Дело № 3а-392/2021
УИД 25ОS0000-01-2021-000581-67
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
28 декабря 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,
представителей административного истца ФИО1, ФИО2,
представителей административных ответчиков
Правительства Приморского края ФИО3,
министерства строительства Приморского края ФИО4,
Думы города Владивостока ФИО5,
заинтересованного лица – администрации города Владивостока ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Порто-Франко 70» к Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, Думе города Владивостока, заинтересованные лица – ФИО11, администрация города Владивостока об оспаривании в части Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа,
установил:
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение № 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», которое было официально опубликовано в изданиях «Вестник Думы города Владивостока» от 19 сентября 2008 года № 9, «Приморская газета» от 16 сентября 2008 года № 68 (238), «Владивосток» от 16 сентября 2008 года № 136 (4110). В данное решение вносились изменения, в том числе постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год № 61-па «О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 15 февраля 2018 года, «Приморская газета», спецвыпуск от 21 февраля 2018 года № 21(1515)). В данное постановление вносились изменения, в том числе постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 915-пп (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 23 октября 2020 года, «Приморская газета», спецвыпуск, N 85(1819), 27 октября 2020 года).
В настоящее время действует в редакции постановления Правительства Приморского края от 22 июня 2021 года № 389-па (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 23 июня 2021 «Приморская газета», спецвыпуск, № 47(1886), 24 июня 2021года).
7 апреля 2010 года № 462 Думой города Владивостока принято решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа», текст документа опубликован в изданиях «Утро России» № 39 (4233), 10 апреля 2010 года, «Вестник Думы города Владивостока» № 32 (2), 20 апреля 2010 года. В данное решение вносились изменения, в том числе распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 4 апреля 2018 года, «Приморская газета», спецвыпуск от 11 апреля 2018 года № 43(1537). В данное распоряжение вносились изменения, в том числе распоряжением министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра «О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 27 октября 2020 года, «Приморская газета», № 86(1820), 29 октября 2020 года).
В настоящее время действует в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 12 июля 2021 года № 46-ра.
Общество с ограниченной ответственностью «Порто-Франко 70» (далее – ООО «Порто-Франко 70») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения административных исковых требований в окончательной редакции просит:
признать недействующим с момента вступления в законную силу решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119 «Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа» в редакции постановления Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 915-пп «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» как несоответствующее законодательству РФ в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3940 кв.м., расположенного по <адрес>,функциональной зоны рекреационного назначения и территориальной зоны зеленых насаждений Р-1;
признать недействующими с момента вступления в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока
от 7 апреля 2010 года № 462 в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» как несоответствующее законодательству РФ в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3940 кв.м, расположенного по <адрес>, функциональной зоны рекреационного назначения и территориальной зоны зеленых насаждений
Р-1.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «Порто-Франко 70» с 2017 года является резидентом Свободного порта Владивосток и, как резидент Свободного порта, осуществляет деятельность по реализации инвестиционного проекта «Строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> в г. Владивостоке», о чем с АО «Корпорация развития Дальнего Востока было заключено соответствующее соглашение 17 мая 2017 года. Административный истец по договору аренды земельных участков № № от 26 декабря 2017 года, заключенному с собственником земельного участка ФИО12, является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3940 кв.м,, с расположенным на нем объектом незавершенного строительства (административно-технический центр, Лит. 1) готовностью 7,3%, кадастровый номер №, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: объект незавершенного строительства, гот. 7,3%, Лит 1. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, проспект <адрес>.Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в аренду в целях строительства на нем объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> в г. Владивостоке». Постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 915-пп внесены изменения в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год № 61-па, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3940 кв.м по <адрес> в г. Владивостоке: установлена функциональная зона рекреационного назначения. Распоряжением Министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года
