ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-394/20 от 09.07.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 09 июля 2019 года № 3а-394/2020

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Биоэнергетика» об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 утверждена калькуляция затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год.

Административный истец ООО «Биоэнергетика» (далее - Общество) обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 «Об утверждении калькуляции затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год».

В обосновании исковых требований административный истец указал, что является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267, поскольку является арендатором лесного участка по договору аренды лесного участка от <ДАТА>№... для осуществления заготовки древесины.

Оспариваемый приказ применен Департаментом лесного комплекса Вологодской области при расчете неустойки по делу № №..., рассматриваемому Арбитражным судом Вологодской области.

Административный истец указал, что оспариваемым приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 нарушаются права, свободы и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в части оспаривания примененной Департаментом при расчете неустойки по договору аренды калькуляции (стоимости работ) по мотиву несогласия с ее расчетом по каждому приведенному в приказе виду работ, поскольку, в связи с принятием данного приказа калькуляция утверждена нормативным правовым актом и оспариванию в связи с несогласием с ее размером в порядке искового производства не подлежит. Фактически оспариваемым приказом утверждена не калькуляция, а стоимость затрат, необходимых для выполнения приведенных в приказе мероприятий (работ).

По мнению административного истца, оспариваемый приказ противоречит части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 26.1 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 октября 2017 года № 567 «Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений», приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», подпунктам «а» и «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

В дополнении к исковому заявлению представитель административного истца по доверенности адвокат Иванова С.А. указала, что оспариваемым приказом утверждены не нормативы в области лесного хозяйства, а калькуляция затрат, которая определяет затраты на единицу работ в отсутствие какого-либо экономического обоснования подобных затрат для непредусмотренных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730 лесонарушений, в отношении которых размер ущерба не исчисляется исходя из размера соответствующих затрат, устанавливаемым уполномоченным органом, что противоречит приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 октября 2017 года № 567 «Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений», приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков».

Административный истец просил суд признать недействующим приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 «Об утверждении калькуляции затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год».

Представитель административного истца ООО «Биоэнергетика» по доверенности адвокат Иванова С.А в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, поддержал доводы отзыва на административное исковое заявление. Указал, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции Департамента лесного комплекса Вологодской области как органа государственной власти Вологодской области, уполномоченного в области лесных отношений, как арендодателя лесных участков, с целью единообразного исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений, для всех арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений в рамках исполнения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенным по типовым договорам.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом. В представленном отзыве представитель по доверенности ФИО2 указала, что оспариваемый приказ принят Департаментом лесного комплекса Вологодской области в рамках реализации установленных полномочий Департамента с целью единообразного исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным по типовым договорам. Приказ Рослесхоза от 19 июня 2019 года № 762 «Об утверждении нормативов затрат на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов и величин территориальных коэффициентов» не регулирует вопросы заключения договоров аренды лесных участков и не охватывает контроль за выполнением лесохозяйственных работ с применением неустоек. В соответствии с пунктом 2 указанного приказа Рослесхоза применение утвержденных настоящим приказом нормативов затрат на мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов с учетом величины территориальных коэффициентов при распределении между субъектами Российской Федерации субвенции федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предписано Финансовому управлению. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Рослесхоза.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об отказе ООО «Биоэнергетика» в удовлетворении требований административного искового заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Согласно пункту 2.1 Положения целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Статьей 60 Устава Вологодской области (принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.

Органы исполнительной государственной власти области являются постоянно действующими, осуществляющими отраслевое, межотраслевое управление, специальные, контрольные, разрешительные, иные функции в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством. Органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения (часть 4 статьи 68 Устава).

Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.

Статьей 5 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» (в редакции от 03 мая 2018 года) предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Законом Вологодской области от 09 июля 2009 года № 2054-ОЗ «О противодействии коррупции в Вологодской области» предусмотрено, что Правительство области и органы исполнительной государственной власти области осуществляют антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти области.

В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 05 мая 2009 года № 707 «О мерах по совершенствованию порядка проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и проектов областных нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза проводится структурными подразделениями Правительства области, органами исполнительной государственной власти области в отношении подготавливаемых ими проектов областных нормативных правовых актов в сроки, установленные Регламентом Правительства области, регламентами организации документооборота в органах исполнительной государственной власти области. Антикоррупционная экспертиза указанных в настоящем постановлении областных нормативных правовых актов и их проектов осуществляется в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 17 апреля 2017 года № 492 утвержден Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов в Департаменте лесного комплекса.

Пунктом 2.8 Порядка предусмотрено, что в случае выявления коррупциогенных факторов и наличия замечаний правового характера по результатам поведения правовой и антикоррупционной экспертизы готовится заключение. Если проект нормативного правового акта не содержит коррупциогенных факторов, заключение не составляется.

Департаментом лесного комплекса Вологодской области проведена антикоррупционная экспертиза проекта оспариваемого нормативного правового акта одновременно с его разработкой, по результатам которой не было выявлено коррупционных факторов.

