образом подтвержденные недополученные в 2023 году доходы для включения их в необходимую валовую выручку при установлении регулируемых цен (тарифов) в последующих периодах регулирования (абзац 9 пункта 7 Основ ценообразования).
Также следует отметить, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность оспариваемых положений, при этом не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного истца на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых принимаются нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (части 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемые нормы не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Из приведенных норм процессуального права и разъяснений порядка их применения следует, что выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. В связи с этим заменяющий нормативный правовой акт должен быть принят в соответствии со вступившим в законную силу судебным актом и только в той части оспоренного нормативного правового акта, которая признана недействующей и по тому основанию по которому в мотивировочной части этого судебного акта имелись соответствующие указания, без осуществления по собственной инициативе пересмотра нормативного правового акта в тех частях, которые не подвергались сомнению, и по тем основаниям, которые не были установлены судом, в отсутствие прямого указания на необходимость такого действия в мотивировочной и (или) резолютивной части вступившего в законную силу судебного акта, на основании которого принимается заменяющий нормативный правовой акт.
Ранее оспоренное ОАО «СКЭК» в соответствующей части тарифное решение - постановление РЭК Кузбасса от 30 ноября 2022 года № 960, было признано недействующим судебными инстанциями в связи с допущенными нарушениями при расчете НВВ Общества, что влияет на расчет индивидуальных тарифов. Иных оснований к признанию нормативного правового акта недействующим судом установлено не было, в том числе отклонен довод ОАО «СКЭК» о невозможности сбора Обществом тарифной выручки вследствие изменения РЭК Кузбасса пороговых значений диапазонов потребления, утвержденных постановлением РЭК Кузбасса от 30 ноября 2022 года № 959 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2022, 2023 годы».
Соответственно в силу приведенных выше положений процессуального законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации для регулирующего органа при принятии заменяющего нормативного правового акта подлежали учету обстоятельства, установленные решением Кемеровского областного суда от 25 мая 2023 года по делу № 3а-229/2022 и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года по делу № 66а – 1363/2023.
С учетом изложенного, при принятии во исполнение вступивших в законную силу судебных актов заменяющего нормативного правового акта – Постановления № 206, орган регулирования обоснованно осуществил пересмотр ранее принятого тарифного решения только в той части и по тем основаниям, которые судебными инстанциями были признаны установленными с нарушением тарифного законодательства, и по которым в мотивировочной части судебных актов имелись указания на допущенные нарушения.
При установленных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования о признании постановления РЭК Кузбасса от 26 октября 2023 года № 206 «Об установлении ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2021 год, на 2023 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год» недействующим в части и считает необходимым в его удовлетворении отказать.
Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
открытому акционерному обществу «Северо-Кузбасская энергетическая компания» в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 26 октября 2023 года № 206 «Об установлении ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2021 год, на 2023 год, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год» отказать.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: С.В. Киклевич
Мотивированное решение составлено 09 января 2024 года.