ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-38/2022 от 15.03.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-38/2022 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коклюшкиной Н.А.,

с участием прокурора Голодковой А.А.,

представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3, ФИО4,

представителя заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» о признании недействующими приказов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области № 512-нп от 19 декабря 2018 года, № 538-нп от 27 декабря 2018 года, № 407-нп от 19 декабря 2019 года, № 421-нп от 17 декабря 2020 года,

установил:

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее ГУ РЭК) № 512-нп от 19 декабря 2018 года установлены и введены в действие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльяснс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь на 2019-2021 годы согласно приложению 1 (пункт 1).

Действие указанных тарифов установлено с 01 января 2019 года по 31 декабря 2021 года (пункт 2).

Приложением 1 к указанному приказу тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены ООО «ЭнергоАльянс» для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) в следующих размерах:

- на первое полугодие 2019 года – 341,97 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2019 года и на первое полугодие 2020 года – 345,65 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года – 358,37 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2021 года – 372,30 руб./Гкал.

Обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльянс» определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2019-2021 годы согласно приложению 2 (пункт 3).

Приложением 2 к указанному приказу базовый уровень операционных расходов ООО «ЭнергоАльянс» на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов установлен в размере 744,11 тыс. рублей.

Приказ № 512-нп от 19 декабря 2018 года размещен на официальном интернет-портале правовой информации 21 декабря 2018 года.

Приказом ГУ РЭК Тверской области № 538-нп от 27 декабря 2018 года, вступившим в силу со дня опубликования, в приказ ГУ РЭК от 19 декабря 2018 года № 512-нп внесены изменения.

Приказ дополнен пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Установленные тарифы налогом на добавленную стоимость не облагаются в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.»

Таблица приложения 1 «Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы» изложена в новой редакции, одноставочный тариф для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен в размерах:

- на первое полугодие 2019 года – 341,97 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2019 года и на первое полугодие 2020 года – 345,65 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года – 358,37 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2021 года – 372,30 руб./Гкал.

Приказ № 538-нп от 27 декабря 2018 года вступил в силу со дня официального опубликования, размещен на официальном интернет-портале правовой информации 28 декабря 2018 года.

Приказом ГУ РЭК Тверской области № 407-нп от 19 декабря 2019 года, действующим с 01 января 2020 года, внесены изменения в приказ № 512-нп от 19 декабря 2018 года, приложением 1 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Энергоальянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы.

Одноставочный тариф установлен в размерах:

- на 2020 год и первое полугодие 2021 года -341,51 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2021 года – 370,17 руб./Гкал.

Приказ вступил в силу с 01 января 2020 года, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20 декабря 2019 года.

Приказом ГУ РЭК Тверской области № 421-нп от 17 декабря 2020 года, действующим с 01 января 2021 года, внесены изменения в приказ ГУ РЭК № 512-нп от 19 декабря 2018 года, приложением 1 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Энергоальянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы.

Одноставочный тариф установлен в размерах:

- на 2021 год – 296,55 руб./Гкал.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Тверской области 18 декабря 2020 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (далее ООО «Тверская генерация) обратилось в суд с административным иском, уточненным в судебном разбирательстве, в котором просило признать недействующими с момента принятия приказы ГУ РЭК Тверской области № 512-нп от 19 декабря 2018 года, № 538-нп от 27 декабря 2018 года, № 407-нп от 19 декабря 2019 года, № 421-нп от 17 декабря 2020 года, обязать тарифный орган принять заменяющие нормативные правовые акты.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при принятии оспариваемых тарифных решений ГУ РЭК Тверской области нарушены требования законодательства о ценообразовании и законодательства о теплоснабжении при учете объема полезного отпуска энергии при утверждении тарифов на передачу тепловой энергии. Принятие таких решений явилось следствием действий теплосетевой организации ООО «ЭнергоАльянс».

На основании схемы теплоснабжения города Твери ООО «Тверская генерация» является единой теплоснабжающей организацией в микрорайоне Брусилово. В целях поставки тепловой энергии потребителям Общество приобретает услуги передачи (транзита) тепловой энергии по сетям теплоснабжения ООО «ЭнергоАльянс» по тарифу, установленному ГУ РЭК.

