УИД 76OS0000-2021-000213-90
Дело № 3а-392\21
Принято в окончательной форме 13.09.21г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2021г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Матюшкиной Е., Чистяковой А.А., помощником судьи Белозеровой А.Д.,
с участием прокурора Лазаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АДС» к Правительству Ярославской области» о признании недействующим постановления в части,
Установил:
Постановлением Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно данному постановлению с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства Ярославской области от 25 марта 2021г. № 148-п, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками, с полотенцесушителями установлен в размере 0,060073 Гкал на 1 куб. м; для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками, с полотенцесушителями в размере 0,065079 Гкал на 1 куб. м.
Административный истец, как организация, оказывающая услуги по горячему водоснабжению для данных типов многоквартирных домов, просит признать недействующим нормативный акт в указанной части, ссылаясь на то, что величина норматива определена с нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно пунктов 13, 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, поскольку, имея достаточное количество аналогов для расчета норматива методом применения аналогов, Правительством Ярославской области использован расчетный метод определения норматива.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО1 административные исковые требования поддержал.
Представители административного ответчика Правительства Ярославской области на основании доверенностей ФИО2 и ФИО3, представлявшая по доверенности также интересы заинтересованного лица департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифов Ярославской области, административные исковые требования не признали.
Прокурором Лазаревой С.А. дано заключении об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306) нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 45, 47 Устава Ярославской области Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области.
Таким образом, оспариваемое в настоящем административном деле постановление № 1135-п, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, принято в пределах компетенции данного органа государственной власти Ярославской области.
Соблюдение порядка принятия указанного постановления подтверждено вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года и от 31 августа 2020г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 25 марта 2021г. № 148-п в постановление от 31.10.2016 N 1135-п внесены изменения в связи с исполнением решения Ярославского областного от суда от 31 августа 2020г., которым признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению:
для многоквартирных и жилых домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,060073 Гкал на 1 куб. м;
для многоквартирных и жилых домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,065079 Гкал на 1 куб. м.
Постановление от 25 марта 2021г. № 148-п опубликовано в газете «Документ-Регион», N 29, 13.04.2021г.
Постановление Правительства Ярославской области от 25 марта 2021г. № 148-п принято в пределах компетенции Правительства Ярославской области, с соблюдением формы его принятия и требований о публикации в средстве массовой информации.
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают соблюдение Правительством Ярославской области порядка принятия постановления и государственной регистрации.
Требования Закона Ярославской области от 26.12.2014 года N 93-з «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» при его принятии соблюдены.
ООО «АДС» является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО- 6), эксплуатирующей закрытую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения) во Фрунзенском районе города Ярославля.
Административный истец осуществляет деятельность по производству и реализации горячей воды для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в зоне деятельности ЕТО – 6, коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанная деятельность ООО «АДС» относится к регулируемым видам деятельности.
Действующие тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям ООО «АДС» (городской округ город Ярославль), на 2020 – 2024 годы установлены приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2019 года № 357-г/вс. Этим приказом установлены двухкомпонентные тарифы, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, необходимую на подогрев холодной воды.
Тем самым, ООО «АДС» имеет право на оспаривание положений Постановления Правительства Ярославской области от 31 октября 2016г. № 1135-п «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановление Правительство области» в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 25 марта 2021г. № 148-п, в части касающихся его прав.
Правовые основания для прекращения производство по административному делу, о чем в письменном объяснении указано департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области со ссылками на ст. 2 Гражданского кодекса РФ, Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2014г. № 721-п, отсутствуют.
Оснований для вывода о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта, нормам права, имеющим большую юридическую силу, не имеется.
Разделом III Правил № 306 определены Методы установления нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениям указанного Раздела Правил № 306 (пункты 19, 21, 22) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
На департамент жилищно–коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области возложены функции по определению и представлению на утверждение Правительства Ярославской области нормативов потребления коммунальных услуг (п. 3.1.14.2 Положения о департаменте, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п).
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области подготовлен расчет норматива расходов тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (т. 1 л.д. 94-103).
Исследование данного расчета с учетом возражений административного истца, заключения судебной математической экспертизы, показаний свидетелей ФИО4 – специалиста департамента, подготовившей расчет, ФИО5, дает суду основания для вывода о том, что расчет подготовлен в соответствии с Правилами № 306.
В соответствии с п. 34 Правил № 306 количество многоквартирных домов и жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с п.п. 1 и 2 Приложения № 1 к Правилам № 306.
Для определения объема выборки департаментом проведена предварительная выборка в два этапа:
на первом этапе произведен предварительный отбор многоквартирных домов и жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определена по формуле 2 приложения 1 к Правилам № 306;
на втором этапе определена дисперсия генеральной совокупности по формуле 4 Приложения 1 к правилам № 306.
