ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-392/20 от 31.07.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело [номер]а-392/20

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 31 июля 2020 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ларионовой Н.И.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Смурова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АРСИ-3» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].

Общество с ограниченной ответственностью «АРСИ-3» (далее также – ООО «АРСИ-3», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанной части.

Как указал административный истец, объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, не относится к видам объектов недвижимости, для которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, и ошибочно включен в Перечень ввиду следующего.

В спорном здании для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания используется менее 20% от общей площади здания, а именно: 1 265,00 кв.м. передано в долгосрочную аренду под размещение заведения объекта общественного питания, что составляет 19,68% от общей площади здания. Данное обстоятельство подтверждается Дополнительным соглашением к Договору аренды от 01.12.2014 между ООО «Берег» и ООО «Соль» от 05.05.2015 (на основании протокола № 1/2015 внеочередного общего собрания участников ООО «Берег» от 02.02.2015: ООО «Берег» реорганизовано в форме выделения из него ООО «Биржа-С» ООО «Биржа-С» было переименовано в ООО «АРСИ-3» на основании решения Единственного участника ООО «Биржа-С» № 2 от 29.06.2015).

Также указывает, что решениями Нижегородского областного суда № [номер] от 07.09.2016; № [номер] от 04.07.2017 и № [номер] от 25.06.2019, данное здание исключено из Перечней на 2016, на 2017 и на 2019 годы.

Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области представило в суд отзыв на административное исковое заявление ООО «АРСИ-3», в котором пояснило, что из представленных административным истцом документов следует: на основании договора аренды нежилого помещения от 01.12.2014 ООО «Берег» (в настоящее время ООО «АРСИ-3») передает ООО «Соль» нежилое помещение площадью 1340 кв.м., расположенное на втором этаже отдельно стоящего нежилого здания, общей площадью 6427,1 кв.м. (кадастровый номер [номер]) под размещение заведения общественного питания. Арендуемая площадь составляет 20,8% от общей площади здания. Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером [номер] автоматически подпадает под действие ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Дополнительным соглашением от 05.05.2015 к Договору аренды нежилого помещения от 01.12.2014, стороны изменили арендуемую площадь на 1265 кв.м. по акту приема-передачи нежилого помещения (возврата) от 05.05.2015, согласно которому арендатор возвращает арендодателю помещения, площадью 75 кв.м. (сан.узел, холл), являющиеся частью нежилого помещения, площадью 1340 кв.м. Таким образом, арендуемая площадь становится 19,7% от общей площади нежилого здания, в силу чего объект недвижимости не подпадает под действие ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

Анализ представленных административным истцом доказательств, свидетельствует о целенаправленных действиях Общества по выводу объекта недвижимости из-под признаков, установленных ст.378.2 Налогового кодекса РФ (л.д.107-111).

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Смуров С.Н. полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что ООО «АРСИ-3» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 6427,1 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 18.02.2020 (л.д.11-14).

Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «АРСИ-3» является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон №109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанного нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказ № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемый части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношение отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций».

Согласно ч.1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости;

- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение - «нежилое здание», наименование – «нежилое строение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 18.02.2020 (л.д.133-134).

Земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], на котором расположено нежилое здание, имеет вид разрешенного использования «под нежилое здание с прилегающей территорией», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости [номер] от 14.02.2020 (л.д.137-138), что не предполагает размещение на нем офисных зданий административно-делового или коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания или общественного питания.

Из экспликации площади объекта недвижимости, содержащейся в техническом паспорте, представленном суду КП НО «Нитехинвентаризация», составленном по состоянию на 29.11.2001 года, следует, что в здании расположены:

- на первом этаже: склад (4), комната кладовщиков, комната дежурного (2);

- на втором этаже: склад (8), коридор (5), комната кладовщиков (2);

- на антресоли: склад (3) (л.д.143-146).

Из общей площади здания в 6427,1 кв.м под размещение заведения общественного питания используется 1265 кв.м, что составляет 19,68 % от общей площади помещения (менее 20 %).

Указанные обстоятельства подтверждаются решениями Нижегородского областного суда по административным делам № [номер] от 07.09.2016; № [номер] от 04.07.2017 и № [номер] от 25.06.2019, вступившими в законную силу (л.д.58-67, 69-100).

В подтверждение доводов о том, что фактически под предприятие общественного питания используется площадь более 20% от общей площади здания, административный ответчик представил акт обследования от 28 июля 2020 г., обследование проведено 27 июля 2020 г. (л.д.175-208).

Вместе с тем, суд не может принять данное доказательство (акт обследования) в качестве допустимого, поскольку акт не подтверждает фактическое использование здания на момент его включения в Перечень 2020, а именно, по состоянию на 25 ноября 2019 г.

Для включения здания в Перечень объектов по виду фактического использования в соответствии с частью 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо проведение мероприятий по определению вида его фактического использования.

Доказательства, свидетельствующие о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения его в Перечень, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в акте обследования отсутствует расшифровка фотоснимков помещений (номер помещения, площадь каждого помещения), что препятствует достоверному определению площади, непосредственно используемой под общественное питание. На стр.16 акта содержится лишь указание на общую площадь, исчисленную административным ответчиком, без взаимосвязи с площадями конкретных помещений и их фотоснимками.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], исходя из его назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии надлежащих доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечень 2020.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено допустимых доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части включения в Перечень 2020 пункта <данные изъяты> раздела «[адрес]», принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 109-З.

В связи с чем, административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «АРСИ-3» подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организации за 2020 год, и то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год). Признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «АРСИ-3» удовлетворить.

Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, со дня принятия.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда Н.В. Гущева

Решение в окончательной форме принято 3 августа 2020 года.