011а
3а-395/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 23 сентября 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» об оспаривании приказа Министерства транспорта Красноярского края от 15.01.2019 N 5/1-Н "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)",
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 15.01.2019 N 5/1-Н "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях открытым акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)" (далее - приказ от 15.01.2019 N 5/1-Н) установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях открытым акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал) в следующих размерах: подача и уборка вагонов на путях необщего пользования - 17, 63 руб. (без НДС) за 1 тонну, выгрузка на вагоноопрокидывателе руды и угля - 7,76 руб. (без НДС) за 1 тонну, слив мазута – 32,90 руб. (без НДС) за 1 тонну, маневровая работа локомотива 2109,88 руб. (без НДС) за 1 час.
Приказ от 15.01.2019 N 5/1-Н опубликован 16.01.2019 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) и вступил в силу с 17.01.2019 года.
АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило суд признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу указанный приказ от 15.01.2019 N 5/1-Н.
Заявленные требования с учетом уточнений мотивированы тем, что АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» при перевозке грузов железнодорожным транспортом обслуживается предприятием промышленного железнодорожного транспорта - акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)" (далее - АО «В-Сибпромтранс»). АО «В-Сибпромтранс» владеет железнодорожными путями необщего пользования, примыкающими к грузовым фронтам АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», а также и всей инфраструктурой железнодорожного транспорта необщего пользования. В связи с чем, для АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» в силу объективных причин невозможен выбор конкурентного обслуживающего железнодорожного предприятия.
Приказом Министерства транспорта Красноярского края (далее Министерство) от 15.01.2019 N 5/1-Н установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях АО «В-Сибпромтранс». В ответ на запрос административного истца, Министерство транспорта Красноярского края направило заключение на установление вышеназванных тарифов на транспортные услуги.
АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» полагает, что оспариваемый приказ от 15.01.2019 N 5/1-Н противоречит положениям федерального законодательства и законодательству Красноярского края в сфере государственного регулирования тарифов, поскольку принят не уполномоченным органом, а установленные им предельные тарифы являются экономически необоснованными.
Так, Министерство не вправе было устанавливать оспариваемые тарифы на транспортные услуги, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита), поскольку, в силу требований Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 № 941, с 26.11.2015 это относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы.
Данный приказ также принят с превышением полномочий, поскольку, в соответствии с пунктом 4.3 Приложения №1 к Постановлению Администрации Красноярского края от 24.09.2001 №670-п, подпунктом 3 пункта 3.1 положения о Министерстве транспорта Красноярского края, Министерство не наделено полномочием по установлению предельной максимальной цены (тарифа).
Кроме того, расчет тарифа Министерством основан на данных о среднемесячной заработной плате за 2017 год без сопоставления с данными действующих штатных расписаний, изменений к ним и приказов, в представленных АО «В-Сибпромтранс» регулятору документах, при расчете грузооборота допущены арифметические ошибки.
При обращении в регулирующий орган по вопросу увеличения предельных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, АО «В-Сибпромтранс» предложило увеличить тарифы по сливу мазута на 92,8%, по маневровой работе на 24,9%. Между тем, регулирующий орган установил тарифы в большем размере, при этом, увеличение тарифа по сливу мазута составило 108,9%, по маневровой работе – 30,7%. Тем самым, регулирующий орган нарушил баланс интересов между АО «В-Сибпромтранс» и его потребителями услуг, возлагая на них повышенные и необоснованные затраты, связанные с оплатой услуг.
При установлении тарифов на перевозку грузов («Подача и уборка вагонов на путях необщего пользования») в расчет затрат были неправомерно включены затраты по ремонту кровли здания разморозки вагонов в размере <данные изъяты> тыс. руб., которые не относятся к регулируемому виду деятельности. Это нарушает пункт 2.3.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, утвержденного приказом Министерства от 27.04.2015 №5/26-Н, в части необходимости исключения необоснованных расходов заявителя за счет поступлений от регулируемой деятельности.
В нарушение пунктов 1.7, 1.9, 2.1 Методических рекомендаций №АН-104-р, органом регулирования прогнозный объем услуг отдельно для каждого грузовладельца с подразделением по родам груза (типу вагона) и маршрута передвижения вагонов на подъездных путях не учитывался и не рассчитывался.
