ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/18 от 12.04.2018 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

дело № 3а-39/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2018 года г. Майкоп

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Аутлева Ш.В.

при секретаре – Джимовой Ю.М.,

представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям – ФИО1,

представителя заинтересованного лица Администрации МО «<адрес>» - ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пшипия ФИО9 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при заинтересованном лице Администрации МО «<адрес>» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 6 336 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , категории земель– «Земли населенных пунктов» с разрешенным использованием: «для подъездных путей».

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель категории сельскохозяйственного назначения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка составляет 5 049 411, 84 рублей.

Согласно отчету, выполненному независимым оценщиком ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 557 000 рублей.

Из представленного отчета следует, что вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет неправомерное начисление налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО4 просит суд установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в размере 1 557 000 рублей с ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночную стоимость в вышеуказанном размере.

В судебном заседании представитель административного ответчика- Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО1 просил отказать в удовлетворении требований административного истца.

Представитель заинтересованного лица – Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО2 просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.

Административный истец ФИО4, его представитель по доверенности ФИО5 и представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> надлежаще извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства суд считает, что настоящее административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части ввиду следующего.

В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным образованиям, городским округам Республики Адыгея.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п. I ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. ст. 402, 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО4 является собственником земельного участка, общей площадью 6 336 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , категории земель – категории земель – «Земли населенных пунктов» с разрешенным использованием: «для подъездных путей» (л.д. 6).

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель категории сельскохозяйственного назначения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка составляет 5 049 411, 84 рублей (л.д. 7-23).

Положения ст. 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст.ст. 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости, как плательщика земельного налога, поскольку размер земельного налога зависит от величины кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, ч. 5 ст. 247 и 248 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный независимым оценщиком ИП ФИО3, в котором рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 1 557 000 рублей (л.д. 24 - 89).

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 20 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст.ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из разъяснений, данным в п. 23 вышеназванного Постановления, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного истца ФИО6 по доверенности ФИО8 (л.д. 113-114) была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП ФИО7 (л.д. 121-123).

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 815 360 рублей.

Оценивая вышеназванное экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу ложного заключения, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований у суда не имеется. Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Доказательств, опровергающих изложенные в заключение эксперта выводы, а также, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы сторонами и заинтересованными лицами по делу не представлено.

Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», исходя из вышеприведенных положений Закона, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть установлена в размере, определенном в соответствии с заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а именно 4 815 360 рублей.

Согласно разъяснениям, данным в абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае изменения кадастровой стоимости объекта по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абз. 3 и 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. Принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Пшипия ФИО10 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при заинтересованном лице Администрации МО «<адрес>» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 6 336 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , категории земель – «Земли населенных пунктов» с разрешенным использованием: «для подъездных путей», равной его рыночной стоимости в размере 4 815 360 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать дату подачи административного искового заявления Пшипия ФИО11 о пересмотре стоимости указанного земельного участка - 26 декабря 2017 года.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный суд Республики Адыгея.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Ш.В. Аутлев