ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-392/2021 от 02.09.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Рыковой А.А., с участием прокурора Каримовой О.А., представителя административного истца Медведева Е.А., представителей административного ответчика Хороших К.А., Смертиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-392/2021 по административному исковому заявлению Куликовой В.А. к Правительству Иркутской области о признании ст. 13 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп «О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области» незаконной, не соответствующей положениям Жилищного кодекса РФ,

УСТАНОВИЛ:

Куликова В.А. обратилась в суд с административным иском к Правительству Иркутской области о признании ст. 13 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп «О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области» незаконной и не соответствующей ст.ст. 86, 87, 88, 89 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма не предусматривает равнозначности предоставляемой общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В результате уточнения заявленных требований на рассмотрение суду представлены требования Куликовой В.А. о признании оспариваемой нормы незаконной и не соответствующей ст.ст. 32, 32.1, 86, 87, 88, 89 ЖК РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма не предусматривает равнозначности предоставляемой общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020г. № 594-пп «О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области» было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области. Согласно ст. 13 указанного Постановления размер предоставляемого жилого помещения рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения: 33 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет до 33 кв.м. включительно; 42 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 33,01 кв.м. до 42 кв.м. включительно; 54 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 42,01 кв.м. до 54 кв.м. включительно; 72 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 54,01 кв.м. до 72 кв.м. включительно; 90 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 72,01 кв.м. до 90 кв.м. включительно; 108 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет более 90,1 кв.м. В случаях, предусмотренных пп. 5 и 6 настоящего пункта, гражданину (гражданам) по его (их) заявлению может быть предоставлено два и более жилых помещения. При этом общая площадь таких жилых помещений должна быть не более нормы общей площади. Административный истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по <адрес изъят><адрес изъят> Площадь принадлежащего ей дома составляет 186 кв.м. 29.06.2019 указанный земельный участок был затоплен, а жилой дом подтоплен паводком, вызванным сильными ливневыми дождями. 17.01.2020 постановлением № 159 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания по основаниям, указанным в абз. 2 п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 04.12.2020 № 59-1549-мр ей было установлено право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области площадью 108 кв.м. Предоставление ей взамен занимаемого жилого помещения площадью 186 кв.м. жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области площадью 108 кв.м. существенно нарушает ее права, предусмотренные Конституцией РФ и ЖК РФ (ст.ст. 32, 32.1, 86, 87, 88, 89).

В судебном заседании представитель административного истца Медведев Е.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Представители административного ответчика Хороших К.А. и Смертина О.А. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Административный истец Куликова В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем в соответствии с ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Каримовой О.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп «О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области» утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области (далее – Постановление № 594-пп).

Судом установлено, что Куликова В.А. является собственником жилого дома площадью 186 кв.м., расположенного по адресу <адрес изъят>

Из административного иска следует, что данное жилое помещение было признано непригодным для проживания.

Распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 04.12.2020 № 59-1549-мр установлено право Куликовой В.А. на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области площадью 108 кв.м.

Основанием для принятия данного распоряжения является Постановление № 594-пп.

При таких обстоятельствах Куликова В.А., в силу ст. 208 КАС РФ, вправе обращаться в суд с настоящим административным иском об оспаривании отдельных положений данного нормативного правового акта.

Куликовой В.А. заявлены требования о признании положений Постановления № 594-пп незаконными и не соответствующими положениям ЖК РФ, что формально не соответствует способу защиты права, предусмотренному ст. 208 КАС РФ, однако исходя из смысла и содержания заявленных требований, суд приходит к выводу, что административным истцом фактически заявлены требования, подлежащие разрешению в порядке главы 21 КАС РФ.

Согласно ч.ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедуру его принятия, введения в действия, опубликования и вступления в силу, суд приходит к следующему.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 64 Устава Иркутской области, ст. 1 Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» (далее – Закон № 82/48-оз) Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В силу ст. 5 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее – Закон № 1-оз) Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.

Согласно ст. 67 Устава Иркутской области, ст. 5 Закона № 82/48-оз, ст. 12 Закона № 1-оз Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Правовые акты Правительства Иркутской области должны содержать указания на положения правовых актов, на основании и во исполнение которых они принимаются.

В соответствии со ст. 66 Устава Иркутской области, ст. 10 (1) Закона № 82/48-оз, ст. 12 Закона № 1-оз правовые акты Правительства Иркутской области подписывает Первый заместитель Губернатора Иркутской области – Председатель Правительства Иркутской области.

Согласно абз. 5 п. 45 постановления Правительства Иркутской области от 01.06.2016 № 334-пп «О Регламенте Правительства Иркутской области» приложение к проекту правового акта подписывается курирующим первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области, заместителем Губернатора Иркутской области, заместителем Председателя Правительства Иркутской области, а в случае отсутствия курирующего первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителя Губернатора Иркутской области, заместителя Председателя Правительства Иркутской области - министром Иркутской области или руководителем иного исполнительного органа государственной власти Иркутской области по соответствующей сфере деятельности (лицом, исполняющим обязанности или осуществляющим полномочия по соответствующей должности).

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона № 1-оз правовые акты Правительства Иркутской вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен соответствующим правовым актом Правительства Иркутской области.

В соответствии с ч. 2(1) ст. 54 Закона № 1-оз, ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации», ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 № 90-оз «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» официальное опубликование правовых актов области осуществляется:

- в печатном средстве массовой информации - общественно-политическая газета «Областная»,

- в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru),

- на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление № 594-пп подписано уполномоченными лицами - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б., действующим на основании указа Губернатора Иркутской области № 29-угк от 16.04.2020, и исполняющей обязанности министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Свиркиной С.Д., действовавшей на основании указа Губернатора Иркутской области № 28-угк от 12.12.2019.

Согласно п.п. 3, 4 Постановления № 594-пп настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете «Областная», в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Вступает в силу со дня официального опубликования.

Постановление № 594-пп опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 31.07.2020, выпуск № 82 (2134), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 17.07.2020 номер опубликования 3800202007170003, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) 17.07.2020.

В настоящее время Постановление № 594-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 05.10.2020 № 815-пп, от 25.01.2021 № 32-пп, от 08.04.2021 № 245-пп, от 11.06.2021 № 401-пп, от 22.07.2021 № 496-пп.

Указанные нормативные правовые акты подписаны первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Зайцевым К.Б., действующим на основании указов Губернатора Иркутской области от 19.09.2020 № 69-угк, 30.09.2020 № 98-угк.

Процедура опубликования указанных постановлений, вносящих изменения в Постановление № 594-пп, в общественно-политической газете «Областная», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) соблюдена.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы, процедуры принятия, опубликования и вступил в законную силу.

Проверяя ст. 13 оспариваемого Постановления № 594-пп на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ст.ст. 32, 32.1, 86, 87, 88, 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации), суд приходит к следующему.

Из содержания административного иска следует, что административным истцом оспариваются положения ст. 13 Постановления № 594-пп без указания какой-либо редакции данного нормативного правового акта, в связи с чем, исходя из разъяснений, приведенных в абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с учетом позиции административного истца и его представителя суд рассматривает заявление об оспаривании положений Постановления № 594-пп как требование об оспаривании основных нормативных положений указанного нормативного правового акта в последней действующей редакции (от 22.07.2021 № 496-пп).

Статьей 13 Постановления 594-пп предусмотрено, что размер предоставляемого жилого помещения рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения:

1) 33 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет до 33 кв.м. включительно;

2) 42 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 33,01 кв.м. до 42 кв.м. включительно;

3) 54 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 42,01 кв.м. до 54 кв.м. включительно;

4) 72 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 54,01 кв.м. до 72 к кв.м. в. метров включительно;

5) 90 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 72,01 кв.м. до 90 кв.м. включительно;

6) 108 кв.м. - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет более 90,1 кв.м.

В случаях, предусмотренных пп. 5 и 6 настоящего пункта, гражданину (гражданам) по его (их) заявлению может быть предоставлено два и более жилых помещения. При этом общая площадь таких жилых помещений должна быть не более нормы общей площади.

В обоснование заявленных требований Куликова В.А. ссылает на то, что установленная норма предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области нарушает ее право на равнозначность предоставления жилого помещения ранее занимаемому жилому помещению, поскольку площадь ранее занимаемого ею помещения составляла 186 кв.м., а ей было установлено право на получение жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области в размере 108 кв.м.

Доводы административного истца о нарушении ее прав оспариваемой нормой не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Иркутской области от 14.11.2019 года № 953-пп «О государственном жилищном фонде Иркутской области» порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Иркутской области определяется в соответствии с иными нормативными правовыми актами Иркутской области.

