Дело № 3а-390/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 10 сентября 2021 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Кузнецове А.Ю.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области по Кировскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №9 Ильюшихина Ивана Николаевича,
установил:
18.06.2021 Законодательным собранием Ленинградской области принято постановление № 274, которым выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва назначены на 19.09.2021.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Кировского муниципального района (с полномочиями окружной) (далее - ТИК) принято постановление № 221/2, которым зарегистрирован кандидат в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №9 Ильюшихин И.Н., выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Ленинградской области.
13.08.2021 ТИК принято постановление № 227/3, которым зарегистрирован кандидат в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №9 ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
07.09.2021 ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации Ильюшихина И.Н. в связи с нарушением п.2 ст.56 Федерального закона от 12.06.2020 № 67-ФЗ. Являясь действующим адвокатам, Ильюшихин И.Н. в рамках своей агитационной компании проводит безвозмездное консультирование избирателей в своей приемной. Проведение мероприятий по оказанию юридической консультационной помощи избирателям является подкупом избирателей. Действия Ильюшихина И.Н. направлены как на группу избирателей, так и конкретным лицам, обратившимся за помощью, что свидетельствует из направленных Ильюшихиным И.Н. запросов на имя главы администрации г.Синявино. Кроме того, Ильюшихин И.Н. обратился к главе администрации г.Кировск с просьбой предоставить торговое место ООО «Хлебное место». Использование в данных обращениях статуса кандидата в депутаты побуждает избирателя проголосовать за кандидата, что подтверждает использование Ильюшихиным И.Н. своего статуса адвоката в ходе избирательной компании. Своими действиями Ильюшихин И.Н. подменяет понятие агитация и включает в нее свою квалифицированную юридическую деятельность как средство создания положительного образа кандидата, что в свою очередь является оказанием квалифицированной юридической услуги населению (избирателям).
В письменных возражениях административного ответчика указано, что в удовлетворение административного искового заявления следует отказать. В административном исковом заявлением не указаны обстоятельства, свидетельствующие об использовании Ильюшихиным И.Н. преимуществ своего должностного или служебного положения. Прием обращений граждан, направление указанных административным истцом запросов не обусловлены наличием/отсутствием статуса адвоката у Ильюшихина И.Н. Административным истцом не представлено доказательств, что деятельность Ильюшихина И.Н. (его доверенных лиц) по приему обращений граждан и направлению соответствующих запросов осуществлялась под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или ставилась в зависимость от результатов выборов. Никакие льготные или безвозмездные услуги по оказанию юридической помощи конкретным избирателям ни административным ответчиком, ни его доверенными лицами или иными лицами по его поручению не оказывались. Направление запросов в связи с обращениями и жалобами избирателей в компетентные органы, не запрещено законодательством о выборах, не является безвозмездным оказанием услуг, что исключает квалификацию указанной деятельности как подкуп избирателей.
В судебное заседание административные истец и ответчик, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица ТИК ФИО4 оставил вопрос о разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Махмудова Э.Т. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с пп. «в» п.7 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в п.5 статьи 40 названного федерального закона.
Согласно п.1 ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ вышеуказанные ограничения относятся только к кандидатам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также к кандидатам, являющимися должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
Судом установлено, что использованием административным ответчиком преимуществ должностного или служебного положения административный истец считает указание административным ответчиком в предвыборной агитации на то, что Ильюшихин И.Н. является адвокатом, и что Ильюшихин И.Н. использует свои юридические знания для оказания безвозмездной юридической помощи избирателям.
Принимая во внимание, что установленные ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ ограничения к адвокатам не относятся, то у суда отсутствуют основания считать, что административный ответчик неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения.
В соответствии с пп. «г» п.7 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
В п.2 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ указано, что кандидатам, доверенным лицам и уполномоченным представителям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Судом установлено, что 31.08.2021 в ТИК обратился ФИО1 с заявлением об отмене регистрации кандидата Ильюшихина И.Н. указав, что тот безвозмездно консультирует избирателей в своей приемной. Поскольку Ильюшихин И.Н. является адвокатом, то данную деятельность можно считать квалифицированной услугой. Проведение мероприятий по оказанию юридической консультационной помощи избирателям является подкупом избирателей. Данная деятельность освещается на личной странице Ильюшихина И.Н. в социальной сети «Вконтакте».
06.09.2021 ТИК принял постановление № 233/1 о направление информации, изложенной в заявление ФИО1, в ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области для проведения проверки.
Из представленных административным истцом протокола осмотра доказательств от 09.09.2021 следует, что 23.08.2021 Ильюшихин И.Н. разместил для всеобщего просмотра в социальной сети "ВКонтакте" на своей персональной странице информацию о проведенном приеме жителей Кировского района в своей общественной приемной указав, что «тем, кто мне обращается в личном порядке, всегда будет представлена бесплатная юридическая консультация и посильная помощь в решение ситуации».