29 декабря 2017 года между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде. Расчеты по договору производятся на основании установленных тарифов. Тариф на услуги по передаче с учетом потерь устанавливается в рублях за 1 Гкал.

Между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» имеются судебные споры по стоимости оказанных услуг за периоды с 13 марта 2018 года по 31 декабря 2020 года.

При расчете объема оказанных услуг ООО «Тверская генерация» исходило из показаний приборов учета, установленных на объектах потребителей, а в случае их отсутствия определяло объем оказанных услуг расчетным способом в отношении жилых домов - в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, а в отношении нежилых зданий - исходя из тепловой нагрузки в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 17 марта 2014 года № 99/пр.

ООО «ЭнергоАльянс», рассчитывая объем оказанных услуг по передаче тепловой энергии, руководствовалось Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 года № 808 и Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, исключая применение положений жилищного законодательства и Правил № 354.

Судебными актами арбитражных судов по делам №№ А66-21171/2018, А66-9904/2020, А66-19332/2019, А66-12140/2020 подтверждена правомерность расчетов ООО «ЭнергоАльянс», примененных им правил и методик при расчете объема переданной тепловой энергии.

По информации, представленной ГУ РЭК Тверской области от 08 сентября 2021 года, балансовые показатели полезного отпуска (транзита) тепловой энергии по тепловым сетям ООО «ЭнергоАльянс» за период с 2018 по 2020 годы, направленные в тарифный орган, были указаны в размерах 14000 Гкал ежегодно, что существенно ниже того объема, который установлен судебными актами.

В тариф на услуги по передаче тепловой энергии, поставляемой ООО «Тверская генерация» ООО «ЭнергоАльянс» включило объем отпуска, определенный исходя из жилищного законодательства.

Действия ООО «ЭнергоАльянс» при направлении в орган регулирования документов при утверждении тарифа в объеме отпуска в соответствии с жилищным законодательством не соответствует требованиям пункта 22 Методики № 760-э, утвержденной приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года.

Поскольку ООО «ЭнергоАльянс» направляло в адрес ГУ РЭК Тверской области недостоверную информацию относительно объема отпуска тепловой энергии, органом регулирования при принятии оспариваемых нормативных правовых актов нарушены требования законодательства о ценообразовании и теплоснабжении при учете объема полезного отпуска тепловой энергии, установленный тариф является необоснованно завышенным.

Определением суда от 15 марта 2022 года производство по делу в части требования ООО «Тверская генерация» о признании недействующим приложения 1 «Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей муниципального

образования Тверской области городской округ город Тверь на 2019-2021 года» в редакции приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представители ООО «Тверская генерация» ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования.

Представители ГУ РЭК Тверской области ФИО3, ФИО4 просили отказать в удовлетворении требований административного истца, поддержав доводы письменных возражений. Представители органа регулирования полагали принятые тарифные решения соответствующими требованиям законодательства о теплоснабжении и ценообразовании, не нарушающими законных прав и интересов заявителя.

Представитель заинтересованного лица - ООО «ЭнергоАльянс» ФИО5 в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, полагала, что в действиях ООО «Тверская генерация» усматриваются признаки злоупотребления правом, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока действия оспариваемых правовых актов.

Заслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора Голодковой А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, материалы дела об установлении тарифов, суд приходит к следующему.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, являются одним из видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию.

Согласно части 4 статьи 10 данного Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭнергоАльянс» осуществляет регулируемую деятельность по транспортировке тепловой энергии через арендуемые у ООО «ФинансИнвест» сети по договору от 01 ноября 2017 года № 01/11/2017-2, расположенные в микрорайоне Брусилово города Твери, в целях передачи тепловой энергии в жилой фонд и социальные объекты.

Передача тепловой энергии осуществляется с использованием указанных в договоре аренды теплотрасс (от котельной до центрального теплового пункта № 1), сетей горячего водоснабжения, иного имущества (тарифное дело л. 37-45, 47-54).

ООО «Тверская генерация» на основании постановлений администрации города Твери от 27 декабря 2016 года № 2201, от 21 декабря 2018 года № 1624 является в период регулирования единой теплоснабжающей организацией в системе централизованного теплоснабжения города Твери, в том числе в микрорайоне Брусилово.

Оспариваемые ООО «Тверская генерация» приказы органа регулирования № 512-нп, от 19 декабря 2018 года, № 538-нп от 27 декабря 2018 года, № 407-нп от 19 декабря 2019 года, № 421-нп от 17 декабря 2020 года приняты в пределах компетенции данного органа, определенной пунктом 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность) в том числе поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Приказы опубликованы в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012года № 1075 (далее Основы ценообразования), долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

На основании пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

Пунктом 49 Методических указаний № 760-э предусмотрена корректировка органом регулирования долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования путем ежегодного уточнения плановой НВВ на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

Как следует из материалов дела, 22 ноября 2017 года между ООО «Тверская генерация» (ТО) и ООО «ЭнергоАльянс» (ТСО) заключен договор на поставку тепловой энергии, по условиям которого ТО обязуется поставлять тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для целей компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям ТСО, а ТСО обязуется оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.

Приложением № 3 к данному договору стороны согласовали ориентировочное количество поставляемой тепловой энергии (1260,31 Гкал) и теплоносителя за год (тарифное дело л. 56-67).

29 декабря 2017 года ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» заключен договор № ТГ-689-17, по условиям которого ООО «ЭнергоАльянс» (теплосетевая организация) обязалась осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиями и передачу тепловой энергии в горячей воде от точки приема до точек поставок тепловой энергии, а ООО «Тверская генерация» (теплоснабжающая организация) обязалась оплачивать данные услуги в объемах и на условиях, предусмотренных договором (п. 2.1 Договора).

Заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии, соответствует договорной нагрузке потребителей – 6,54817 Гкал/час (пункт 2.3).

Расчеты по договору производятся на основании тарифов, утверждаемых в соответствии с действующим законодательством. Тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии с учетом потерь ресурсов устанавливается в рублях за 1 Гкал. Изменение тарифов производится без согласования с теплосетевой организацией и без перезаключения договора. Утвержденные тарифы обязательны для применения, не подлежат дополнительному согласованию сторонами. При изменении тарифа соответствующие изменения считаются внесенными в договор и согласованными с момента введения новых тарифов (п. 51-53 Договора).

Договорные (ориентировочные) объемы передачи тепловой энергии по потребителям, подключенным к тепловым сетям, для обеспечения отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов № 3, 5, 7, 9 по ул. М.Смирновой, № 30, 32, 34 по ул. Оснабрюкской, МБДОУ Детский сад № 14, отопления котельной «Оснабрюкская,37» согласованы сторонами в приложении № 1 к договору в общем объеме 6,54817 Гкал/ч (тарифное дело л. 68-71).

Поскольку установленный органом регулирования тариф на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация» применяется при установлении цены в договоре оказания услуг по передаче тепловой энергии, тарифное решение затрагивает права и обязанности теплоснабжающей организации во взаимоотношениях с теплосетевой организацией, ООО «Тверская генерация» вправе оспаривать нормативные правовые акты об установлении тарифов ООО «ЭнергоАльянс», так как в отношении административного истца применено оспариваемое тарифное решение.

Содержащееся в отзыве ГУ РЭК Тверской области ходатайство о прекращении производства по административному делу об оспаривании всех указанных приказов органа регулирования на основании п. 1 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с истечением срока действия оспариваемых тарифов (т. 2 л.д. 70-73) не подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что на первый период регулирования для ООО «ЭнергоАльянс» приказом ГУ РЭК Тверской области от 13 марта 2018года №25-нп были установлены и введены в действие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей городского округа город Тверь Тверской области на 2018 год.

Согласно приложению 1 к данному приказу одноставочный тариф для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС), вид теплоносителя – вода, с момента вступления в силу приказа по 30 июня 2018 года установлен в размере 387,80 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2018 года - 390,47 руб./Гкал.