№ 120-ра внесены изменения в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 и в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3940 кв.м установлена территориальная зона зеленых насаждений Р-1. Между тем, принадлежащий ООО «Порто-Франко 70» на праве аренды земельный участок ранее по Генеральному плану Владивостокского городского округа и Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа находился в зоне Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), а еще ранее относился к функциональной жилой зоне и территориальной зоне Ж 3 (зона застройки жилыми домами). Административный истец считает, что указанные нормативные правовые в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не обеспечивают права ООО «Порто-Франко 70», как правообладателя земельного участка. Действующий Градостроительный план от 19 декабря 2016 года не содержит какой-либо информации о том, что земельный участок находится в границах зоны зеленых насаждений.С целью получения разрешения на строительство ООО «Порто-Франко 70» был сделан проект многоквартирного дома, экспертиза проекта, получены все необходимые технические условия и согласования. Административному истцу был выдан градостроительный план и ООО «Порто-Франко 70» трижды обращалось в администрацию города Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного многоквартирного жилого дома и трижды от Управления градостроительства и архитектуры администрациигорода Владивостока получило решения об отказе в выдаче разрешения на строительство. В третьем решении об отказе в выдаче разрешения на строительство от 19 июня 2018 года № 6838/20 было указано на отсутствие проекта планировки территории, данное решение было обжаловано административным истцом в Арбитражный суд Приморского края. 22 октября 2018 года Арбитражный суд Приморского края вынес решение (оставленное в силе постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2019 года), которым требования заявителя частично удовлетворены: решение администрации города Владивостока об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> в г. Владивостоке», оформленное письмом от 19 июня 2018 года № 6838/20, признано незаконным, суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрациигорода Владивостока повторно рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство в течение семи рабочих дней с момента поступления соответствующего заявления. Однако, ООО «Порто-Франко 70» было лишено возможности далее решать вопрос о получении разрешения на строительство, так как администрация города Владивостока приняла постановление от 7 ноября 2018 года № 3000 «Об установлении публичного сервитута», в соответствии с которым был установлен публичный сервитут в целях обеспечения муниципальных нужд, нужд местного населения в отношении части земельного участка с кадастровым номером № площадью 646 кв.м, чем административный истец был лишен возможности использовать земельный участок по назначению. Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 27 декабря 2018 года (оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 6 февраля 2020 года), указанное постановление было признано незаконным. Указали, что у административного истца имелись намерения использовать земельный участок в соответствии с установленной территориальной зоной, однако в связи с данными решениями администрации города Владивостока возможность получения разрешение на строительство в указанный период отсутствовала. Считают, что отнесение земельного участка с кадастровым номером № к иной, чем было установлено ранее, функциональной и территориальной зонам, произведено без учета сложившейся планировки и существующего землепользования, что нарушает положения пункта 3 части 1 статьи 34 ГрК РФ, не учтено фактическое использование земельного участка (пункт 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ). Также считают, что является незаконным установление функциональной зоны рекреационного назначения и территориальной зоны зеленых насаждений (Р 1) при наличии на земельном участке объекта незавершенного строительства, возведенного в 2003 году, представляющего собой административно-технический центр, собственником которого с 2017 года является ФИО13. Считают, что установление функциональной зоны рекреационного назначения и территориальной зоны зеленых насаждений (Р 1) невозможно в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, кроме того, на земельном участке с кадастровым номером № нет объектов рекреационного назначения, данный земельный участок не занят лесами, парками, скверами, не предоставлен для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Изменение зон произошло только на указанном земельном участке, полагают, что ранее он наряду с десятками рядом расположенных участков, обоснованно находился функциональной в жилой зоне и территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами. С указанным земельным участком в нескольких десятках метров находится сквер имени Игнатьева и другая озелененная территория, что, по мнению административного истца, также свидетельствует об отсутствии оснований для изменения функциональной и территориальной зоны. При этом в нарушении части 4 статьи 23 ГрК РФ генеральный план Владивостокского городского округа не содержит каких-либо сведений о планируемом размещении на территории и в границах земельного участка каких-либо объектов, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (парки, скверы, бульвары, объекты туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами административный истец лишен права использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием – строительство многоквартирного жилого дома, что препятствует реализации прав административного истца по договору аренды и препятствует ему как резиденту Свободного порта Владивосток осуществлять деятельность по реализации инвестиционного проекта.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика - Дума города Владивостока, в качестве заинтересованного лица – администрация города Владивостока.
