ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-399/2021 от 17.03.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело №3а-85/2022

УИД21ОS0000-01-2021-000258-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

Председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.,

с участием:

прокурора Овчинниковой Н.А.,

представителя административного истца ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» Журавлевой Т.Г.,

представителя заинтересованного лица ООО «Актив» Игнатьева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Чебоксарский агрегатный завод» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

установил:

Публичное акционерное общество «Чебоксарский агрегатный завод» (далее также ПАО «ЧАЗ») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия:

- пункт № (здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер ) раздела г. Чебоксары Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-О, зарегистрированного в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 24 декабря 2019 года № 5672 (л.д.8-33);

- пункт № (здание, расположенное по адресу: <адрес>, д. 1, кадастровый номер ) раздела г. Чебоксары Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392, зарегистрированного в Госслужбе Чувашской Республики по делам юстиции 25 декабря 2020 года № 6628 (л.д.34-59).

В обоснование заявленных требований указано, что ПАО «ЧАЗ» на праве собственности принадлежит здание с наименованием «двухэтажное кирпичное здание с антресолями, входящее в состав производственно-технологического комплекса – главный магазин», общей площадью 3653,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Согласно технического паспорта из общей площади здания размером 3653,60 кв.м. площадь 3050,70 кв.м. представляет собой склады, остальные помещения площадью 602,9 кв.м. составляют менее 20% от общей площади здания и не относятся к нежилым помещениям для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Истец обращался к ответчику с письмом об исключения объекта из указанных Перечней, приложив к заявлению копию технического паспорта на объект. Однако письмом от 12.10.2021 ответчик в этом отказал. Фактическое обследование здания соответствующей комиссией ответчиком не проводилось, однако и наименование здания, и наименования расположенных в нем помещений не позволяют определить здание административно-деловым центром или торговым центром и помещений в нем для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

ПАО «ЧАЗ» полагает, что спорное здание не могло быть включено в Перечни, как на 2020 год, так и на 2021 год, поскольку не имелось обстоятельств, обуславливающих отнесение указанного объекта к объектам недвижимости, в отношении которых налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости.

Протокольным определением от 27 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Актив».

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «ЧАЗ» Журавлева Т.Г. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, и вновь привела их суду.

Представитель заинтересованного лица ООО «Актив» Игнатьев А.И. административное исковое заявление поддержал.

Административный ответчик Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки представителя не сообщил. В связи с чем суд признает неявку представителя в судебное заседание по неуважительным причинам.

Участвуя в судебном заседании 27 января 2022 года, представитель административного ответчика Маркова Е.В. полагала, что в связи с отчуждением административным истцом объекта недвижимости ООО «Актив», права административного истца не нарушаются.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного месте и времени слушания дела, не является препятствием к рассмотрению дела.

Прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А. в заключении по делу полагала, что заявленные ПАО «ЧАЗ» требования подлежат удовлетворению ввиду обоснованности и соответствия требованиям законов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок установления налога на имущество организаций и исполнения обязанности по его уплате определен в статье 18 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», действующей как на дату издания приказа министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23.12.2019 №246-о «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», также на дату издания приказа Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», так и в период 2020 и 2021 годов, согласно которой налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и данным Законом и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории Чувашской Республики.

При этом статья 18.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», регулирующая особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; введена Законом Чувашской Республики от 28 сентября 2017 года № 52 и вступила в силу с 1 января 2019 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, определяющий порядок осуществления мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (пункт 1.1), в котором, в пункте 1.4 содержатся нормы, аналогичные пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Под фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 указанного Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года № 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, на тот период времени являлось Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Согласно Положению о министерстве экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2020 года № 74, в настоящее время Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики исполняет функции уполномоченного органа по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1.1).

Оспариваемый административным истцом Перечень, утвержденный приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-О в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, опубликован в издании «Вести Чувашии» №1 от 11.01.2020, а также на официальном интернет-портале правовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2019).

Перечень, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость» также в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, опубликован в издании «Вести Чувашии» №1 от 15.01.2021, а на официальном интернет-портале правовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2020).

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые в части административным истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме; порядок принятия, опубликования и введения актов в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.

В силу п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Пунктом 1 ст. 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» установлено, что в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 9 этой же статьи НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1, 4 п. 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343, под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оборудованы стационарные рабочие места, используемые для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованные оргтехникой и средствами связи, не используемые непосредственно для производства и продажи товаров.