Оценивая оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты суд приходит к следующим выводам.

Приказ № 512-нп от 19 декабря 2018 года (действует в части приложения 2).

28 апреля 2018 года ООО «ЭнергоАльянс» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на период регулирования 2019-2021 годы, в котором просило установить размеры тарифов на 2019 год – 620,15 руб./Гкал, на 2020 год – 639,25 руб./Гкал, на 2021 год – 659,64 руб./Гкал.

Согласно экспертному заключению к расчету тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии по сетям ООО «ЭнергоАльянс» и материалам тарифного дела орган регулирования, проанализировав в соответствии с требованиями учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования и методическими указаниями № 760-э предложение Общества, скорректировал расходы в части затрат на приобретения сырья и материалов, оплату труда, прочих расходов, определил базовый уровень операционных расходов в размере 744,11 тыс. рублей, который установлен приложением 2 к приказу № 512-нп от 19 декабря 2018 года.

В данной части оспариваемый нормативный правовой акт является действующим, не противоречит законодательству о теплоснабжении, по существу административным истцом не оспаривается, поэтому требование ООО «Тверская генерация» о признании недействующим приказа ГУ РЭК № 512-нп в части действующего приложения 2 в редакции от 19 декабря 2018 года, которым обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльянс» определены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2019-2021 годы, удовлетворению не подлежит.

Приказ № 538-нп от 27 декабря 2018 года.

В тарифной заявке ООО «ЭнергоАльянс» просило установить величину необходимой валовой выручки на 2019 год в размере 8682,11 тыс. руб. (сводная таблица, тарифное дело л. 154-156)

Величину необходимой валовой выручки на первый год долгосрочного периода регулирования тарифный орган скорректировал относительно тарифного предложения Общества по неподконтрольным расходам (затратам на электроэнергию, тепловую энергию, аренду), операционным (подконтрольным расходам) в соответствии с пунктом 33 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-Э, обоснование содержится в заключении эксперта. Принятая органом регулирования величина НВВ на первое полугодие 2019 года составила 6736,21 тыс. рублей, на второе полугодие – 6808,66 тыс. рублей.

Размер НВВ, учтенный органом регулирования, составляющие ее затраты и порядок корректировки административным истцом и лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Расчет одноставочного тарифа органом регулирования произведен по формуле, предусмотренной пунктом 121 Методических указаний № 760-э, как отношение НВВ к объему отпуска тепловой энергии на расчетный период регулирования.

При учтенном объеме полезного отпуска в размере 19698,05 Гкал тариф на передачу тепловой энергии составил в первом полугодии 2019 года - 341,97 руб./Гкал, во втором полугодии – 345,65 руб./Гкал.

Тарифное предложение ООО «ЭнергоАльянс» содержало расчет полезного отпуска тепловой энергии в объеме 14000 Гкал в теплоносителе – воде при ее транспортировке по теплосетям, при объеме тепловой энергии от источника тепловой энергии 15260 Гкал, нормативных потерях 1260 Гкал (приложение 4.1, тарифное дело л. 158, административное дело т.1 л. 69).

Обоснование объема полезного отпуска тарифное предложение Общества не содержит, имеется указание на то, что в таком объеме объем полезного отпуска был утвержден ГУ РЭК на 2018 год (сводная таблица, стр.5).

При определении теплового баланса орган регулирования сослался на представленные ООО «Тверская генерация» счета на оплату услуг по передаче тепловой энергии, выставленные ООО «ЭнергоАльянс» за период с марта 2018 года по сентябрь 2018 года и прогнозный расчет объемов транспортировки тепловой энергии. Орган регулирования принял объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети в соответствии с расчетом, представленным теплоснабжающей организацией, в объеме 19698,05 Гкал (п. 2.1 заключения эксперта, п. 5 сводной таблицы, прилагаемой к протоколу № 38 заседания правления ГУ РЭК).

Суд полагает, что принятый органом регулирования в целях установления тарифа расчет объема полезного отпуска тепловой энергии, передаваемой от котельной ООО «Тверская генерация» потребителям по сетям ООО «ЭнергоАльянс» на 2019 год не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 22(1) Основ ценообразования расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

Согласно пункту 22 Методических указаний № 760-э фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

В судебном заседании представитель ГУ РЭК Тверской области пояснил, что объем полезного отпуска тепловой энергии принят на основании прогнозного полезного отпуска потребителям, получающим тепловую энергию транзитом через сети ООО «Энергоальянс» на 2018 год, в материалы дела представлен в виде таблицы прогноз по 9 точкам учета полезного объема отпуска помесячно, подписанный генеральным директором ООО «Тверская генерация», ожидаемый объем приведен в размере 19698,049 Гкал (т. 2 л.д. 116).

Представители ООО «Тверская генерация» в судебном заседании указали на то, что представленный в ГУ РЭК в целях установления тарифа на теплоэнергию для данной организации прогнозный объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 19698,049 Гкал, был рассчитан Обществом на основании показаний приборов учета, установленных на объектах потребителей, а в случаях их отсутствия – расчетным способом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, с использований норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды.

Использование такой методики расчета ООО «Тверская генерация» объема передачи (транспортировки) тепловой энергии по сетям ООО «ЭнергоАльянс» в период, предшествующий оспариваемому тарифному регулированию, подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2021 года, решением Арбитражного суда Тверской области от 28 октября 2021 года по делу № А66-19048/2019, решением Арбитражного суда Тверской области от 01 июня 2021 года по делу № А66-12140/2020, определением Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2021 года № 307-ЭС21-17017 (т. 1 л.д. 136-162).

Такой расчет объема полезного отпуска не соответствует правилам коммерческого учета тепловой энергии (пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 74 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08 августа 2021 года № 808).

В тарифном деле отсутствует обоснование расчета учтенного тарифным органом объема полезного отпуска тепловой энергии в размере 19698,049 Гкал.

В судебном разбирательстве лица, участвующие в деле, и, в частности, административный ответчик, обязанный в силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не представил суду доказательств, обосновывающих расчет учтенной величины полезного отпуска тепловой энергии в объеме 19698,049 Гкал.

В силу положений пункта 74 Правил № 808, определяющего существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, такой договор должен предусматривать обязательства сторон по оборудованию точек приема и точек передачи приборами учета, соответствующими установленным требованиям, а также обязательства по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения указанных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктами 2.2 и 2.3 Договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № ТГ-689-17 от 29 декабря 2017 года, Приложения № 1 к Договору, установлена максимальная величина мощности тепловых сетей теплосетевой организации, технологически присоединенных к источнику теплоснабжения, равная величине договорной нагрузки потребителей, подключенных к тепловым сетям - 6,54817 Гкал/ч (т. 1 л.д. 48-67).

Указанный Договор между теплосетевой и теплоснабжающей организациями с приложением об объеме договорной нагрузки был представлен с тарифной заявкой ООО «ЭнергоАльянс», содержится в материалах тарифного дела (л. 68-74).

Соотношение величин договорного объема отпуска и принятого прогнозного объема ГУ РЭК при установлении тарифа (19698,05 Гкал) с очевидностью указывает на то, что договорный объем передачи тепловой энергии органом регулирования не учитывался.

В судебное заседание ГУ РЭК в обоснование расчета объема полезного отпуска представлены копии счетов ООО «ЭнергоАльянс», выставленных ООО «Тверская генерация» за оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде от 31 марта, 30 апреля, 31 мая, 30 июня, 31 июля, 31 августа, 30 сентября 2018 года (т. 2 л.д. 131-137), которые в материалах тарифного дела отсутствуют.

Совокупный объем полезного отпуска за семь месяцев 2018 года, отраженный в указанных счетах, составляет 21105,975 Гкал, что превышает объем полезного отпуска, принятый органом регулирования при установлении тарифа на 2019 год.

