Дело № 3а-395/2022
УИД 76OS0000-01-2022-000339-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 4 октября 2022 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области о ликвидации регионального отделения общественной организации,
установил:
14 августа 2009 года Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области Ярославское региональное отделение Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» (далее также региональное отделение) зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1097600000783.
10 августа 2009 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области (далее – Управление) о региональном отделении внесена запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 7612040013.
Управление обратилось с административным иском о ликвидации регионального отделения и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о нем в связи с осуществлением данным лицом деятельности с грубым нарушением законодательства, а именно в связи с тем, что региональное отделение осуществляет свою деятельность на основании утратившего силу устава.
В судебное заседание по рассмотрению административного иска административный истец своего представителя не направил. В административном иске и в письменном заявлении Управление ходатайствовало о рассмотрении административного иска в отсутствие своих представителей, требования административного иска поддержало.
Административный ответчик Ярославское региональное отделение Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» своих представителей в судебное заседание на направило, пояснений на административный иск в письменном виде не представило суду.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что требования административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области подлежат удовлетворению.
Согласно статьям 3, 5, 7, 11, 14, 15 Федерального закона «Об общественных объединениях» право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Общественные объединения могут создаваться, помимо прочего, в форме общественного учреждения.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Ярославское региональное отделение Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» являлось структурным подразделением (региональным отделением) Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны».
25 августа 2021 года Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2217707485312 о прекращении деятельности Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как имеющего признаки недействующего юридического лица.
Таким образом, правоспособность Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» прекращена. Устав данного общественного учреждения утратил силу.
При этом, согласно пунктам 9.1, 9.1.2 Устава Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» структуру учреждения составляют его региональные отделения и представительства.
В случае государственной регистрации регионального отделения как юридического лица, оно действует на основании устава учреждения.
Ярославское региональное отделение Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1097600000783.
Следовательно, в соответствии с вышеприведенными положениями Устава Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» оно действует на основании устава данного учреждения.
С прекращением деятельности Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» региональное отделение осуществляет деятельность на основании утратившего силу устава.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 44 указанного Федерального закона основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, помимо прочего, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (пункт 26) поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Анализ того нарушения, которое имеет место в деятельности Ярославского регионального отделения Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» и установлено по данному административному делу, а именно осуществление деятельности в соответствии с уставом, утратившим силу, то есть фактически без него, позволяет сделать вывод о том, что устранение данного нарушения и продолжение деятельности регионального отделения законным способом невозможны, что указывает на грубых характер нарушений в деятельности регионального отделения.
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что установленные абзацем третьим части первой статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации Ярославского регионального отделения Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» по данному делу установлены. В связи с этим, требования административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области удовлетворить.
Ликвидировать Ярославское региональное отделение Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны».
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Ярославском региональном отделении Межрегионального общественного учреждения «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны».
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2022 года