ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-391/2021 от 08.06.2022 Омского областного суда (Омская область)

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,

при секретаре Курдюмовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 июня 2022 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Каскад» к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании решений и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Каскад» в лице представителя обратилось в суд с названным выше административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Общество является собственником земельных участков с кадастровым номером 55:36:190201:2449 и 55:36:190201:2450.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков утверждена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года № 45-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области» и по состоянию на 1 января 2020 года составила в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2449 - 13 557 440, 58 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером – 1 024 377, 9 рублей.

13 июля 2021 года административный истец обратился в Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости заявленных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании подготовленного оценщиком Репиным М.А. отчета об оценке № 27/21 от 29 апреля 2021 года по состоянию на 15 февраля 2021 года в размере 7 607 508 рублей и 544 920 рублей, соответственно.

4 августа 2021 года бюджетным учреждением Омской области были приняты решения № ОРС-55/2021/000189 и № ОРС-55/2021/000190 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером в размере их рыночной стоимости.

Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что влечет увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, ООО «Каскад» обратилось в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером в размере их рыночной стоимости 7 607 508 рублей и 544 920 рублей, соответственно, в соответствии с отчетом об оценке № 27/21 от 29 апреля 2021 года.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил заявленные требования (том 3 л.д. 86). Просил признать незаконными и отменить решения БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 4 августа 2021 года № ОРС-55/2021/000189 и № ОРС-55/2021/000190 и установить размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером в размере их рыночной стоимости, составившей по состоянию на 15 февраля 2021 года, 9 040 853, 00 рублей и 689 367, 00 рублей, соответственно.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержал (том 1 л.д. 5-6, том 3 л.д. 86).

Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» Малышкин Д.И. в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признал в полном объеме и просил отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель администрации города Омска Окишев К.В. в судебном заседании полагал необоснованными требования административного истца о признании незаконными решений бюджетного учреждения, поскольку экспертом установлено наличие нарушений, указанных бюджетным учреждением. Не возражал против удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Имеются письменные отзывы на заявленные административным истцом требования (том 2 л.д. 89-94, 170, 176-177), а также письменные возражения на заключение эксперта (том 3 л.д. 88-93) и ответ эксперта на данные возражения (том 3 л.д. 97-105).

Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).

Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Аналогичные разъяснения приведены в части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно которым, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).

При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона N 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года.

Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом, оспаривание же результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 г. либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.

Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021 год), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).

Постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года № 542 – п «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января 2021 года.

Таким образом с указанной даты на территории Омской области подлежат применению положения статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в сфере кадастровой оценки в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, по результатам рассмотрения которого названное учреждение вправе принять одно из следующих решений: об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости, либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (части 3, 11 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 названного выше Федерального закона).

Как следует из материалов административного дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером

55:36:190201:2449, общей площадью 17 858 кв. м., и земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2450, общей площадью 1 195 кв. м., местоположение которых установлено относительно ориентира в границах участка - административного здания по адресу: административный округ .

Государственная регистрация права на земельный участок с кадастровым номером произведена 11 января 2016 года за номером 55-55/001-55/201/036/2015-5515/3, на земельный участок с кадастровым номером – за № 55-55/001-55/201/036/2015-5645/4 (том 1 л. д. 17, 24).

Учитывая, что административный истец имеет обязательства по внесению налоговых платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости, административный истец вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Действующая кадастровая стоимость заявленных земельных участков определена в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года № 45-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области» и по состоянию на 1 января 2020 года составила 13 554 400, 58 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2449 и 1 024 377, 9 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2450 и применяется с 1 января 2021 года (том 2 л.д. 23, 24).

Соблюдая установленный статьей 22.1 Федерального закона № 237 – ФЗ порядок, 12 июля 2021 года административный истец обратился в бюджетное учреждение Омской области с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере их рыночной стоимости. Дата поступления заявления в бюджетное учреждение Омской области – 13 июля 2021 года (том 2 л. д. 150-151, 161-162).

К заявлению административным истцом приложен отчет № 27/21 от 29 апреля 2021 года, подготовленный Репиным М.А, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 15 февраля 2021 года земельного участка с кадастровым номером составила 7 607 508 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 544 920 рублей (том 1 л.д. 38-224).

Решениями Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 4 августа 2021 года № ОРС-55/2021/000189 и № ОРС-55/2021/000190 отказано в установлении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (том 2 л.д. 155-158, 166-169).

Проанализировав положения Устава бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», а также утвержденные директором бюджетного учреждения Положение о комиссии по рассмотрению отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости в бюджетном учреждении Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», Порядок принятия и рассмотрения отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости в бюджетном учреждении Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», Регламент рассмотрения бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости (том 2 л.д. 96-149), суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом решения бюджетного учреждения Омской области приняты компетентным органом, в пределах предоставленных полномочий (одним из основных видов деятельности является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним в порядке статье 22.1 Закона 237 – ФЗ), в установленный частью 10 статьи 22.1 названого Закона тридцатидневный срок со дня поступления заявления, содержит необходимые реквизиты и подписано уполномоченным лицом.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

В предмет доказывания по рассматриваемой категории дел входят следующие юридически значимые обстоятельства: законность/незаконность обжалуемого решения бюджетного учреждения (в том числе компетенция, сроки, порядок принятия оспариваемого решения), соответствие представленного заинтересованным лицом отчета об оценке объекта недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и размер рыночной стоимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой на дату ее определения в отчете об оценке, который был предметом рассмотрения обжалуемого решения, в случае его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.

При этом вопросы соответствия отчета об оценке объекта недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и размера рыночной стоимости объекта оценки являются вопросами, требующими специальных познаний, за редкими случаями явного нарушения оценщиком требований законодательства об оценочной деятельности, выявление которых возможно лицом, не имеющим специальных познаний (например, отсутствие у оценщика, составившего отчет, членства в саморегулируемой организации оценщиков либо полиса страхования ответственности и прочее).

Использование в рамках административного процесса специальных познаний возможно, в том числе, путем назначения по делу судебной экспертизы.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так, с целью оценки обоснованности выводов бюджетного учреждения относительно представленного административным истцом отчета об оценке объектов недвижимости с кадастровым номером 55:36:190201:2449, 55:36:190201:2450, отраженных в решениях бюджетного учреждения от 4 августа 2021 года и послуживших основанием для отказа в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определением суда от 17 января 2022 года назначена экспертиза. Кроме того, в случае установления нарушений в представленном административным истцом отчёте, на разрешение эксперта поставлен вопрос определения рыночной стоимости заявленных объектов недвижимости по состоянию на 15 февраля 2021 года (том 2 л.д. 218-222).

Согласно заключению № 329/3-4 от 11 апреля 2022 года, подготовленному экспертом ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ Цвяк А.Н. (том 3 л.д. 3-72), отчет № 27/21 от 29 апреля 2021 года, выполненный оценщиком Репиным М.А., не соответствует федеральному законодательству в сфере оценочной деятельности в части нарушений пункта 22 б) ФСО № 7, пункта 5 ФСО № 3, подпункта д) пункта 11 ФСО № 7, подпункта в) пункта 22 ФСО № 7, пункта 5 ФСО № 7, пункта 12 ФСО № 3, и замечания, указанные в решениях бюджетного учреждения Омской области от 4 августа 2021 года подтверждаются частично.

Таким образом, поскольку в отчете об оценке заявленных объектов недвижимости экспертом установлены нарушения, и документ не соответствует в полной мере требованиям законодательства в сфере оценочной деятельности, он не может являться допустимым доказательством по административному делу. Экспертом по состоянию на 15 февраля 2021 года определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2449 в размере 9 040 853 рубля и земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:250 в размере 689 367 рублей.

Исходя из положений части 2 статьи 59 КАС РФ, заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В силу положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (пункт 1).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (пункт 3).

Оценив заключение № 329/3-4 от 11 апреля 2022 года эксперта ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ Цвяк А.Н., в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд принимает во внимание, что заключение выполнено лицом, обладающими правом на проведение подобного рода исследований и необходимой квалификацией, и предупреждено об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Порядок проведения экспертизы, форма и содержание подготовленного экспертного заключения отвечают требованиям статей 79, 82 КАС РФ.

Экспертное заключение содержит ответы на поставленные судом вопросы, выводы эксперта обоснованы, приведены со ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. В ходе исследований экспертом произведены подробные сбор и анализ необходимой информации, в том числе изучение заявленных к оценке объектов недвижимости с установлением их количественных и качественных характеристик, в том числе учтено, что объекты исследования относятся к рынку недвижимости – под производственные здания, и на дату оценки земельные участки застроены зданиями и сооружениями промышленного назначения.

При проведении исследования отчета № 27/21 от 29 апреля 2021 года об оценке земельных участков, подготовленного оценщиком Репиным М.А., на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, экспертом осуществлена тщательная проверка документа на соответствие его формы и содержания нормативно- техническим требованиям и общепринятым методикам определения стоимости. Анализ документа на соответствие требованиям к форме и содержанию отчета об оценке, требованиям достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных допущений, реализации подходов к оценке, сравнительного подхода к оценке, соблюдения дополнительных требований ФСО 7 при проведении оценки объектов недвижимости, соблюдения принципов оценки приведен в соответствующих таблицах заключения.

В ходе исследования по определению рыночной стоимости заявленных объектов недвижимости экспертом также подробно описаны процедура, подходы и методы оценки объектов, определен сегмент рынка («производственная деятельность»), к которому относятся исследуемые земельные участки, исходя из их категории – «земли населенных пунктов», вида разрешенного использования – «для производственных целей под строения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально – технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», и иные факторы, влияющие на стоимость данных объектов недвижимости. Экспертом приведены информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении рыночной стоимости заявленного объекта оценки, а также обоснование выбора подходов и методов определения рыночной стоимости.

Так, при определении рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом применены методы фиксации, описания, информационно – сравнительного анализа, а также расчеты.

Рыночная стоимость спорных объектов недвижимости определялась экспертом с использованием сравнительного подхода, в рамках которого применен метод сравнения продаж (метод корректировок), как наиболее достоверно отражающий рыночную стоимость данного объекта. При этом проведен анализ рынка объектов недвижимости и подобраны объекты – аналоги, которые по своим основным характеристикам сопоставимы с объектом оценки, приведена рыночная информация об объектах-аналогах. По отличным от объекта оценки ценообразующим факторам объектов – аналогов экспертом введены необходимые корректировки. Выбор объектов - аналогов, определение корректировок и порядок вычисления коэффициента вариации, необходимого для определения однородности выборки объектов – аналогов, что является подтверждением обоснованности выбора аналогов, подробно описаны в заключении. Также экспертом приведены расчеты и необходимые пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверки полученных выводов и результатов, учтены разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, приведенные в Обзоре судебной практики № 2 (2021 года), и определена рыночная стоимость спорных земельных участков на дату, указанную в отчете об оценке № 27/21 от 29 апреля 2021 года, выполненном оценщиком Репиным М.А., 15 февраля 2021 года. Итоговый расчет рыночной стоимости объектов исследования сравнительным подходом приведен в таблицах № 14 и № 17 заключения (том 3 л.д. 41-51, л.д. 62-71).

На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд признает заключение эксперта ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ Цвяк А.Н. от 11 апреля 2022 года № 329/3-4 относимым, допустимым и достоверным доказательством по настоящему административному делу.

Сторона административного истца заключение эксперта не оспаривала, уточнив заявленные требования в части размера рыночной стоимости земельных участков в соответствии с вышеуказанным заключением судебной экспертизы (том 3 л.д. 86).

При этом представитель бюджетного учреждения Омской области высказал возражения относительно подготовленного экспертом ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ Цвяк А.Н. заключения, полагая, что величина рыночной стоимости спорных земельных участков, полученная экспертом, не может быть признана достоверной и обоснованной, поскольку, определяя рыночную стоимость объектов недвижимости, эксперт лаборатории допустил ошибки, аналогичные ошибкам, допущенным оценщиком Репиным М.А., и заключение основано на субъективном мнении эксперта.

По мнению представителя административного ответчика, эксперт не исследовал рынок в полном объеме, выбирая лишь удобный диапазон рынка, тем самым искажая и снижая рыночную стоимость объектов оценки. Также невозможно проверить правильность выводов эксперта при выборе первичной выборки из 18 объектов и правильность применения корректировок, так как скриншоты в заключении отсутствуют, ссылки не открываются, проверить информацию о характеристиках объектов – аналогов невозможно. В заключении эксперта отсутствует анализ соответствия ценовых зон рыночным данным. Интервалы рыночной стоимости земельных участков для ценовых зон города Омска и индексы ценовых зон, представленные в интернет – ресурсе, не подтверждены и не обоснованы, являются мнением эксперта. Также экспертом необоснованно произведена корректировка на наличие ограждения участка и применена при расчетах рыночной стоимости заявленных объектов. Кроме того, в заключении эксперт проводит нормализацию выборки объектов аналогов путем исключения аналогов с наименьшими и наибольшими значениями скорректированных цен, тем самым вводит в заблуждение, поскольку в федеральных стандартах оценки отсутствует указание на необходимость нормализации выборки. Позиция представителя административного ответчика подробно и мотивированно изложена в письменных возражениях (том 3 л.д. 88-93).

Эксперт Цвяк А.Н. опрошен в судебном заседании, а также им представлен письменный ответ на заявленные бюджетным учреждением Омской области возражения, относительно подготовленного заключения от 11 апреля 2022 года № 329/3-4 (том 3 л.д. 97-105).

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу эксперт поддержал выводы экспертного заключения и пояснил, что им проанализированы объекты аналоги в сегменте рынка, к которому относится оцениваемый объект («производственная деятельность»), и выбраны все подходящие по критериям аналоги, что нашло отражение на странице 38 заключения. К расчётам были применены аналоги наиболее близкие по своим характеристикам, при этом он не руководствовался принципом «удобного» диапазона рынка, а выбирал абсолютно все объекты, соответствующие выше обозначенным критериям. Этапы приведения выборки к однородности также отражены в заключении на страницах 75-77, 117-118, и итоговая выборка из 14 объектов – аналогов принята для итогового расчета рыночной стоимости. Также пояснил, что все копии объявлений о продаже объектов – аналогов имеются в качестве скриншотов на сайте бюджетного учреждения Омской области, за исключением объявления о продаже объекта - аналога № 13, скриншот которого имеется в базе ФБУ Омская ЛСЭ. Относительно применения справочных материалов пояснил, что «Справочник оценщика. Земельные участки. 2020» является официальным изданием НП «Омская коллегия оценщиков», и информация, содержащаяся в данном справочнике, не является только лишь мнением эксперта, а является систематизированным исследованием различных аспектов ценообразования В соответствии с положениями пункта 20 ФСО , рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом фактического использования. О применении корректировки на торг в размере -15, 9% эксперт пояснил, что оснований для отказа в данной корректировке не имелось, поскольку сведения о том, что земельные участки с кадастровым номером реализуются через процедуру торгов отсутствуют. Также разъяснил, что необходимость нормализации выборки объектов – аналогов при оценке рыночной стоимости недвижимого имущества до коэффициента вариации не более 33% является общераспространенной оценочной практикой, в том числе при производстве экспертиз.

Заслушав объяснения эксперта по заявленным возражениям относительно подготовленного им заключения, изучив его письменный ответ на данные возражения, и оценив заключение по правилам статьи 84 КАС РФ, суд не находит оснований сомневаться в правильности и обоснованности имеющегося заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в связи с чем, доводы бюджетного учреждения Омской области не могут быть признаны обоснованными.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено несоответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности представленного административным истцом отчета об оценке № 27/21 от 29 апреля 2021 года, выполненного оценщиком Репиным М.А., суд полагает, что оспариваемые административным истцом решения Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 4 августа 2021 года № ОРС-55/2021/000189 и № ОРС-55/2021/000190 об отказе в установлении кадастровой стоимости заявленных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, являются законными и не подлежащими отмене, в связи с чем в удовлетворении требований административного истца в данной части административного иска надлежит отказать.

Как следует из разъяснений, изложенных в ответе на вопрос № 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, и в пункте 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости объекта недвижимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории дел регулируется главой 25 КАС РФ.

Так, согласно части 3 статьи 249 КАС РФ, в резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.

На основании изложенного, отказывая в признании незаконными решений бюджетного учреждения Омской области от 4 августа 2021 года № ОРС-55/2021/000189 и № ОРС-55/2021/000190, суд считает необходимым установить по состоянию на 15 февраля 2021 года кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером в размере их рыночной стоимости, определенной заключением эксперта № 329/3-4 от 11 апреля 2022 года, равной 9 040 853 рублей и 689 367 рублей, соответственно.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принцип обязательности судебных актов провозглашен и в части 1 статьи 16 КАС РФ.

Таким образом, орган, осуществляющий функции по ведению Единого государственного реестра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества обязан исполнить вступившее в законную силу настоящее решение и внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 17 858 кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира в границах участка - административного здания по адресу: административный округ , по состоянию на 15 февраля 2021 года в размере 9 040 853 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 195 кв. м., по адресу: административный округ , по состоянию на 15 февраля 2021 года в размере 689 367 рублей.

В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Е.В. Кондратенко

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2022 года.