ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-392/2018 от 06.03.2018 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №3а-392/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 марта 2018 года г.Тамбов

Тамбовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ледовских И.В.

при секретаре Быстрицкой И.А.

с участием представителя административного истца Бекренева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зацепина О. АнатО.ча к Администрации Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Зацепин О.А. обратился в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения овощехранилища, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, а именно 2 192 580 рублей по состоянию на 1 января 2014 года, с подлежащим применением с 1 января 2016 года.

В обоснование требований указал, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, определенную независимым оценщиком, что влечет нарушение его прав как плательщика земельного налога. 30 ноября 2016 года имело место обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия), решением которой от 28 декабря 2016 года было отказано в пересмотре кадастровой стоимости, установленной на 1 января 2014 года. В дальнейшем Комиссия ее пересмотрела решением от 8 февраля 2017 года, удовлетворив заявление административного истца и установив кадастровую стоимость равной рыночной, а именно в размере 2 192 580 руб.. Однако, в решении Комиссии не указано, с какой даты действует установленная кадастровая стоимость. В декабре 2017 года было выяснено, что установленная Комиссией рыночная стоимость применяется с 1 января 2017 года, что нарушает права административного истца на применение измененной кадастровой стоимости с 1 января 2016 года, так как первоначальное заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2016 году.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований по приведенным в административном иске основаниям.

В письменном отзыве административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее – Управление Росреестра по Тамбовской области) просило в удовлетворении предъявленных к нему требований отказать по процессуальным основаниям, считая себя ненадлежащим административным ответчиком. Дело просило рассмотреть в отсутствие его представителя.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области) также просило дело рассмотреть без участия своего представителя. Указав, что кадастровая стоимость участка административного истца, утвержденная по состоянию на 1 января 2014 года Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года №1498, была пересмотрена в соответствии с решением Комиссии от 8 февраля 2017 года №192 и по состоянию на 1 января 2014 года установлена в размере 2 192 243 руб. 00 коп.. Исходя из содержания поступившего решения Комиссии, оно было принято на основании рассмотрения соответствующего заявления административного истца от 17 января 2017 года вх.№71-Ю, сведения об иной дате подачи заявления в решении Комиссии отсутствуют. Ввиду чего, правовые основания для внесения сведений о дате применения пересмотренной кадастровой стоимости с 1 января 2016 года и об иной дате подачи заявления в Комиссию не имеется. Кроме того, согласно установленного порядка работы Комиссии и установленной формы принимаемых ею решений, не предусмотрено указание в подобных решениях данных о заявлениях, поступивших в Комиссию ранее, по которым было принято решение об отказе. На сегодняшний день сведения об оспариваемой кадастровой стоимости с 15 февраля 2017 года (даты внесения сведений о пересмотренной кадастровой стоимости) в ЕГРН имеют статус архивных и для целей, предусмотренных законодательством с 1 января 2017 года применению не подлежат.

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и на усмотрение суда.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведений о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суду в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представили.

В связи с этим, с учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.

В силу статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения овощехранилища, расположенного по адресу: ***.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. (статья 24.15 вышеназванного Закона).

Вышеуказанный земельный участок вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области» по состоянию на 1 января 2014 года.

Указанное обстоятельство никем не оспаривается и подтверждается кадастровой справкой, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 12431000,97 руб..

Оспаривая кадастровую стоимость, изначально административный истец обратился в Комиссию 30 ноября 2016 года, представив выполненный оценщиком ООО «Антэкс» отчет об оценке *** от 23 ноября 2016 года, в соответствии с которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014 года земельного участка составила 2 192 580 руб..

Решением Комиссии от 28 декабря 2016 года *** заявление административного истца было отклонено, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.

Не оспаривая данное решение, административный истец 17 января 2017 года повторно обратился в Комиссию, представив новый отчет, выполненный оценщиком ООО «Антэкс» об оценке *** от 17 января 2017 года.

На основании данного отчета Комиссией принято решение от 8 февраля 2017 года *** об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, а именно в размере 2 192 243 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Решение Комиссии от 8 февраля 2017 года *** никем оспорено не было, и 15 февраля 2017 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка административного истца, равной его рыночной стоимости, в размере 2 192 243 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Таким образом, оспариваемая в настоящем административном иске кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года уже установлена равной рыночной стоимости решением Комиссии и соответствующая запись внесена в кадастровый учет, что подтверждается выпиской из ЕГРН и сведениями в отзыве филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статья 24.18 приведенного Федерального закона предусматривает возможность оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В соответствии со статьей 24.20 названного Закона в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, по смыслу приведенных норм, решение Комиссии и решение суда о пересмотре кадастровой стоимости, установленной в результате кадастровой оценки, имеют равное юридическое значение и влекут одинаковые правовые последствия для административного истца.

В связи с чем, правовых оснований для повторного изменения кадастровой стоимости и установления ее равной рыночной стоимости на ту же дату у суда не имеется, и административное исковое заявление Зацепина О.А. подлежит оставлению без удовлетворения, как не основанное на требованиях действующего законодательства.

Что касается даты, с которой подлежит применению установленная Комиссией кадастровая стоимость земельного участка, то в силу прямого указания статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Зацепина О. АнатО.ча, поданное в Тамбовский областной суд 29 декабря 2017 года, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2 192 580 рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Ледовских И.В.

Мотивированное решение изготовлено 7 марта 2018 года.

Судья Ледовских И.В.