ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-390/2023 от 18.10.2023 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

УИД 18OS0000-01-2023-000324-75

Дело № 3а-390/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2023 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Габдрахманова А.Р.,

при секретаре Питерских М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СФЕРА» к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СФЕРА» (далее - ООО «СФЕРА», административный истец, Общество) обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, которым просят признать недействующими:

- пункт 244 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (далее – Перечень на 2016 год);

- пункт 207 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее – Перечень на 2017 год);

-пункт 208 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее – Перечень на 2018 год);

-пункт 154 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее – Перечень на 2019 год);

-пункт 463 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее – Перечень на 2020 год);

-пункт 7592 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее – Перечень на 2021 год);

- пункт 8460 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год» (далее – Перечень на 2022 год);

- пункт 8396 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года № 555 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год» (далее – Перечень на 2023 год).

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Обществу с ограниченной ответственностью «СФЕРА» принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте.

Считает, что включение в Перечень на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год спорного объекта недвижимости противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства, позволявшие отнести спорный объект недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено исследуемое здание, также однозначно не предполагает размещение на нем объектов недвижимости, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права, так как незаконно возлагают на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в повышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Тотоев В.И. заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Шевцов В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Суду пояснил, что фактическое обследование указанного объекта недвижимости на момент включения его в оспариваемые перечни не проводилось. Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка позволяют сделать вывод о том, что спорное здание используется в коммерческих целях.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами дела подтверждается, что ООО «СФЕРА» принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: нежилое, наименование: здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 08 августа 2023 года № КУВИ-001/2023-180348398 (л.д. 118-122 т. 1).

При этом объект недвижимости – здание с кадастровым номером 18:26:020280:108 расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> относящийся к категории - земли населенных пунктов, имеет виды разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания административного здания (л.д. 127-130 т. 1).

В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещений и осмотра спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения их в Перечни на 2016-2023 года не проводилось.

Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 года N 5-П, от 17 марта 2009 года N 5-П, от 22 июня 2009 года N 10-П, от 3 июня 2014 года N 17-П и др.).

Нормы законодательства о налогах и сборах, как это следует, в частности, из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, должны отвечать конституционным критериям правомерного налогообложения - не только сами по себе, но и в том, как они изложены и действуют в системной связи с иными законоположениями. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность и недопустимость произвольного их введения; в установлении и прекращении налоговых обязанностей государство обладает дискрецией, которая, однако, не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения; вместе с тем налоговый закон может быть ориентирован в его экономических основаниях на разные характеристики экономически значимых объектов и обстоятельства хозяйственной деятельности.

Изложенное относится и к налогу на имущество организаций, которым облагается недвижимость, учитываемая на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговой базой по налогу на имущество организаций является, по общему правилу, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения; в целях определения налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества оно учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункты 1 и 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).

В отношении же отдельных видов коммерческой недвижимости налоговая база подлежит исчислению по кадастровой стоимости этого имущества, что, в частности, относится согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) и помещениям в них. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет в установленный срок на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Что касается налоговых ставок, то Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает их установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных федеральным законодателем, в том числе в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (статья 406). В частности, применение повышенной ставки налога на имущество физических лиц к некоторым объектам коммерческой недвижимости Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с положениями его статьи 378.2, устанавливающей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (глава 30 "Налог на имущество организаций").

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п.3 ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года №55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома, квартиры, комнаты, жилые помещения.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.

Согласно п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, издав постановление № 586 от 29 декабря 2015 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, вышеуказанное нежилое здание, находящееся у административного истца в собственности, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 244.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 586 от 29 декабря 2015 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 29 декабря 2015 года и 04 января 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 586 от 29 декабря 2015 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 244.

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, издав постановление № 546 от 26 декабря 2016 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, вышеуказанное нежилое здание, находящееся у административного истца в собственности, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 207.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 546 от 26 декабря 2016 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 28 декабря 2016 года.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 546 от 26 декабря 2016 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 207.

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, издав Постановление № 502 от 29 ноября 2017 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, вышеуказанное нежилое здание, принадлежащее административному истцу, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 208.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 502 от 29 ноября 2017 года в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» опубликовано 30 ноября 2017 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) и 4 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 502 от 29 ноября 2017 года вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 208.

