РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 15 октября 2018 года |
Дело № 3а-393/2018 |
Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Кармановой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца Боярского Д.А., административное дело № 3а-393/2018 по административному исковому заявлению Пардабаева Андрея Эльмуратовича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с участием заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, Сабирянова Марата Махматнуровича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Пардабаев Андрей Эльмуратович (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- с кадастровым номером №, общей площадью 10 336 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание операторской с холодным пристроем и резервуарами, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 2873 408 руб.
- с кадастровым номером №, общей площадью 13294 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – производственная деятельность, предприятия по утилизации отходов, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 3310206 руб.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2015 года в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером № – 16449789, 74 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером № – 7486117, 28 руб.
В целях проверки правомерности размера кадастровой стоимости, непосредственно влияющего на размер земельного налога и определения достоверного размера рыночной стоимости земельных участков, административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Областной центр оценки» для определения рыночной стоимости земельных участков, оценщиком которого составлены отчеты об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменном отзыве указало, что нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков допущено не было.
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменном отзыве подтвердило дату определения кадастровой стоимости спорных земельных участков и её размер.
Заинтересованное лицо Сабирянов Марат Махматнурович в письменном заявлении требования, изложенные административным истцом в административном исковом заявлении, поддержал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области своего отношения к рассматриваемому делу не выразило.
В судебном заседании представитель административного истца Боярский Д.А. на требованиях административного искового заявления настаивал, ходатайствовал о допросе в качестве свидетеля П., явка которой была обеспечена в судебное заседание.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Боярского Д.А., пояснения свидетеля П., исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
По материалам рассматриваемого административного дела судом установлено, что административный истец является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером № и собственником земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в рамках проведения государственной кадастровой оценки, является дата по состоянию на которую, сформирован перечень (статья 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015 года №2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2015 года была утверждена кадастровая стоимость для земельных участков:
- с кадастровым номером № в размере 16449789, 74 руб.;
- с кадастровым номером № в размере 7486117, 28 руб.
Воспользовавшись правом на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, административный истец обратился с административным иском в суд, приложив отчеты об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года, составленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Областной центр оценки» П., согласно которым, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером № – 2873 408 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером № – 3310 206 руб.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы. Административными ответчиками по существу не оспаривается рыночная стоимость земельных участков.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона № 135-ФЗ).
В связи с возникшими у суда вопросами о соответствии представленных отчетов об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, судом был допрошен в качестве свидетеля оценщик П., который сообщил суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, касающихся оценки земельных участков и выводов, положенных в основу составленных им отчетов.
Из пояснений свидетеля следует, что объектами оценки выступали земельные участки:
- с кадастровым номером №, общей площадью 10 336 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание операторской с холодным пристроем и резервуарами, расположенного по адресу: ...,.
- с кадастровым номером №, общей площадью 13294 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – производственная деятельность, предприятия по утилизации отходов, расположенного по адресу: ...
В соответствии с данными Публичной кадастровой карты и Правилами землепользования и застройки территории Малышевского городского округа применительно к р.п. Малышева оцениваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне - П-2 (производственная зона объектов III-IV класса вредности).
В соответствии с данными Публичной кадастровой карты и Правилами землепользования и застройки территории Белоярского городского округа оцениваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен территориальной зоне - СХ (сельскохозяйственная зона).
Приняв во внимание количественные и качественные характеристики объектов оценки, а также местоположение земельных участков и их окружение, оценщик пришел к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к сегменту рынка земель под производственно-складскую застройку, на которых возможно размещение объектов производственного назначения.
На дату оценки – 01 января 2015 года, исходя из сегмента рынка к которому были отнесены оцениваемые земельные участки, оценщик произвел выборку предложений по продаже земельных участков под производственно-складскую застройку по правилам отбора аналогов.
При проведении оценки свидетель пояснил, что им использовался сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж.
По мнению свидетеля, отобранные по правилам отбора объекты-аналоги были им идентифицированы по Публичной кадастровой карте, все объекты-аналоги находятся в одном сегменте рынка с объектами оценки, точно установлена их площадь, местоположение, вид разрешенного использовании и кадастровые номера.
Исходя из ретроспективности оценки, оценщик применил корректировки на торг, на передаваемые права, на вид разрешенного использования, на местоположение, на площадь, на обеспеченность инженерными сетями.
Заслушав показания свидетеля П., оснований не доверять, либо сомневаться в их правдивости у суда первой инстанции не имеется на основании следующего.
Общие требования к содержанию отчета об оценке установлены статьей 11 Федерального Закона № 135-ФЗ, а критерии оценки - закреплены в ФСО № 3.
По общему правилу отчет составляется на бумажном носителе и в форме электронного документа, отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки земельного участка, используемые стандарты оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Вопрос об оценке соответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, требует специальных познаний в области оценочной деятельности, в связи с чем, предъявляются особые требования к квалификации лица, производящего оценку.
Из содержания отчетов об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года судом установлено, что оценку земельных участков выполнил оценщик П., член Некоммерческого партнерства «Соморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», имеющий специальное образование в области оценочной деятельности и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости».
В соответствии с требованиями п. 6 ФСО № 3 отчеты об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года пронумерованы постранично, прошиты, подписаны оценщиком и скреплены печатью юридического лица и подписью руководителя общества с ограниченной ответственностью «Областной центр оценки».
Выводы, изложенные в отчетах об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года соответствуют предмету исследования.
В них указана информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков (о площади, о виде разрешенного использования; о текущем использовании объекта оценки, о наиболее эффективном использовании), присутствует точное описание локального местоположения объектов оценки.
Представленные в материалы дела отчеты об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года составлены на дату оценки – 01 января 2015 года.
Приведенные в отчетах выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
По итогу введенных оценщиком корректировок, последним был установлен диапазон скорректированной стоимости каждого объекта-аналога.
При исследовании отчетов судом установлено, что проверка выборки объектов-аналогов на однородность сделана оценщиком через коэффициент вариации, который не превысил 33 %.
Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, суд не нашел математических ошибок.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив представленные в дело отчеты об оценке № 017-18/3-1 и № 017-18/3-2 от 14 июня 2018 года, суд признает их соответствующим требованиям Федерального закона № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчетах об оценке выводы оценщика П. об установлении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, а также доказательств, содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, в материалах административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 13 294 кв.м., в размере его рыночной стоимости 3310 206 руб.
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 10 336 кв.м. в размере его рыночной стоимости 2873 408 руб.
Именно эта стоимость в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: № является 24 октября 2015 года; датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков является дата обращения административного истца с административным иском в Свердловский областной суд – 29 августа 2018 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: №, равная их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2018 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Пардабаева Андрея Эльмуратовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 13 294 кв.м., расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости 3310 206 (три миллиона триста десять тысяч двести шесть) руб.
Установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 10 336 кв.м., расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости 2873 408 (два миллиона восемьсот семьдесят три тысячи четыреста восемь) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 29 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 22 октября 2018 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова