ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-396/2021 от 06.09.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-396/2021

18OS0000-01-2021-000355-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2021 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Гирбасовой С.И.,

с участием: прокурора – Бузанаковой Е.Б., представителя административного истца ФИО1 – Кучумова А.Г., представителя административного ответчика – Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики -Ульенко А.М., административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу.

Свои требования мотивировал тем, что в период избирательной компании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва ему как кандидату баллотирующемуся по одномандатному избирательному округу «Удмуртская Республика – Удмуртский одномандатный избирательный округ № 33» стало известно, что у баллотирующегося по этому же избирательному округу кандидата ФИО2 имеется иностранный финансовый инструмент – <данные изъяты> в количестве 6 штук на сумму 549 723.75 рубля, что в свою очередь является нарушением Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

На основании ч.12 ст. 99 указанного закона ФИО1 просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Удмуртская Республика – Удмуртский одномандатный избирательный округ № 33», выдвинутого политической партией «Политическая партия «Коммунистическая партия коммунисты России» - ФИО2.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судом определением от 31 августа 2021 года на основании ч. 5 ст. 41 КАС РФ привлечена к участию в административном деле Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики в качестве административного соответчика.

В судебное заседание ФИО1 не явился, его представитель Кучумов А.Г. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

Представитель Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики -Ульенко А.М. в судебном заседании с заявленным требованием не согласился.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Административный истец ФИО1 постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 29.07.2021 № 152.27-6 осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Удмуртская Республика – Удмуртский одномандатный избирательный округ № 33», выдвинутый политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по указанному избирательному округу.

Судом так же установлено, что административный ответчик ФИО2 постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 29.07.2021 № 152.9-6, выдвинутый политической партией «Политическая партия «Коммунистическая партия коммунисты России», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Удмуртская Республика – Удмуртский одномандатный избирательный округ № 33».

При этом моментом предоставления ФИО2 документов необходимых для регистрации в качестве кандидата является 26.07.2021, о чем свидетельствует подтверждение о приеме документов, представляемых для регистрации.

Частью 12 статьи 99 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена верховным судом республики по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

Аналогичные правовые позиции содержит ч.11 ст. 239 КАС РФ.

Поскольку ФИО1 будучи выдвинутым кандидатом по одномандатному избирательному округу просит суд отменить регистрацию зарегистрированного кандидата ФИО2 по тому же избирательному округу, то в силу указанных норм права суд приходит к выводу, что он обладает данным правом.

Основанием для отмены регистрации кандидата административный истец указывает наличие у ФИО2 иностранного финансового инструмента -BrokerCreditServis Structured Products в количестве 6 штук на сумму 549 723.75 рубля.

Пунктом 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что установление факта владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами кандидатом является основанием для отмены его регистрации.

Следует отметить, что частью 13 статьи 4 этого же закона предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

При этом п.3 ч.1 ст. 47 указанного закона предусмотрена обязанность кандидата представить в окружную избирательную комиссию письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Указанная обязанность ФИО2 исполнена путем предоставления 26.07.2021 соответствующего письменного уведомления.

Под иностранным финансовым инструментом в силу ч.2 ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» понимается:

1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;

3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями;

7) цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.

Производными финансовыми инструмента в силу статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» являются - договор (за исключением договора репо, а также опционного договора, заключенного с физическим лицом в связи с исполнением им трудовых обязанностей на основании трудового договора или в связи с участием физического лица в органах управления хозяйственного общества), предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:

обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства или иных показателей, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и относительно которых неизвестно, наступят они или нет, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты это: а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта; е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

Анализируя указанные законоположения суд приходит к выводу, что действующее правовое регулирование позволяет суду отменить регистрацию выдвинутого по одномандатному избирательному округу кандидата в случае установления факта владения и (или) пользования им иностранным финансовым инструментом на момент представления в избирательную комиссию документов необходимых для регистрации, а также на последующий период времени.

При этом основанием для отмены будет являться исключительно идеальная совокупность указанных юридически значимых обстоятельств, отсутствие одного из указанных элементов как-то финансовый инструмент либо принадлежность его нерезиденту, либо отчуждение до подачи документов на регистрацию не позволяет суду по данному основанию отменить регистрацию кандидата.

В силу положений ч. 1 и ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» окружная избирательная комиссия проверяет достоверность сведений о кандидатах, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам, в том числе и выполнение требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 закона, то есть проверяет сведения об отсутствии иностранных финансовых инструментов у кандидата путем обращения в соответствующий орган с представлением о их проверки.

В ходе указанной проверки Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики получены сведения о том, что ФИО2 принадлежит иностранный финансовый инструмент - BrokerCreditServis Structured Products PLC, в количестве 6 штук на сумму 549 723.75 рубля.

Из дополнительных объяснений ФИО2 по данному вопросу Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики установлен факт их отчуждения до даты подачи документов на регистрацию.

Судом из представленных Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики и ФИО2 брокерских отчетов, а именно раздела 2.1 и раздела 3 следует, что 15.07.2021 последним проданы единственные принадлежащие ему 6 облигаций иностранного эмитента <данные изъяты>, код идентификации ценной бумаги <данные изъяты>, номера: (1 штука); (4 штуки); (1 штука).

Пунктом 1 статьи 51.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что иностранные финансовые инструменты допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов при одновременном соблюдении следующих условий:

1) присвоения иностранным финансовым инструментам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг и международного кода классификации финансовых инструментов;

2) квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в порядке, установленном Банком России.

В развитие указанного законоположения Банком России принято Указание от 03.10.2017 N 4561-У «О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг».

Которым в пункте 1 предусмотрено, что квалификация в качестве ценных бумаг иностранных финансовых инструментов осуществляется присвоением кода (номер) идентификации ценных бумаг (код ISIN) и международного кода классификации финансовых инструментов (код CFI).

Банк России осуществляет квалификацию иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг путем установления наличия кода ISIN и кода CFI, присвоенных иностранным финансовым инструментам (пункт 8 Порядка квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг установленного Указанием Банка России от 03.10.2017 N 4561-У).

В силу положений п.2 ст. 142 ГК РФ облигация является ценной бумагой.

Проанализировав установленные обстоятельства и указанные нормы права, суд приходит к выводу, что предметом настоящего спора являются названные 6 облигаций иностранного эмитента BrokerCreditServis Structured Products PLC и которые признаются в Российской Федерации иностранным финансовым инструментом ввиду того, что им будучи ценной бумагой присвоен идентификационной код ценной бумаги иностранного финансового инструмента, следовательно они подпадают под понятие «иностранный финансовый инструмент» указанный в ч.13 ст. 4 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Однако как уже указывалось ранее поводом для отмены регистрации кандидата данное обстоятельство послужит только в том случае если указанные облигации находились во владении ФИО2 на момент предоставления в избирательную комиссию документов для регистрации в качестве кандидата, либо перешли в его владение после предоставления документов.

В настоящем административном деле юридически значимым моментом для указанных ранее целей является 26.07.2021 – когда были сданы документы для регистрации в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики и последующий период.

Судом установлено, что до сдачи (15.07.2021) документов в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики для регистрации в качестве кандидата ФИО2 произведено отчуждение всех указанных иностранных финансовых инструментов, о чем свидетельствуют брокерские отчеты, которые в силу положений ст. 60, 61, 70 КАС РФ являются относимыми и допустимыми письменными доказательствами.

Данные доказательства подтверждают факт совершения юридически значимого действия лицом оказывающим услуги, при этом сами отчеты выполнены в соответствии с Правилами ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами установленными Положением Банка России от 31.01.2017 № 577-П. которыми в соответствии с главой 9 предусмотрено, что брокер на основании записей внутреннего учета составляет отчетность перед клиентом содержащую информацию о сделке (сделках), активах и другом.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска об отмене регистрации кандидата ФИО2 в виду отсутствия факта владения им иностранным финансовым инструментом на момент подачи документов для регистрации и в последующее время.

Доводы административного истца подлежат отклонению поскольку установленными судом обстоятельствами, о чем указано ранее они опровергаются.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 6 сентября 2021 года.

Судья О.В. Захарчук