ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-391/2022 от 12.10.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-391/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000327-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 12 октября 2022 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Лазаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПК» о признании недействующими в части приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16.12.2019 года N 31-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ПК» является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , составляющих здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: город <адрес>, и плательщиком налога на имущество организаций.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н (далее также Приказ № 23-н, Приказ) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее также Перечень, Перечень на 2019 год), в который под номером 4 включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: город <адрес>.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16.12.2019 года N 31-н (далее также Приказ № 31-н, Приказ) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также Перечень, Перечень на 2020 год), в который под номером 23 включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: город <адрес>.

ООО «ПК» обратилось с административным исковым заявлением в суд, в котором просит признать недействующими указанные Приказы в части включения в Перечни объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость здания с кадастровым номером , расположенное по адресу: город <адрес>.

В обоснование требований административного иска административный истец указал, что включение здания с кадастровым номером в указанные Перечни влечет увеличение налоговой базы при расчете административным истцом налога на имущество организаций.

При этом, оснований для включения здания в Перечни у административного ответчика не имелось, так как здание не обладает признаками торгового центра, приведенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, как полагает административный истец, в оспариваемой части Приказы противоречат имеющему большую юридическую силу налоговому законодательству и подлежат признанию недействующими.

В судебном заседании генеральный директор ООО «ПК» Лысенков П.А. и представитель ООО «ПК» на основании доверенности Скворцов А.В. административный иск поддержали.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также Департамент) на основании доверенности Николаева Т.Б. административный иск не признала, полагала, что оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты приняты Департаментом, как уполномоченным органом государственной власти Ярославской области, с соблюдением порядка и процедуры его принятия и законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Основанием для включения здания с кадастровым номером в Перечни объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год и на 2020 год, явились данные Единого государственного реестра недвижимости, согласно которому указанное здание по состоянию на дату утверждения Перечней имело наименование «Торговый центр».

Заинтересованное лицо Правительство Ярославской области в письменном отзыве на административный иск поддержало правовую позицию Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы», ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра, Управление Росреестра по Ярославской области, мэрия города Ярославля своих представителей в судебное заседание не направили, пояснений по административному иску в письменном виде не представили суду.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии установленных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «ПК».

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административный иск ООО «ПК» подлежит удовлетворению.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, и порядок уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 2.2 пункта 12 настоящей статьи.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Законом Ярославской области от 15.10.2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" на территории Ярославской области введен налог на имущество организаций, установлены ставки налога, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, порядок уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 2.1 указанного Закона № 46-з налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них; 2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Согласно пункту 3.2.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением администрации Ярославской области от 02.04.2007 года N 116, для обеспечения реализации основных направлений деятельности и установленных полномочий департамент определяет на очередной налоговый период перечень отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе проводит мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в соответствии с порядком, установленным Правительством области.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного Положения Департамент имеет право в пределах своих полномочий издавать приказы, носящие нормативный характер.

Согласно статьям 2, 10, 12, 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» правовыми актами Ярославской области (далее - правовые акты) в целях настоящего закона признаются, помимо прочего, приказы органов исполнительной власти Ярославской области.

Правовые акты подлежат регистрации органом, принимающим соответствующий правовой акт.

Указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области, приказы органов исполнительной власти Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней со дня их принятия, если иные сроки официального опубликования не предусмотрены федеральным законодательством.

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

В газете "Документ-Регион" официально публикуются правовые акты, в том числе приказы органов исполнительной власти Ярославской области, при указании в них на необходимость их официального опубликования в газете "Документ-Регион".

Анализ приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств указывает на то, что утверждение Перечней объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, относится к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области и осуществляется в случае принятия закона субъектом Российской Федерации, устанавливающим особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На территории Ярославской области такой закон принят.

Уполномоченным органом на утверждение Перечня является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты приняты в пределах компетенции Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Из дела следует, что оспариваемые акты, носящие нормативный характер, приняты в форме приказов.

Приказы зарегистрированы в установленном законом порядке.

Приказ № 23-н опубликован в издании "Документ-Регион", N 113, 28.12.2018 года.

Приказ № 31-н опубликован в издании "Документ-Регион", N 111, 24.12.2019 года.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты приняты в надлежащей форме, порядок их опубликования и введения в действие соблюден.

Соблюдение порядка и процедуры принятия указанных Приказов установлено также вступившими в законную силу решением Ярославского областного суда от 2 августа 2019 года (приказ № 23-н), решением Ярославского областного суда от 2 июня 2020 года (приказ № 31-н).

Проверяя Приказы в оспариваемой их части на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, по существу осуществляемого ими правового регулирования, суд приходит к следующему:

Как указывалось выше, в соответствии со статьей 2.1 Закона № 46-з на территории Ярославской области налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них; а также нежилых помещений площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что включенное в Перечни здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: город <адрес>, помещения в котором принадлежат на праве собственности административному истцу, имеет площадь 3 761, 7 кв.метров и по этому критерию может быть отнесено к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Вместе с тем, доказательств соответствия указанного здания признакам торгового центра (комплекса), либо доказательств того, что нежилые помещения в указанном здании имеют назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, которые предусматривают размещение торговых объектов, либо фактически используются для размещения торговых объектов, административным ответчиком суду не представлено.

Так, из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером как на дату утверждения Перечней, так и на настоящий момент расположено на земельном участке с кадастровым номером , относящемся к категории земель населенных пунктов и имеющем вид разрешенного использования – «на котором расположено нежилое здание (опытная установка порошковых красок).

Такое определение вида разрешенного использования земельного участка, учитывая его расположение согласно Карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, в территориальной зоне П3 – зона производственных и коммунально – складских объектов III класса опасности по санитарной классификации, не предусматривает размещение не нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, по указанному критерию объект недвижимости административного истца с кадастровым номером не мог быть отнесен к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Из дела следует также, что до 2 июня 2020 года, в том числе на дату утверждения Перечней, здание с кадастровым номером согласно данным Единого государственного реестра недвижимости имело наименование «Торговый центр».

На настоящий момент здание имеет наименование – «нежилое здание (опытная установка порошковых красок)».

Административный ответчик, приводя доводы об обоснованности своего решения об отнесении спорного здания к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указывает на наличие в сведениях Единого государственного реестра недвижимости наименования здания «Торговый центр» на дату утверждения Перечней.

Суд полагает, что наличие данных сведений на дату утверждения Перечней не являлось достаточным основанием для включения здания в них, поскольку, как буквально следует из абзаца второго подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое здание может быть признано предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в случае, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами , , , составляющие здание с кадастровым номером , поименованы как «помещения», назначение – «нежилые».

Из исследованных судом документов технической инвентаризации на указанные помещения следует, что в их составе в полном объеме отсутствуют помещения, которые предусматривали бы размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, данные Единого государственного реестра недвижимости и данные технической инвентаризации помещений с кадастровыми номерами , , , составляющие здание с кадастровым номером , не дают оснований для вывода о том, что их назначение, разрешенное использование или наименование общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, установленных абзацем вторым подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для включения здания административного истца в Перечни на 2019 год и на 2020 год у Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не имелось.

Судом установлено, что обследования здания и определения его фактического использования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2015 года N 948-п, Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области не проводилось.

Из исследованных судом материалов дела следует, что на дату утверждения Перечней здание предоставлялось собственником на основании договоров аренды ИП ФИО1, ООО «Производственная компания «Автодизель – сервис – Центр», ООО «Вариант», ООО «Первая детская компания».

Согласно условиям представленных административным истцом договоров аренды здание используется для размещения мастерской деревообработки, участка покраски; размещение офиса (пять кабинетов); склад, бытовые помещения, участки разбраковки трикотажного полотна; административные помещения и склад хранения.

Такое использование здания – размещение административных, складских и производственных помещений подтверждается его описанием и материалами фотофиксации в составе Отчета об оценке рыночной стоимости помещений с кадастровыми номерами , , по состоянию на 1 января 2019 года, составленным 27 мая 2020 года.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела фактическое использование здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в размере не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не подтвердилось.

Следовательно, оснований для отнесения здания административного истца к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации у административного ответчика также не имелось.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: город <адрес>, не соответствует установленным налоговым законодательством Российской Федерации и Ярославской области критериям отнесения его к зданиям или помещениям, предназначенным для размещения в них торговых объектов.

В связи с этим, включение указанного здания в Перечни объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год и на 2020 год противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 2.1 Закона Ярославской области от 15.10.2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области".

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приведенные установленные судом обстоятельства являются основанием для признания недействующими Перечней в оспариваемой их части.

Учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38) и принимая во внимание, что оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты регулируют правоотношения административного истца в сфере налогообложения в налоговые периоды, предшествующие вынесению настоящего решения, суд признает их недействующими со дня принятия.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ПК» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н, в части включения в него объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: город <адрес>.

Признать недействующим со дня принятия пункт 23 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16.12.2019 года N 31-н, в части включения в него объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: город <адрес>.

Опубликовать в издании «Документ - Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2022 года