Под административно-деловым центром понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, на дату формирования оспариваемых Перечней на 2020 и на 2021 годы при определении назначения нежилых зданий для отнесения их к категории административных должны были приниматься во внимание данные кадастровых паспортов или документов технического учета (инвентаризации) на здание и расположенный под ним земельный участок, свидетельствующие о том, что одним из видов разрешенного использования земельного участка является размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и само здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Как следует из материалов дела, на основании плана приватизации Чебоксарского агрегатного завода, утвержденного председателем Государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом 11 июня 1993 года, ПАО «ЧАЗ» являлось собственником недвижимого имущества с кадастровым номером – двухэтажного кирпичного здания с антресолями, входящее в состав производственно-технологического комплекса – главный магазин, назначение нежилое, 2-этажное, общей площадью 3653,6 кв.м., инв.№13608, лит.12, по адресу объекта: <адрес>, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от 22.12.2001 (л.д.78), выпиской из ЕГРН от 25.11.2021 № КУВИ-002/2021-156986202 (л.д. 132-137), а также выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2022-15818063, в которой в строках под №40.1 значится зарегистрированным на праве собственности спорное здание за административным истцом (л.д.169-181).

Указанный объект недвижимости, согласно выписки из ЕГРН от 07.02.2022 № КУВИ-001/2022-15818063, расположен на принадлежащем истцу земельном участке, площадью 744831 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий и сооружений (л.д.138,169-189 строка 67.1).

В Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости – здание и на земельный участок за ПАО «ЧАЗ» от 29.12.2001 и от 14.03.2008, соответственно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 744831 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации зданий и сооружений из буквального прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на этом земельном участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. для размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Учитывая виды деятельности ПАО «Чебоксарский агрегатный завод», указанные в выписке из ЕГРЮ от 30.11.2021 № ЮЭ9965-21-312040643 – производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, литье стали и чугуна, ковка, прессование, объемная и листовая штамповка и профилирование листового металла, производство частей железнодорожных локомотивов, трамвайных и прочих моторных вагонов и подвижного состава, производство путевого оборудования и т.д. (л.д.87-121), данный вид разрешенного использования земельного участка соответствуют виду разрешенного использования, указанного в строке с кодом 6.0 "Производственная деятельность" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, который предполагал и допускал размещение на нем, в том числе, объектов капитального строительства в целях изготовления вещей промышленным способом.

Таким образом, земельный участок, на котором расположено спорное здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Из технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного 07.12.2010 МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» г. Чебоксары Чувашской Республики, следует, что названный объект имеет наименование – главный магазин, имеет назначение – нежилое, является двухэтажным кирпичным зданием с антресолями (литера 12), сооружения (литеры 1, П), входящее в состав производственного технологического комплекса, имеет общую площадь 3653, 60 кв.м., из которой площадь первого этажа составляет 1813,7 кв.м., площадь второго этажа -1763,5 кв.м., площадь антресолей составляет 42,1 и 34,3 кв.м.

Согласно выписки из ЕГРН «Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости» от 25.11.2021 № КУВИ-002/2021-156986202 указанное здание зарегистрировано с наименованием «двухэтажное кирпичное здание с антресолями, входящее в состав производственно-технологического комплекса – главный магазин» (л.д.132).

То есть из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следует вывод, что спорное здание включено в перечни объектов недвижимого имущества на 2020 и 2021 годы исходя из наличия в его наименовании слов «главный магазин».

Вместе с тем, исходя из технического плана здания и экспликации к поэтажному плану, в здании расположены склады, венткамеры, аккумуляторная, машинное отделение, аппаратная, мастерская, раздевалки, кабинеты, кладовые.

При этом из всей площади здания размером 3653,6 кв.м. площадь расположенных в нем 8-ми складов составляет 3050,7 кв.м.: 1420,7 кв.м. – площадь 5 складов первого этажа и 1637 кв.м. – площадь 3 складов второго этажа.

Технические характеристики здания, указанные в экспликации, подтверждают доводы административного истца. При этом в документах технического учета не предусматривается размещение в указанном здании офисов и, или торговых объектов.

Так, согласно экспликации к техническому паспорту здания в нем действительно, среди прочих, размещены помещения, обозначенные как «кабинеты», в количестве 8-ми, из них на первом этаже – 2, в антресолях – 2, на втором этаже - 4, однако, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что само по себе наименование «кабинет» не означает, что указанные в поэтажном плане помещения в спорном здании как кабинеты являются офисом (офисами) по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения. Термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», поэтому помещения с назначением «кабинет» не могут учитываться в качестве офисных помещений.

К тому же, площадь кабинетов в здании составляет всего 188,8 кв.м. (14; 7,9; 42,1; 23,2; 52,9; 12,4; 17,2 и 19,1 кв.м.), что составляет менее 20 процентов от площади всего здания (3653,6 кв.м.).

Таким образом, данные технического паспорта и экспликации на объект недвижимости позволяют сделать вывод о том, что спорное помещение не обладает признаками, указанными в пунктах 1.4 и 1.4.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343.

Наличие у спорного здания в наименовании «двухэтажное кирпичное здание с антресолями, входящее в состав производственно-технологического комплекса – главный магазин» слов «главный магазин» в силу положений статьи 378.2 НК РФ само по себе не свидетельствует о том, что объект недвижимости является административно-деловым или торговым центром, предназначенным для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения переговоров, офисное оборудование, либо торговых объектов.

