24OS0000-01-2021-000180-34
Дело № 3А-392/2021
011а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А.,
представителя МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство»- ФИО1,
представителя министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края- ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального унитарного предприятия г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» о признании не действующим приказа экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23 сентября 2016 года № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае», в части,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23 сентября 2016 года № 1/451-од (далее Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од), утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае (далее Территориальная схема края).
Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од опубликован 27 сентября 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, то есть 28 сентября 2016 года (т.1 л.д.52-53).
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29 октября 2019 года № 77-1795-од (далее Приказ от 29 октября 2019 года № 77-1795-од) «О внесении изменения в приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.06.2016 № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае», территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае, изложена в новой редакции, согласно приложению к данному Приказу.
Приказ от 29 октября 2019 года № 77-1795-од опубликован 29 октября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
В соответствии с пунктом 4 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, то есть 30 октября 2019 года (т.1 л.д.51, 54).
Как показал в судебном заседании представитель министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, в Приказе от 29 октября 2019 года № 77-1795-од допущена опечатка в дате Приказа от 23 сентября 2016 года № 1/451-од, ошибочно указано, что изменения вносятся в приказ от 23.06.2016 года, на самом деле следует читать 23.09.2016 года.
В разделе 4.4. Территориальной схемы края указано, что для проведения анализа данных о ежегодном образовании твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края в разрезе городских округов и муниципальных районов с целью прогноза динамики объемов отходообразования в зависимости от изменения численности населения в зоне обслуживания необходима информация об установленных в Красноярском крае нормативах накопления. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края приняты приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2018 № 1/3126-од «О внесении изменения в Приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края».
В таблице 11 «Нормативы накопления ТБО» данного раздела, в том числе указано значение норматива накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда г. Минусинска, вне зависимости от степени благоустройства, в месяц- 0,09 кубических метра на человека (т.1 л.д.46-50).
МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», с учетом уточнений обратилось с административным иском о признании с 28 мая 2020 года не действующим Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од, в части указания в таблице 11 «Нормативы накопления ТБО» раздела 4.4. Территориальной схемы края значения норматива накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда г. Минусинска, вне зависимости от степени благоустройства, в месяц- 0,09 кубических метра на человека.
Также, просит суд обязать министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края привести Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од, в оспариваемой части в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» (вместе с "Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем») (далее Правила).
Уточненные требования административного искового заявления мотивированы тем, что административный истец с 28 мая 2020 года является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами для Минусинской технологической зоны Красноярского края. Указание в Территориальной схеме края значения норматива накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда г. Минусинска, вне зависимости от степени благоустройства, в месяц- 0,09 кубических метра на человека, противоречит Правилам, поскольку ими не предусмотрено указание в Территориальной схеме края норматива накопления твердых бытовых отходов (далее ТБО). Кроме того, указанный норматив является недействующим, поскольку приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30 апреля 2020 года № 77-673-од, для Минусинской технологической зоны утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов для жилого фона в размере 0,08 кубический метр на человека в месяц. Указание в Территориальной схеме края недействующего норматива накопления ТБО нарушает права административного истца, на установление тарифа на вывоз ТБО, поскольку при его расчете применяется Территориальная схема края.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в нем.
Представитель административного ответчика в судебном заседании полагал требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению, так как указание в Территориальной схеме края недействующего норматива накопления ТБО для жилого фонда г. Минусинска прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Прокурор в своем заключении полагал требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федеральный закон N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (пункт 2).
Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа (пункт 6).
Порядок разработки, прохождения процедуры общественного обсуждения, включающей представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - отходы, территориальная схема), и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждения и корректировки территориальных схем, а также требования к их составу и содержанию регулируется Правилами утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130.
В соответствии с пунктом 3 Правил, территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно п.3.1 «Положения о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края», утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 N 715-п, к компетенции Министерства относится осуществление нормативного правового регулирования по следующим вопросам: утверждение территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пп.2); установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пп.3).
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Таким образом, оспариваемый Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од принят уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта и вступления его в законную силу. По данным основаниям указанный Приказ не оспаривается.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» с 28 мая 2020 года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края, что подтверждается приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28 мая 2020 года № 77-822-од (т.1 л.д.14).
28 мая 2020 года между Министерством и административным истцом заключено соглашение, в соответствии с которым последний обязуется в течение 10 лет, с даты заключения Соглашения организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, в данной сфере, в том числе в соответствии с Территориальной схемой края (т.1 л.д.21-26).Пунктом 3.2. данного Соглашения предусмотрено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему Соглашению в полном объеме с момента утверждения тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.09.2020 года.
