Дело № 3а-398/2020
УИД 76OS0000-01-2020-000401-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 17 ноября 2020 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вахриной Галины Анатольевны, Виноградова Алексея Николаевича, Калининой Надежды Анатольевны, Мироновой Александры Алексеевны. Пряничниковой Елены Николаевны, Хрипиной Оксаны Альбертовны, Цветкова Константина Станиславовича, Шаровой Юлии Павловны о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района, утвержденных решением Собрания представителей Гаврилов- Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года № 59,
установил:
Решением Собрания представителей Гаврилов - Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года № 59 утверждены Правила землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области.
Решение опубликовано в издании Гаврилов – Ямский вестник № 25 29 июня 2017 года.
Вахрина Г.А., Виноградов А.Н., Калинина Н.А., Миронова А.А.. Пряничникова Е.Н., Хрипина О.А., Цветков К.С., Шарова Ю.П. являются арендаторами расположенных на территории Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области земельных участков (в районе деревни Ильцино) с кадастровыми номерами <данные изъяты>, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющих вид разрешенного использования – для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Правилами землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области территория, занятая данными земельными участками, отнесена к территориальной зоне СХ-1 – зона сельскохозяйственных угодий. Градостроительные регламенты для данной территориальной зоны Правилами не установлены.
Вахрина Г.А., Виноградов А.Н., Калинина Н.А., Миронова А.А.. Пряничникова Е.Н., Хрипина О.А., Цветков К.С., Шарова Ю.П. обратились с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими Правила землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области в части отнесения земельных участков, владельцами которых они являются, к территориальной зоне СХ-1.
В обоснование требований административного иска административные истцы указали на противоречие Правил в оспариваемой части положениям статьей 30 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку они не учитывают сложившееся землепользование.
Правомерность использования вышеуказанных земельных участков административными истцами в целях ведения крестьянского фермерского хозяйства подтверждается тем, что такое землепользование соответствовало Правилам землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения, которые были утверждены решением Муниципального Совета Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области от 18 декабря 2009 года № 17, и действовали до принятия оспариваемых Правил, а также вступившим в законную силу решением Гаврилов – Ямского районного суда Ярославской области от 8 сентября 2011 года, которым администрация Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области обязана к предоставлению административным истцам вышеприведенных земельных участков в целях ведения крестьянского фермерского хозяйства.
В судебном заседании представитель административных истцов на основании доверенности Бекренев К.В. административный иск поддержал.
Административный ответчик Собрание представителей Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области в судебное заседание своих представителей не направило, представило отзыв на административный иск, в котором данный иск не признало, привело доводы о том, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции органа местного самоуправления муниципального района, с соблюдением процедуры его принятия и порядка введения его в действие и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Заинтересованные лица администрация Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области, администрация Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.
Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для признания Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района, утвержденных решением Собрания представителей Гаврилов- Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года № 59, недействующими.
Заслушав представителя административных истцов, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что требования административного иска Вахриной Г.А., Виноградова А.Н., Калининаа Н.А., Мироновой А.А.. Пряничниковой Е.Н., Хрипиной О.А., Цветкова К.С., Шаровой Ю.П. подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил землепользования и застройки.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Таким образом, принятие и утверждение оспариваемых в данном деле Правил землепользовании и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов - Ямского муниципального района Ярославской области Собранием представителей Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области осуществлено данным органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Порядок и процедура принятия Правил землепользовании и застройки муниципальных образований определена Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подготовки и принятия оспариваемых Правил) решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Судом проверено соблюдение приведенной процедуры подготовки и принятия Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов - Ямского муниципального района Ярославской области.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области от 29 марта 2017 года № 277 принято постановление о подготовке проекта Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района, которым утверждены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта Правил, утвержден состав Комиссии по подготовке проекта Правил, определен порядок направления в Комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта Правил.
Постановление опубликовано в издании Гаврилов – Ямский вестник 6 апреля 2017 года.
Постановлением администрации Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области от 19 апреля 2017 года № 367 назначено проведение публичных слушаний по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений Гаврилов – Ямского муниципального района, в том числе Шопшинского сельского поселения. Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения назначены на 15 июня 2017 года в селе Шопша.
Постановление опубликовано в издании Гаврилов – Ямский вестник 20 апреля 2017 года.
