ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-397/19 от 26.06.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-75/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 26 июня 2020 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

при секретаре – помощнике судьи Ропотовой В.С.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО5 о признании недействующим распоряжение комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14.06.2018 года № 214 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7.2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области,

УСТАНОВИЛ:

Комитетом по градостроительству и архитектуре Ленинградской области издано распоряжение от 14.06.2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7.2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее также – распоряжение комитета № 214, Проект планировки и проект межевания территории, ПП и ПМТ).

Согласно распоряжению комитета № 214 материалы проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанные ООО «Франко Бау» по заказу ООО «Охта Хаус», утверждены в составе:

Том 1 – Основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории;

Том 2 – Материалы по обоснованию проекта планировки территории;

Том 3 – Проект межевания территории;

Том 4 – Проект межевания территории площадью 0,1443 по адресу ул. Проезжая д. 5;

Том 5 - Проект межевания территории площадью 0,3848 по адресу ул. Лесная д. 5;

Том 6 - Проект межевания территории площадью 0,2365 по адресу Ленинградское шоссе уч. № 47.

Согласно Положениям о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального и транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения целью разработки документации явились: обеспечение устойчивого развития территории в увязке с единой планировочной структурой муниципального образования; выделение элементов планировочной структуры территории проектирования; установление параметров планируемого развития элементов планировочной структуры; установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; установление границ земельных участков, планируемых для размещения объектов капитального строительства жилого, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (Том 1).

В Проекте планировки территории (ППТ) определены <...>) с красными линиями, формирующими улично-дорожную сеть. Образуемые земельные участки, планируемые для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, расположены в 5-ти кварталах, в том числе:

Квартал 1: участок 1.1 площадью 0, 9877 га, с малоэтажными многоквартирными домами; участок 1.2 площадью 0,7244 га, ИЖС;

Квартал 2: участок 2.1 площадью 0,3215 га, с существующим зданием администрации и гостиницей со встроенными социально-бытовыми помещениями; участок 2.2 площадью 0,1508 га, с зелеными насаждениями;

Квартал 3: участок 3.1 площадью 0,2522 га, с объектами инженерно-технического обеспечения; участок 3.2 площадью 0,0745 га, с объектами инженерно-технического обеспечения, в том числе резервуар для хранения природного газа (газгольдер); участок 3.3 площадью 0,0264 га, с объектами инженерно-технического обеспечения, в том числе трансформаторная подстанция; участок 3.4 площадью 0,4240 га, с объектами инженерно-технического обеспечения, в том числе канализационные очистные сооружения бытовых стоков;

Квартал 4: участок 4.1 площадью 0,7272 га, с малоэтажным многоквартирным домом;

Квартал 5: участок 5.1 площадью 0,4154 га, с малоэтажными многоквартирными домами; участок 5.2 площадью 0,2914 га, участок с зелеными насаждениями общего пользования.

ФИО1, ФИО2, ФИО5 обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным и недействующим распоряжение комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14.06.2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7.2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

В обоснование требований административного иска указано, что в нарушение требований ч.1 ст. 42, ч. 1 ст. 41.1, п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) подготовка оспариваемого Проекта планировки и проекта межевания территории осуществлена не в отношении указанных в нем смежных элементов планировочной структуры (<...>), а в отношении только некоторых частей элементов структуры, а именно, 11-ти земельных участков в <...>) планируемых для предоставления юридическим и физическим лицам для строительства. Данные земельные участки не связаны между собой и не являются смежными.

В соответствии с пунктом 9.2.2.4. технического задания на разработку Проекта планировки и проекта межевания территории должен содержаться анализ существующего положения и предложения по развитию и обеспечению территории объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а расчеты следует производить в границах планировочных структур.

В нарушение требований ГрК РФ и пункта 9.2.2.4. технического задания расчеты необходимых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры выполнены только для обслуживания указанных 11-ти земельных участков. В границах планировочных структур (кварталов) расчеты не проведены и существующая застройка в расчетах не учтена. Существующая в поселке улично-дорожная сеть предусмотрена для индивидуальной жилой застройки, проезды в этом месте узкие, при строительстве 5 многоквартирных домов на участке 1.1 проехать к домам на автомобильном транспорте будет невозможно, необходимо обустроить улицы тротуарами.

В этой связи административными истцами делается вывод о том, что в расчеты заложен дефицит объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Проект планировки и проект межевания территории разработан не для развития застроенной территории, а для новой (уплотнительной) застройки 11 земельных участков. Нарушения требований градостроительного законодательства при принятии Проекта планировки и проекта межевания территории не обеспечивают безопасность, благоприятные условия жизнедеятельности человека, реализацию конституционного права административных истцов на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, в квартале 1 на земельном участке 1.1 площадью 0,9877 расположен пруд площадью ориентировочно 0,2 га. В нарушение частей 1, 2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ Проектом планировки и проектом межевания территории предусмотрена засыпка части пруда для целей строительства и использование береговой полосы пруда для целей строительства. В результате засыпки части пруда и использование его береговой полосы для целей строительства нарушено право административных истцов на доступ к водному объекту общего пользования.

Административный ответчик комитет градостроительной политики Ленинградской области в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении административного иска, считая его доводы необоснованными. Отмечается, что при подготовке Проекта планировки и проекта межевания территории формируемыми элементами планировочной структуры являются кварталы. В границах ПП и ПМТ образованы 12 кварталов – земельные участки 1-12, ограниченных красными линиями. Формирование элементов планировочной структуры в составе ПП и ПМТ соответствуют п.35 ст. 1 ГрК РФ, приказу Минстроя России от 25.04.2017 года № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», пункту 3.17 СП 42.13330.2016. Документация по планировке территории разрабатывалась в рамках осуществления муниципальной адресной программы развития застроенных территорий деревни Юкки МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района в целях расселения аварийного и ветхого жилого фонда. При подготовке ПП и ПМТ учитывались только земельные участки, расположенные в границах <...>, необходимые для реализации адресной программы развития застроенных территорий деревни Юкки на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки МО «Юкковское сельское поселение». Согласно ПП и ПМТ земельный участок № 1.1 в квартале 1 площадью 0,9877 га предназначен для застройки малоэтажными жилыми домами до 4-х этажей включительно. Количество жилых домов, их местоположение и конфигурация на чертежах показывается условно и не утверждается в составе ПП и ПМТ. Утверждение истцов о частичной засыпке пруда и ограничении права использования его прибрежной полосы при строительстве малоэтажных домов на земельном участке 1.1 является преждевременным.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в отзыве также полагал требования административного иска не подлежащими удовлетворению, поскольку порядок принятия распоряжения комитета № 214 соблюден, в частности, на основании письма комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в соответствии с процедурой, предусмотренной градостроительным законодательством, в 2017 году администрацией проведены публичные слушания по Проекту планировки и межевания территории. Пруд, указанный в эскизе застройки в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории, не может рассматриваться как водный объект общего пользования и к нему не применяются нормы Водного кодекса РФ в части обеспечения свободного доступа.

Протокольным определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика - комитет по градостроительной политике Ленинградской области, в качестве заинтересованного лица - ОАО «Охта Хаус».

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО6, административный истец ФИО2 поддержали требования административного иска, просили их удовлетворить, дополнительно указав, что образование земельного участка 1.1 площадью 0,9877 га противоречит ч. 2 ст. 102 ЗК РФ, в соответствии с которой на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Земля, занятая прудом, относится к землям водного фонда. Кроме того, образование одного земельного участка 1.1 для размещения пяти многоквартирных домов не соответствует положениям ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым для каждого из многоквартирных домов должен быть сформирован земельный участок. По ПП и ПМТ в улично-дорожной сети отсутствуют тротуары на застраиваемом земельном участке.

Представитель комитета градостроительной политики Ленинградской области ФИО7 просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что расчеты необходимых объектов инфраструктуры содержатся в таблице 3.2 Тома 1, учтены права и интересы граждан, проживающих в деревне Юкки. Пруд не является водным объектом, так как на соответствующем учете не состоит. Ссылка административных истцов на нарушение ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является некорректной.

ФИО8 - представитель от заинтересованного лица ОАО «Охта Хаус» в судебном заседании возражала против требований административного иска, указывая на то обстоятельство, что расчеты необходимых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры произведены в границах планировочной структуры в соответствии с пунктом 9.2.2.4 технического задания, в частности, на весь поселок Юкки предусмотрено строительство очистных сооружений, водопровода и электрических сетей. Пруд отражен в градостроительной и проектной документации, в соответствии с которой планируется его благоустройство. Застройщик не использует пруд в целях строительства, многоквартирные дом строятся рядом с прудом.

Административные истцы ФИО1, ФИО5, представитель заинтересованного лица администрации МО «Всеволожский муниципальный район» будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, поэтому суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения административного истца и его представителя, административного ответчика, заинтересованного лица, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Ленинградский областной суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, ФИО11, ФИО3, ФИО4 проживают в <адрес> и являются собственниками жилых домов, расположенных в этой деревне по <адрес>. Следовательно, административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются их права и законные интересы.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятия оспариваемого нормативного правового акта и порядок его принятия, суд принимает во внимание следующее.

Статьей 8.2 ГрК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон № 131-ФЗ).

Частью 12 ст. 17 Закона № 131-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

Законом Ленинградской области от 7.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, относятся: принятие решений о подготовке документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 4, 4.1, 5 и 5.1 статьи 45 ГрК РФ, осуществление проверки документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 4, 4.1, 5 и 5.1 статьи 45 ГрК РФ, принятие решений об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях, указанных в частях 4 и 4.1 статьи 45 ГрК РФ, за исключением случая, указанного в части 5.1 статьи 46 ГрК РФ; принятие решений об утверждении документации по планировке территории или о направлении ее на доработку в случае, указанном в части 5.1 статьи 46 ГрК РФ, обеспечение рассмотрения документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по указанной документации, либо отклонение такой документации и направление ее на доработку в случаях, указанных в частях 5 и ГрК РФ, принятие решений об утверждении документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 5, 5.1 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, или отклонение такой документации и направление ее на доработку в случаях, указанных в частях 5 и 5.1 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 46 ГрК РФ (п. 2 ч. 2 ст. 1 областного закона).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 16 утверждено Положение о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области, в соответствии с которым комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим полномочия Ленинградской области в сфере градостроительной деятельности. Комитет пределах своих полномочий принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов Комитета, а также правовые акты Ленинградской области, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений Комитета.

В связи с принятием Постановления Правительства Ленинградской области от 09.09.2019 № 421 «Об утверждении положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 23.04.2010№ 102 и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области изменил наименование на комитет градостроительной политике Ленинградской области.

Таким образом, комитет градостроительной политике Ленинградской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по принятию решений о подготовке проектов планировки территории, проектов межевания территории, проверке и утверждению документации по планировке территории.

Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (ч. 1 ст. 46 ГрК РФ).

Указанное в ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения в сети "Интернет" (ч.2 ст. 46 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку (ч. 4 ст. 46 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (ч. 13 ст. 46 ГрК РФ).

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 14 ст. 46 ГрК РФ).

Во исполнение условий договора о развитии застроенной территории ООО «Охта Хаус» разработало проект планировки территории и проект межевания территории в д. Юкки.

Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, рассмотрев представленный пакет документов, 1.11.2017 года направил проект планировки и межевания территории главе администрации МО «Всеволожский муниципальный район» для организации проведения публичных слушаний.

Проекты предварительно рассмотрены администрацией МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района.

Статьей 5.1 ГрК РФ предусмотрены общественные обсуждения, публичные слушания по проектам планировки территории, проектам межевания территории.

Как усматривается из материалов дела, требования положений ст. 5.1 ГрК РФ соблюдены.

Главой администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области издано распоряжение от 9.11.2017 № 99-04 (в редакции от 13.11.2017 № 100-04) о проведении публичных слушаний по обсуждению проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7,2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района, установлен срок проведения публичных с 10.11.2017 по 22.12.2017, назначены дата (6.12.2017), время и место проведения публичных слушаний. Информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Всеволожские Вести» от 10.11.2017 №51 (2276), 17.11.2017 № 52 (2277) и размещено на официальном сайте МО «Всеволожский муниципальный район». Экспозиция документов организована в актовом зале администрации по адресу: <...>. Публичные слушания по проекту проведены 15.12.2017, в этот же день комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки составлено заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией утвердить проект планировки и проект межевания территории, которое размещено на официальном сайте МО «Всеволожский муниципальный район» и опубликовано в газете «Всеволожские Вести».

Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области по результатам проверки материалов публичных слушаний, с учетом замечаний от администрации МО «Юкковское сельское поселение», жителей д. Юкки о несогласии с проектными решениями по развитию застроенной территории вернул на доработку документацию о планировке территории. 24.04.2018 администрация МО «Всеволожский муниципальный район» повторно направила в комитет на утверждение откорректированный ПП и ПМТ, по результатам рассмотрения которого издано распоряжение комитета № 214.

Текст распоряжения комитета № 214 опубликован на официальном интернет сайте комитета по архитектуре и градостроительству.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.

Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 3 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ст. 41 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию (ст. 41.1 ГрК РФ).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ст. 42 ГрК РФ).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ст. 43 ГрК РФ).

К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (п. 35 ст. 1 ГрК РФ). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. N 738/пр, к которым помимо указанных выше элементов также относятся территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.

Исходя из п. 35 ст. 1, ч. 1 ст. 41.1 ГрКРФ элементом планировочной структуры может являться часть территории населенного пункта – район (микрорайон).

Проект планировки и проект межевания территории содержит чертежи схем, на которых отображается район проектирования в границах Юкковского сельского поселения. На данных схемах района проектирования обозначены <...>, имеющие смежные границы – красные линии, формирующие улично-дорожную сеть.

Следовательно, проектом выделены один элемент планировочной структуры в виде района и улично-дорожная сеть, имеющие между собой смежные границы.

Учитывая изложенное, доводы административного истца о противоречии Проекта планировки и проект межевания территории ч. 1 ст. 41.1, ч. 1 ст. 42 ГрК РФ, нормы которых предусматривают правило обязательной смежности элементов планировочной структуры, являются ошибочными, не подтверждаются материалами дела.

По своему содержанию Проект планировки и проект межевания территории соответствует требованиям частей 3 и 4 ст. 42, частей 3-9 ст. 43 ГрК РФ.

Проект планировки и проект межевания территории состоит из основной части и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертежи планировки территории, на которых отображены красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: карты планировочной структуры территорий поселения, с отображением границ элементов планировочной структуры; результаты инженерных изысканий; обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; схему организации улично-дорожной сети; обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения; схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства; перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности; перечень мероприятий по охране окружающей среды; иные материалы для обоснования положений по планировке территории.

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории; сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

На чертежах межевания территории отображаются: границы элементов планировочной структуры; красные линии; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы, условные номера образуемых земельных участков.

Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; местоположение существующих объектов капитального строительства и прочее (CD диск материалов по ПП и ПМТ л.д. 66).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 820 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее - Свод правил СП 42.13330.2011), отдельные положения которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Проект планировки и проект межевания территории соответствует положениям пунктов 5.2, 11.1, 11.4, 11.5, 11.6 Свода правил СП 42.13330.2011.

Так, планировочная структура жилых зон сформирована в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. Предусмотрено взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов в увязке с планировочной структурой поселения.

Улично-дорожная сеть спроектирована в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности движения, характера застройки. Содержатся расчетные параметры улиц и проездов (ширина полосы движения, пешеходной части тротуаров в жилой застройке).

Согласно пункту 9.2.2.4 технического задания на подготовку проекта планировки и проекта межевания территории в дер. Юкки, площадью 7.2 га, утвержденного председателем комитета по архитектуре и градостроительству от 30.12.2016, состав проектных материалов, передаваемых заказчику, должен содержать анализ существующего положения и предложения по развитию и обеспечению территории объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения с расчетами в границах планировочных структур.

Вопреки доводам административного иска, такой анализ с расчетами содержится в ПП и ПМТ.

В таблице 4.3.1. Тома 2 материалов по обоснованию проекта планировки территории представлены технические показатели по объектам капитального строительства (ИЖС, малоэтажные многоквартирные дома, гостиница) с указанием площади застройки, площади жилых помещений.

Для оценки плотности застройки определены коэффициенты застройки, результаты расчета в таблице 4.3.3. Тома 2.

Для обеспечения коммунально-бытовыми объектами предусмотрено размещение банного предприятия.

Расчет численности населения выполнен по жилым группам в соответствии с нормой жилищной обеспеченности 30 кв.м. на человека в соответствии с п. 2.2.4. Региональных нормативов градостроительного проектирования Ленинградской области (таблица 4.4.1. Тома 2).

В таблицах 4.5.1. и 4.5.2. Тома 2 для оценки озеленения территории произведен расчет удельного показателя по озеленению участков территории и площади озелененной территории района многоквартирной застройки жилой зоны.

Показатели обеспеченности площадками для игр детей, отдыха, занятия спортом взрослого населения по участкам с жилыми объектами приведены в таблице 4.6.1. Тома 2.

Обеспеченность населения на проектируемой территории учреждениями и предприятиями обслуживания приведена в таблице 4.7.1.

Результаты расчета количества легковых автомобилей по участкам, предназначенным для планируемого размещения объектов капитального строительства без учета участка ИЖС, представлены в таблице 4.8.2.1. Тома 2. Предусмотрено размещение парковочных машино-мест в количестве 116.

Пункт 4.9. Тома 2 содержит предложения по формированию инженерной инфраструктуры (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, канализационные очистные сооружения, электроснабжение, санитарная очистка).

Определен порядок газоснабжения объектов капитального строительства жилых домов, в частности, проектирование и строительство распределительного газопровода среднего давления, подземного резервуара для хранения сжиженного углеводородного газа.

Для бесперебойного водоснабжения предусмотрена закольцованная сеть водопровода. В таблице 4.9.2.1. приведены расчеты расхода холодной и горячей воды, стоков.

Для обеспечения водоотведения хозяйственно-бытовых стоков планируется реконструкция канализационных очистных сооружений.

Для электроснабжения объектов, расположенных на рассматриваемой территории, предусматривается установка трансформаторных подстанций. В таблице 4.9.4.1. Тома 2 произведен расчет потребляемой электрической мощности вновь проектируемых объектов.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений ст. 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Таким образом, доводы административных истцов о неправильности расчетов необходимых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, что в свою очередь приведет к дефициту инженерной инфраструктуры, в ходе судебного разбирательства не нашли своего объективного подтверждения, доказательства об этом в дело не представлены. Распоряжение комитета № 214 об утверждении Проекта планировки и проекта межевания территории не нарушает права административных истцов на безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека.

В границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:0410026:82 в квартале 1 на земельном участке 1.1 расположен пруд без названия площадью ориентировочно 0,2 га. По информации Невско-Ладожского Бассейнового Водного Управления Федерального агентства водных ресурсов, представленной по запросу суда, указанный пруд в государственном водном реестре отсутствует. Вместе с тем отсутствие в реестре сведений о водном объекте не свидетельствует об отсутствии водного объекта на местности.

Доводы административных истцов о нарушении прав на доступ к данному водному объекту общего пользования являются несостоятельными.

Анализируя документацию по планировке территории, суд приходит к выводу о том, что Проектом планировки и проектом межевания территории не предусматривается полная или частичная засыпка водоема либо использование его береговой полосы для целей строительства. Как усматривается из графических материалов проекта, на чертежах, схемах в квартале 1 на земельном участке 1.1 площадью 0,9877 га отображен водоем. Следовательно, существование данного водного объекта предусмотрено в эскизе застройки в составе документации территориального планирования.

Согласно подп. 4. п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, доводы административного иска о засыпке при выполнении строительных работ водоема, а также о необходимости формирования земельного участка для каждого многоквартирного дома в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 36 Жилищного кодекса РФ в аспекте рассматриваемого административного дела правового значения не имеют и не могут повлиять на правовую судьбу распоряжения комитета № 214.

Из доказательств по делу следует, что комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, утверждая Проект планировки и проект межевания территории, действовал правомерно, принципов законодательства о градостроительной деятельности не нарушил. Проект разработан на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, с учетом экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе с учетом мнения граждан.

При таком положении у суда не имеется оснований для выводов о незаконности оспариваемого правового регулирования полностью или в части, нарушении прав административных истцов.

В соответствии с ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований по административному делу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинградский областной суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО5 о признании недействующим распоряжение комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 14.06.2018 года № 214 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории площадью 7.2 га в границах Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, разработанных на основании договора о развитии застроенных территорий деревни Юкки муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение в окончательной форме изготовлено 9 июля 2020 года