Согласно ст.24.8 Федерального закона № 89-ФЗ, регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
В соответствии с п. 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая, что административному истцу впервые присвоен статус регионального оператора 28 мая 2020 года, то при установлении тарифа расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов должны определяться исходя из Территориальной схемы края, то есть с учетом норматив накопления ТКО в размере 0,09 кубический метр на человека в месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29 декабря 2018 года № 1/3126-од, в том числе для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 0,09 кубических метра на человека в месяц (т.2 л.д.65-68).
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31 декабря 2019 года № 77-2184-од с 01 января 2020 года, в том числе для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 0,08 кубических метра на человека в месяц (т.2 л.д.60-64).
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30 апреля 2020 года № 77-673-од «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края» установлены в том числе нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда на территории Красноярского края согласно приложению № 2. Пунктом 8.2 данного Приложения № 2, установлены нормативы накопления для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов Минусинской технологической зоны, на 1 проживающего 0,08 куб.м./мес. Согласно пункта 2 указанного Приказа, срок действия нормативов установлен до 31.12.2020 года.
Приказ от 30 апреля 2020 года № 77-673-од опубликован 07 мая 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с 5 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования (т.2 л.д.52-59).
Решением Красноярского краевого суда от 16 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 06.04.2021года (т.1 л.д.232-237), признан недействующим со дня принятия пункт 8.2. Приложения № 2 к приказу министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30 апреля 2020 года № 77-673-од «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края», в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края.
Во исполнение решения суда, министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края принят приказ от 06 мая 2021 года № 77-1198-од, в соответствии с которым в Приказ от 30 апреля 2020 года № 77-673-од внесены изменения: пункт 8.2. приложения № 2 «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда на территории Красноярского края» изложен в новой редакции, для индивидуальных жилых домов на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края норматив накопления твердых коммунальных отходов вновь установлен в размере 0,08 кубических метра на человека в месяц. Срок действия п.8.2 приложения № 2 установлен с 17.05.2020 года по 31.12.2020 года (т.2 л.д.54).
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15 января 2021 года № 77-51-од установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда на территории Красноярского края, согласно приложению № 2, сроком действия с 01 января 2021 года по 31 декабря 2022 года. В соответствии с пунктом 8 приложения № 2 к данному Приказу, для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края норматив накопления твердых коммунальных отходов вновь установлен в размере 0,08 кубических метра на человека в месяц (т.2 л.д.48-53).
Таким образом, при расчете платы за коммунальные услуги административный истец обязан применять норматив накопления твердых коммунальных отходов -0,08 кубических метров на человека в месяц, что противоречит размеру норматива указанному в Территориальной схеме края, на основании которого должен устанавливаться административному истцу тариф.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил, при разработке территориальных схем, должны использоваться нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", то есть нормативы установленные приказами Министерства от 30 апреля 2020 года № 77-673-од и от 15 января 2021 года № 77-51-од.
Следовательно, с 01 января 2020 года, то есть с начала применения для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края нормативов накопления твердых коммунальных отходов в размере 0,08 кубических метра на человека в месяц, министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил должно было внести в Территориальную схему края изменения, в части размера норматива накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края.
Учитывая, что указанный размер норматива в Территориальной схеме не изменен, административный истец лишен возможности на установление ему тарифа на вывоз твердых коммунальных (бытовых) отходов, в надлежащем размере, с 28 мая 2020 года, то есть с даты присвоения ему статуса регионального оператора.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый в части Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од противоречит подпункту «г» пункта 4 Правил и нарушает права и законные интересы административного истца, то данный Приказ в оспариваемой части следует признать не действующим.
Поскольку административному истцу присвоен статус регионального оператора с 28 мая 2020 года и с этого времени оспариваемые положения Территорриальной схемы края нарушают его права и законные интересы, то, суд полагает необходимым признать Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од, в оспариваемой части не действующим с 28 мая 2020 года.
Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания не действующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих правоотношениях с участием регулируемой организации и неопределенного круга лиц возложить на Министерство обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим Приказ от 23 сентября 2016 года № 1/451-од, в оспариваемой части, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск муниципального унитарного предприятия г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» - удовлетворить.
Признать не действующим с 28 мая 2020 года приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23 сентября 2016 года № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае», в части указания значения норматива накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда г. Минусинска, вне зависимости от степени благоустройства, в месяц- 0,09 кубических метра на человека, в таблице 11 «Нормативы накопления ТБО» в разделе 4.4. Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае.
Обязать министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом не действующим приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23 сентября 2016 года № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае», в части указания значения норматива накопления твердых бытовых отходов для жилого фонда г. Минусинска, вне зависимости от степени благоустройства, в месяц- 0,09 кубических метра на человека, в таблице 11 «Нормативы накопления ТБО» в разделе 4.4. Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае.
Обязать министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru., в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 24 сентября 2021 года