Таким образом, расчет объема полезного отпуска, используемый для установления тарифа на передачу тепловой энергии органом регулирования в нарушение требований п.п. «в» п. 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не был представлен регулируемой организацией при обращении за установлением тарифа, тарифным органом в нарушение пункта 20 Правил не истребованы и не проанализированы необходимые документы, характеризующие объем полезного отпуска тепловой энергии при ее транспортировке по сетям ООО «ЭнергоАльянс» за предыдущие периоды, предусмотренные пунктом 22 Методических указаний № 760, не проведен необходимый экспертный анализ тарифного предложения в данной части (п. 28 Правил).

Кроме того, нарушение ценообразования при формировании тарифа суд усматривает в том, что установив объем полезного отпуска тепловой энергии при ее передаче по сетям на первый период регулирования тарифным решением от 13 марта 2018года №25-нп (14000 Гкал), орган регулирования не осуществил корректировку тарифа в части объема полезного отпуска в связи с отклонением ранее учтенного объема при установлении тарифа (п.п. «а» пункта 52 Основ ценообразования.

Приказы № 407-нп от 19 декабря 2019 года, № 421-нп от 17 декабря 2020 года.

При принятии тарифных решений на 2020 год и на 2021 год в отношении ООО «ЭнергоАльянс» в целях установления тарифов на транспортировку тепловой энергии, орган регулирования на 2020 год принял объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети в размере, утвержденном на 2019 год, в объеме 19698,05 Гкал (раздел 2.1 тепловой баланс, заключение эксперта к приказу № 407-нп), на 2021 год – в размере, утвержденном на 2020 год – 19698,05 Гкал (раздел 2.1 тепловой баланс, заключение эксперта к приказу № 421-нп).

Тарифные решения в части объема полезного отпуска в заключениях эксперта и протоколах заседания правления ГУ РЭК не мотивированы, документами, предусмотренными пунктом 22 Методических указаний № 760-э не обоснованы.

Величина необходимой валовой выручки на второй и третий годы долгосрочных периодов регулирования принята тарифным органом в сумме 6727,04 тыс. руб. (на 2020 год) и 5841,39 тыс. руб. (на 2021 год), участвующими в деле лицами не оспаривается.

Расчет одноставочного тарифа на 2020 и 2021 годы органом регулирования произведен по формуле, предусмотренной пунктом 121 Методических указаний № 760-э, как отношение НВВ к объему отпуска тепловой энергии на расчетный период регулирования.

При учтенном объеме полезного отпуска в размере 19698,05 Гкал тариф на передачу тепловой энергии составил в 2020 году - 341,51 руб./Гкал, в 2021 году – 296,55 руб./Гкал.

С учетом приведенных выше выводов суда по тарифному решению на 2019 год, оспариваемые решения органа регулирования об установлении тарифов на передачу тепловой энергии на 2020 и 2021 годы не соответствуют законодательству о ценообразовании в теплоснабжении, поскольку при их формировании неправильно учтена величина полезного отпуска тепловой энергии.

Поскольку судом установлены нарушения со стороны ГУ РЭК законодательства при определении величины полезного отпуска, решения органа регулирования об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Твери на 2019, 2020, 2021 годы, оформленные приказами № 538-нп от 27 декабря 2018 года, № 407-нп от 19 декабря 2019 года, № 421-нп от 17 декабря 2020 года на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими со времени их принятия.

На основании части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ГУ РЭК необходимо принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими приказы, с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО «Тверская генерация» удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия:

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 27 декабря 2018 года № 538-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп» в части приложения 1 «Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы» (подпункт 2 пункта 1);

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19 декабря 2019 года № 407-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп»;

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 17 декабря 2020 года № 421-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп».

Отказать в удовлетворении административного иска ООО «Тверская генерация» о признании недействующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия Тверской области» от 19 декабря 2018 года № 512-нп в части определения обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльянс» долгосрочных параметров регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2019-2021 годы согласно приложению 2.

Возложить на Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими приказы.

Взыскать с Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в пользу ООО «Тверская генерация» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13500 рублей.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> А.В. Кустов

Решение в окончательной форме принято 25 марта 2022 года.

Председательствующий <данные изъяты> А.В. Кустов