Согласно пункту 3 статьи 3 закона Вологодской области от 09 июля 2009 года № 2054-ОЗ «О противодействии коррупции в Вологодской области» органы государственной власти области, их должностные лица направляют в прокуратуру области для проведения антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов не менее чем за пять календарных дней до их принятия. Нормативные правовые акты, за исключением законов области, направляются для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру области органами государственной власти области, их должностными лицами, принявшими указанные нормативные правовые акты, в течение пяти календарных дней со дня их подписания.

Департаментом лесного комплекса Вологодской области проект оспариваемого приказа был направлен в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой рассмотрен проект приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области «Об утверждении калькуляции затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год».

Указано, что проект приказа разработан в целях создания правовых основ для обеспечения реализации органом государственной власти Вологодской области полномочий в сфере лесных отношений. В ходе изучения проекта положений, противоречащих федеральному законодательству, не выявлено.

По результатам антикоррупционной экспертизы в проекте приказа положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного исключения из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для коррупции, не установлено (письмо Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 20 февраля 2019 года № 72-23-2019/169).

26 февраля 2019 года приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области № 267 утверждена калькуляция затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год.

26 февраля 2019 года приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05 марта 2019 года опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 23.

Сопроводительными письмами от 28 февраля 2019 года копия указанного приказа с указанием об опубликовании направлена в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, отдел по надзору за выполнением федерального законодательства прокуратуры Вологодской области, прокурору Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Как следует из ответа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области от 20 мая 2019 года № 35/02-2645, приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 не включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, поскольку не отвечает условиям предусмотренным пунктом 13 приказа Минюста России от 20 августа 2013 года № 144 «Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий органа, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и опубликования.

Как усматривается из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ООО «Биоэнергетика» заключен договор аренды лесного участка от 19 июля 2017 года № 06-01-05/52-2017 в целях использования лесов для заготовки древесины. Срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

Согласно части 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

На момент заключения договора аренды от <ДАТА>№... действовал Типовой договор аренды лесного участка, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 года № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» (утратил силу 13 мая 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 года № 550).

Согласно подпункту «в» пункта 14 Типового договора за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, захламление по вине арендатора просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере - 5-кратной стоимости затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.

Идентичные работы указаны под № 1 в калькуляции затрат оспариваемого нормативного правового акта.

Подпунктом «о» пункта 14 Типового договора предусмотрено, что за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по воспроизводству лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере - 3-кратной стоимости затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции Арендодателя. В оспариваемом приказе работы под №№ 2-8 относятся к таким противопожарным мероприятиям и мероприятиям по воспроизводству лесов.

В настоящее время аналогичное требование закреплено в подпункте «о» пункта 4.2 типового договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», и в подпункте «б» пункта 17 типового договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 октября 2017 года № 567.

Таким образом, действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, установлена возможность Департамента лесного комплекса Вологодской области как арендодателя утверждать калькуляцию затрат с целью исчисления размера неустойки за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договорам аренды.

Довод административного истца о том, что должен быть утверждён норматив, а не калькуляция, необоснован и противоречит вышеуказанным пунктам Типового договора аренды лесного участка.

В Вологодской области отсутствуют указанные в Типовом договоре нормативы, в связи с чем с целью единообразного исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений уполномоченный орган утвердил калькуляцию затрат на 2019 год для всех арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений в рамках исполнения договоров, заключенных по типовым договорам, что соответствует положениям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Доводы административного истца о том, что для определения размеров неустойки за невыполнение арендаторами лесных участков различных лесохозяйственных мероприятий необходимо применять нормативы, утвержденные приказом Рослесхоза от 19 июня 2019 года № 762 «Об утверждении нормативов затрат на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов и величин территориальных коэффициентов» несостоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 2 приказа применение утвержденных настоящим приказом нормативов затрат на мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов с учётом величины территориальных коэффициентов при распределении между субъектами Российской Федерации субвенции федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предписано Финансовому управлению. Указанный приказ не регулирует вопросы заключения договоров аренды лесных участков и контроля за выполнением лесохозяйственных работ с применением неустоек.

Пунктом 2 приказа Рослесхоза от 17 февраля 2010 года № 58 «Об утверждении технологических карт на выполнение работ по профилактике и тушению лесных пожаров» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, использовать разработанные нормативы для принятия управленческих решений и выполнения работ по профилактике и тушению лесных пожаров.

Таким образом, указанные приказы регулируют иные правоотношения, не связанные со штрафными санкциями за нарушение обязательств по договору.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, оспариваемый приказ не нарушает прав административного истца ООО «Биоэнергетика», соответствует части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 26.1 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 октября 2017 года № 567 «Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений», приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», подпунктам «а» и «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

требования административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Биоэнергетика» о признании недействующим приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 февраля 2019 года № 267 «Об утверждении калькуляции затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2019 год» оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2020 года.