15 июня 2017 года состоялись публичные слушания в селе Шопша Гаврилов – Ямского района Ярославской области. По результатам публичных слушаний составлено заключение. В публичных слушаниях приняли участие 6 жителей Шопшинского сельского поселения. Замечаний на проект правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения не поступило.
16 июня 2017 года главой Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области проект Правил направлен в Собрание представителей Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области.
На заседании Собрания представителей Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области 22 июня 2017 года при наличии кворума для голосования оспариваемые в данном деле Правила землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области приняты представительным органом местного самоуправления муниципального района.
Решение об утверждении Правил опубликовано в издании Гаврилов – Ямский вестник 29 июня 2017 года.
Суд полагает, что приведенная процедура подготовки и принятия Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области не в полной мере соответствует вышеприведенным положениям градостроительного законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Согласно вышеприведенным положениям частей 11 и 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данной нормы, действовавшей на момент подготовки оспариваемых Правил) глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
В соответствии с частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данной нормы, действовавшей на момент подготовки оспариваемых Правил) продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данной нормы, действовавшей на момент подготовки оспариваемых Правил) публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Из материалов дела следует, что публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области были проведены до истечения двух месяцев с момента публикации проекта: постановление о назначении публичных слушаний издано 19 апреля 2017 года, опубликовано в печатной издании 20 апреля 2017 года, текст проекта Правил после этого размещен на официальном сайте администрации Гаврилов – Ямского муниципального района в сети Интернет, публичные слушания проведены 15 июня 2017 года.
Проведение публичных слушаний в нарушение вышеприведенных требований части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации имело место в одном населенном пункте Шопшинского сельского поселения – в селе Шопша.
Вместе с тем, согласно Закону Ярославской области от 21 декабря 2004 года № 65-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области» Шопшинское сельское поселение состоит из двух сельских округов и включает в себя 54 населенных пункта, в том числе села, поселки, деревни и станцию.
Нарушение требований части 3 статьи 28 и части 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации о порядке и сроках проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки сельского поселения является существенных нарушением процедуры принятия данного нормативного акта.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания являются одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки сельского поселения в каждом населенном пункте сельского поселения направлено на реализацию приведенных принципов градостроительного законодательства и законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.
Применительно к обстоятельствам данного административного дела, судом установлено, что административные истцы являются владельцами земельных участков в районе деревни Ильцино Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района Ярославской области.
Публичные слушания в данном населенном пункте сельского поселения не проводились.
В связи с этим, право административных истцов высказать свое мнение относительно проекта Правил, в том числе того градостроительного зонирования, которое предусмотрено проектом для территории, занятой их земельными участками, было ограничено.
В свою очередь, представительный орган местного самоуправления, уполномоченный на утверждение Правил, также был лишен возможности исследовать и оценить позицию населения относительно проекта Правил и учесть данное обстоятельство при принятии нормативного акта.
Суд принимает во внимание, что в 2020 году административные истцы обращались в администрацию Гаврилов – Ямского муниципального района с заявлением о внесении изменений в Правила в части определения территориальной зоны, в пределах которой расположены земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве аренды, реализовав таким образом свои права, предоставленные частями 2 и 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, реализация данных прав имела место на иной стадии градостроительной деятельности по градостроительному зонированию территорий и в иной процедуре.
Предоставленная градостроительным законодательством возможность заинтересованным лицам быть участниками инициативы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования, не отменяет их права в установленном законом порядке быть участниками публичных слушаний при принятии таких Правил и довести таким образом свое мнение до представительного органа местного самоуправления, уполномоченного на утверждение Правил землепользования и застройки муниципального образования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых Правил требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие процедуру подготовки и принятия Правил землепользования и застройки муниципальных образований существенно нарушены, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Правил недействующими.
В соответствии с положениями частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что судом установлено нарушение процедуры принятия нормативного акта, данный нормативный акт подлежит признанию недействующим в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38), учитывая, что оспариваемый в данном деле нормативный акт в течение длительного времени неоднократно применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующими Правила землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов – Ямского муниципального района, утвержденных решением Собрания представителей Гаврилов- Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года № 59, с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать в издании «Гаврилов – Ямский вестник» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2020 года