ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/19 от 14.05.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

№3а-39/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 года г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Китаеве И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сурковой Ольги Юрьевны к администрации города Зея, финансовому управлению администрации города Зея о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Суркова Ольга Юрьевна обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указала, что вступившим в законную силу решением Зейского районного суда Амурской области от 02 февраля 2017 года на администрацию города Зея возложена обязанность предоставить ей (Сурковой О.Ю.)., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма в городе Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной в городе Зея Амурской области нормы предоставления жилой площади (не менее 28 квадратных метров).

28 июня 2017 года исполнительный лист серии ФС передан в ОСП по Зейскому району.

До настоящего времени решение суда не исполнено. Общая продолжительность производства по исполнению решения суда составляет 1 год и 6 месяцев. Существенное затягивание срока исполнения судебного решения имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а именно вследствие бездействия сотрудников администрации города Зея. Длительность исполнения указанного судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока. В соответствии с требованиями закона недостаточность бюджетных средств, как и отсутствие свободного жилого фонда не могут признаваться уважительными причинами неисполнения судебного решения. Тем более, как следует из акта проверки контрольно-ревизионной комиссии Муниципального образования г. Зея от 2014 г. «Проверка эффективного и целевого использования муниципального жилого фонда на территории г. Зея в 2012-2015 годы», возможность по предоставлению квартиры у администрации города была еще в 2014 году. Весь период нарушения ее права административному истцу приходится нести расходы по аренде жилья. За 6 месяцев 2018 года расходы на аренду квартиры составили 60 000 рублей, которые также предстоит понести и в 2019 году.

Компенсация за нарушение права истца на исполнение судебного акта в разумные сроки составляет 100 000 рублей.

На основании изложенного, административный истец просила суд присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей, перечислить средства, подлежащие взысканию, на счет <данные изъяты> в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк, БИК <данные изъяты>, к/с <данные изъяты>.

В возражениях на административное исковое заявление представитель администрации города Зея – Колмыкова М.Г. ссылается на положения Федеральных законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Зеи Амурской области, утвержденный Постановлением администрации города Зеи от 07.11.2013 № 1752, Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144.

Указывает, что на дату подачи обращения истицы о предоставлении ей жилого помещения, а также на сегодняшний день, в собственности муниципального образования города Зеи отсутствовали свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, соответствующие требованиям, предъявляемым законодательством об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также норме предоставления жилого помещения для данных лиц, в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (утв. решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03.04.32013№ 91/30).

В период с 25 сентября по 25 ноября 2014 года, контрольно-ревизионной комиссией муниципального образования города Зеи проведена проверка эффективного и целевого использования муниципального жилищного фонда, проверка эффективности исполнения долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области на 2012-2015 годы». Согласно разделу 2 Акта проверки, комиссией изучался порядок поступления, выбытия и соблюдение порядка предоставления объектов специализированного жилищного фонда.

Пояснила, что жилые помещения, указанные в Акте проверки являются либо служебными, либо относящимся к специализированному жилищному фонду, и, следовательно, не могли быть предоставлены Сурковой О.Ю., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также указала, что выделяемых денежных средств недостаточно, для своевременного обеспечения всех детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стоящих на учете на получение жилья.

О том, что выделяемых денежных средств не достаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, с просьбами о выделении дополнительном финансировании администрацией города Зеи ежегодно направляются письма в министерство социальной защиты населения Амурской области о выделении дополнительных средств. Однако, исходя из ответов министерства социальной защиты населения Амурской области, возможности выделения дополнительных денежных средств администрации города Зеи на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.

На основании изложенного, представитель администрации города Зея просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель финансового управления администрации города Зеи - Колмыкова М.Г. в письменных возражениях на иск указала, что все доходы, поступающие в бюджет города Зеи, направляются на исполнение вопросов местного значения установленных ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Расходные обязательства муниципального образования по решению вопросов местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Уставом города Зея предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов (ст.55 Устава города Зеи). Ежегодно, в соответствии с Законом Амурской области об областном бюджете на соответствующий год, бюджету города Зеи предусматриваются субвенции на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Выделенные ассигнования на вышеуказанные расходы реализуются в полном объёме. Выделяемых денежных средств не достаточно для своевременного обеспечения всех нуждающихся детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Таким образом, согласно законодательству РФ и Амурской области, жилые помещения для детей-сирот приобретаются за счет субсидий поступающих из средств областного бюджета.