Заинтересованное лицо ФИО14 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. Согласно ранее представленному заявлению заинтересованное лицо ФИО15 полностью поддерживает позицию административного истца и просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В соответствии со статьями 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заинтересованного лица ФИО16.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Порто-Франко 70» ФИО1, ФИО2 (участвовал в судебном заседании 28 декабря 2021 года), действующие на основании доверенностей, заявленные административные исковые требования, с учетом последующего уточнения, поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях к нему. Просили удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО1 дополнительно пояснила, что, по мнению административного истца, административными ответчиками не в полной мере выполнены требований статьи 5.1 ГрК РФ: допущены нарушения при проведении общественных обсуждений, в перечне участников общественных обсуждений не указаны дата и место рождения физических лиц, адрес места жительства или регистрации, в материалах, касающихся проведения общественных обсуждений, отсутствует аргументированность в целесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений; указала, что использование земельного участка административным истцом в иных целях: спортивные площадки, цирки, объекты общественного питания, культуры, поликлиники, не возможно, при этом эти цели ни граждане в своих обращениях, ни административные ответчики при изменении функциональной и территориальной зоны не ставили.
Представитель административного ответчика Правительства Приморского края ФИО3, в судебном заседании просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований ввиду их незаконности и необоснованности, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, пояснила, что постановление Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года
№ 915-пп «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» принято в соответствии с полномочиями Администрации Приморского края, с соблюдением установленной процедуры, исходя из необходимости внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, изменении в Генеральный план внесены с учетом предложений физических лиц и общественных объединений.
Представитель административного ответчика министерства строительства Приморского края ФИО4 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявления и дополнениях к ним, пояснив, что распоряжение министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» принято уполномоченным органом в соответствии с предоставленными полномочиями, в установленной форме, официально опубликовано и не противоречат ГрК РФ и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Принятие данного нормативного правого акта является необходимым и обоснованным. В период с 2017-2020 годы в адрес органов исполнительной власти Приморского края, уполномоченных в области градостроительной деятельности, поступило 14 заявлений от физических лиц и общественных организаций о недопущении «точечной застройки» высотным многоквартирным жилым домом и об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером № рекреационной территориальной зоны. В период проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа и Генеральный план Владивостокского городского округа поступило 75 заявлений от физических лиц и общественных организаций о недопущении «точечной застройки» указанного земельного участка высотным многоквартирным жилым домом и об установлении в отношении земельного с кадастровым номером № территориальной зоны зеленых насаждений (Р 1) и функциональной рекреационной зоны. Проблема застройки указанного земельного участка высотным многоквартирным жилым домом получила широкий общественный резонанс и с 2017 года многократно освещалась в СМИ. Жители близлежащих домов неоднократно организовывали митинги, обращались в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации с требованием не допустить застройку данного земельного участка высотным домом, их жалобы сводились к тому, что земельный участок вплотную примыкает к соседним домам и строительство высотного здания создаст неблагоприятные условия проживания в жилом квартале; строительные работы негативно отразятся на существующем неудовлетворительном техническом состоянии соседних домов; освоение участка перегораживает проходы и подъездные пути, в том числе нарушая технику пожарной безопасности и затрудняя доступ экстренных службам; в микрорайоне объективно не хватает зон озеленения, детских и спортивных объектов. Эти обстоятельства с учетом принципов градостроительного законодательства, целей разработки документов градостроительного зонирования, порядка установления территориальных зон, который предусматривает учет не только существующего землепользования участка, а совокупность факторов, влияющих на зонирование, согласование публичных и частных интересов, послужили основанием для изменения территориальной зоны земельного участка. Указала, что отдельными видами разрешенного использования территориальной зоны (Р 1) предусмотрено строительство (реконструкция) здания различного назначения от 1 до 9 этажей, в связи с чем считает несостоятельными ссылки административного истца на нарушение его прав в части невозможности использования земельного участка по назначению. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика Думы города Владивостока ФИО5 в судебном заседании доводы, указанные в представленном отзыве поддержала, суду пояснила, что полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений публичных слушаний, осуществляет Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края. Оспариваемые изменения внесены в Генеральный план постановлением Администрации Приморского края и в Правила землепользования и застройки распоряжением министерства строительства Приморского края. Указала, что при принятии ранее Думой города Владивостока решения от 15 сентября 2008 года № 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа» и решения от 7 апреля 2010 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» были соблюдены все требования действующего законодательства. Полагает, что нарушения прав административного истца со стороны Думы города Владивостока при принятии нормативных правовых актов в оспариваемой части, отсутствуют, а также административным истцом не доказано нарушений действиями других административных ответчиков его прав, свобод и законных интересов на строительство на земельном участке с кадастровым номером № многоквартирного жилого дома. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованного лица администрации города Владивостока ФИО6, ФИО7 (участвовал в судебном заседании 28 декабря 2021 года) в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражали по основаниям и доводам, указанным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что на администрацию города Владивостока возложены обязанности по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний в рамках Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края». Главой города Владивостока были приняты постановления от 14 января 2020 года № 106 и от 14 января 2020 года № 107 о проведении общественных обсужденийпо проектам внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации и печатном издании «Приморская газета», администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры были проведены общественные обсуждения по проектам внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, получены протоколы и заключения о результатах общественных обсуждений по проектам внесения изменений, которые переданы инициатору общественных обсуждений. Указанные заключения размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации города Владивостока. Установление в отношении земельного участка с кадастровым номером № рекреационной функциональной зоны произведено с учетом целей и правил территориального планирования, предложений заинтересованных лиц, напряженной социальной ситуации, сложившейся с возможной застройкой данного земельного участка многоквартирным жилым домом. Установленная Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа для земельного участка с кадастровым номером № территориальная зона зеленых насаждений (Р 1) соответствует функциональному зонированию. Просят в удовлетворении заявленных ООО «Порто-Франко 70» требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Кольцовой М.Ю., указавшей на наличие оснований для признания недействующими нормативных правовых актов в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 ГрК РФ (за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Процедура подготовки и принятия генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений определена статьями 24 - 25 ГрК РФ.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года № 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, включающий схему функционального зонирования территории.
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, включающие в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» ГрК РФ дополнен статьей 82, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
С 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» полномочия по утверждению Генерального плана Владивостокского городского округа и по внесению в него изменений переданы Администрации Приморского края.
На основании пункта 4 части 1 статьи 2 названного Закона и пункта 2.1.7.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 196-па, с 1 января 2015 года департамент градостроительства Приморского края осуществлял полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года № 522-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент градостроительства Приморского края переименован в министерство строительства Приморского края и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о министерстве строительства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок, организация и проведение которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Устава Приморского края принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в редакции от 30 июля 2019 года № 544-КЗ) Правительство Приморского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Приморского края издает правовые акты. Правовые акты Правительства Приморского края, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений.
Министерство строительства Приморского края в согласно подпункту 2.1.7.1 пункта 2.1.7 Положения о Министерство строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па, в соответствии с Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» осуществляет полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
В силу положенийЗакона Приморского края от 18 ноября 2014 года
№ 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» на администрацию города Владивостока возложены полномочия по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года № 303-па «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края» утверждён Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее - Постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года № 303-па).
Постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год № 61-па «О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» утверждены изменения Генерального плана Владивостокского городского округа, представляющие новую редакцию данного документа территориального планирования.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа», утверждены изменения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, создающие новую редакцию этого документа градостроительного зонирования.
Первоначальная редакция Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденная решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119, первоначальная редакция Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденная Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, новая редакция Генерального плана, утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год № 61-па, и новая редакция Правил землепользования и застройки, утвержденная распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14, приняты уполномоченными органами в рамках предоставленной компетенции в соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Вступившими в законную силу решениями Приморского краевого суда в порядке главы 21 КАС РФ неоднократно проверялась процедура принятия решений Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119 и от 7 апреля 2010 года № 462, постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год № 61-па, распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14. Порядок принятия указанных нормативных правовых актов административным истцом не оспаривается.
Постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 год № 915-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па «О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 23 октября 2020 года, «Приморская газета», спецвыпуск, N 85(1819), 27 октября 2020 года, внесены изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа: картой функциональных зон в составе Генерального плана Владивостокского городского округа определено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен функциональной зоне рекреационного назначения.
Распоряжением министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 27 октября 2020 года, «Приморская газета», № 86(1820), 29 октября 2020 года, внесены изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа: картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа определено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне зеленых насаждений (Р 1).
До принятия указных постановления и распоряжения по инициативеминистерства строительства Приморского края и Единой комиссии по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года № 303-па главой города Владивостока приняты постановление от 14 января 2020 года № 106 «О проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462» и постановление от 14 января 2020 года № 107 «О проведении общественного обсуждения по проекту внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119», которые были размещены на официальном сайте администрации города Владивостока http://www.vlc.ru 15 января 2020 года.
Согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе материалов проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером №планировалось вместо территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж 4) установление территориальной зоны зеленых насаждений (Р 1), согласно карте функциональных зон Владивостокского городского округа вместо функциональной зоны - жилые зоны, проектом Генерального плана было предусмотрено нахождение вышеуказанного земельного участка в функциональной зоне рекреационного назначения.
Во исполнение постановлений главы города Владивостока от 14 января 2020 года № 106, от 14 января 2020 года № 107 администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока проведены общественное обсуждение по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и общественное обсуждение по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа.
По проектам внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки 17 января 2020 года были размещены оповещения на официальном сайте администрации города Владивостока и опубликованы в газете «Владивосток», а также на официальном сайте администрации города Владивостока 24 января 2020 года указанные проекты в рамках экспозиций были размещены для ознакомления. Экспозиции по проектам проводились с 24 января 2020 года по 7 февраля 2020 года.
По итогам проведенных общественных обсуждений Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока подготовлены протоколы от 10 февраля 2020 года № 1 и от 10 февраля 2020 года № 1, заключение о результатах общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа от 14 февраля 2020 года № 1 и заключение о результатах общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа от 17 февраля 2020 года № 1, включающие в себя предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений постоянно поживающих на территории, в отношении которой подготовлены указанные проекты, и предложений и замечаний иных участников общественного обсуждений, а также аргументированные рекомендации администрации города Владивостока о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественного обсуждения предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений, приложенных к заключениям в таблицах.
Заключение о результатах общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа от 14 февраля 2020 года № 1 и заключение о результатах общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 17 февраля 2020 года № 1 были размерены в на официальном сайте администрации города Владивостока, опубликованы в газете «Владивосток», и направлены в министерство строительства Приморского края и Единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края для дальнейшей работы.
В рамках проведения общественных обсуждений в отношении указанного земельного участка поступили 75 предложений об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером№ территориальной зоны, не допускающей застройку, изменении зоны Ж 4 на зону «рекреации» (Р 1).
Судом установлено соответствие формы принятия, порядка принятия, официального опубликования, вступления в законную силу постановления Правительства Приморского края от 23 октября 2020 год № 915-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па «О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края», распоряжения министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа».
Давая оценку доводам представителя административного истца о наличии нарушений, допущенных при проведении общественных обсуждений, в виде отсутствия необходимых сведений об участниках общественных обсуждений, отсутствия в заключениях о результатах общественных обсуждений аргументированных рекомендаций о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки, суд приходит к следующему:
В пункте 19 статьи 5.1 ГрК РФ указано, что к протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
Согласно пункту 26 постановления Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года № 303-па к протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В соответствии с пунктом 18 данного постановления сведения об идентифицированных участниках общественных обсуждений или публичных слушаний заносятся в перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя: для физических лиц - (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации); для юридических лиц - наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес.
В соответствии с пунктом 13 статьи 5.1 ГрК РФ не требуется представление указанных в части 12 настоящей статьи документов, подтверждающих сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц), если данными лицами вносятся предложения и замечания, касающиеся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, посредством официального сайта или информационных систем (при условии, что эти сведения содержатся на официальном сайте или в информационных системах). При этом для подтверждения сведений, указанных в части 12 настоящей статьи, может использоваться единая система идентификации и аутентификации.
Обработка персональных данных участников общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» пунктом 13 статьи 5.1 ГрК РФ.
Как следует из представленных приложений к заключению о результатах общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа от 14 февраля 2020 года № 1 и к заключению о результатах общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Привила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 17 февраля 2020 года № 1, в них указаны лица, которые внесли предложения и замечания по проектам, рассмотренным на общественных обсуждениях; в представленных протоколах общественных обсуждений указана процедура идентификации участников общественных обсуждений, в заключениях отражено, что учтены принявшие участие в общественных обсуждениях идентифицированные участники. При данных обстоятельствах отсутствие в приложениях к заключениям таких данных как дата рождения, отсутствие полного указания имени и отчества вместо указанных инициалов у некоторых участников общественных обсуждений, не может свидетельствовать об отсутствии идентификации лиц, принявших участие в общественных обсуждениях, и не может быть расценено как нарушение, влияющее на процедуру проведения общественных обсуждений.
