ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-38/17 от 12.09.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-38/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Холчевой О.П.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановскому региональному отделению Общероссийской общественной организации по развитию социальных технологий «Центр ФИО1» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ивановскому региональному отделению Общероссийской общественной организации по развитию социальных технологий «Центр ФИО1» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированны следующим. В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности Ивановского регионального отделения Общероссийской общественной организации по развитию социальных технологий «Центр ФИО1» (далее - Организация) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее - Управление) выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Организации, в том числе грубые. Так, в Организации не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей; не соблюдалась периодичность проведения общих собраний членов Организации, установленная пунктом 4.4 Устава; не соблюдалась периодичность проведения Совета регионального отделения, установленная пунктом 4.4 Устава; не проводились контрольно-ревизионные проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленные пунктом 6.2 Устава; Совет регионального отделения и ревизионная комиссия не переизбирались с момента государственной регистрации, полномочия указанных органов истекли; смета доходов и расходов в нарушение пункта 4.6 Устава не утверждалась. 28 декабря 2016 года Управлением в адрес Организации направлено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки. 29 марта 2017 года от Организации поступило заявление о продлении срока устранения выявленных нарушений до 1 августа 2017 года. В указанный срок нарушения не устранены.

В судебное заседание представитель административного истца Управления не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещено своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, о чем указал в административном исковом заявлении и в письме от 7 сентября 2017 года.

Представитель административного ответчика Организации в судебное заседание дважды не явился, о времени и месте рассмотрения дела Организация извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Судом установлено, что 12 мая 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Организации как юридического лица за основным государственным регистрационным номером 15 мая 2009 года Организация зарегистрирована Управлением и запись об Организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц , свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 15 мая 2009 года, данными Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с Уставом Организации и данными Единого государственного реестра юридических лиц деятельностью Организации руководит Председатель Организации, который действует от имени Организации без доверенности; с 2009 года Председателем Организации является ФИО2

В период с 1 декабря 2016 года по 28 декабря 2016 года Управлением проведена плановая документарная проверка деятельности Организации за период с 1 декабря 2013 года по 30 ноября 2016 года; в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а также нарушения Устава Организации, которые зафиксированы в акте проверки от 28 декабря 2016 года № 52, что подтверждается распоряжением Управления от 7 ноября 2016 года № 422-р, Уведомлением Управления о проведении проверки от 7 ноября 2016 года и актом проверки от 28 декабря 2016 года № 52.

Как следует из материалов дела, в том числе пояснительной записки Председателя Организации ФИО2 от 1 декабря 2016 года указанные нарушения Организацией не оспаривались и не оспариваются.

28 декабря 2016 года Управлением в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 37/03-11/3605 с требованием в срок до 31 марта 2017 года устранить нарушения действующего законодательства Российской Федерации; данное предупреждение получено Председателем Организации ФИО2 28 декабря 2016 года, что подтверждается предупреждением Управления от 28 декабря 2016 года № 37/03-11/3605.

29 марта 2017 года Организация представила в Управление письменное заявление о продлении срока устранения нарушений до 1 августа 2017 года, указывая о том, что Организация будет ликвидироваться в соответствии с Решением Заседания Правления Общероссийской общественной организации по развитию социальных технологий «Центр ФИО1» от 22 марта 2017 года, что подтверждается заявлением Председателя Организации ФИО2 от 29 марта 2017 года.

Указанное заявление Организации удовлетворено, срок устранения Организацией нарушений, указанных в предупреждении от 28 декабря 2016 года, Управлением продлен до 1 августа 2017 года, о чем Организация была извещена 4 апреля 2017 года, что подтверждается письмом Управления от 4 апреля 2017 года.

Как следует из материалов дела, Организация не ликвидирована, выявленные нарушения законодательства Организацией не устранены; какие-либо возражения на административный иск Организацией не представлены.

Судом также установлено, что в проверяемый Управлением период Организацией в нарушение указанных положений статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 Устава; не соблюдалась периодичность проведения общих собраний членов Организации и периодичность проведения Совета регионального отделения, установленная пунктами 4.4 и 4.5 Устава; не проводились контрольно-ревизионные проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленные пунктом 6.2 Устава; не утверждалась смета доходов и расходов как это предусмотрено пунктом 4.6 Устава, что подтверждается актом проверки от 28 декабря 2016 года № 52, предупреждением Управления от 28 декабря 2016 года, пояснительной запиской Председателя Организации ФИО2 от 1 декабря 2016 года,

С учетом указанных обстоятельств, учитывая, что выявленные нарушения Организации носят длительный характер и не устранены, в том числе и после получения письменного предупреждения Управления, суд расценивает указанные нарушения закона как существенные и грубые.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

С учетом указанных обстоятельств и правовых норм, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления – уполномоченного законом федерального органа по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановскому региональному отделению Общероссийской общественной организации по развитию социальных технологий «Центр ФИО1» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Ивановское региональное отделение Общероссийской общественной организации по развитию социальных технологий «Центр ФИО1» и исключить сведения об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Холчева О.П.