Полагаем, что у администрации города Зеи отсутствовала возможность своевременного исполнения решения Зейского районного суда от 02 февраля 2017 года. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Определением Амурского областного суда от 26 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, министерство социальной защиты Амурской области.

Позиция Министерства финансов Амурской области отражена в письменном отзыве и.о. министра финансов Амурской области – Сологуб В.В., в котором представитель выражает несогласие с административным исковым заявлением.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 16 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144, установлено, что министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, отвечает соответственно от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Установлено, что администрации города Зеи перечислялась субвенция на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере: за 2016 год 3 687,8 тыс. руб.; за 2017 год 5222,3 тыс. руб.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона Амурской области от 13.12.2017 № 158-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» городу Зея распределена субвенция на обеспечение предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 4002,4 тыс. руб.

Также указала, что Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03, не предусмотрен вид социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как возмещение расходов за наем жилых помещений.

Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих компенсацию расходов на поднаем жилья, в случае, если гражданину, относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено жилое помещение.

Кроме того, истцом не подтвержден факт расходов по договору аренды жилого помещения, а именно не представлены платежные документы за 6 месяцев, не подтвержден факт проживания истца в жилом помещении, а именно не представлена выписка о временной регистрации по месту проживания (нахождения) истца.

Таким образом, министерство финансов не является лицом, на которое возложена обязанность предоставить Сурковой О.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, лицом на которое возложено исполнение решения Зейского районного суда Амурской области от 02.02.2017, а также не является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, министерство финансов Амурской области не может являться надлежащим ответчиком по данному административному исковому заявлению.

В суде первой инстанции административный истец Суркова О.Ю. и ее представитель Духовников В.Н., участвующие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель администрации города Зея и финансового управления администрации города Зея – Колмыкова М.Г., поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на иск, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Амурской области Хананенко Ю.Н. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица министерства социальной защиты Амурской области Туз М.М. возражала против заявленных требований в полном объёме. Представила письменный отзыв на иск, приобщенный судом к материалам дела, из которого следует следующее.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённым постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144.

В силу ч.2 ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Министерство, как главный распорядитель средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с Порядком перечисляет в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, установленном Правительством области.

Объём субвенции на реализацию переданных полномочий, установленных Законом №472-ОЗ, определяется в соответствии с методикой формирования объёма субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно приложению №2 к указанному Закону.

В настоящее время в список детей-сирот, достигших 18 лет, которые подлежат обеспечению жильём в Амурской области, включено 2946 человека. Предварительный объём средств, необходимый для обеспечения указанных лиц жилыми помещениями, составляет 3 406369,23 тыс. рублей. Из них 1065 человека, в отношении которых имеются неисполненные судебные решения, на исполнение которых необходимый объём средств составляет 369191,38 тыс. руб.

Согласно Закону Амурской области об областном бюджете на 2016 год, на приобретение жилья детям-сиротам было предусмотрено 248428,4 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета составили 93354,8 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 155073,3 тыс. рублей.

На 2017 год в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 169478,14 тыс. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета - 76123,3 тыс. рублей, за счёт средств областного бюджета - 93354,8 тыс. рублей.

Законом Амурской области об областном бюджете на 2018 год на указанные цели утверждено 115 млн. рублей, из них: средства областного бюджета составили 17,28 млн.рублей, средства федерального бюджета - 97,3 млн. рублей.

Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.

Учитывая рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и снижение с 2017 года объёмов финансирования, министерством направлялось обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации по вопросу увеличения Амурской области в 2017 году объёма субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2017 года №ВК-717/07 следует, что в 2017 году выделение дополнительных средств федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам Амурской области не планируется.

О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 году министерство сообщало прокурору Амурской области, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Ходатайство о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств было направлено в адрес министра образования и науки Российской Федерации. Ходатайство о содействии в выделении дополнительных средств направляли в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Также министерством было направлено обращение в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объёма финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам.

Таким образом, министерством, как главным распорядителем денежных средств, предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Министерство также не согласно с размером заявленной компенсации, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в подп. «б» п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причинённого действиями или бездействием госорганов, в том числе судов. Следовательно, размер компенсации не может быть рассчитан из средней стоимости аренды жилья, и поставлен в зависимость от понесённых истцом расходов, связанных с арендой жилья.