В соответствии подпунктом 5 пункта 22 статьи 5.1 ГрК РФ, согласно пункту 28 постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года № 303-па в заключении о результатах общественных обсуждений указываются: аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы, приятые по результатам голосования по проекту, рассматриваемому в ходе общественных обсуждений или публичных слушаний.
Исходя из текстов заключений о результатах общественных обсуждений от 14 февраля 2020 года № 1 и от 17 февраля 2020 года № 1 «аргументированные рекомендации администрации города Владивостока о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественного обсуждения предложений и замечаний и выводы по результатам общественного обсуждения прилагаются в таблицах (приложение)». Согласно тексту приложений в них содержатся графы «Рекомендации администрации города Владивостока о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественного обсуждения предложений и замечаний учет внесенных участниками общественного обсуждения предложений и замечаний и выводы по результатам общественного обсуждения», где администрацией города Владивостока по каждому предложению участника общественных обсуждений в краткой форме отразила свое мнение о целесообразности или нецелесообразности внесенного предложения.
В связи с изложенным, доводы представителя административного истца о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений суд расценивает как несостоятельные, данные доводы не могут служить основанием для признания процедуры проведения общественных обсуждений несоответствующей требованиям действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу ООО «Порто-Франко 70» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 940 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, адрес (местоположение) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, Ориентир: объект незавершенного строительства готовностью 7,3%, Лит.1 Почтовый адрес ориентира: <...>.
Данный земельный участок передан ООО «Порто-Франко 70» (Арендатор) в аренду на основании договора аренды земельных участков № № от 26 декабря 2017 года ФИО17 (Арендодатель), который является собственником земельного участка, право собственности зарегистрировано: дата государственной регистрации - 10 июля 2017 года, номер - №- 25/001/2017-1.
Земельный участок передан в аренду с расположенным на нем объектом незавершенного строительства (административно-технический центр, лит.1), готовностью 7,3%, кадастровый номер № (пункт 1.1 договора), собственником которого также является ФИО18, дата государственной регистрации - 10 июля 2017 года, номер - №- 25/001/2017-1.
Согласно пункту 1.3 договора Арендодатель предоставляет земельный участок (кадастровый номер №) с расположенным на нем объектом незавершенного строительства (кадастровый номер №) Арендатору в целях строительства на нем следующего объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> в г. Владивостоке».
Арендодатель предоставляет земельный участок (кадастровый номер №) Арендатору для использования его в соответствии с разрешенным использованием, Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа (пункт 1.4).
5 июня 2018 года между сторонами договора аренды заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земельных участков № № от 26 декабря 2017 года, в соответствии с которым в пункт 7.1 договора аренды внесены изменения: договор вступает в силу с момента государственной регистрации и действует в течение 6 (шести) лет.
Договор аренды прошел государственную регистрацию, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 18 января 2018 года, номер регистрации №-25/001/2018-3, дополнительное соглашение № 1 от 5 июня 2018 года прошло государственную регистрацию – 7 июня 2018 года номер регистрации №-25/001/2018-4.
В суде также установлено, что ООО «Порто-Франко 70» является резидентом Свободного порта Владивосток (свидетельство, удостоверяющее регистрацию юридического лица в качестве резидента свободного порта Владивосток, от 18 мая 2017 года), и с ним АО «Корпорация развития Дальнего Востока» заключило соглашение № СПВ-185/17 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 17 мая 2017 года, по условиям которого ООО «Порто-Франко 70» реализует новый инвестиционный проект «Строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Владивосток, <адрес>».
Согласно сведениям, содержащимся в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 декабря 2021 года, земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 28 ноября 2016 года № 1103 (в редакции распоряжения от 19 декабря 2016 года № 1205) утвержден градостроительный план № № земельного участка с кадастровым номером №, указанием в числе основных видов разрешенного использования: многоквартирные жилые дома.
ООО «Порто-Франко 70», получив положительное заключение экспертизы № 54-2-1-3-0049-18 проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по <адрес> в г. Владивостоке», проект организации строительства и проект организации работ по сносу и демонтажу объекта капитального строительства, обращалось в администрацию города Владивостока с заявлениями о выдаче разрешения на строительство указанного объекта капитального строительства от 17 мая 2018 года, от 29 мая 2018 года, от 13 июня 2018 года, на что получало отказы администрации города Владивостока в выдаче разрешения на строительство, оформленные письмами от 23 мая 2018 года № №. Недостатки, отмеченные в первых двух отказах, ООО «Порто-Франко 70» устранило, третий отказ обжаловало в Арбитражный суд Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края 22 октября 2018 года, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2019 года, требования ООО «Порто-Франко 70» удовлетворены частично: решение администрации города Владивостока об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> в г. Владивостоке», оформленное письмом от 19 июня 2018 года № 6838/20, признано незаконным, суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрациигорода Владивостока повторно рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство в течение семи рабочих дней с момента поступления соответствующего заявления.