Так, назначение здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании или его части самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности. Деятельность офисов, как и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, напрямую связана с взаимодействием организации с клиентами, контрагентами. Объекты, включаемые в Перечень, должны быть предназначены, использоваться или иметь физическую возможность использоваться как помещения, в которых возможно регулярное осуществление какой-либо свободной деятельности человека.

Между тем, как установлено судом, самостоятельного офисного назначения принадлежащий административному истцу объект недвижимости не имеет, а составляет инфраструктуру ПАО «ЧАЗ», к основным видам деятельности которого согласно выписке из ЕГРЮ отнесено производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств (л.д.89).

Включение в наименование здания слов «главный магазин» без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2, пунктов 3,4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 НК РС, не позволяет его отнести к административно-деловому или торговому центру (комплексу), а технические характеристики помещений в здании не предусматривают размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры.

То обстоятельство, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в техническом паспорте, присутствуют в длинном наименовании здания слова «главный магазин» наряду со словами «входящее в состав производственного технологического комплекса»? то без учета содержащихся в экспликации назначения, разрешенного использования или наименования находящихся в нем помещений, либо без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования о законности включения здания в оспариваемые Перечни свидетельствовать не может.

Таким образом, данные технического паспорта на объект недвижимости позволяют сделать вывод о том, что спорное здание не обладает признаками, указанными в пунктах 1.4 и 1.4.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343.

При таких данных, на основании сведений, содержащихся в экспликации к поэтажному плану, данное здание не подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год и на 2021 год, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений прямо и однозначно не предусматривают размещение офисов.

Также из дела следует, что действующих офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания административным ответчиком не выявлено, достаточных относимых и допустимых доказательств, объективно подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексом РФ, и необходимым для включения названного объекта в Перечени на 2020 и 2021 годы, а также опровергающих доводы и основания административного иска, не представлено. Каких-либо сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам, в материалах административного дела не содержится и административным ответчиком не представлено.

На момент включения спорного здания в Перечни объектов недвижимого имущества на 2020 года и на 2021 год его фактическое использование надлежащим образом не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета бесспорно не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, о чем изложено выше в настоящем решении, а представленные в материалы дела доказательства не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения офисов.

Также из дела следует, что ПАО «ЧАЗ» обращалось с заявлением от 30.08.2021 в адрес административного ответчика о проведении в целях исключения объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году и в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, однако письмом от 12.10.2021 за № 23/13-14444 Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики сообщило о невозможности рассмотрения указанного вопроса по мотиву пропуска срока обращения с таким заявлением (л.д.76-77, 79).

В ходе судебного разбирательства установлены противоречия оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку отнести спорное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни наименование здания.

Доказательств обоснованности включения в оспариваемые Перечени указанного объекта недвижимости административным ответчиком не представлено.

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что включение принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 и в 2021 г.г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, неправомерно, поскольку указанное здание не расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и его назначение не предусматривает его использование в целях делового, административного или коммерческого назначения.

С доводами представителя административного ответчика о том, что права административного истца оспариваемыми положениями нормативных правовых актов в связи с отчуждением здания заинтересованному лицу ООО «Актив» не нарушаются, суд не может согласиться, исходя из следующего.

На момент обращения в суд с настоящим административным иском (15 ноября 2021 года) ПАО «ЧАЗ» являлось собственником спорного здания.

Действительно, как установлено судом, по результатам торгов, проведенных в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ПАО «ЧАЗ» № А79-12725/2017, заключен договор купли-продажи спорного здания с единственным участником торгов – ООО «Актив», право собственности за которым зарегистрировано 29.12.2021, номер записи (выписка из ЕГРН от 04.03.2022), т.е. в ходе нахождения настоящего административного дела в производстве Верховного Суда ЧР.

Между тем, административный истец, в подтверждение того, что является участником правоотношений, урегулированных оспариваемыми нормативными правовыми актами, указывает на наличие налоговых обязательств на основании налоговых уведомлений, согласно которым на спорный объект недвижимого имущества налоговым органом ему исчислен налог за 2020 и 2021 год, подлежащий уплате.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты были применены к административному истцу ПАО «ЧАЗ», т.к. налог на имущество исчисляется, исходя из его кадастровой стоимости, указанное общество вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в числе прочего, указание на дату признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Учитывая изложенное, суд считает возможным признать оспариваемый акт недействующим в оспариваемой части с момента принятия.

В связи с удовлетворением административного искового заявления во исполнение положений пунктов 2 и 4 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить сообщение о нем на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru либо в республиканской газете «Вести Чувашии».

Руководствуясь статьями 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующими с момента принятия:

- пункт по г.Чебоксары Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-О «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость»;

- пункт по г.Чебоксары Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru либо в республиканской газете «Вести Чувашии» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Т.Н. Евлогиева

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 года.

Решение15.04.2022