дело № 3а-393/2022
(16OS0000-01-2022-000174-74)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 22 июня 2022 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Ю.А. Старшой,
при секретаре - помощнике судьи Д.В. Зялялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Финансовому управлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
решением Вахитовского районного суда города Казани от 4 апреля 2018 года частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО1, признан незаконным отказ муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» во включении в очередь на получение земельного участка для ведения садоводства и огородничества, изложенный в письмах № от 30 октября 2017 года и № от 2 марта 2018 года в адрес ФИО1, на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем приема документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, предоставления списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с указанием очередности ФИО1 в данном списке.
ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Ссылаясь на длительность исполнения судебного акта, просит присудить ей компенсацию в размере 310 000 рублей.
В судебное заседание ФИО1, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан не явились, своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В административном исковом заявлении ФИО1 содержится просьба о рассмотрении дела в ее отсутствие. От представителя Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Сведений об уважительности причин неявки остальных лиц, участвующих в деле, не имеется. На основании статей 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.
При определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу. Правила определения разумного срока административного судопроизводства, предусмотренные частями 2 и 4 настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов по административным делам (части 2 и 5 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон), частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, являющимся в судебном процессе сторонами, взыскателям при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, предоставлено право обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2 статьи 1 Федерального закона).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1 Федерального закона)
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде, а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации.
Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
В пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11).
Как видно из материалов административного дела № ...., решением Вахитовского районного суда города Казани от 4 апреля 2018 года на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем приема документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, предоставления списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с указанием очередности ФИО1 в данном списке.
Решение суда вступило в законную силу 11 мая 2018 года, в этот же день судом выдан исполнительный лист в отношении должника – Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в адрес ФИО1 8 июня 2018 года направлено уведомление о принятии и рассмотрении ее документов для регистрации и постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, а также об отказе в признании ее нуждающейся в получении земельного участка по причине совершения ею сделок по продаже земельных участков с видом разрешенного использования «садоводство».
23 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № .... в отношении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о совершении действий в пользу ФИО1.
10 августа 2018 года Комитет земельных и земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани направил в адрес судебного пристава-исполнителя письмо об исполнении решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 августа 2018 года исполнительное производство окончено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением решения суда.
Указанное постановление вступившим в законную силу решением Вахитовского районного суда города Казани от 29 ноября 2018 года признано незаконным.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан от 28 декабря 2018 года постановление судебного пристава от 24 августа 2018 года об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено.
Письмом заместителя Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 25 января 2019 года ФИО1 вновь извещена о принятии и рассмотрении представленных ею документов, а также об отказе в признании ее нуждающейся в получении земельного участка для ведения садоводства и огородничества.
Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани 24 сентября 2019 года направлено в адрес судебного пристава-исполнителя письмо о рассмотрении обращения ФИО1, отсутствии оснований для признания ее нуждающейся в получении садового участка, об отказе в регистрации ее заявления и постановке на соответствующий учет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 сентября 2019 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением решения суда.
Указанное постановление было оспорено административным истцом в судебном порядке, решением Вахитовского районного суда города Казани от 11 августа 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 октября 2021 года решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 августа 2021 года отменено и вынесено новое решение об удовлетворении административного иска, постановление судебного пристава-исполнителя от 30 сентября 2019 года об окончании исполнительного производства признано незаконным.
Постановлением начальника – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан от 1 декабря 2021 года постановление судебного пристава от 30 сентября 2019 года об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено.
16 декабря 2021 года временно исполняющим обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан вынесено постановление о привлечении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Татарстан от 21 января 2022 года по административному делу № 3а-154/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 этим обстоятельствам дана правовая оценка с точки зрения возможности присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Данным решением постановлено взыскать с муниципального образования города Казани в лице Финансового управления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей.
При вынесении указанного решения суд исходил из того, что на момент его принятия общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа на исполнение в соответствующее подразделение службы судебных приставов (16 июля 2018 года) составила 3 года 6 месяцев 5 дней.
Суд отмечает, что основанием для вынесения указанного решения о частичном удовлетворении требований ФИО1 послужил факт неисполнения судебного акта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани, установленный вступившим в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 октября 2021 года, которым совершенные в рамках исполнительного производства действия не признаны фактическим исполнением решения суда.
31 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника выставлено требование об исполнении решения суда.
14 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15 апреля 2022 года Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани направил в адрес судебного пристава-исполнителя письмо о рассмотрении обращения ФИО1, отсутствии оснований для признания ее нуждающейся в получении садового участка, а также об отказе в регистрации ее заявления и постановке на соответствующий учет. В указанном письме также содержится просьба об окончании исполнительного производства по мотиву исполнения решения суда.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан от 19 апреля 2022 года Исполнительный комитет муниципального образования города Казани привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Судебным приставом-исполнителем 27 апреля 2022 года в адрес должника выставлено требование об исполнении решения суда.
На момент рассмотрения настоящего административного дела каких-либо сведений об исполнении судебного акта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани суду не представлено, в материалах исполнительного производства соответствующих доказательств не содержится.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по исполнению решения Вахитовского районного суда города Казани от 4 апреля 2018 года достаточными и эффективными.
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта, которая на момент принятия решения по административному делу № 3а-154/2022 составила 3 года 6 месяцев 5 дней, увеличилась с этого времени на момент рассмотрения настоящего спора еще на 5 месяцев 1 день.
При этом доводам Исполнительного комитета муниципального образования города Казани об отсутствии оснований для признания ФИО1 нуждающейся в получении земельного участка для ведения садоводства и огородничества, а также невозможности исполнения судебного акта ввиду отсутствия в соответствии с новым законодательством списков граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, дана оценка вступившими в законную силу судебными актами.
Оснований для иной оценки позиции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выраженной в письме от 15 апреля 2022 года, у суда не имеется, поскольку оно полностью воспроизводит содержание писем от 25 января 2019 года, 24 сентября 2019 года, не признанного судами в качестве надлежащего исполнения решения Вахитовского районного суда города Казани от 4 апреля 2018 года.
Длительность срока исполнения этого судебного акта, превышающая на момент вынесения решения по данному делу 3 года 11 месяцев 6 дней, не отвечает требованиям разумности, а свидетельствует о нарушении права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок по независящим от нее причинам.
Исходя из обстоятельств дела, продолжительности исполнения судебного акта и значимости последствий для ФИО1, суд приходит к выводу о чрезмерности заявленной административным истцом суммы в размере 310 000 рублей и полагает, что достаточной будет являться компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 5 000 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования города Казани в лице Финансового управления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани за счет средств бюджета муниципального образования города Казани в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 5 000 рублей, перечислив взысканные денежные средства на открытый на имя ФИО1 банковский счет № .... в Татарстанском региональном филиале акционерного общества «» (), БИК ...., ИНН/КПП ...., корреспондентский счет .... в отделении НБ Республики Татарстан Банка России.
Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.А. Старшая
Справка: решение вынесено в окончательной форме 6 июля 2022 года в виде электронного документа.
Судья Ю.А. Старшая
Решение07.07.2022