ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-391/2023 от 16.11.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2023-000353-32

Дело № 3А-391/2023

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2023 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» Кошкина Д.В., представителя министерства тарифной политики Красноярского края Щербаковой Д.А., прокурора Киршиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-391/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 1 июня 2023 года № 55-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (г. Красноярск, ИНН 2461215594)»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года по делу № 3а-27/2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 года, был признан не действующим со дня принятия приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 28 марта 2022 года № 123-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (г. Красноярск, ИНН 2461215594)» (далее – Приказ от 28 марта 2022 года № 123-в). На министерство тарифной политики Красноярского края возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

1 июня 2023 года во исполнение вышеуказанного решения министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ № 55-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (г. Красноярск, ИНН 2461215594)» (далее – Приказ от 1 июня 2023 года № 55-в), которым для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (далее – ООО «КСК») на территории Шуваевского сельсовета установлены тарифы на питьевую воду (приложение к данному приказу).

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 16 июня 2023 года № 58-в (далее – Приказ от 16 июня 2023 года № 58-в) в пункте 2 Приказа от 1 июня 2023 года № 55-в исправлена техническая ошибка.

Согласно пункту 2 Приказа от 1 июня 2023 года № 55-в установленные данным Приказом тарифы действуют с 12 апреля 2022 года по 30 ноября 2022 года.

Приказ от 1 июня 2023 года № 55-в опубликован 5 июня 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, а также 14 июня 2023 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 41. В соответствии с 4 данного Приказа он вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим со дня вступления в силу Приказа от 28 марта 2022 года № 123-в.

ООО «КСК» обратилось с административным иском о признании не действующим со дня принятия Приказ от 1 июня 2023 года № 55-в, возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Требования (с учетом уточнений и дополнений) мотивированы тем, что при определении необходимой валовой выручки органом регулирования были необоснованно снижены расходы по следующим статьям затрат: «Расход электрической энергии», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем», «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала», «Административные расходы», «Амортизация», «Налог на имущество организаций», «Нормативная прибыль».

В результате необоснованного уменьшения необходимой валовой выручки, были установлены тарифы в экономически необоснованном размере, чем нарушены права и законные интересы административного истца.

Представитель административного истца ООО «КСК» Кошкин Д.В., действующий на основании доверенности, настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) Щербакова Д.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Киршина Е.А. в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 1 статьи 31 указанного Федерального закона в сфере водоснабжения подлежат государственному регулирования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере Утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3.15 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемый нормативный правовой акт об установлении тарифов принят и оформлен приказом, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Судом установлено, что постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновскго района Красноярского края от 4 февраля 2021 года № 45 ООО «КСК» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

Как указывалось выше, Приказ от 1 июня 2023 года № 55-в является заменяющим нормативным правовым актом (часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), принятым во исполнение решения Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года по делу № 3а-27/2023, которым был признан не действующим со дня принятия Приказ от 28 марта 2022 года № 123-в и на Министерство возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

По административному делу № 3а-27/2023 в рамках оспаривания Приказа от 28 марта 2022 года № 123-в ООО «КСК» оспаривало правомерность полного исключения либо снижения расходов по следующим статьям затрат: производственные расходы (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы); общехозяйственные расходы (расходы на оплату труда общехозяйственного (вспомогательного) персонала, расходы на отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала, в том числе налоги и сборы, расходы на спецодежду, расходы на проведение медосмотра); прочие производственные расходы (расходы на медосмотры (предрейсовые, послерейсовые), расходы на химчистку, расходы на спецодежду, расходы на транспортные услуги, расходы на услуги связи); ремонтные расходы (расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем); расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы; административные расходы (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы); расходы на амортизационные отчисления основных средств; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов (налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог); расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации.

Вышеуказанным решением Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года признано неправомерным полное исключение Министерством расходов по статьям затрат «Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, либо объектов, входящих в состав таких систем», «Земельный налог», «Транспортный налог», «Расчетная предпринимательская прибыль», признано неправомерным уменьшение расходов по статьям затрат «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, либо объектов, входящих в состав таких систем», «Амортизация», «Налог на имущество организаций», «Прочие производственные расходы» (не учтены расходы на услуги химчистки, услуги связи, транспортные услуги), а также признано неправомерным определение величины расходов по статьям «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала», «Отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала», поскольку материалы тарифного дела не содержат данных, позволяющих проверить экономическую обоснованность расчета.

