ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/17 от 11.05.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 3а-39/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень

Тюменский областной суд в составе

председательствующего судьи Можаевой С.Г.,

при секретаре Губаревой А.О.,

с участием административного истца Сухих А.Г., его представителя Арабаджи А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сухих Анатолия Геннадьевича к Правительству Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Административный истец Сухих А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 2 308 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов соцкультбыта, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 4 254 000 руб. по состоянию на 23 января 2012 года.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что данный земельный участок принадлежит ему на праве собственности. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 января 2017 г. оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> определена в размере 20 019 061 руб. 16 коп. по состоянию на 23 января 2012 г. Согласно отчету ООО «Оценка.ру» № 554/16 от 19 декабря 2016 г. об оценке объекта оценки, на который представлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 061/2016/ТЮМЕНЬ от 21 декабря 2016 г., итоговая величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 23 января 2012 г. составляет 4 254 000 руб. Административный истец указывает, что значительное превышение размера кадастровой стоимости над размером рыночной стоимости земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет повышенные расходы по оплате налога, который рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 3-6, 108-112).

Административный истец и его представитель по устному ходатайству Арабаджи А.А. в судебном заседании уточнили заявленные требования в части размера рыночной стоимости, которую истец просит установить – 5 567 000 руб. (л.д. 217-218), поддержали уточненные требования полностью.

Представитель административного ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просит принять решение на усмотрение суда, против заключения судебной экспертизы не возражает (л.д. 215-216).

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил принять решение на усмотрение суда (л.д. 129-131).

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил принять решение на усмотрение суда (л.д. 116-117).

Представитель заинтересованного лица администрации Московского муниципального образования Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает уточненный административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с нормами ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 1 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.

Административный истец Сухих Анатолий Геннадьевич является физическим лицом, гражданином РФ. Он является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 2308 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов соцкультбыта, расположенного по адресу: <.......>

Право собственности подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 7).

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка была определена на 23 января 2012 года в размере 20 019 061 руб. 16 коп., что подтверждается кадастровой справкой (л.д. 8), выпиской из ЕГРН (л.д. 112).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

Согласно ч.1 ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.

В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, в размере рыночной стоимости, в материалы дела представлен отчет № 554/16 от 19 декабря 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «Оценка.ру».

Согласно указанному отчету, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, по состоянию на 23 января 2012 года составляет 4 254 000 руб. (л.д. 9-60).

На указанный отчет получено положительное экспертное заключение экспертного совета общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 061/2016 от 21 декабря 2016 года (л.д. 61-84).

По делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка и соответствия отчета об оценке ООО «Оценка.ру» требованиям законодательства (л.д. 148-152).

Согласно экспертному заключению ЗАО «ЭКО-Н», рыночная стоимость земельного участка <.......>, по состоянию на 23 января 2012 года составляет 5 567 000 руб. Отчет об оценке ООО «Оценка.ру» соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и требованиям федеральных стандартов оценки (л.д. 157-203).

Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В силу разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно ч.1 ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд, проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Сравнив отчет об оценке ООО «Оценка.ру» и заключение судебной экспертизы, учитывая отсутствие каких-либо возражений административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц в отношении заключения судебной экспертизы, суд принимает во внимание заключение судебной экспертизы, признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Удовлетворяя заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Тюменской области от 2 декабря 2013 г. № 530-п, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как при производстве судебной экспертизы был оценен конкретный земельный участок, принадлежащий административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.

Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 г. № 0111/16 по результатам государственной кадастровой оценки земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области по состоянию на 01 января 2016 г. утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра», составляет 7 556 969 руб. 00 коп. (дата внесения сведений - 13 ноября 2016 года) (л.д. 129, оборот).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.15 постановления Пленума Верховного Суда от 30.06.2015 № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В соответствии с абз.1, 2 ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 г. – государственный кадастр недвижимости) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Согласно абз.5 ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 г. – государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

У административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в суд в 2016 году, тогда как актуальная кадастровая стоимость, установленная по результатам очередной кадастровой оценки, подлежит применению для целей налогообложения не ранее чем с 01 января 2017 года.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 23 января 2012 года, с указанием датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости дату обращения административного истца в суд – 28 декабря 2016 года, исходя из которой с учетом вышеуказанных разъяснений кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление Сухих Анатолия Геннадьевича удовлетворить полностью.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 2 308 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов соцкультбыта, расположенного по адресу: <.......> равной его рыночной стоимости в размере 5 567 000 руб. по состоянию на 23 января 2012 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 28 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда.

Решение принято в совещательной комнате

Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Г. Можаева

Копия верна

Судья Тюменского областного суда С.Г. Можаева