По итогам проведенного расчета департамент пришел к выводу о невозможности применения метода аналогов по причине недостаточности данных приборго учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки.
Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
Департаментом проанализирована информация, затребованная от органов местного самоуправления, о количестве коммунальных ресурсов, потребленных многоквартирными домами за отопительный период 2019 – 2020гг. с разбивкой по типам систем горячего водоснабжения таких домов (с наружной или без наружной сети, с изолированными или неизолированными стояками), наличию или отсутствию полотенцесушителей, а также с предоставлением информации о тех фактах, которые согласно вышеприведенным положениям пункта 21 Правил являются основанием для исключения многоквартирных домов из выборки.
По результатам анализа представленной информации специалистом департамета произведено исключение тех домов, которые не должны включаться в выборку, а именно дома, где отсутствуют общедомовые приборы учета, где отсутствует раздельный учет потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, по причине наличия в составе домов нежилых помещений, по причине отсутствия бесперебойного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, по причине отсутствия данных о расходе тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Доказательства, опровергающие правильность расчета, не представлены.
По делу проведена судебная математическая экспертиза. Выводы судебной экспертизы не опровергают правильность проведенного расчета.
Эксперты пришли к выводу о том, что увеличение или уменьшение объема предварительной выборки может, как увеличить, так и уменьшить величину выборочной дисперсии, поэтому эксперты указали, что для достоверности расчетов необходимо сформировать выборку методом случайного отбора домов, и значения расходов коммунальных ресурсов домов в предварительной выборке не должна отличаться от средних расходов по выборке более чем на 20%.
В экспертном заключении содержатся суждения о том, что департаментом не была проведена репрезентативная выборка многоквартирных домов по каждой из групп.
Между тем Правилами № 306 предусмотрен отбор (исключение) домов, не соответствующих п. 33 указанных Правил № 306. Департаментом произведено исключение домов, по которым отклонение значения расхода тепловой энергии на подогрев составило более 20% от среднего, что не противоречит п. 40 правил № 306.
Указанные действия в рамках расчета норматива суд полагает верными, соответствующими вышеприведенным требованиям Правил, свидетельствуют об обеспечении репрезентативности выборки.
Выводы экспертов о том, что по представленным данным возможно применение метода аналогов, эксперты сослались на возможность использования генератора случайных чисел. Но выбор домов методом отбора с использованием генератора случайных чисел Правилами № 306 не предусмотрено, в связи с чем применение генератора случайных чисел привело бы к превышению полномочий Правительства Ярославской области.
Экспертами также указано, что с точки зрения математической статистки использование формулы № 4 Приложения 1 к Правилам № 306 не обосновано, так как ее использование может связывать выборочную дисперсию с дисперсией среднего значения, объем генеральной совокупности не оказывает существенного влияния на объем выборки, определяемой по формуле № 1.
Данные выводы экспертов не могут быть приняты во внимание, так как формулы определены Постановлением Правительства Российской Федерации, оценка обоснованности этих формул с точки зрения математической статистики не может обсуждаться при разрешении административных исковых требований об оспаривании регионального нормативного правового акта.
Экспертами осуществлена выборка из 10 домов с использованием генератора случайных чисел. При этом эксперты исходили из того, что Правилами № 306 предусмотрено, что объем предварительной выборки должен быть не меньше 10, верхняя граница этого объема не установлена.
Департаментом определен объем предварительной выборки (16 домов по группе 5 и 37 домов по группе 7) на основании анализа информации органов местного самоуправления и исключения домов из общего перечня в соответствии с п. 33 Правил № 306 и формулой 7.1 Приложения 1 к Правилам № 306.
Правилами № 306 не определен механизм выбора уполномоченным органом значения вероятности Р. Департаментом использована вероятность Р – 0,9 с целью обеспечения надежности расчета, что не противоречит Правилам № 306.
Проводя свои расчеты, эксперты в своем заключении высказывают мнение, что действия департамента не являются ошибочными (стр. 16 экспертного заключения).
Показания свидетеля ФИО5 (преподавателя ЯрГУ им. П.Г. Демидова) сводились к разъяснению применения математических методов и подходов применительно к рассматриваемому делу. В целом его показания не содержат сведений, которые свидетельствовали бы о нарушениях, допущенных уполномоченным органом при проведении расчетов.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что заключение судебной экспертизы свидетельствуют о несоблюдение уполномоченным органом Правил № 306, не имеется.
В силу изложенного административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обществу с ограниченной ответственностью «АДС» отказать в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим в части п. 2.1 Постановления Правительства Ярославской области от 31 октября 2016г. № 1135-п «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановление Правительство области» в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 25 марта 2021г. № 148-п.
Правительству Ярославской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.
Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов