ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/17 от 05.10.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Астрахань № 3а-39/2017

05 октября 2017 года Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лавровой С.Е.

при секретаре Зыбельт Д.Э.

с участием прокурора Петровой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании некоторых положений решения Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области пятого созыва от 11 декабря 2015 года № 66,

у с т а н о в и л :

административный истец ФИО1, являющаяся арендатором земельного участка, расположенного в <адрес>, обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункта 5 Приложения № 1 к решению Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 11 декабря 2015 года № 66, опубликованного 14 декабря 2015 года на сайте муниципального образования «Тамбовский сельсовет» (https://mo.astrobl.ru/tambovskijselsovet/resheniya-soveta-mo-tambovskii-selsovet), по тем основаниям, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», поскольку не был учтен принцип экономической обоснованности при определении размера арендной платы.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме и пояснили, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права административного истца, поскольку в результате его применения арендная плата за арендуемый административным истцом земельный участок существенно увеличилась без законных на то оснований. Кроме того, полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке.

Представитель административного ответчика Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области ФИО3 возражал против удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования в пределах компетенции с соблюдением всех требований действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области ФИО4 также возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора прокуратуры Астраханской области Петровой О.Н., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Астраханский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Административный истец ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного в селе <адрес>, арендная плата исчисляется в соответствии с решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 11 декабря 2015 года № 66, в том числе с применением оспариваемой ставки арендной платы. Следовательно, административный истец вправе, в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части, поскольку в отношении нее применен этот акт, и она полагает, что этим актом нарушены ее права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований являются административными делами, подсудными областному суду.

Совет муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области», в силу статьи 13 Устава муниципального образования, принятого 07 августа 2015 года, является представительным органом муниципального образования. Нормативный правовой акт Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» принимается в форме решения (статья 57 Устава).

Решение Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области от 11 декабря 2015 года № 66 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области» является нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, которым установлены правовые нормы, общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение.

В соответствии с пунктом «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Одним из принципов земельного законодательства, которые определены статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01 марта 2015 года, предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 установлены общеобязательные основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены, к которым отнесены в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы граждан и субъектов хозяйственной деятельности. Произвольное установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю без соответствующего экономического обоснования, подтвержденного объективными данными, нарушает права и законные интересы субъектов хозяйственной деятельности, противоречит принципам федерального законодательства, что следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О, согласно которому экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога трактуется как анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Так, подпунктом «г» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, установлено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 процента в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 года №284-П «О Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» установлено, что ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками. Ставка арендной платы за использование земельных участков для земель населенных пунктов - «иные населенные пункты» установлена в размере 6 процентов и определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков. Аналогичное регулирование использования земель населенных пунктов осуществлялось постановлением Правительства Астраханской области от 01 февраля 2008 года № 26-П.

Территория муниципального образования «Тамбовский сельсовет» входит в состав территории муниципального района «Харабалинский район» Астраханской области, решением Совета муниципального образования «Харабалинский район» от 11 августа 2010 года № 70 установлены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Харабалинский район», согласно Приложению № 7 которого «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в границах муниципального образования «Тамбовский сельсовет» базовая ставка арендной платы в год за пользование земельными участками, предназначенными для размещения объектов торговли составляет 63, 67 процентов от кадастровой стоимости земли.

В силу пункта 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей с 01 марта 2015 года) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливаются органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальные образования после введения в действие правил землепользования и застройки должны принимать правовые акты, устанавливающие размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к компетенции и полномочиям Совета подпунктом 5 пункта 1 статьи 22 Устава муниципального образования «Тамбовский сельсовет».

Решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» четвертого созыва от 06 марта 2013 года № 176 утверждены Правила землепользования и застройки населенных пунктов муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области (том 1 л.д. <--->).

Решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области пятого созыва от 11 декабря 2015 года № 66 утверждены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Тамбовский сельсовет», согласно пункту 5 Приложения № 1 ««Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет» к указанному решению базовая ставка арендной платы в год за использование земельных участков, предоставляемых для размещения объектов торговли установлена 4, 5 процента от кадастровой стоимости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при выяснении вопроса о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, суду следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу (пункты 20 и 22).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конституционные предписания об обнародовании нормативных актов являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина и распространяются на все законы и другие нормативные акты, поэтому любые муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат обязательному опубликованию (часть 8 статьи 44, часть 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), при этом в уставе муниципального образования должна быть закреплена регламентация процедур, связанных с опубликованием и обнародованием муниципальных правовых актов. Порядок подписания и обнародования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования установлен частью 13 статьи 35 этого Федерального закона.

В силу Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов, в пределах границ, установленных федеральным законодательством.

Указанный Федеральный закон содержит в себе альтернативные способы доведения нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления до всеобщего сведения - опубликование и обнародование. Доведение до всеобщего сведения является обязательным условием вступления нормативного правового акта в силу. В противном случае нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяться не могут и соответственно такие акты не влекут каких-либо правовых последствий, на них нельзя ссылаться при разрешении споров.

В целях опубликования муниципальных правовых актов Федеральный закон №131-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления учреждение печатного средства массовой информации (пункт 7 части 1 статьи 17).

Согласно статьям 57 и 60 Устава муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, принятого решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 07 августа 2015 года № 47, правовые акты Совета муниципального образования вступают в силу со дня подписания, если иное не установлено в самом правовом акте, за исключением нормативных правовых актов Совета муниципального образования о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Обнародованием нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования является доведение до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории муниципального образования, текста муниципального правового акта посредством опубликования в официальном печатном издании, размещения муниципальных нормативных правовых актов на информационных стендах в библиотеке муниципального образования и в здании администрации муниципального образования. Обнародование производится за счет местного бюджета (пункт 5).

Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение не менее чем тридцати дней с момента их обнародования. Оригинал муниципального правового акта хранится в администрации муниципального образования, копия передается в библиотеку муниципального образования, которые обеспечивают гражданам возможность ознакомления с муниципальным правовым актом без взимания платы (пункт 7).

Опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования производится не позднее чем через 15 дней со дня принятия (издания) муниципального правового акта, если иное не предусмотрено федеральным и областным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования, самим муниципальным правовым актом

Из представленных документов следует, что решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области четвертого созыва от 31 марта 2010 года №41 учреждено печатное средство массовой информации «Тамбовский курьер», являющееся официальным печатным средством массовой информации, предназначенным, в том числе, и для опубликования муниципальных правовых актов. Распространение официального средства массовой информации осуществляется путем свободного распространения среди населения муниципального образования и рассылки согласно перечню, выпускается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области пятого созыва от 18 июня 2015 года № 40 утверждено Положение о порядке ознакомления граждан с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в муниципальном образовании «Тамбовский сельсовет» (об обнародовании нормативных правовых актов), согласно которому основными способами ознакомления граждан с нормативными правовыми актами являются: вывешивание нормативных правовых актов на доске объявлений МО; размещение информации в печатном средстве массовой информации МО «Тамбовский сельсовет» - «Тамбовский курьер»; размещение информации на сайте МО (пункт 3.1).

Официальным обнародованием является, размещение текстов документов в администрации МО «Тамбовский сельсовет», размещение информации в печатном средстве массовой информации МО «Тамбовский сельсовет» - «Тамбовский курьер», размещение текстов документов на сайте муниципального образования (пункт 4.1).

Нормативные правовые акты вступают в силу после их официального обнародования (опубликования), если, в соответствии с уставом муниципального образования самими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 4.5). Неопубликованные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, юридической силы не имеют и не могут применяться на территории муниципального образования (пункт 4.7).

Оспариваемое в части решение Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области пятого созыва от 11 декабря 2015 года № 66, согласно пункту 4, вступает в силу со дня его обнародования (опубликования), а согласно пункту 3 Совет муниципального образования «Тамбовский сельсовет» решил обнародовать (опубликовать) решение в установленном законом порядке.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с Уставом муниципального образования текст оспариваемого решения опубликован в печатном средстве массовой информации МО «Тамбовский сельсовет» «Тамбовский курьер» от 15 декабря 2015 года № 001/103, а также обнародован путем помещения на информационных стендах в библиотеке муниципального образования и в здании администрации муниципального образования с 11 декабря 2015 года по 11 января 2016 года, размещен на официальном сайте муниципального образования «Тамбовский сельсовет» https://mo.astrobl.ru/tambovskijselsovet/resheniya-soveta-mo-tambovskii-selsovet.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о принятии оспариваемого в части нормативного правового акта в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой. Порядок введения в действие и опубликования оспариваемого в части нормативного правового акта не нарушен.

Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не был доказан факт надлежащего опубликования текста оспариваемого нормативного правового акта не нашли своего подтверждения. Административный ответчик в порядке, предусмотренном учредительными документами муниципального образования, обеспечил населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый муниципальный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием, порядок обнародования (опубликования) нормативного правового акта не противоречит действующему законодательству.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указал, что является арендатором земельного участка, находящегося в границах муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок предоставлен для строительства торгового центра сроком на три года постановлением администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области от 16 апреля 2012 года № 593. Согласно договору аренды земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «Харабалинский район» № <--->, ФИО1 приняла в пользование на условиях аренды из категории земель населенных пунктов земельный участок, площадью <---> кв. м, с кадастровым номером <--->, с видом разрешенного использования: для <--->, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от ---, расположенный по адресу: <адрес>. Срок действия договора с --- по ---. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке --- (том 1, л.д. <--->). Годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок на момент составления Договора составил <---> рублей и произведен в соответствии с базовой ставкой арендной платы за участок в год в соответствии с решением Совета Муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области четвертого созыва от 11 августа 2010 года № 70 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Харабалинский район» (том 1, л.д. <--->). Имущество передано арендатору во владение и пользование, согласно пункту 3.2.3 договора, арендатор обязан своевременно и полностью выплачивать арендодателю арендную плату, изменения размера арендной платы в связи с изменением базового размера являются обязательными для сторон (без перезаключения договора или подписания дополнительного соглашения к договору) (пункт 2.2 договора). В силу пункта 2.5 договора арендатор перечисляет арендную плату не позднее 15 ноября текущего года, окончание срока действия договора не влечет прекращения обязательств сторон (пункт 6.3 договора).

Из объяснений административного истца следует, что она продолжает использовать земельный участок, на котором возведен магазин, площадью <---> кв.м, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано ---, вносит арендные платежи (том 1, л.д. <--->). В июне 2017 года администрация муниципального образования «Харабалинский район» предъявила в суд требования к административному истцу о взыскании задолженности по арендным платежам, рассчитанной с 01 января 2015 года исходя из ставки, утвержденной Решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Астраханской области пятого созыва от 11 декабря 2015 года № 66.

Проверяя доводы административного истца о нарушении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемой части нормативного правового акта, суд, исходя из собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что установление в пункте 5 Приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет» к решению Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» пятого созыва от 11 декабря 2015 года № 66 «Об установлении базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет» по установлению базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли отвечает принципу экономической обоснованности.

Для целей соблюдения принципа экономической обоснованности постановлением администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 10 ноября 2015 года № 144-п создана комиссия по разработке финансово-экономических обоснований базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет» (том 1, л.д. <--->), в состав которой вошли заместитель главы администрации, заведующая сектором по налогообложению, земельным и имущественным отношениям, бухгалтер-экономист, помощник главы администрации.

Из содержания представленного административным ответчиком в подтверждение соблюдения принципа экономической обоснованности оспариваемого значения базовых ставок арендной платы финансово-экономического обоснования следует, что при проведении расчетов за основу взят принцип экономической обоснованности, в обосновании проанализирован рынок с учетом видов разрешенного использования земельных участков, исследован конкретный сегмент рынка, произведен анализ показателей социально-экономического развития, характеризующих экономику муниципального образования, сравнительный анализ базовых арендных ставок по Астраханской области.

Финансово-экономическое обоснование базовой ставки арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли на территории МО «Тамбовский сельсовет», было предметом рассмотрения названной комиссии и подготовлено 12 ноября 2017 года (том 1, л.д. <--->).

Из объяснений представителя административного ответчика и свидетеля Ф.Е.В., входивших в состав названной комиссии, следует, что при разработке и принятии финансово-экономических обоснований, в том числе и по определению базовой ставки арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли, изучались материалы, собранные специалистом сектора по налогообложению, земельным и имущественным отношениям и бухгалтером-экономистом, к работе привлекался оценщик, который в ходе подготовки обоснования разъяснял нормы действующего законодательства в области оценки, методологию и порядок расчета.

Финансово-экономическое обоснование базовой ставки арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли на территории МО «Тамбовский сельсовет» являлось предметом изучения и рассмотрения, учрежденной в соответствии с решением Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» пятого созыва от 10 октября 2014 года № 2, комиссии по бюджету, социально-экономическому развитию, муниципальной собственности и земельным отношениям (том 1, л.д.<--->) 07 декабря 2015 года, о чем свидетельствует протокол заседания (том 1, л.д. <--->).

Депутат Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Д.С.Е., являющийся членом комиссии по бюджету, социально-экономическому развитию, муниципальной собственности и земельным отношениям, допрошенный в качестве свидетеля, подтвердил факт рассмотрения указанного вопроса на заседании комиссии 07 декабря 2015 года, при этом объяснил факт рассмотрения комиссией именно вопроса определения ставок для размещения объектов торговли, особой значимостью для муниципального образовании. В дальнейшем все финансово-экономические обоснования базовой ставки арендной платы были рассмотрены на заседании Совета 11 декабря 2015 года.

Согласно протоколу заседания Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» пятого созыва от 11 декабря 2015 года № 13 (том 1, л.д.<--->) пункт 11 повестки дня свидетельствует о рассмотрении вопроса об установлении базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет». По данному вопросу слушали информацию заведующей сектором по налогообложению, земельным и имущественным отношениям, и на основании финансово- экономических обоснований базовых ставок арендной платы, было принято оспариваемое решение.

Депутат Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» П.С.П., допрошенная в качестве свидетеля, в судебном заседании также подтвердила факт изучения финансово-экономических обоснований базовых ставок арендной платы на заседании Совета при принятии решения об их утверждении.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полученные в соответствии с положениями статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает финансово-экономическое обоснование базовой ставки арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли на территории МО «Тамбовский сельсовет», которое положено в основу оспариваемого пункта решения, допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли, поскольку анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков произведены.

Доводы представителя административного истца об изготовлении административным ответчиком финансово-экономического обоснования базовой ставки арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли на территории МО «Тамбовский сельсовет» лишь после обращения его в суд с настоящим административным иском, а также о подготовке постановления администрации муниципального образования «Тамбовский сельсовет» от 10 ноября 2015 года № 144-П «о создании комиссии по разработке финансово-экономических обоснований базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет» и протокола заседания комиссии по бюджету, социально-экономическому развитию, муниципальной собственности и земельным отношениям от 07 декабря 2015 года в период рассмотрения настоящего административного иска, не нашли своего подтверждения.

Решение от 11 декабря 2015 года № 66 принято Советом муниципального образования «Тамбовский сельсовет» Харабалинского района Астраханской области в пределах полномочий муниципального образования, в соответствии с компетенцией его представительного органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, а также процедуре его принятия, при этом по своему содержанию оно соответствует нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы административного истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим пункта 5 Приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет» к решению Совета муниципального образования «Тамбовский сельсовет» пятого созыва от 11 декабря 2015 года № 66 «Об установлении базовых арендных ставок за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО «Тамбовский сельсовет» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.