Согласно абз. 5 ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу ст. 26.14 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с абз. 1, 2 ч. 3 ст. 38 Устава Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов), устанавливаются законами Иркутской области.

До принятия соответствующих законов Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов), могут устанавливаться нормативными правовыми актами Губернатора Иркутской области, нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области.

Таким образом, из указанных правовых норм следует, что Иркутская область при наличии возможности вправе за счет средств областного бюджета предоставлять дополнительные меры социальной поддержки (в том числе по предоставлению жилых помещений) тем категориям граждан, которые в ней нуждаются и которые определены субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Пунктом 6 Постановления № 594-пп установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к подпрограмме «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп, и отвечающим на дату обращения за предоставлением жилого помещения одному из следующих условий: гражданин является собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения; гражданин является нанимателем утрачиваемого жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, указанным постановлением предусмотрено предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области определенной категории граждан – гражданам жилые дома, которых включены в вышеуказанный Перечень.

Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес изъят> принадлежащее Куликовой В.А., включено в указанный Перечень.

Пунктом 3 Постановления № 594-пп (в редакции от 05.10.2020) было установлено, что жилые помещения в целях развития инфраструктуры Иркутской области предоставляются из государственного жилищного фонда Иркутской области за счет средств областного бюджета.

Постановлением Правительства Иркутской области от 25.01.2021 № 32-пп были внесены изменения в оспариваемое Постановление № 594-пп, которое стало содержать положения о том, что развитие инфраструктуры Иркутской области осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.

Правительство РФ предоставило софинансирование из федерального бюджета для целей развития инфраструктуры Иркутской области на основании Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации, являющихся приложением № 18 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710.

При этом пп. «а» п. 5 указанных Правил предусмотрено, что условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются наличие утвержденного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, включающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которого и (или) возмещения расходов на реализацию которого предоставляется иной межбюджетный трансферт.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Правительство Иркутской области в рамках предоставленных ему полномочий, принимая Постановление № 594-пп, установило дополнительные меры социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу путем предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области в целях развития инфраструктуры Иркутской области.

Правительство РФ предоставило софинансирование из федерального бюджета для целей развития инфраструктуры Иркутской области в соответствии с уже имеющими условиями, содержащимися в Постановлении № 594-пп, в том числе и в оспариваемой административным истцом ст. 13 данного Постановления.

Установление подобного правового регулирования направлено на развитие инфраструктуры Иркутской области, является дополнительной мерой социальной поддержки определенной категории граждан и не может рассматриваться как ущемляющее права административного истца, поскольку это не лишает его права воспользоваться мерами социальной поддержки, предоставляемым в соответствии с федеральным законодательством (при признании жилого помещения непригодным для проживания).

Доводы административного истца о том, что оспариваемая норма Постановления № 594-пп противоречит положениям ст.ст. 32, 32.1, 86, 87, 88, 89 ЖК РФ не принимаются судом во внимание, поскольку указанные нормы жилищного законодательства регулируют порядок обеспечения жилыми помещениями иных категорий граждан: собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки (ст. 32.1 ЖК РФ), граждан занимаемых жилые помещения по договорам социального найма в связи со сносом дома, переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания, проведением капитального ремонта или реконструкции дома, с выселением (ст. ст. 86, 87, 88, 89 ЖК РФ), к которым административный истец не относится.

Доводы представителя административного истца Медведева Е.А. о том, что вышеуказанные нормы ЖК РФ могут быть применены к спорным правоотношениям по аналогии, не принимаются судом, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Так, в соответствии со ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Однако в данном случае применение аналогии закона невозможно, поскольку правоотношения по предоставлению гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области в целях развития инфраструктуры Иркутской области, участником которых является Куликова В.А., урегулированы Законом № 184-ФЗ, постановлением Правительства Иркутской области № 594-пп.

Давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Постановления № 594-пп не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Куликовой В.А. к Правительству Иркутской области о признании ст. 13 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп «О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области» незаконной, не соответствующей положениям ст.ст. 32, 32.1, 86, 87, 88, 89 Жилищного кодекса РФ, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма не предусматривает равнозначности предоставляемой общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представления в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята .

Судья С.Н. Банщикова