В этот же период администрация города Владивостока приняла постановление от 7 ноября 2018 года № 3000 «Об установлении публичного сервитута», в соответствии с которым был установлен публичный сервитут в целях обеспечения муниципальных нужд, нужд местного населения в отношении части земельного участка с кадастровым номером № площадью 646 кв.м, чем административный истец был лишен возможности использовать земельный участок по назначению.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 27 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 6 февраля 2020 года, указанное постановление было признано незаконным.
Постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 год № 915-па земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне рекреационного назначения, до внесения указанных изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа данный земельный участок относился к функциональной жилой зоне.
Распоряжением министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне зеленых насаждений Р 1. До внесения данных изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок, арендуемый административным истцом, был отнесен к территориальной зоне Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более)).
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, обязателен для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Генеральный план городского округа, в том числе содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа и карту функциональных зон городского округа (часть 3 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период)).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункту 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Положениями части 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования;предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (подпункты 4, 6 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
В соответствии с частью 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что изменения, внесенные в Генеральный план Владивостокского городского округа постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 год
№ 915-па в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне рекреационного назначения не имели соответствующего обоснования необходимости изменения функционального зонирования.
Данные изменения произведены на основании заявлений физических лиц и общественных организаций о недопущении «точечной застройки» земельного участка высотным многоквартирным жилым домом и об установлении в отношении данного земельного участка рекреационной зоны.
При этом суд отмечает, что указанные заявления поступали от граждан и общественных организаций, начиная с 2017 года, вместе с тем, вопрос об изменении функциональной и территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером № был включен в проект изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и в проект изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа только в 2020 году. Согласно протоколу заседания межведомственной рабочей группы по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию от 25 июля 2019 года № 9/2019 не принято решение о внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления территориальной зоны, не допускающей застройку в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в протоколе указано оставить в отношении данного земельного участка функциональную жилую зону и территориальную зону застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж 4).
В ходе рассмотрения административного дела представителями административных ответчиков Правительства Приморского края и министерства строительства Приморского края указывалось, что изменения, внесенные в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, направлены именно на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территории в развитии, соблюдение баланса частных и публичных интересов.
При этом письменных доказательств, подтверждающих обоснованность изменения функционального и территориального зонирования с целью увеличения количества территориальных зон зеленых насаждений, административными ответчиками представлено не было, доказательств запланированного перспективного развития функциональной рекреационной зоны административными ответчиками не представлено. Подобное обоснование отсутствует в Генеральном плане Владивостокского городского округа, в материалах по обоснованию внесения изменений в Генеральный план; ничем не подтверждена необходимость установления функциональной рекреационной зоны именно в отношении данного земельного участка, который находится в собственности у физического лица ФИО19, в отношении которого был выдан градостроительный план, на котором отсутствуют зеленые насаждения, и на котором находится объект незавершенный строительством, также принадлежащий ФИО20; отсутствуют такие обоснования изменения функциональной жилой зоны именно на рекреационную зону, а не на иную функциональную зону применительно к данному земельному участку, смежные участки с которым с трех сторон и значительная территория за ними находятся в функциональной жилой зоне, и как это изменение отвечает публичным интересам развития территории.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
Однако Генеральный план Владивостокского городского округа не содержит сведений о планируемом развитии функциональной рекреационной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером №, о размещении на территории в границах данного земельного участка каких-либо объектов.
Никаких относимых и допустимых доказательств, подтверждающих такие обстоятельства как неудовлетворительное техническое состояние объектов капитального строительства - многоквартирных жилых домов, расположенных на смежных земельных участках, и которым может быть причинен вред в ходе строительства административным истцом многоквартирного жилого дома, как проблемы проходов и подъездных путей, к соседним домам; как нехватку в данном микрорайоне зон озеленения, административными ответчиками также представлено не было, как и не было представлено доказательств, опровергающих ранее выданный в отношении данного земельного участка градостроительный план.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
При этом права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков посредством строительства объектов капитального строительства ограничиваются требованиями градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки.