26.08.2021 Ильюшихин И.Н. разместил для всеобщего просмотра в социальной сети "ВКонтакте" на своей персональной странице информацию об открытии общественной приемной в Кировске указав, что «каждый день, с 12 до 20 часов там будет вести прием дежурный юрист из моей команды. Как профессиональный юрист и кандидат в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области - я тоже буду регулярно вести прием. Я окажу Вам бесплатную юридическую помощь».
26.08.2021 для всеобщего просмотра в социальной сети "ВКонтакте" на странице «Жихарево – самый лучший поселок» размещена информация следующего содержания - «депутат Ильюшихин И.Н. активно участвует в жизни местной школы: мы обещали помочь в подготовке к новому учебному году. Обещание сдержали: за что получили благодарность от директора школа за оказанную поддержку в разрешении текущих хозяйственных проблем и нужд. ФИО5 также обратился за помощью к главе районного комитета по образованию, в результате чего она обещала рассмотреть вопрос оказания помощи школе от района».
Также административным истцом представлены копии обращений, направленных Ильюшихиным И.Н.
26.08.2021 Ильюшихин И.Н. направил обращение главе администрации МО «Кировск» с просьбой в срок не позднее 03.09.2021 предоставить информацию о планах размещения нестационарных объектов торговли и результатах рассмотрения запроса ООО «Хлебное место», а также рассмотреть вопрос о предоставлении торгового места ООО «Хлебное место».
01.09.2021 Ильюшихин И.Н. направил обращение главе администрации Синявского городского поселения с просьбой не позднее 10.09.2021 повторно рассмотреть вопрос принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения гражданина и его несовершеннолетних детей и в кратчайшие сроки после принятия на учет выделить жилое помещение.
02.09.2021 Ильюшихин И.Н. направил обращение главе администрации Синявского городского поселения с просьбой не позднее 06.09.2021 ограничить доступ к объекту незавершенного строительства и прилегающей территории в п.Синявино, а также совершить иные действия.
02.09.2021 Ильюшихин И.Н. направил обращение генеральному директору ООО «Бэст Прайс» с просьбой рассмотреть возможность возращения магазина в поселок Синявинское.
Из указанных обращений следует, что необходимость их направления обусловлена обращением к Ильюшихину И.Н., как кандидату в депутаты, избирателей на проводимых Ильюшихиным И.Н., как кандидатом в депутаты, встречах с избирателями.
Обращения подписаны Ильюшихиным И.Н., как кандидатом в депутаты.
В обращениях, направленных в органы местного самоуправления, указана цель обращения - в целях оперативного рассмотрения вопросов, указанных жителями и оказания им квалифицированной помощи.
Как разъяснено в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с п.2 ст.56 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию, и позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Из вышеуказанных разъяснений и положений п.2 ст.56 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ следует, что действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.
Проанализировав представленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств, что направление Ильюшихиным И.Н. вышеуказанных обращений осуществлялось под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или ставилось в зависимость от результатов выборов.
При этом суд учитывает, что обязанность самостоятельного доказывания совершения другим кандидатом действий, которые могут рассматриваться в качестве подкупа избирателей, возлагается в силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ на административного истца. Между тем, таких доказательств суду не представлено.
Размещение Ильюшихиным И.Н. для всеобщего просмотра в социальной сети "ВКонтакте" на своей персональной странице информации следующего содержания «тем, кто мне обращается в личном порядке, всегда будет представлена бесплатная юридическая консультация и посильная помощь в решение ситуации» и «я окажу Вам бесплатную юридическую помощь» не свидетельствует о подкупе избирателей, поскольку данные сообщения не содержат призыва голосовать за кандидата в депутаты Ильюшихина И.Н.
Также суд учитывает, что исходя из положений ст.2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» оказание юридической помощи предусматривает дачу консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме, а также составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Согласно ст.6 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
В ст.5 Областного закона Ленинградской области от 18.04.2012 № 29-оз «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области» перечислены документы, которые представляются гражданами для получения бесплатной юридической помощи.
Вместе с тем административным истцом не представлено доказательств обращения к Ильюшихину И.Н. каких-либо избирателей именно за оказанием юридической помощи.
Из содержания представленных в материалы административного дела обращений следует, что причина их направление – получение Ильюшихиным И.Н. информации о возможных нарушениях закона в ходе проведения встреч с избирателями, а не заключение Ильюшихиным И.Н. в письменной или устной форме договоров на оказание юридических услуг (помощи) с кем-либо из избирателей.
В соответствии с ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку в указанных административным истцом действиях административного ответчика отсутствует как неоднократное использование преимуществ своего должностного или служебного положения, так и подкуп избирателей, то оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №9 Ильюшихина Ивана Николаевича отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2021 г. в 15 час. 30 мин.