Иные, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В этой связи дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно общим положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).

Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Из пункта 5 разъяснений, изложенных в приведенном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, следует, что к лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации (далее - заявление о компенсации), относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству: в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками.

Порядок рассмотрения административных дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок предусмотрен главой 26 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст.250 КАС РФ, лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осуждённые, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном указанным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.20 КАС РФ настоящее дело о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подсудно по первой инстанции Амурскому областному суду.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с ч.3 ст.258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

При этом в соответствии с п.55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

В силу ст.2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст.36 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Как разъяснено в п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, содержащимися в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признаётся и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учётом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 7 той же статьи, положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.1 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учётом положений федерального законодательства.

Статья 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счёт средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ, финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.

Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса, частью 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлением от 15 мая 2008 года № 113 Правительства Амурской области утверждён Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 2 Порядка расходования субвенций, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - главный распорядитель) на основании соглашений, заключённых с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет её перечисление органам местного самоуправления на балансовый счёт Управления Федерального казначейства по Амурской области №40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.

В силу пункта 4 Порядка расходования субвенций, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункта 7 Порядка расходования субвенций, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, главный распорядитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчётным, представляет в министерство финансов Амурской области сводные сведения о расходовании субвенции, полученной из областного бюджета; средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели (пункты 7, 8 Положения).

Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также утверждён Порядок предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 17 которого органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счёт субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с положениями п.5 ч.9 ст.3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Учитывая изложенную выше позицию Конституционного Суда РФ, положения федеральных и областного законов, подзаконных актов, а также решение Зейского районного суда от 02 февраля 2017 года, которым на администрацию города Зея возложена обязанность предоставить Сурковой О.Ю. жилое помещение, суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются администрация города Зея, как главный распорядитель субвенций, выделенных субъектом на приобретение жилья детям-сиротам, и финансовое управление администрации города Зея, как финансовый орган администрации города Зея.

Заинтересованными лицами по настоящему делу являются Правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, министерство социальной защиты Амурской области.

Как следует из материалов дела, решением Зейского районного суда Амурской области от 02 февраля 2017 года на администрацию города Зея возложена обязанность предоставить Сурковой О.Ю., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма в городе Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной в городе Зея Амурской области нормы предоставления жилой площади (не менее 28 квадратных метров).

13 июля 2017 года и.о. заместителя начальника отдела судебных приставов по Зейскому району на основании исполнительного листа серии ФС выданного в целях принудительного исполнения решения суда возбуждено исполнительное производство -ИП.

Проверяя доводы административного истца о том, что администрацией города Зея не предпринимаются меры к исполнению решения суда, суд приходит к следующему.

В настоящее время в список детей-сирот, достигших 18 лет, которые подлежат обеспечению жильём в Амурской области, включено 2946 человека. Предварительный объём средств, необходимый для обеспечения указанных лиц жилыми помещениями, составляет 3 406369,23 тыс. рублей. Из них 1065 человека, в отношении которых имеются неисполненные судебные решения, на исполнение которых необходимый объём средств составляет 369191,38 тыс. руб.

С учётом положений пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обеспечение жильём лиц обозначенной категории относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Законам Амурской области об областном бюджете на 2016, 2017, 2018 годы в областном бюджете были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств федерального и областного бюджетов. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию указанного мероприятия доведены до министерства социальной защиты населения Амурской области, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.

Министерством социальной защиты населения Амурской области в целях усиления контроля за деятельностью органов местного самоуправления в вопросах приобретения жилья были внесены изменения в Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», изменена Методика расчёта субвенции для муниципальных районов и городских округов Амурской области на приобретение жилья, которая установила единые правила его распределения, что позволяет приобретать большее количество качественного жилья, разработана квартальная форма мониторинга.

Министерство социальной защиты населения Амурской области обращалось 15 июня 2016 года в Министерство образования и науки Российской Федерации по вопросу увеличения Амурской области в 2017 году объёма субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2017 года № ВК-717/07 следует, что в 2017 году выделение дополнительных средств федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам Амурской области не планируется.

О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 году Губернатор Амурской области сообщал прокурору Амурской области, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Из ответа от 6 апреля 2017 года №72/2-140-2017 следует, что принятие мер Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях увеличения ассигнований федерального бюджета бюджету Амурской области не представляется возможным.