В части оспаривания уменьшения либо полного исключения Министерством расходов по иным статьям затрат доводы ООО «КСК» признаны необоснованными.

Учитывая правовую природу заменяющего нормативного правового акта, при его принятии Министерству надлежало пересчитать необходимую валовую выручку (далее - НВВ) только в той части, которая являлась предметом рассмотрения суда по ранее принятому судебному решению и по которой в мотивировочной и резолютивной частях имеются соответствующие указания на перерасчет.

При таких обстоятельствах, в рамках настоящего административного дела об оспаривании заменяющего нормативного правового акта (Приказа от 1 июня 2023 года № 55-в) не подлежат оспариванию указанные в уточненном административном исковом заявлении расходы по статье «Расход электрической энергии», которые не оспаривались по ранее рассмотренному административному делу № 3а-27/2023 и не пересматривались при принятии замещающего нормативного правового акта, а также расходы по статьям «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала», «Нормативная прибыль», правомерность определения которых подтверждена вступившим в законную силу судебным актом и которые также не пересматривались при принятии замещающего нормативного правового акта.

Таким образом, по настоящему административному делу подлежат проверке заявленные административным истцом доводы о правомерности определения Министерством при принятии Приказа от 1 июня 2023 года № 55-в величины расходов по статьям «Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем», «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем», «Административные расходы», «Амортизация», «Налог на имущество организаций».

Анализ экономической обоснованности предложения регулируемой организации приведен в экспертном заключении по делу об установлении тарифов (цен) № 3-22 на 2022 год (далее – Экспертное заключение по делу № 3-22в на 2022 год), выполненном во исполнение решения Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года по делу № 3а-27/2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 года.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на водоотведение устанавливаются на основании НВВ, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг.

Под НВВ понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 Основ ценообразования).

Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) НВВ регулируемой организации определяется как сумма экономически обоснованных расходов, планируемых на очередной период регулирования.

В соответствии с пунктом 23 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания) в составе ремонтных расходов учитываются:

1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

Аналогичные положения закреплены в пункте 40 Основ ценообразования.

По статье «Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, либо объектов, входящих в состав таких систем» ООО «КСК» предлагало принять расходы в размере 5 888,82 тыс. руб.

Из материалов тарифного дела следует, что в обоснование расходов на проведение текущего ремонта ООО «КСК» представило следующие документы: расчёт средств на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения на 2022 год; производственную программу по оказанию услуг поставки холодной воды по сетям ООО «КСК» на 2022 год; график планово-предупредительного ремонта (далее - ППР) сетей водоснабжения сельсовета Шуваевский Емельяновского района Красноярского края, эксплуатируемых ООО «КСК» на 2022 год; график ППР оборудования участка инженерных сетей ООО «КСК» на 2022 год; график поставки материалов для проведения текущего ремонта и обслуживания сетей и обслуживание оборудования водоснабжения сельсовета Шуваевский Емельяновского района Красноярского края, эксплуатируемых ООО «КСК» на 2022 год; сводную таблицу «Расчёт затрат по статье «материалы» (материалы, полуфабрикаты и покупные изделия) на ремонт и обслуживание оборудования и сетей ООО «КСК» на 2022 год; сводную таблица «Объём заработной платы ремонтных рабочих»; потребность в материалах на текущий ремонт и обслуживание сетей водоснабжения Шуваевского сельсовета Красноярского края, эксплуатируемых ООО «КСК» на 2022 год; обоснование цены ТМЦ (счета на оплату, прайс-листы, коммерческие предложения).

При принятии Приказа от 28 марта 2022 года № 123-в Министерством расходы по вышеуказанной статье исключены полностью, что признано неправомерным решением Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года.

Определяя во исполнение названного судебного решения расходы на текущий ремонт, Министерство исходило из периодичности и профилактики испытаний, осмотров, ремонтов насосной станции в соответствии с графиком ППР на насос марки СД 450*95, учтенным при расчете электроэнергии. На основании представленного графика ППР определены потребность в материалах, периодичность проведения текущего ремонта и технического осмотра, цена на материалы.

Состав работ определен органом регулирования в соответствии с положениями пунктов 3.2.31, 6.3.1., 6.3.2. МДК 3-02.2001 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 168 (далее – Правила технической эксплуатации).

Расходы на замену люков определены Министерством в соответствии с графиком ППР, в котором ООО «КСК» предложено необходимое количество материала (цемент, песок, люк с крышкой) и нормы расхода на одну единицу. Цена на данные материалы учтена в соответствии с представленным ООО «КСК» графиком поставки материалов для проведения текущего ремонта.

При этом установлено, что заявленная ООО «КСК» стоимость люка с крышкой типа «Т» в размере 19 000 руб. является явно завышенной, по сведениям в сети «Интернет» стоимость такого люка составляет 9 295,00 тыс. руб., в связи с чем заявленная цена правомерно не принята на основании подпункта «б» пункта 16 Правил регулирования тарифов, согласно которому при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Расчет расходов по данной статье по учтенным видам ремонтных работ приведен в приложении 4.1. к Экспертному заключению № 3-22в на 2022 год и правомерно составил 367,92 тыс. руб.

Иные материалы (замена и установка задвижек, ремонт задвижки, набивка сальника задвижки, заваривание свища на трубопроводе, ремонт крана ручного однобалочного и д.р.), правомерно не учтены в составе расходов на выполнение текущего ремонта, поскольку в соответствии с пунктом 2.10.20 Правил технической эксплуатации относятся к капитальному ремонту (замена гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей).

При этом, в случае, если организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы) учитываются органом регулирования тарифов при установления тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью (пункт 15 Основ ценообразования).

По статье «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем» ООО «КСК» предлагало принять расходы в размере 31 059,03 тыс. руб., представив в обоснование протоколы по закупке товаров, работ, услуг, договора подряда, локальные сметные расчеты, положение о закупке товаров, работ, услуг, акт осмотра оборудования, сетей и сооружений системы водоснабжения.

При принятии Приказа от 28 марта 2022 года № 123-в Министерством названные расходы уменьшены на 29 804,03 тыс. руб. и определены в размере 1 255 тыс. руб., что признано неправомерным решением Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 (далее - Правила разработки производственных программ).

Согласно подпункту «а» пункта 7 Правил разработки производственных программ при разработке проекта производственной программы учитываются, в том числе результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Производственная программа включает, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (подпункты «б» и «з» Правил разработки производственных программ).

Регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в регулирующий орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год (пункт 32 разработки производственных программ).

Результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования (часть 6 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

При принятии замещающего нормативного правового акта Министерство определило расходы на капитальный ремонт на 2022 год в размере 2 600,59 тыс. руб. на основании сведений о фактически понесенных в 2022 году расходах на капитальный ремонт, представленных ООО «КСК» в отчете о выполнении производственной программы, что является правомерным, поскольку не противоречит законодательству и позволяет учесть в НВВ реальные, а не расчетные плановые расходы.

Согласно данным, представленным ООО «КСК» в ЕИАС, работы по выполнению капитального ремонта в 2022 году проведены в части монтажа насоса Д200/90а на сумму 1 345,69 тыс. руб. и капитальный ремонт участка трубопровода ВТ на участке ВК-З (санация) на сумму 1 255 тыс. руб.

Доводы ООО «КСК» о том, что Министерство при определении расходов на 2022 год было вправе учитывать фактические расходы, понесенные только в 2019-2021 годах, подлежат отклонению, поскольку по настоящему делу оспаривается заменяющий нормативный правовой акт, на момент принятия которого уже истек период регулирования.

В соответствии с пунктом 25 Методических указаний к административным расходам в числе прочих относятся расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала.

По статье «Административные расходы» ООО «КСК» предлагало принять расходы в размере 31 266,17 тыс. руб., из них на услугу по холодному водоснабжению – 10 708,42 тыс. руб. или 34,25% от суммы административных расходов в целом по организации (в соответствии с учетной политикой предприятия расходы общего характера распределяются пропорционально выручки от видов деятельности).