Суд также отмечает, что согласно подпункту 3.35 градостроительных регламентов в составе Правил землепользования Владивостокского городского округа в территориальной зоне зеленых насаждении (Р 1) предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; Благоустройство территории, Улично-дорожная сеть, Природно-познавательный туризм, Предоставление коммунальных услуг, обеспечение обороны и безопасности, Историко-культурная деятельность, Амбулаторно-поликлиническое обслуживание, условно разрешенные виды: Культурное развитие, Объекты культурно-досуговой деятельности, Цирки и зверинцы, Парки культуры и отдыха, Общественное питание, Обеспечение занятий спортом в помещениях, Площадки для занятий спортом, Оборудованные площадки для занятий спортом, Водный спорт, Причалы для маломерных судов, вспомогательные виды: Предоставление коммунальных услуг.
В то же время, согласно сведениям, содержащимся в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 декабря 2021 года принадлежащий административному истцу на праве аренды земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома.
При таком положении, спорный земельный участок административного истца не выполняет функцию земель рекреационного назначения.
При внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа требование об учете сложившейся планировки территории и существующего землепользования, предусмотренное подпунктом 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ не было соблюдено.
В соответствии с положениями части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в частности, создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, создания условий для привлечения инвестиций.
Данные требования ГрК РФ при внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа также были нарушены.
Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела установлено, что изменения, внесенные в оспариваемой части нормативными правовыми актами, в Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского гороского округа ограничивают право административного истца на использование земельного участка в соответствии с его назначением, поскольку установленные в пределах данного земельного участка функциональная и территориальная зоны не предусматривают осуществление строительства многоквартирного жилого дома запланированной высотности.
Данных о том, что при разработке проекта внесения изменений в Генеральный план городского округ планировалось использование земельного участка с кадастровым номером в качестве рекреационной зоны, не имеется.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов в части, касающейся установления функциональной и территориальной зон в границах земельного участка с кадастровым номером №, не были учтены ни сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, ни планируемое развитие территории, ни права и законные интересы правообладателя земельного участка, других лиц.
Доводы представителей административных ответчиков, о том, что территориальное планирование и градостроительное зонирование осуществляется не только для обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, но и в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований, их устойчивого развития, создании благоприятной среды, подлежат отклонению, поскольку в данном случае доказательств необходимости ограничения частных интересов административного истца не обусловлено для обеспечения публичных интересов не представлено.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом вышеизложенного, у суда имеются основания для вывода о том, что оспариваемые в указанной части нормативные правовые акты нельзя признать соответствующим нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, а потому административное исковое заявление ООО «Порто-Франко 70» подлежит удовлетворению в части признания недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па) с изменениями внесенными постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 915-пп «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3940 кв.м, расположенного по адресу <...> функциональной зоны рекреационного назначения, и в части признания недействующими Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14) с изменениями, внесёнными распоряжением министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3940 кв.м. расположенного по адресу <...> территориальной зоны зеленых насаждений (Р 1).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты применяются по настоящее время, суд приходит к выводу о необходимости признания их недействующими в указанной выше части со дня вступления решения суда в законную силу, а не со дня вступления в законную силу оспариваемых нормативных правовых актов, как просит административный истец.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Правительство Приморского края и министерство строительства Приморского края опубликовать сообщения о принятом решение суда в официальных печатных изданиях данных исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Порто-Франко 70» к Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, Думе города Владивостока, заинтересованные лица – администрация города Владивостока, ФИО21 об оспаривании в части Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа – удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года № 61-па) с изменениями внесенными постановлением Правительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 915-пп «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3940 кв.м, расположенного по адресу <...> функциональной зоны рекреационного назначения.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года
№ 14) с изменениями, внесёнными распоряжением министерства строительства Приморского края от 23 октября 2020 года № 120-ра «О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3940 кв.м. расположенного по адресу <...> территориальной зоны зеленых насаждений (Р 1).
Обязать Правительство Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении по результатам рассмотрения административных исковых требований об оспаривании в части Генерального плана Владивостокского городского округа в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать министерство строительства Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении по результатам рассмотрения административных исковых требований об оспаривании в части Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова