ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-397/2022 от 09.09.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

____________________________________________________________________________

355002, город Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183,

тел.: (8652) 23-29-00, факс (8652) 23-29-32.

http://http://kraevoy.stv.sudrf.ru Е-mail: krai@stavsud.ru

дело № 3а-397/2022

УИД 26ОS0000-04-2022-000245-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 09 сентября 2022 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Шишовой В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Овсяниковой А.И.

с участием представителя административного истца ООО «Газпром газомоторное топливо» - ФИО1

представителя административных ответчиков министерства имущественных отношений Ставропольского края, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Газпром газомоторное топливо» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» (далее ООО «Газпром газомоторное топливо») в лице представителя ФИО3 обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 июня 2022 года № и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , площадью 3000 кв.м, в размере 6 565 000 рублей равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года.

В обоснование административного иска указано, что вышеуказанный земельный участок принадлежит ООО «Газпром газомоторное топливо» на праве собственности.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 14 879 220 рублей.

Считая установленную кадастровую стоимость в отношении спорного земельного участка завышенной, затрагивающей права и обязанности административного истца как плательщика налогов, 06 мая 2022 года ООО «Газпром газомоторное топливо» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и установлении ее в размере рыночной стоимости 6 565 000 рублей, определенном отчетом от 20 апреля 2022 г. № об оценке рыночной стоимости земельного участка, предоставив все необходимые документы.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края от 01 июня 2022 № заявление ООО «Газпром газомоторное топливо» отклонено со ссылкой на отсутствие отчета о рыночной стоимости, составленного на электронном носителе в форме электронного документа (диск поврежден и не читается).

Считая решение комиссии незаконным и необоснованным, нарушающим права административного истца на установление рыночной стоимости земельного участка, административный истец просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 июня 2022 года № и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: площадью 3000 кв.м, в размере 6 565 000 рублей равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года.

Определением Ставропольского краевого суда от 10 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края (далее - Комиссия).

Определением Ставропольского краевого суда от 09 сентября 2022 года административные исковые требования ООО «Газпром газомоторное топливо» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , площадью 3000 кв.м, в размере 6 565 000 рублей равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года выделены в отдельное производство.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Газпром газомоторное топливо» ФИО1, действующий по доверенности, поддержал требования о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 июня 2022 года № , указывая, что данное решение принято с нарушение требований закона, поскольку решение об отклонении заявления об оспаривании государственной кадастровой оценки комиссия принимает в случаях, если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к такому заявлению, не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и (или) если такой отчет об оценке не соответствует требованиям к составлению и (или) содержанию отчета об оценке и (или) требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, и (или) требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки (пункт 14 Порядка от 17 ноября 2017 года N 620). Однако, таких обстоятельств не установлено.

Представитель административных ответчиков министерства имущественных отношений Ставропольского края, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края – ФИО2, действующий по доверенности, просил отказать в удовлетворении административного иска ООО «Газпром газомоторное топливо», полагая решение Комиссии законным и обоснованным. Указал, что полномочия секретаря Комиссии по приему заявления являются четко регламентированными, а именно: секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В данном случае секретарь Комиссии в силу большого количества документов, поступивших в комиссию, не заметила, что представленный вместе с отчетом диск поврежден. Так как данное обстоятельство было установлено в ходе заседания Комиссии, административным ответчиком принято решение об отклонении заявления ООО «Газпром газомоторное топливо».

Выслушав представителя административного истца ООО «Газпром газомоторное топливо» ФИО1, представителя административных ответчиков министерства имущественных отношений Ставропольского края, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края – ФИО2, исследовав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО «Газпром газомоторное топливо» является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 3000+/- 19 кв.м; отнесенного к категории земель: земли населенных пунктов; имеющего вид разрешенного использования: под автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию; расположенного по адресу: , что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 24 августа 2022 года № (л.д. 66-73).

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» и по состоянию на 01 января 2019 года составила 14 879 220 рублей (л.д. 74).

В соответствии с отчетом от 20 апреля 2022 года № об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным , рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года составила 6 565 000 рублей (л.д. 81-127).

05 мая 2022 года представитель ООО «Газпром газомоторное топливо» ФИО4 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и установлении ее в размере рыночной стоимости 6 565 000 рублей, предоставив пакет необходимых документов, в том числе отчет на бумажном носителе и в форме электронного документа (л.д. 80).

Данное заявление рассмотрено на заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края 01 июня 2022 года.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Газпром газомоторное топливо» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и установлении по состоянию на 01 января 2019 года рыночной стоимости земельного участка в размере 6 565 000 рублей, в соответствии с отчетом об оценке от 20 апреля 2022 года № Комиссия установила отличие рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером от кадастровой стоимости, определенной в размере 14 879 220 рублей, отраженной в Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, на 59,66%.

Указав, что отчет о рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа отсутствует (диск поврежден и не читается), Комиссия приняла решение № об отклонении заявления ООО «Газпром газомоторное топливо» (л.д. 128-130).

Считая решение комиссии незаконным и необоснованным, нарушающим права административного истца на установление рыночной стоимости земельного участка, административный истец обратился в суд за защитой своих нарушенных прав (л.д. 3-10).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

На основании части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде (пункт 1). Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 2). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (пункт 3).

В состав комиссии входят один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, один представитель органа регистрации прав и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. В состав комиссии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии. В состав комиссии должно быть включено не менее пяти членов (пункт 8).

К заявлению об оспаривании прилагается, в числе прочих документов, отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа (пункт 9).

Лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости, представляют пояснения для их рассмотрения на заседании комиссии, а также приглашаются для участия в заседании комиссии (пункт 12).

Срок рассмотрения комиссией заявления об оспаривании не может превышать тридцать дней со дня его поступления (пункт 14).

Комиссия вправе принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или решение об отклонении заявления об оспаривании (пункт 15).

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов (пункт 17).

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов (пункт 18).

Порядок работы комиссии устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (пункт 20).

Порядок создания комиссии устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (пункт 21).

Решение комиссии может быть оспорено в суде (пункт 22).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2017 года № 620 утвержден Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, который регулирует процедурные вопросы работы комиссии, в настоящее время утративший силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 11 сентября 2020 года N 591.

В Ставропольском крае на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2019 года №1312 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при министерстве имущественных отношений Ставропольского края в составе 10 человек и утвержден Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок). Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12 февраля 2021 года N 92 в состав комиссии внесены изменения относительно ее персонального состава.

В соответствии с пунктом 7 Порядка Комиссия рассматривает заявления об оспаривании в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, а также прилагаемые к заявлению об оспаривании документы, предусмотренные статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

При поступлении заявления об оспаривании секретарь комиссии проверяет приложенные к заявлению об оспаривании документы на предмет соблюдения требований части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных в части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке документов в соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке. В случае выявленного несоответствия заявления об оспаривании части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке комиссия в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании информирует заявителя письмом с мотивированным обоснованием непринятия такого заявления за подписью председателя комиссии или заместителя председателя комиссии (пункт 9 Порядка).

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в соответствии с частью 15 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке комиссия вправе принять:

1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

2) решение об отклонении заявления об оспаривании.

В соответствии с пунктом 11 Порядка в случае принятия заявления об оспаривании к рассмотрению комиссия в соответствии с частью 11 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке в течение трех рабочих дней со дня принятия такого заявления направляет отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество", созданное министерством имущественных отношений Ставропольского края и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение).

Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются (пункт 12 Порядка).

Пунктом 13 Порядка установлено, что решение об отклонении заявления об оспаривании комиссия принимает в случаях, если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к такому заявлению, не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и (или) если такой отчет об оценке не соответствует требованиям к составлению и (или) содержанию отчета об оценке и (или) требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, и (или) требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки.

Из содержания решения и протокола заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края № от 01 июня 2022 года следует, что поступившее 13 мая 2022 года заявление ООО «Газпром газомоторное топливо» рассматривала комиссия в составе: председателя комиссии ФИО5 (заместитель министра имущественных отношений Ставропольского края); заместителя председателя комиссии: ФИО6 (начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Ставропольскому краю); членов комиссии: ФИО7 (сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Член общественной палаты Ставропольского края. Член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа), ФИО8 (вице-президент Регионального Союза работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья»), ФИО9 (председатель Ставропольского Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»); секретарем комиссии являлась ФИО10 (консультант сектора кадастровой оценки министерства имущественных отношений Ставропольского края).

Следовательно, заседание комиссии являлось правомочным. Все члены комиссии проголосовали «против», что свидетельствует о принятии оспариваемого решения по заявлению административного истца единогласно.

Таким образом, оспариваемое решение комиссии принято полномочным органом, с соблюдением порядка его принятия, что стороной административного истца не оспаривается.

Как уже указывалось, административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

По указанной категории споров в силу требований части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, наличие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, и соблюдения сроков обращения в суд.

На административного ответчика в силу требований указанной части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 данного Кодекса - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В подтверждение обстоятельств, установленных в подпунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец указал, что оспариваемым решением комиссии отклонено заявление ООО «Газпром газомоторное топливо» об установлении кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка от 20 апреля 2022 г. № . Следовательно, ООО «Газпром газомоторное топливо» вправе оспорить решение комиссии в судебном порядке.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление в порядке главы 22 данного Закона может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу прямого указания процессуального закона срок для обращения с административным исковым заявлением исчисляется в соответствии с частью 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства РФ на следующий день после события, которыми определено его начало, и согласно части 1 статьи 93 поименованного Кодекса истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Как видно из материалов административного дела, настоящий административный иск поступил в Ставропольский краевой суд 05 августа 2022 года. Так как оспариваемое административным истцом решение комиссии принято 01 июня 2022 года и получено административным истцом 08 июня 2022 года, административный иск подан в суд в пределах установленного законом трехмесячного срока.

Рассматривая вопрос о законности и правомочности обжалуемого решения, при установлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 13 Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1312 решение об отклонении заявления об оспаривании комиссия принимает в случаях, если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к такому заявлению, не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и (или) если такой отчет об оценке не соответствует требованиям к составлению и (или) содержанию отчета об оценке и (или) требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, и (или) требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки.

Как следует из пояснений сторон и видно из материалов дела, комиссия не смогла проверить содержание отчета об оценке рыночной стоимости № 112-21-22 от 20 апреля 2022 года, выполненного ООО «Диалог центр», приложенного к заявлению ООО «Газпром газомоторное топливо» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к составлению и содержанию отчета об оценке, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, поскольку установила, что носитель информации, на котором содержался отчет в форме электронного документа, поврежден, ввиду чего диск не подлежит прочтению.

Установив данное обстоятельство в ходе заседания, комиссия единогласно приняла решение об отклонении заявления ООО «Газпром газомоторное топливо».

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом из комиссии были запрошены для обозрения в судебном заседании оригиналы документов, поступивших в комиссию вместе с заявлением административного истца, в том числе отчет на электронном носителе.

При обозрении в судебном заседании электронного носителя (диска), приложенного административным истцом к заявлению, установлено, что он поврежден (переломлен напополам), соответственно, не читается.

Доводы представителя административного истца о том, что в комиссию также был предоставлен отчет на бумажном носителе, который комиссия имела возможность проверить на предмет его соответствия требованиям закона, не являются основанием для признания решения комиссии незаконным.

Действующее законодательство предусматривает, что комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в комиссию заявления правообладателя объекта недвижимости о пересмотре кадастровой стоимости с приложением среди прочего отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который должен быть предоставлен на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Поскольку в силу прямого указания закона отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, подлежит направлению в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" в целях его проверки на предмет соответствия требованиям к составлению и содержанию отчета об оценке, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, отсутствие отчета на электронном носителе является препятствием для рассмотрения по существу заявления правообладателя объекта недвижимости о пересмотре его кадастровой стоимости.

Доводы административного истца о том, что комплектность и состояние прилагаемых вместе с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости документов должна была быть проверена секретарем комиссии при подаче заявления, заслуживают внимания.

Действительно, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения требуемых по закону документов, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение пяти рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя (пункт 9 Порядка).

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод, что перечень оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. При этом полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, а именно: секретарь обязан проверить лишь наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, при подаче ООО «Газпром газомоторное топливо» заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии, проверив представленный комплект, установила наличие необходимых документов.

То обстоятельство, что находившийся в бумажном конверте диск с отчетом в форме электронного документа переломлен напополам, было установлено лишь в ходе заседания Комиссии, что исключало возможность возвращения заявления ООО «Газпром газомоторное топливо» на стадии приема документов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Такая совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края от 01 июня 2022 года № при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска ООО «Газпром газомоторное топливо» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № от 01 июня 2022 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ООО «Газпром газомоторной топливо» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № от 01 июня 2022 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2022 года.

Председательствующий судья В.Ю. Шишова