ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-397/2021УИД34О0000-01-2021-000358-26 от 17.11.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело 3а-397/2021 УИД 34OS0000-01-2021-000358-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 17 ноября 2021 года

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гулян В.И.,

с участием прокурора прокуратуры Волгоградской области Карташова Д.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Галды Александра Васильевича об оспаривании нормативно-правового акта в части,

установил:

решением Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года № 14/138 утвержден генеральный план Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Решением Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 29 апреля 2021 года № 22/316 внесены изменения и дополнения утвержден генеральный план Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Галда А.В., являясь собственником земельного участка, расположенного на территории Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанного нормативно-правового акта недействующим.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что при принятии указанного решения грубо нарушены его права, поскольку указанным решением были изменены границы указанного населенного пункта и земельный участок с кадастровым номером № <...>, принадлежащий ему на праве собственности, исключен из границ хутора Красный сад. Кроме того, изменена категория земель с земель населенных пунктов на земли сельскохозяйственного назначения. По мнению истца, оспариваемый акт нарушает его права, свободы и законные интересы, поскольку создает ему препятствия в распоряжении собственностью, а потому не может признан законным.

С учетом уточнений исковых требований административный истец просил признать недействующим решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года № 14/138 (в редакции от 29 апреля 2021 года) в части исключения принадлежащего ему земельного участка из границ населенного пункта и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

Административный истец Галда А.В., будучи извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, реализовал свое право на ведение дела через представителя.

Представитель административного истца Чихарева Н.Е. в судебном заседании заявленное требование поддержала, настаивала на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованного лица администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Мамонтов А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования административного истца.

Заинтересованные лица – администрация Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, комитет сельского хозяйства Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично ввиду следующего.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

К компетенции представительного органа муниципального образования относятся полномочия, содержащиеся в части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Кроме того, согласно части 13 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (пункт 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Среднеахтубинский муниципальный район Волгоградской области определены Уставом Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, принятым решением Среднеахтубинской районной Думы от 2 июня 2005 года № 49/256 (в редакции от 27 мая 2016 г. № 27/147) (далее также - Устав).

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют: представительный орган муниципального образования – районная Дума; глава муниципального образования - глава администрации района; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация района. Органы местного самоуправления поселения обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входят в систему государственной власти (статья 15 Устава).

К компетенции Среднеахтубинской районной Думы отнесены положения, содержащиеся в части 1 статьи 18 Устава.

Согласно части 2, 3, 4 статьи 18 Устава районная Дума (председатель районной Думы) по вопросам, отнесенным к ее (его) компетенции федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Уставом, принимает:

1) решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Среднеахтубинского муниципального района;

2) решение об удалении главы Среднеахтубинского муниципального района в отставку;

3) решения по вопросам организации деятельности районной Думы;

4) решения по иным вопросам, отнесенным к ее (его) компетенции федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Уставом.

Решения районной Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Среднеахтубинского муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов районной Думы, если иное не установлено федеральным законом.

Решения районной Думы подписывает председатель районной Думы.

Решение районной Думы, носящее нормативный характер, в течение 10 дней со дня принятия направляется главе Среднеахтубинского муниципального района для подписания и обнародования.

Глава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 19 Устава).

Полномочия главы администрации закреплены в части 1 статьи 20 Устава.

Глава администрации в том числе подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые районной Думой (пункт 3 части 1 статьи 20 Устава).

Такое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

Таким образом, окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после фактического подписания и обнародования его главой муниципального образования. До подписания главой муниципального образования этот акт не может быть обнародован и обрести юридическую силу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года № 14/138 утвержден генеральный план Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана поселения, а также внесения в него изменений регулируются положениями статей 9, 24, 28 ГрК РФ.

Так, решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц (часть 2 и 3 статьи 24). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 названного Кодекса (часть 11 статьи 24). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24).

Проанализировав представленные административным ответчиком решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, протоколы публичных слушаний, заключение по результатам публичных слушаний, учитывая положения части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 20 Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план принят с нарушением требований, предъявляемых к порядку введения в действие и опубликования нормативного правового акта.

Так, оспариваемый генеральный план утвержден решением Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на заседании 28 мая 2020 года большинством голосов по результатам опроса путем электронного голосования. Нормативный правовой акт подписан председателем Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Дюжевым С.Н., вступил в силу со дня его официального опубликования, обнародовано путем опубликования в официальном издании – газете «Звезда» № 41 от 2 июня 2020 года.

Между тем, из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что подписание приятого районной Думой решения и его опубликование не входит в компетенцию Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, а всецело отнесены к полномочиям Главы администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2 части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Таким образом, при принятии решения Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года № 14/138, которым был утвержден генеральный план Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, нарушены положения пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части 1 статьи 20 Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, а потому не может признано законным.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решением нельзя признать принятым с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта. Указанное нарушение процедуры принятия нормативного правового акта является существенным нарушением, влекущим признание его недействующим.

Обстоятельства внесения изменений в нормативно-правовой акт от 28 мая 2020 года № 14/138 решением Думы от 29 апреля 2021 года № 22/316, где административный ответчик в качестве лица, подписавшего генеральный план, указал главу администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, свидетельствует о нарушении процедуры принятия первоначального оспариваемого нормативного правового акта, а также о нарушении прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что при принятии нормативного правового акта нарушена процедура его принятия, считает необходимым признать оспариваемый акт недействующим со дня его принятия.

Поскольку суд пришел к выводу, что нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры и признает его недействующим полностью со дня принятия, то исковые требования заявителя не могут быть удовлетворены таким образом, как они сформулированы истцом (признание нормативного правового акта недействующим в части с возложением обязанности).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Галды Александра Васильевича к Среднеахтубинской районной Думе Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании нормативно-правового акта в части удовлетворить частично.

Признать решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года № 14/138 «Об утверждении генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» (в редакции от 29 апреля 2021 года № 22/316) недействующим с момента его принятия.

В остальной части исковых требований отказать.

Возложить на Среднеахтубинскую районную Думу Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области обязанность опубликовать в течение одного месяца вступившее в законную силу решение суда на официальном сайте муниципального образования Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области http://www.sredneahtubinskij.volganet.ru и в издании МАУ Редакция «Газета Звезда».

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья подпись Е.А. Антропов

Справка: решение изготовлено в окончательной форме 1 декабря 2021 года.

Судья подпись Е.А. Антропов