По статье «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала» ООО «КСК» было предложено 7 748,40 тыс. руб. Министерство приняло расходы в размере 3 779,97 тыс. руб., что признано неправомерным решением Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года, по тем основаниям, что ни экспертное заключение органа регулирования, ни материалы тарифного дела не содержали данных, позволяющих проверить экономическую обоснованность расчета расходов, в связи с чем, расходы по данной статье нельзя считать экономически обоснованными.

Поскольку расходы по статье «Расходы на отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала», рассчитываются исходя из величины расходов на оплату труда административно-управленческого персонала, суд также признал их экономически необоснованными.

При этом суд не определял для Министерства порядок определения расходов по названным статьям затрат и их экономически обоснованный размер, что является компетенцией органа регулирования.

Министерством экономически обоснованными признаны расходы в размере 10 272,97 тыс. руб., из них на услугу по холодному водоснабжению – 4 822,40 тыс. руб. или 46,94 % от суммы административных расходов в целом по организации (приложение № 4.5 к Экспертному заключению № 3-22в на 2022 год).

Предложение ООО «КСК» и заключение Министерства по административным расходам с обоснованием представлено в приложении № 4.4. к Экспертному заключению по делу об установлении тарифов (цен) № 3-22в на 2022 год.

Расчет заработной платы административно-управленческого персонала и ее распределение по видам деятельности представлено в приложении № 4.6 к Экспертному заключению № 3-22в на 2022 год.

Вышеуказанные расчеты проверены судом и признаются соответствующими тарифному законодательству.

Административный истец доводов в опровержение расчета заработной платы административно-управленческого персонала, выполненного Министерством при принятии заменяющего нормативного правового акта, не заявил.

С учетом правомерного определения расходов по статье «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала», Министерство также правомерно определило величину расходов по производной статье затрат - «Отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала».

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

По статье «Амортизация» ООО «КСК» предлагало учесть амортизационные отчисления в размере 8 815,91 тыс. руб.

Министерством расходы по статье «Амортизация» определены только по объекту «водопровод хоз. питьевой воды В1 от КП 8 до Агросервиса» - 218,43 тыс. руб., что признано решением Красноярского краевого суда от 26 января 2023 года неправомерным, поскольку не были учтены иные объекты.

Во исполнение названного решения Министерством 18 мая 2023 года направлен запрос ООО «КСК» о предоставлении документов, подтверждающих фактически произведенный расчет по передаваемому имуществу в соответствии с актом приема-передачи к договору купли-продажи имущества с рассрочкой платежа от 28 января 2021 года по каждому объекту в разрезе регулируемых видов деятельности.

На данный запрос ООО «КСК» были представлены документы на объект «водопровод хоз. питьевой воды В1 от КП 8 до Агросервиса» (учтен при принятии Приказа от 28 марта 2022 года № 123-в) и на объект «сети водоснабжения, протяженностью 12588*2м», который ранее не был учтен и на это указано в решении суда от 26 января 2023 года.

По вышеуказанным объектам Министерством произведен расчет амортизационных отчислений в общем размере 490,21 тыс. руб. (приложение № 4.7 к Экспертному заключению № 3-22в на 2022 год), доводы о неправомерности которого административным истцом не приведены.

Пунктом 30 Методических указаний установлено, что при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, в числе прочих, учитывается налог на имущество организаций.

По статье «Налог на имущество организаций» ООО «КСК» предлагало принять расходы в размере 1 510,64 тыс. руб., которые были уменьшены Министерством на 1 466,59 тыс. руб. и определены в размере 44,05 тыс. руб., исходя из того, что при исключении объектов основных средств из расчета амортизации, изменяется остаточная стоимость основного имущества, соответственно, изменяется база для налогообложения, что признано неправомерным решением суда от 26 января 2023 года в связи с немотивированным исключение из расчета амортизации иных предлагаемых ООО «КСК» объектов основных средств.

Во исполнение названного судебного решения, с учетом корректировки расходов по статье «Амортизация», Министерством расходы по статье «Налог на имущество организаций» также скорректированы и определены в размере 92,57 тыс. руб., что соответствует положениям пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству большей юридической силы и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, суд полагает на основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 1 июня 2023 года № 55-в «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Сетевая Компания» (г. Красноярск, ИНН 2461215594)» – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 22 ноября 2023 года