В нарушение пункта 2.6.1. Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, утвержденного Приказом Министерства от 27.04.2015 №5/26-Н, АО «В-Сибпромтранс» не представлены в орган регулирования доказательства подтверждающие обоснованность расходов по арендной плате.
Вызывает у истца сомнение в правильности определения органом регулирования величины прочих затрат в виде себестоимости ТМЦ, включенных в расчет тарифа, так как они в тарифном деле документально не подтверждены.
В составе социальных расходов необоснованно заложены выплаты пенсионерам в сумме <данные изъяты> тыс. руб.
Расходы по статьям «Материалы», «Расходы на ремонт» сформированы органом регулирования без соблюдения требований федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В связи с не предоставлением в материалы тарифного дела соответствующих документов, включение данных расходов в тариф является необоснованным.
Установленные Министерством тарифы в оспариваемом приказе, превышают общий уровень изменения потребительских цен в 2019 году по сравнению с 2016 годом.
Установление экономически необоснованных тарифов нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на него обязанность по уплате по завышенному тарифу.
В судебном заседании представитель административного истца - АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» ФИО1, действующий на основании доверенности, настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его дополнений и уточнений.
Представитель министерства транспорта Красноярского края ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый приказ принят в пределах установленных полномочий Министерства транспорта Красноярского края, прошел установленную процедуру согласования, опубликован в установленном законом порядке и полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и права административного истца не нарушает.
Представители АО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на необоснованность доводов административного истца относительно оспариваемого Приказа.
Прокурор Федорченко М.С. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора и судебные прения, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепляя в качестве основных начал гражданского законодательства свободу договора (пункт 1 статьи 1), в соответствии с которой граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении его условий (статья 421), предусматривает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (абзац первый пункта 1 статьи 424).
В силу пункта 2 статьи 3, абзаца 2 пункта 1 статьи 424 названного кодекса цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, могут применяться лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", который с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П и Определении от 08.07.2004 N 255-О, выполняет роль закона, Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее – Постановление N 239) утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Данным Перечнем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено, в частности, право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Из пункта 7 Постановления N 239 следует, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться, в том числе путем установления предельного уровня рентабельности, фиксированных и предельных цен на соответствующие услуги.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае" утвержден Перечень регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае, пунктом 4.3 которого к полномочиям министерства транспорта Красноярского края отнесено тарифное регулирование транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Указанные полномочия Министерства транспорта Красноярского края также закреплены в подпункте 3 пункта 3.1 Положения о министерстве транспорта Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 377-п.
В силу указанного Положения Министерство транспорта Красноярского края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на транспортные услуги (подпункт 1 пункта 1.1.) и вправе издавать приказы, по вопросам входящим в его компетенцию (пункт 3.29).
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" или "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" или размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации (www.zakon.krskstate.ru).
Следовательно, оспариваемый приказ, вопреки утверждению истца принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
Судом не может быть принят во внимание довод административного истца, как основанный на ошибочном толковании вышеприведенных правовых норм, о нарушении Министерством транспорта Красноярского края установленной компетенции, поскольку утверждение оспариваемым приказом от 15.01.2019 N 5/1-Н "предельных максимальных тарифов" на транспортные услуги не свидетельствует о выходе за пределы полномочий по установлению "цен (тарифов) на транспортные услуги".
Тарифы, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, являются предельными (максимальными) при расчете платы, за которую, исполнитель осуществляет перевозку угля и прочих грузов, погрузочно-разгрузочные работы на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования.
При этом, стороны сделки не ограничены в праве согласовать осуществление перевозок по тарифам, менее утвержденных оспариваемым приказом, что вытекает из принципа свободы договора, закрепленного гражданским законодательством.
Таким образом, установление органом государственного регулирования предельного размера тарифов на транспортные услуги, оказываемые АО "В-Сибпромтранс", по сути, ограничивают размер стоимости этих услуг по соответствующим договорам и направлено в первую очередь на обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услуг.
Также подлежит отклонению довод административного истца о том, что у Министерства транспорта Красноярского края отсутствовали полномочия по установлению спорных тарифов, мотивированные ссылкой на то, что такими полномочиями в отношении АО "В-Сибпромтранс" обладает Федеральная антимонопольная служба, так как указанное общество относится к субъектам естественных монополий.
