ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-387/21 от 29.06.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76OS0000-01-2021-000155-70

Дело № 3а-387\21

Принято в окончательной форме 29.06.21г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2021г. гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Чистяковой А.А.,

с участием прокурора Качаловой С.А., представителя административного истца ЗАО «Торговой товарищество братьев Е-вых» на основании доверенности ФИО1, представителя административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Торговое товарищество братьев Е-вых» к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,

Установил:

В административном исковом заявлении ЗАО «Торговое товарищество братьев Е-вых» просит признать недействующим с о дня принятия п. 426 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021г., утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 18 декабря 2020г. № 34-н.

Административные исковые требования мотивированы тем, что указанным пунктом в перечень включено здание с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащее административному истцу на праве собственности. Вследствие этого административный истец обязан к уплате налога на имущество организации, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Оснований для включения в оспариваемый перечень здания не имелось как по виду разрешенного использования земельного участка и здания, так как и по фактическому использованию. Департаментом до принятия оспариваемого нормативного правового акта обследование здания в целях установления оснований для его включения в перечень не проводилось.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО8 административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности ФИО2 административные исковые требования не признала, полагая, что приказ принят уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия, основания для включения в перечень здания административного истца имелись.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, возражений относительно административных исковых требований не представило.

Прокурором Качаловой С.А. дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав указанных лиц, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 18 декабря 2020г. № 34-н утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.

В п. 426 утвержденного перечня включено нежилое здание c кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащее ЗАО «Торговое товарищество братьев Е-вых».

Приказ с утвержденным перечнем прошел государственную регистрацию в установленном порядке и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

В соответствии с п\п 1 и 2 п. 1, п. 2, п\п 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений ЯО от 21.10.2019 N 20-н (ред. от 13.04.2020) утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ярославской области. В п. 856626 приложения 1 к приказу установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 76:23:030715:184 в размере 151 630 531,5руб., которая применяется в целях налогообложения с 01.01.2020г.

Согласно ст. 2.1 Закона Ярославской области от 15.10.2003 N 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» (в редакции Закона Ярославской области от 12.11.2019г. № 58-з, действовавшей в период утверждения перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 кв.м и помещения в них;

2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

В соответствии с п\п 3.2.15 п. 3.2 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 N 116, для обеспечения реализации основных направлений деятельности и установленных полномочий департамент определяет на очередной налоговый период перечень отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе проводит мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в соответствии с порядком, установленным Правительством области.

В соответствии с п. 4.1 и п\п 5.3.7 п. 5.3 указанного Положения Департамент в пределах своих полномочий издает приказы, носящие нормативный характер.

Таким образом, определение Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На территории Ярославской области таким органом является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Тем самым, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, с соблюдением порядка и формы его принятия, а также требований к публикации нормативного правового акта в средстве массовой информации и введению его в действие.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено вышеупомянутое нежилое здание, на день принятия оспариваемого приказа имел вид разрешенного использования – объекты административного назначения для оказания услуг населению (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.11.2019г.)

По сведениям Единого государственного реестра здание имеет наименование «Нежилое здание».

Вместе с тем в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о заключенных договорах аренды помещений ЗАО «Торговый дом братьев Е-вых» с ООО «Гастроном» и ООО «Резиденция Государыни главной масленицы страны».

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГг \Н\21, заключенному с ООО «Резиденция Государыни главной масленицы страны», и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГг. предметом договора является часть вышеуказанного нежилого здания площадью 222,5 кв.м, площади переданы в аренду для оказания услуг общественного питания, срок договора аренды с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Арендатор обязан использовать объект исключительно в целях, предусмотренных договором, то есть для оказания услуг общественного питания.

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГг., заключенному с ООО «Гастроном» предметом договора является часть указанного нежилого здания: нежилые помещения подвального этажа 372,4 кв.м, нежилые помещения первого этажа 795,2 кв.м, всего – 1 167,6 кв.м. Вместе с помещениями в аренду передано технологическое оборудование, малоценные и быстроизнашивающие предметы. Площади переданы для размещения продовольственного магазина, кафе, с возможной продажей алкогольной продукции, сопутствующих товаров и связанны с этим услугами складирования собственного товара и размещения офиса. Характер использования помещений является обязательным.

Из содержания договоров аренды следует, что общая площадь нежилого здания, переданного в аренду, составляет 1390,1 кв.м.

Общая площадь здания согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, составляет 3 971, 8 кв.м. То есть площадь здания, которая используется в целях оказания услуг общественного питания и торговли, составляет 34,9%, что является достаточным основанием для включения здания в оспариваемый перечень в соответствии с п\п 2 п. 4 ст.378.2 НК РФ.

Доказательства расторжения договоров аренды не имеется. Осуществление арендаторами предпринимательской деятельности в сфере общественного питания и торговли подтверждается содержанием договоров аренды, информацией о выдаче им в 2019г. лицензий на розничную продажу алкогольной продукции со сроком их действия до ноября 2021г.

Доводы административного истца о том, что департаментом не было проведено обследование здания в целях выявления правовых оснований для включения здания в перечень, не являются основанием для удовлетворения административных исковых требований, так как собранными по делу доказательствами с бесспорностью подтверждается использование более 20% здания для оказания услуг общественного питания и торговли. Данные обстоятельства имели место на день принятия оспариваемого нормативно правового акта. Департаменту были доступны сведения Единого государственного реестра, в котором содержалась информация о заключенных договорах аренды. Также были доступны сведения о выданных лицензиях на розничную торговлю алкоголем. Совокупность информации, которая была доступна департаменту, позволяла сделать вывод о наличии оснований для включения здания в перечень.

В материалы дела представлены два технических паспорта на здания по состоянию на 01.01.2019г. и 17.09.2019г.

В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 01.01.2019г. общая площадь торговых помещений составляет 1214 кв.м или 30,5% от общей площади, вспомогательных торговых помещений 1146,7 кв.м или 28,89%, всего 59,39% от общей площади здания.

В техническом паспорте по состоянию на 17.09.2019г. площадь основных торговых помещений составляет 581,6 кв.м (14,6%), вспомогательных торговых помещений 4,4 кв.м (0,11%), всего – 14,75%.

Сведения технического паспорта по состоянию на 17.09.2019г. не опровергают выводы о том, что общая площадь здания, которая занята для оказания услуг общественного питания и торговли, составляет более 20%.

В судебном заседании свидетель ФИО6 (кадастровый инженер, составивший технический паспорт от 17.09.2019г.) показала, что назначение помещений в техническом паспорте указала со слов заказчика, текущее использование и назначение не учитывалось.

Между тем договоры аренды как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., так и до настоящего времени не расторгнуты, соглашений об изменении количества площадей и назначения, переданных в аренду помещений, не заключены. Общая площадь здания по обоим техническим паспортам составляет 3 971,8 кв.м.

Из содержания п. 38 ФИО9 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 582-ст) следует, что в состав магазина должны входить торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Пунктами 91, 96, 97, 112 указанного ГОСТ определена материально-техническая база торгового зала, подсобных, административно-бытовых и складских помещений.

Согласно данным положениям ФИО9 51303-2013 функционирование магазина предполагает наличие указанных помещений.

При таких обстоятельствах изменение наименования ряда помещений в техническом паспорте само по себе не подтверждает то, что после 17.09.2019г. фактическое использование помещений, переданных в аренду, стало иным.

В силу изложенного административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Закрытого акционерного общества «Торговое товарищество братьев Е-вых» о признании недействующим п. 426 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 г., утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. -н.

Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.

Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов