ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-38/2016 от 15.03.2016 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело№3а-38/2016 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«15» марта 2016 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе судьи Зеленского A.M.

при секретаре - Лакман Т.А.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению МП «Калининградтеплосеть» об оспаривании норма­тивного правового акта - приказа Службы по государственному регулирова­нию цен и тарифов Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2015 года № 198-02-т/15 «Об уста­новлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП «Кали-нинградтеплосеть», на 2016-2018 годы» установлены:

- долгосрочные параметры регулирования деятельности для МП «Калинин-
градтеплосеть» при формировании тарифов на тепловую энергию (мощность)
на 2016-2018 годы согласно приложению № 1;

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП
«Калининградтеплосеть», на 2016-2018 годы с календарной разбивкой со­
гласно приложению № 2.

Указанный приказ вступил в силу с 01 января 2016 года, опубликован в ежедневной газете "Калининградская правда" № 238 (18860) от 22 декабря 2015 года.

МП «Калининградтеплосеть» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложения №2 к названному приказу, сославшись на то, что при расчете тарифов Службой были неверно определе­на величина полезного отпуска тепловой энергии. Служба в нарушении тре­бований законодательства не рассчитала размер полезного отпуска тепловой энергии исходя из показателей за последний отчетный год (2014) и динамики полезного отпуска за последние 3 года, а взяла величину полезного отпуска, определенную Приказом ФСТ России №1155-д от 08 июня 2015г. При этом


Федеральная Служба по тарифам рассчитала величину полезного отпуска те­пловой энергии, исходя из данных за 2013 год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за предшествующие 3 года регулирования. Кроме того, для расчета полезного отпуска тепловой энергии не были использованы стати­стические данные, предоставленные МП РИВЦ «Симплекс», осуществляю­щей расчет оплаты тепловой энергии для потребителей. По мнению предпри­ятия, Служба должна была при расчете тарифа на тепловую энергию (мощ­ность) на 2016 год исходить из величины полезного отпуска тепловой энер­гии за 2014 год, сформированной с учетом данных МП РИВЦ «Симплекс» в размере 1672,375 тыс. Гкал.

В судебном заседании представители МП «Калининградтеплосеть» -ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель Службы по государственному регулированию цен и та­рифов Калининградской области - ФИО3 с заявлением не согласилась, сославшись на то, что достоверные данные, позволяющие рассчитать полез­ный отпуск тепловой энергии за 2014 год, предприятием не представлены, а данные МП РИВЦ «Симплекс» для расчетов использованы быть не могут.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокуро­ра Маркеловой Г.И., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

МП «Калининградтеплосеть» является единой теплоснабжающей орга­низацией, осуществляющей оказание услуг по теплоснабжению на террито­рии городского округа «Город Калининград».

Согласно п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, ут­вержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, тари­фы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, опреде­ленной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетно­го объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на ос­новании программы комплексного развития систем коммунальной инфра­структуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснаб­жения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфра­структуры муниципального образования или при отсутствии в указанных до­кументах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии рас­четный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом ре­гулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом факти­ческого полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктами 8, 18, 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных прика­зом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, расчетный объем полезного отпуска


соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирова­ния определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее от­сутствия - на основании программы комплексного развития систем комму­нальной инфраструктуры муниципального образования.

Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника теп­ловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепло­вой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпус­каемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые се­ти, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.

Формирование органами регулирования расчетных объемов, исполь­зуемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляется с уче­том количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энер­гии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потреби­телями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фак­тического потребления за три предыдущих года, и планов регионального раз­вития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потре­бителей, объемов потерь и других параметров.

Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыду­щие периоды регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теп­лоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпус­ка, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоно­сителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а так­же выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Из изложенного видно, что объём полезного отпуска тепловой энергии определяется как разница между всей энергией поставляемой с коллекторов за вычетом теплопотерь в сетях и энергии, используемой для нужд предпри­ятия. Следовательно, при принятии решения о размере тарифов, установле­нию подлежит объем полезного отпуска тепловой энергии в натуральном вы­ражении, а не об объём тепловой энергии, предъявленной к оплате потреби­телям. Данные об оплате тепловой энергии могут быть использованы в каче­стве одного из доказательств установления объёма полезного отпуска тепло­вой энергии в совокупности с другими, перечисленными в приведённых вы­ше нормах, документами, но не являются единственным источником инфор­мации о сведениях, используемых при утверждении тарифа. То есть сам предложенный МП «Калининградтеплосеть» принцип установления объёма


полезного отпуска тепловой энергии исключительно на основании данных о счетах, предъявленных к оплате потребителям, противоречит законодатель­ству.

Предусмотренные законом данные, позволяющие рассчитать объём по­лезного отпуска тепловой энергии за 2014 г. МП «Калининградтеплосеть» в службу не представило.

МП «Калининградтеплосеть не ведёт учет энергии, поставляемой с коллекторов предприятия.

По состоянию на 24.03.2015 из 116 имеющихся у предприятия теплоис­точников приборы учёта по отпуску тепловой энергии в сеть на коллекторах установлены только на 36 теплоисточниках. На 80-ти котельных отсутствуют приборы учёта тепловой энергии, что делает невозможным получение объек­тивных сведений об объемах производства тепловой энергии.

Отсутствие на отдельных теплоисточниках приборов учёта тепловой энергии по отпуску тепловой энергии в сеть противоречит Методике осуще­ствления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержден­ной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хо­зяйства Российской Федерации от 17.03.2014 № 99/пр., согласно которой на источнике тепловой энергии узлы учета должны устанавливаться на каждом выводе тепловой сети.

В нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффектив­ности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации» учет тепловой энергии (мощности) не обеспечивается не только при производстве, но и при сбыте тепловой энергии. Реализация более чем 60% от отпускаемой Предприятием группе «население» тепловой энер­гии происходит без применения приборов учета потребления тепловой энер­гии. В 2014 году этот объем достигал 70%. Многоквартирные жилые дома в городе Калининграде в большинстве не оборудованы общедомовыми прибо­рами учёта тепловой энергии.

То есть объем поставляемой потребителям предприятием тепловой энергии объективно не учитывается.

Так же предприятие допустило представление в Службу заведомо не­достоверных сведений о характеристиках объектов, участвующих в передаче тепловой энергии с целью завышения размера нормативных потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии. Постановлением Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининград­ской области от 02 октября 2015г. за эти действия предприятие привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 19.7.1 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15 февраля 2015г. по делу в удовлетворении заявления об оспаривании этого поста­новления отказано. Действительно, решение арбитражного суда не вступило в законную силу, однако позиция сторон, зафиксированная в нём, имеет зна­чение для настоящего дела и может быть учтена судом.

В ходе рассмотрения дела предприятием не оспаривался факт пред-


ставления в Службу недостоверных сведений, влияющих на величину норма­тивных потерь тепловой энергии, оно оспаривало лишь наличие умысла в своих действиях, ссылаясь на недостатки программного обеспечения, ис­пользованного для расчета теплопотерь.

То есть точные данные об объеме полезного отпуска тепловой энергии за 2014 год отсутствуют.

Не могут быть такие данные установлены и за счет иных представлен­ных предприятием сведений и документов.

Схема теплоснабжения муниципального образования городского окру­га «Город Калининград» не может быть использована для расчёта объёма по­лезного отпуска тепловой энергии по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 6 Федерального за­кона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» и подпунктом «8» пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение схемы теплоснабжения и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для городского округа «Город Кали­нинград» относится к полномочиям органов местного самоуправления город­ского округа «Город Калининград».

В нарушение требований к схемам теплоснабжения и требований к по­рядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, содержащихся в по­становлении Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, схема теплоснабжения городского округа «Город Калининград» не проходит в установленные сроки ежегодную актуализацию. Утвержденная схема теп­лоснабжения муниципального образования городского округа «Город Кали­нинград» не содержит информацию об объемах потребления тепловой энер­гии (мощности).

В ответ на запрос Службы об объеме полезного отпуска тепловой энер­гии, используемом при составлении схемы теплоснабжения, Комитет город­ского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» представил сведения, в соответствии с которыми объем полезного отпуска МП «Калининградтеплосеть», принятый при составлении схемы теплоснаб­жения, составлял 2146,5 тыс. Гкал., что в значительной мере превышает при­нятый Службой объем полезного отпуска на 2016 в размере 1916,988 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования цен), к заявлению об ус­тановлении цен (тарифов) должны прилагаться следующие документы и ма­териалы:

- расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности) согласно за­
ключенным в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» до­
говорам;

- копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (дого­
воры теплоснабжения, и (или) поставки тепловой энергии.

То есть необходимые для расчета тарифа сведения обязано представить


предприятие.

Согласно пунктам 3, 8 статьи 15 Федерального закона «О теплоснаб­жении» единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой тепло­снабжения.

Договор теплоснабжения должен определять объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжаю­щей организацией и приобретению потребителем.

В нарушение требований ст. 15 Федерального закона «О теплоснабже­нии» Предприятием с большей частью потребителей тепловой энергии дого­воры не заключены.

В связи с отсутствием заключенных в установленном порядке догово­ров, в нарушение требований пункта 16 Правил регулирования цен предпри­ятием в Службу были представлены только договоры с отдельной частью по­требителей. Данное обстоятельство стало причиной, делающей невозможным проведение расчета величины полезного отпуска тепловой энергии (мощно­сти) исходя из заключенных в соответствии с Федеральным законом «О теп­лоснабжении» договоров.

В виду отсутствия договоров с управляющими компаниями и (обще­домовых) приборов учета у предприятия нет объективной информации о до­говорном и фактическом (помесячном, годовом) объёме потребления тепло­вой энергии, в связи с чем расчет объёма полезного отпуска тепловой энер­гии в части предоставления коммунального ресурса управляющим организа­циям производится им на основании расчётных данных, предоставленных МП РИВЦ «Симплекс».

МП РИВЦ «Симплекс» является организацией, осуществляющей рас­чёты оплаты коммунальных услуг в г. Калининграде, в том числе, услуг по теплоснабжению.

В соответствии с договором от 12 мая 2003г., заключенным между МП «Калининградтешюсеть» и МП РИВЦ «Симплекс», на последнее предпри­ятие не возлагаются обязанности по снятию показаний с приборов учета, а также по сбору, обработке и хранению данных об объемах потребленной те­пловой энергии.

МП РИВЦ «Симплекс» не может располагать объективной информаци­ей об объемах отпущенной МП «Калининградтеплосеть» тепловой энергии, не может объективно подтверждать фактически полученный потребителями объем услуг.

В г. Калининграде не все управляющие компании ТСЖ и другие об­служивающие жильё организации пользуются услугами МП РИВЦ «Сим­плекс» для расчета оплаты коммунальных услуг. То есть предприятие не об­ладает полнотой информации обо всех потребителях тепловой энергии.

Как было указано ранее, большинство домов в городе не оборудовано приборами учета тепловой энергии. Ссылки МП «Калининградтеплосеть» на то, что объём полезного отпуска тепловой энергии может быть установлен,


исходя из расчетов потреблённой энергии на основании нормативов, проти­воречит приведённым выше нормам законодательства, согласно которым Служба при установлении тарифа обязана определить фактический объём отпущенной с коллекторов тепловой энергии, а не нормативный объём. Нор­мативы потребления коммунальных услуг могут использоваться при расчёте объёма полезного отпуска тепловой энергии наряду с другими документами, перечисленными в п.22 Методических указаний, но не являться единствен­ным источником информации об отпуске тепловой энергии для 70% жилищ­ного фонда г. Калининграда.

Более того, расчёты МП РИВЦ «Симплекс», основанные на действую­щих нормативах потребления коммунальных услуг недостоверны.

В период с 12 марта по 08 мая 2015 года Службой была проведена пла­новая выездная проверка деятельности МП «Калининградтеплосеть» по во­просам соблюдения обязательных требований по установлению и примене­нию регулируемых государством цен (тарифов). Выборочный анализ пред­ставленных МП «Калининградтеплосеть» ведомостей начислений оплаты за отопление через МП РИВЦ «Симплекс» показал, что по отдельным кварти­рам многоквартирных жилых домов при начислении оплаты применялся не норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, а иная величина, которая меньше установленного норматива.

Таким образом, при начислении оплаты за коммунальную услугу по отоплению через МП РИВЦ «Симплекс» предприятием необоснованно зани­жалась начисляемая отдельным потребителям плата, занижалась выручка МП «Калининградтеплосеть» по регулируемому виду деятельности, а, следо­вательно, занижался расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии.

Отраженные в акте проверки выводы предприятием не оспаривались. Постановлением Службы от 31 июля 2015г. МП «Калининградтеплосеть» за указанные действия привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24 декабря 2015 г. по делу данное постановление остав­лено без изменения. Несмотря на то, что это решение не вступило в законную силу, позиция предприятия по выявленному службой факту может быть ис­пользована в качестве доказательства по настоящему делу.

В ходе судебных разбирательств по делу Предпри­ятие сообщило, что не контролировало правильность производимых МП РИВЦ «Симплекс» начислений и даже полагало, что не должно было кон­тролировать правильность предъявляемый к оплате объемов услуг. То есть МП «Калининградтеплосеть» само признавало недостоверность производи­мых МП РИВЦ «Симплекс» начислений объёма предоставленных комму­нальных услуг в виде тепловой энергии.

В поданном в Калининградский областной суд заявлении МП «Кали­нинградтеплосеть» так же не оспаривает факт занижения предоставленного на регулирование объема полезного отпуска, однако полагает, что Служба должна была увеличить объем полезного отпуска на 40,5 тыс. Гкал.

Между тем, в адрес Службы в целях прохождения процедуры государ-


ственного регулирования тарифов предприятием не были представлены уточ­ненные сведения о величине полезного отпуска с учетом отраженных в акте проверки от 08.05.2015 замечаний, на величину 40,5 тыс. Гкал. Выводы Службы были сделаны только при использовании незначительного массива данных, при выборочном анализе сведений.

У Службы отсутствовала возможность и необходимость осуществления в рамках проведенного административного расследования сплошной провер­ки всех квитанций на оплату коммунальных услуг.

Данные МП РИВЦ «Симплекс» не могут быть использованы для опре­деления объёма полезного отпуска тепловой энергии и по следующим осно­ваниям.

МП «Калининградтеплосеть» само подтвердило несовпадение данных, имеющихся у МП РИВЦ «Симплекс» об объёмах тепловой энергии, предъяв­ленной к оплате потребителям с объемом полезного отпуска тепловой энер­гии в натуральном выражении, используемым при установлении тарифов в письме, направленном в службу 11.09.2014г.

Тринадцатым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела сделан вывод (стр. № 12), что фактически оказанный МП «Калининградтеплосеть» размер поставленной тепловой энергии не мо­жет подтверждаться данными расчетного информационного - вычислитель­ного центра «Симплекс» (постановление от 29 апреля 2015г. по иску МП «Калининградтеплосеть» к Правительству Калининградской области о взы­скании убытков)

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Кодекса административного су­допроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные всту­пившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им граж­данскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, отно­сящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятель­ства.

При этом МП «Калининградтеплосеть» препятствует Службе в получе­нии данных, необходимых для расчета тарифов, при производстве выездных проверочных мероприятий. Предприятие оказывало противодействие, в пре­доставлении сведений о начисленных и уплаченных суммах за услуги тепло­снабжения, за что было привлечено к административной ответственности. Данные, которые предприятие отказалось представить в Службу по государ­ственному регулированию цен и тарифов, могли быть использованы при оп­ределении объёма полезного отпуска тепловой энергии. Вступившим в за­конную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 23 июня 2015г., оставленным без изменения постановлением Тринадцатого ар­битражного апелляционного суда от 24 сентября 2015г. (дело ) отказано в удовлетворении заявления МП «Калининградтеплосеть» об оспа­ривании соответствующего постановления Службы по государственному ре-


гулированию цен и тарифов Калининградской области от 14 апреля 2015г.

В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен в случае не­представления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирова­ния цен, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за пред­шествующие периоды регулирования, использованных в том числе для уста­новления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

На основании пункта 11 Регламента открытия дел об установлении ре­гулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере тепло­снабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163, несо­блюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов) является основанием для принятия решения об отказе в рас­смотрении представленных предложений.

Принимая во внимание, что Предприятием в целях прохождения про­цедуры государственного регулирования не были предоставлены объектив­ные данные о величине полезного отпуска тепловой энергии за 2014 и на 2016 годы, Службой в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен был выполнен расчет тарифов на 2016 год с использованием данных, приме­ненных для расчета тарифов, действующих в 2015 году и рассчитанных ФСТ России в Приказе №1155-д от 08 июня 2015г.

Величина полезного отпуска была сформирована Службой исходя из динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года, за кото­рые имелись достоверные данные, с учетом ожидаемого подключения потре­бителей согласно утвержденной схемы теплоснабжения муниципального об­разования «Город Калининград».

Данное решение соответствует закону, в удовлетворении администра­тивного искового заявления МП «Калининградтеплосеть» следует отказать.

Руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать МП «Калининградтеплосеть» в удовлетворении администра­тивного искового заявления об оспаривании приложения 2 приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской облас­ти от 20 декабря 2015 года № 198-02-т/15 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП «Калининградтеплосеть», на 2016-2018 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верхов­ный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в те­чение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2016 года.

Судья Калининградского

областного суда Зеленский A.M.