Кроме того, реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, издав Постановление № 507 от 29 ноября 2018 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, вышеуказанное нежилое здание, принадлежащее административному истцу, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 154.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 507 от 29 ноября 2018 года в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» опубликовано 29 ноября 2018 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) и 3 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 507 от 29 ноября 2018 года вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 154.

Кроме того, реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, издав Постановление № 522 от 12 ноября 2019 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, вышеуказанное нежилое здание, принадлежащее административному истцу, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 463.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 522 от 12 ноября 2019 года вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 463.

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, издав постановление № 528 от 30 октября 2020 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, вышеуказанное нежилое здание, принадлежащее административному истцу, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 7592.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 528 от 30 октября 2020 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 6 ноября 2020 года и 7 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 528 от 30 октября 2020 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 7592.

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, издав постановление № 615 от 09 ноября 2021 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, вышеуказанное нежилое здание, принадлежащее административному истцу, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 8460.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 09 ноября 2021 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 11 ноября 2021 года и 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 09 ноября 2021 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 8460.

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, издав постановление № 555 от 17 октября 2022 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, вышеуказанное нежилое здание, принадлежащее административному истцу, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 8396.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 555 от 17 октября 2022 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 07 октября 2022 года и 20 октября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики №555 от 17 октября 2022 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 8396.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 (далее – Положение).

Согласно пункта 2 названного Положения, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.

Исходя из положений названного Положения, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов порядок их принятия соблюден, а именно оспариваемые нормативные правовые акты приняты Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, их форма, процедура принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены.

В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 ст. 378.2 НК РФ основанием для включения объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так же данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

Законом о налоге на имущество организаций (в редакции Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года № 65-РЗ) с 1 января 2015 года на территории Удмуртской Республики введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (статья 1.1).

Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций установлено, что:

налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, за исключением помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания (в редакции Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года № 65-РЗ, действовавшей на момент принятия Постановлений №№ 565, 586, 546, 502);

налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении признаваемых объектом налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений) (в редакции Закона Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 74-РЗ, действовавшей на момент принятия Постановлений №№ 507, 522, 528, 615).

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечни на 2016 – 2023 годы подлежали включению такие административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Из ответа Филиала ППК «Роскадастр» по УР во исполнение судебного запроса в соответствии со статьей 63 КАС РФ, усматривается, что сведения о здании с кадастровым номером 18:26:020280:108 внесены в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости 28 ноября 2011 года на основании технического паспорта от 15 марта 2006 года, подготовленного ГУП «Удмурттехинвентаризация», с назначение – «нежилое здание», наименование – «Административное здание, площадью 1 217 кв.м.

12 мая 2014 года на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 28 апреля 2014 года и технического плана от 16 апреля 2014 года, подготовленного ГУП «Удмурттехинвентаризация», площадь здания изменилась с 1 217 кв.м. на 1 203,1 кв.м.

Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020280:73, который поставлен на государственный кадастровый учет 02 октября 2008 года, относящийся к категории - земли населенных пунктов, имеет виды разрешенного использования «Для эксплуатации и обслуживания административного здания», который не менялся с момента постановки на государственный кадастровый учет.

Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики следует, что в данном случае основанием для включения нежилого здания, принадлежащего административному истцу, в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016-2023 годы послужили полученные в ходе межведомственного взаимодействия данные о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - «Для эксплуатации и облуживания административного здания», без фактического исследования.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код. 1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «Для эксплуатации и обслуживания административного здания» не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем только офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение исключительно офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное здание не могло быть включено в указанные Перечни только лишь по наименованию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - «Для эксплуатации и обслуживания административного здания», поскольку сам по себе вид разрешенного использования земельного участка, безусловно не указывает на размещение в нем административно-делового центра и торгового центра (комплекса), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания, то есть не может служить основанием для его включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что здание исходя из вида разрешенного использования земельного участка в Перечни на 2016 – 2023 годы включено быть не могло.

Согласно содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости сведениям и информации ППК «Роскадастр» спорное здание в юридически значимый период и в настоящее время имеет площадь 1 203,1 кв. м, назначение «нежилое», наименование «административное здание».