Пунктом 3 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, определено, что органами регулирования таких тарифов являются Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов, сборов и платы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом закрепленные в пунктах 5.3.21.21, 5.3.21.23 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, полномочия по установлению (утверждению, регистрации) тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита), а также исключительные (учитывающие особые условия перевозок) тарифы на железнодорожные перевозки (за исключением транзита), не отменяют право органа государственной власти субъекта Российской Федерации регулировать тарифы на работы и услуги организаций промышленного железнодорожного транспорта и других хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Кроме того, АО "В-Сибпромтранс" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и вышеуказанным Положением о Федеральной антимонопольной службе, не включалось в реестр субъектов естественных монополий, полномочия по ведению которого возложены на Федеральную антимонопольную службу. Антимонопольным органом не устанавливались тарифы на транспортные услуги, оказываемые АО "В-Сибпромтранс", что подтверждается имеющейся в материалах дела перепиской с Федеральной антимонопольной службой.В этой связи, у Министерства транспорта Красноярского края отсутствовали основания для отказа АО "В-Сибпромтранс" в предоставлении государственной услуги по установлению тарифа, учитывая что данный регулирующий орган не наделен полномочиями по отнесению того или иного заявителя к субъектам естественных монополий.
Предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, федеральный законодатель не ограничил органы государственной власти субъектов Российской Федерации в выборе методов и методик расчета таких цен (тарифов), не закрепив в качестве обязательных какие-либо конкретные методы или методики, а также не установив правила вышеуказанного государственного регулирования.
В целях определения общих подходов и рекомендаций по проведению расчетов Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.2001 N АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации от 20.12.2001 N АН-104-р), которые, как указано в преамбуле и пункте 1.1., предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ), не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.
Указанное Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.2001 N АН-104-р также не ограничивает органы государственной власти субъектов Российской Федерации в применении других методов расчета тарифов, основой формирования которых в первую очередь является их экономическая обоснованность.
В целях урегулирования порядка предоставления государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 27.04.2015 N 5/26-Н утвержден Административный регламент (далее - Административный регламент от 27.04.2015 N 5/26-Н), которым предусмотрено, что для установления тарифов на транспортные услуги заявитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен обратиться в министерство транспорта Красноярского края с запросом, включающим в себя соответствующее заявление об установлении тарифов и обосновывающие документы (пункт 2.6.1). По итогам рассмотрения запроса заявителя оформляется заключение об установлении тарифов и готовится проект приказа, который направляется на проведение оценки регулирующего воздействия (пункты 3.3.5, 3.3.6).
Пунктом 2.3.1. Административного регламента от 27.04.2015 N 5/26-Н предусмотрено, что установление тарифов на транспортные услуги осуществляется методом индексации или методом экономически обоснованных расходов (затрат). Метод индексации применяется на базе действующих тарифов с учетом прогнозных показателей (индексов потребительских цен), утвержденных министерством экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей.
Как следует из материалов дела, АО «В-Сибпромтранс» оказывает транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях (перевозка грузов на железнодорожных путях необщего пользования и погрузочно-разгрузочные работы).
Ранее действующие тарифы на транспортные услуги АО "В-Сибпромтранс" были установлены Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 17.05.2016 N 5/33-Н "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях открытым акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)" и не пересматривались более 2 лет.
24.08.2018 АО "В-Сибпромтранс" обратилось в Министерство транспорта Красноярского края с заявлением об установлении расчетных предельных максимальных тарифов на подачу и (или) уборку выгонов, погрузочно-разгрузочные работы, маневровую работу локомотива для Ачинского ППЖТ – филиала АО "В-Сибпромтранс" с приложением расчёта, пояснительной записки и обосновывающих документов (т. 1 л. 3 тарифного дела).
Указанное заявление было рассмотрено органом регулирования, специалистами которого на основании представленных и дополнительно запрошенных документов составлено заключение на повышение тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях АО «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» (Ачинский филиал) (л.д. 66-74).
Из заключения следует, что новые тарифы на транспортные услуги определены методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 2.3.1. Административного регламента.
Расчетным периодом для установления тарифов являлся 2019 год.
Расчет обжалуемых предельных тарифов произведен исходя из ожидаемых АО «В-Сибпромтранс» на 2018 год объемов, подтверждаемых представленными договорами с контрагентами и их заявками.
Также были учтены фактические расходы предприятия в 2017 году, подтвержденные необходимыми бухгалтерскими документами.
В итоге, орган регулирования предложил установить предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях АО "В-Сибпромтранс" в следующих размерах: подача и уборка вагонов на путях необщего пользования - 17, 63 руб. (без НДС) за 1 тонну с рентабельностью 4,1%, выгрузка на вагоноопрокидывателе руды и угля - 7,76 руб. (без НДС) за 1 тонну тонну с рентабельностью 3%, слив мазута – 32,90 руб. (без НДС) за 1 тонну с рентабельностью 3%, маневровая работа локомотива 2109,88 руб. (без НДС) за 1 час с рентабельностью 3,5%.
Подготовленный по итогам рассмотрения обращения АО «В-Сибпромтранс» проект приказа "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях открытым акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)" получил положительное заключение от 15.01.2019 об оценке его регулирующего воздействия.
По мнению выдавшего это положительное заключение Минэкономразвития Красноярского края, данный проект нормативного правового акта не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и иные ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и краевого бюджета (л.д. 78-79).
15.01.2019 приказом Министерства транспорта Красноярского края N 5/1-Н предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)" для АО «В-Сибпромтранс» были приняты в предложенных органом регулирования размерах.
Вопреки утверждению административного истца, анализ представленных материалов, в том числе заключения на установление тарифов и материалов тарифного дела, позволяет суду сделать вывод о том, что расчет максимальных тарифов на подачу и уборку вагонов на путях необщего пользования, выгрузку на вагоноопрокидывателе руды и угля, слив мазута, маневровую работу локомотива для Ачинского филиала, оказываемых на железнодорожных путях АО «В-Сибпромтранс» для последнего произведен органом регулирования правильно в соответствии с Методическими рекомендациями исходя из расходов Ачинского филиала АО «В-Сибпромтранс».
При этом тарифы на слив мазута и маневровым работам локомотива, органом регулирования были установлены выше уровня, заявленного АО «В-Сибпромтранс», который ошибочно определил расчетный период как 2018 год вместо необходимого 2019 года, что было замечено и исправлено Министерством в соответствии с Административным регламентом и Методическими рекомендациями и нарушением не является.
Административным регламентом установлено 2 метода расчета тарифов в данной сфере правоотношений - это метод экономически обоснованных расходов (затрат) и метод индексации (п.2.3.1 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, административным ответчиком расчет тарифа произведен исходя из расходов Ачинского филиала АО «В-Сибпромтранс» методом экономически-обоснованных расходов (затрат).
Тарифы установлены дифференцированно по видам работ (оказываемым услугам) с соблюдением принципа распределения затрат по всем видам деятельности: на подачу и уборку вагонов, погрузочно-разгрузочные работы (с разделением по родам грузов), слив мазута, маневровую работу локомотива.
Анализ роста затрат произведен в соответствии с Методическими рекомендациями от 20.12.2001 N АН-104-р отдельно по каждому виду работ (оказываемых услуг) по следующим статьям затрат: «заработная плата», «амортизационные отчисления», «топливо», «электроэнергия», «материалы», «ремонт», «прочие расходы». В качестве метода определения затрат использован нормативно-статистический метод, рекомендованный п. 1.8 Методических рекомендаций. По отдельным статьям затрат были произведены корректировки.
Так, Министерством откорректированы плановые затраты на оплату труда, материалы и ремонт, иные категории затрат.
Доводы административного истца об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с учетом излишних затрат (расходов) АО «В-Сибпромтранс» являются несостоятельными.
В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (п.1 ст. 252 НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу приведенных норм закона, Министерством были включены в расчет тарифов документально подтвержденные экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности Ачинского филиала АО «В-Сибпромтранс» при оказании указанных соответствующих транспортных услуг.
В частности, расчет затрат на заработную плату обоснованно произведен Министерством сходя из анализа всех представленных предприятием документов.
При этом отсутствует задвоение расходов на оплату труда водителя погрузчика, поскольку в штатном расписании предприятия предусмотрена не одна, а две таких должности с окладом по 23 799 руб. каждая.
В целом с учетом фактических данных за 2017 год, размер заработной платы на 2018 определен Министерством с применением сводного индекса потребительских цен, доведенного министерством экономики и регионального развития Красноярского края, на 2018/2017 - 102/6%, а на 2019 год - 104,3%, т.е. по сравнению с 2017 годом заработная плата в 2019 году увеличилась на 6,9 %. В связи с этим, являются ошибочными доводы Общества об индексировании заработной платы работников предприятия на 4 % (с января по сентябрь 2018 года) и на 8 % (с октября по декабрь 2018 года).
Допущенные Министерством арифметические ошибки при расчете брутто грузооборота локомотивов не привело к неправильному определению размера тарифа, поскольку грузооборот по конкретному предприятию имеет значение только при расчете тарифа по отдельным транспортировкам, тогда как в оспариваемом приказе установлен единый тариф на подачу и уборку вагонов в размере 17,63 руб./т., рассчитанный в соответствии с формулой, установленной п. 1.7 Методических рекомендаций.
Принятие Министерством в счет затрат предприятия расходов на ремонт кровли здания вагоноразмораживающего устройства обусловлено особенностями технологического процесса подачи и уборки вагонов. Без производства данного вида работ подача и уборка вагонов будет невозможна в зимнее время. При этом указанное здание и железнодорожные пути фактически представляют собой единый имущественный производственный комплекс, непосредственно задействованный в технологическом процессе по подаче и уборке вагонов.
Таким образом, правомерность учета Министерством указанных затрат сомнений не вызывает.
При определении тарифа на погрузочно-разгрузочные работы учитывался род перевозимых грузов, что следует из материалов тарифного дела.
При расчете тарифа на подачу и уборку вагонов вне зависимости от рода перевозимого груза используется единая технология работ, затрачиваются одинаковые технические и трудовые ресурсы, т.к. тариф на такие услуги определяется в тоннах вне зависимости от того, какой груз находится в вагонах.
С учетом изложенного являются необоснованными доводы истца о том, что род грузов оказывает влияния на размер утвержденного тарифа.
Расчет расходов по арендной плате за землю произведен в соответствии с информацией, полученной из КУМИ г. Ачинска.
Затраты на себестоимость ТМЦ на 2018 год определены Министерством с учетом индексации фактических затрат 2017 года в пределах индекса потребительских цен 2018/2017 - 102,6 %, доведенного министерством экономики и регионального развития Красноярского края.
Обоснованность учтенных Министерством затрат на себестоимость ТМЦ, ремонт объектов, материалы подтверждаются находящимися в тарифном деле документами. Затраты для выплат пенсионером предприятия, при формировании тарифов не учитывались.
В целом расчеты тарифов произведены Министерством правильно в соответствии с формулой, установленной п. 1.7 Методических рекомендаций.
Кроме того, по мнению истца, о необоснованности тарифов свидетельствует отсутствие анализа расходов по договорам, заключенных АО «В-Сибпромтранс» в рамках реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Однако проверка соблюдения порядка закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых железнодорожной организацией, не относится к компетенции Министерства транспорта края. Указанным законом не регулируются вопросы, связанные с установлением тарифов, в связи с чем для их установления не имеет правового значения в рамках реализации какого закона понесены предприятием расходы, связанные с деятельностью оказанию услуг железнодорожным транспортом.
Иные доводы административного истца не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Исходя из изложенного, доводы административного истца об экономической необоснованности оспариваемых тарифов являются несостоятельными.
Представленный АО «В-Сибпромтранс» комплект документов был достаточен для расчета тарифов в экономически обоснованном размере.
Таким образом, приказ Министерства транспорта Красноярского края от 15.01.2019 N 5/1-Н "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)" принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры. При этом оспариваемые положения данного приказа изложены ясно, недвусмысленно, никакой неопределённости они не создают и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Права административного истца они не нарушают.
На основании ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного иска АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказа Министерства транспорта Красноярского края от 15.01.2019 N 5/1-Н "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (Ачинский филиал)" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда Д.И.Пашковский