То обстоятельство, что наименованием здания является «административное здание», о правомерности его включения в Перечни само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения находящихся в нем помещений, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.

Так, согласно данным технической документации, поступившей из БУ УР «ЦКО БТИ» во исполнение судебного запроса в соответствии со статьей 63 КАС РФ, а именно из технического паспорта на здание по адресу: <данные изъяты> инвентарный по состоянию на 15 марта 2006 года (с изменениями 2014 года) (л.д. 90-117 т. 1), следует, что в соответствии с экспликацией помещений к поэтажному плану строения объект данный недвижимости состоит из помещений, имеющих следующие наименования: «вестибюль», «кабинет», «приемная» «тамбур», «подсобное помещение», «коридор», «сервер», «архив», «тепловой узел», «электрощитовая», «лестничная клетка», «санузел», «кухня» (пом.24 площадью 8,7 кв.м. на первом этаже), «обеденный зал» (пом.26 площадью 28,5 кв.м. на первом этаже), «гардероб»; «радиостудия», «тон-кабина», «переговорная», «редакция газеты», «пресс-центр», «шкаф».

Из технической документации, поступившей из Филиала ППК «Роскадастр» по УР во исполнение судебного запроса в соответствии со статьей 63 КАС РФ, а именно из технического паспорта на здание по адресу: г. <данные изъяты>, инвентарный по состоянию на 15 марта 2006 года (л.д. 78-85 т.1), следует, что в соответствии с экспликацией помещений к поэтажному плану строения объект данный недвижимости состоит из помещений, имеющих следующие наименования: «вестибюль», «кабинет», «тамбур», «санузел», «коридор», «комната отдыха», «архив», «водомерный узел», «электрощитовая», «лестничная клетка», «кладовая», «касса», «туалет», «умывальная», «кухня» (пом.24 площадью 8,7 кв.м. на первом этаже), «комната приема пищи» (пом.26 площадью 28,5 кв.м. на первом этаже), «холл»; «зал совещаний», «комната менеджеров», «шкаф».

Из анализа указанной технической документации следует, площадь помещений, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет 37,2 кв.м. (8,7+28,5), что составляет 3,09 % (37,2*100/1203,1) от общей площади нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>.

Наименования иных помещений, входящих в состав вышеуказанного нежилого здания, не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.

При этом, имеющиеся в данном здании помещения, имеющие наименование «кабинет», не тождественны понятию офисов и не могут быть учтены в качестве офисных, поскольку не свидетельствуют об их назначении в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что из технической документации (экспликации к поэтажному плану) не следует, что не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Следовательно, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости здание в Перечни на 2016 – 2023 годы включению также не подлежало.

Из договоров аренды следует, что помещения в здании в спорный период использовались в качестве офисных помещений, площадью таких помещений составила:

- в 2015 году 76,82 кв.м. (23,92 кв.м. (ЗАО «Остов-Инвест») + 5,4 кв.м. (ООО «Рекланмое агентство «Центральное») + 7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 18,5 кв.м. (ООО «Бюро кредитных историй)), что составляет 6,38 % (76,82*100/1203,1) от общей площади здания;

- в 2016 году 76,82 кв.м. (23,92 кв.м. (ЗАО «Остов-Инвест») + 5,4 кв.м. (ООО «Рекланмое агентство «Центральное») + 7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 18,5 кв.м. (ООО «Бюро кредитных историй)), что составляет 6,38 % (76,82*100/1203,1) от общей площади здания;

- в 2017 году 71,42 кв.м. (23,92 кв.м. (ЗАО «Остов-Инвест») + 7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 18,5 кв.м. (ООО «Бюро кредитных историй)), что составляет 5,93 % (71,42*100/1203,1) от общей площади здания;

- в 2018 году 147,22 кв.м. (99,72 кв.м. (ЗАО «Остов-Инвест») + 7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 18,5 кв.м. (ООО «Бюро кредитных историй)), что составляет 12,23 % (147,22*100/1203,1) от общей площади здания;

- в 2019 году 147,22 кв.м. (99,72 кв.м. (ЗАО «Остов-Инвест») + 7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 18,5 кв.м. (ООО «Бюро кредитных историй)), что составляет 12,23 % (147,22*100/1203,1) от общей площади здания;

- в 2020 году 47,5 кв.м. (99,72 кв.м. (ЗАО «Остов-Инвест») + 7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 18,5 кв.м. (ООО «Бюро кредитных историй)), что составляет 3,94 % (47,5*100/1203,1) от общей площади здания;

- в 2021 году 116,5 кв.м. (7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 87,5 кв.м. (ООО «Медиагруппа Центр)), что составляет 3,94 % (116,5*100/1203,1) от общей площади здания;

- в 2022 году 116,5 кв.м. (7,3 кв.м. (ООО «Редакция газеты «Центр») + 21,7 кв.м. (ООО «Успех») + 87,5 кв.м. (ООО «Медиагруппа Центр)), что составляет 3,94 % (116,5*100/1203,1) от общей площади здания.

Иные имеющиеся в деле договоры, условий об использовании арендуемого помещения в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях не содержит.

Отсюда следует, что согласно представленным в материалы административного дела договорам аренды и дополнительных соглашений к ним за 2016-2023 годы, площадь сдаваемых административным истцом в аренду помещений для размещения офисов не превышала 20 % процентов от общей площади здания ни в один из оспариваемых периодов.

Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждают лишь факт регистрации юридических лиц по адресу здания, но не свидетельствуют о наличии в юридически значимые периоды занимаемых ими офисов, а также не подтверждают площадь этих офисов.

Довод представителя административного ответчика о том, что фактически здание используется в целях размещения офисов, доля размещения офисов составляет более 20 % от общей площади здания, не может быть принят во внимание, поскольку относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержден.

Судом не установлено, что в ходе подготовки проектов оспариваемых постановлений Правительства Удмуртской Республики было проведено обследование заявленного (спорного) здания в соответствии с вышеуказанным Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270.

Напротив, представителем административного ответчика в судебном заседании подтверждалось, что данное обследование спорного объекта недвижимости в юридически значимый период времени не проводилось.

Действительно, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости осуществляет следующие мероприятия, в том числе среди прочих, проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, поскольку информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», носит характер дополнительной, уточняющей к сведениям, полученным из Единого государственного реестра недвижимости, полученным в результате изучения технической документации на объекты недвижимости, полученным в результате фактического обследования объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что эта информация рассматриваться как самостоятельное доказательство использования объекта недвижимости под размещение офисных помещений, административного и коммерческого назначения, торговых помещений, а также помещений, предназначенных для размещения объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не может.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем в нарушение приведенных положений административного процессуального закона административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для его включения в Перечни на 2016 – 2023 годы, в суд не представлено.

Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно бы свидетельствовали о том, что спорное нежилое здание является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), поскольку размещено на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а так же о том, что предназначением заявленного объекта является размещение офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использование для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади здания, административный ответчик не располагал на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Таким образом, суду не представлено доказательств, позволяющих отнести заявленное здание к административно-деловому центру, торговому центру, либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо их фактического использования в названных целях.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016-2023 года, названного объекта недвижимости, поскольку заявленное нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

В оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 НК РФ является не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а также не соответствует положениям статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая положения статей 373, 375, 380 НК РФ при включении объекта в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, то есть в оспариваемый перечень, на административного истца возлагается обязанность по уплате налога по более высокой ставке поэтому, административный истец обоснованно обратился с настоящим административным иском в суд.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года № 555 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год» в оспариваемых частях требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию недействующей со дня принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для организаций составляет 4 500 руб.

Согласно платёжному поручения №447 от 13 июля 2023 года ООО «СФЕРА» оплачена сумма государственной пошлины в размере 36 000 рублей.

Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с Правительства Удмуртской Республики, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 36 000 рублей (4500 руб. х 8).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «СФЕРА» к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия:

- пункт 244 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год»;

- пункт 207 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»;

-пункт 208 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»;

-пункт 154 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год;

-пункт 463 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;

-пункт 7592 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»;

- пункт 8460 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год»;

- пункт 8396 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года № 555 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год».

Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью «СФЕРА» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 36 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию - Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

Решение в окончательной форме принято 20 октября 2023 года.

Судья А.Р. Габдрахманов

Копия верна:

Судья А.Р. Габдрахманов