Ходатайства о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств были направлены Губернатором Амурской области 28 февраля 2017 года в адрес министра образования и науки Российской Федерации, 31 января 2017 года -в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, 15 августа 2018 года – в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Министерством социальной защиты населения Амурской области было направлено обращение от 22 ноября 2017 года в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объёма финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам.

Из ответов следует, что возможности выделения дополнительных средств из федерального бюджета и увеличения объёма финансирования из областного бюджета, не имеется.

Таким образом, Министерством социальной защиты населения Амурской области, как главным распорядителем денежных средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также Правительством Амурской области, как органом, ежегодно предусматривающим в областном бюджете субвенции на предоставление жилья детям-сиротам, и устанавливающим порядок расходования этих субвенций, предприняты все меры, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе решения в отношении Сурковой О.Ю.

Согласно Закону Амурской области об областном бюджете на 2016 год, на приобретение жилья детям-сиротам было предусмотрено 248428,4 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета составили 93354,8 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 155073,3 тыс. рублей.

На 2017 год в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 169478,14 тыс. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета - 76123,3 тыс. рублей, за счёт средств областного бюджета - 93354,8 тыс. рублей.

Законом Амурской области об областном бюджете на 2018 год на указанные цели утверждено 115 млн. рублей, из них: средства областного бюджета составили 17,28 млн.рублей, средства федерального бюджета - 97,3 млн. рублей.

Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.

В 2016 году до города Зеи доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере 11 063 250 рублей (из них средства областного бюджета 3 687 750 рублей, средства федерального бюджета -7 375 500 рублей).

В 2017 году до города Зеи доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере 5 007 750 рублей (из них средства областного бюджета 3 004 650 рублей, средства федерального бюджета - 2 003 100 рублей).

В 2018 году до города Зеи доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере 4 006 200 рублей.

Администрацией города Зея проведены необходимые мероприятия (в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») по организации закупки за счет выделенных средств жилых помещений для лиц указанной категории. По результатам проведенных электронных аукционов и запросов предложений заключены муниципальные контракты на приобретение квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, оставшихся по окончании года денежных средств для приобретения дополнительных жилых помещений на вышеуказанные цели недостаточно.

Администрация города Зея в течение 2016, 2017, 2018 годов неоднократно обращалась в министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детей оставшихся без попечения родителей, что подтверждается письмами от администрации города Зеи в министерство социальной защиты населения Амурской области от 06.08.2013 № 01-14/2270, от 10.07.2014 № 01-14/2998, от 05.11.2014 № 01-16-1173, от 30.09.2015 № 01-15-1467, от 15.03.2016 № 01-14/858, от 26.09.2016 № 01-14/3783, от 03.05.2017 № 01-14/1826, от 13.07.2017 № 01-14/2948, от 19.06.2018 № 01-14/2747).

Из поступивших ответов следует, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам невозможно в виду отсутствие финансовых средств областного бюджета (от 18.04.2016 № 17-1543, от 22.05.2017 № 14-1722, от 07.08.2018 №17-5828).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия администрации города Зеи и финансового управления администрации города Зеи, на которых законом возложена обязанность по исполнению судебного акта в отношении Сурковой О.Ю. являются достаточными и эффективными, поскольку производятся в целях исполнения решения суда от 02 февраля 2017 года.

Разрешая вопрос о том, превысила ли продолжительность исполнения судебного акта срок, который в рассматриваемой ситуации можно считать разумным, суд, с учётом практики Европейского суда по правам человека, отмечает, что в отличие от решений по взысканию денежных средств, исполнение решения о предоставлении жилого помещения имеет ряд объективных трудностей, которые установлены судом по настоящему делу и изложены выше.

Суд делает вывод о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта к моменту обращения административного истца в суд за компенсацией с учётом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и особенностей исполнения законодательства в данной области, не выходит за рамки срока, который в конкретном случае может быть признан разумным.

Факт нарушения процедурных условий (срока исполнения решения суда), обеспечивающих реализацию права Сурковой О.Ю. на исполнение решения суда от 02 февраля 2017 года в разумный срок, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.

При этом суд учитывает положения ч.2 ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Доводы административного иска о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки составляет 100 000 рублей, из расчёта неисполнения судебного акта и стоимости аренды жилья в городе Зея, а также морального вреда, не могут быть приняты во внимание по настоящему делу по следующим основаниям.

В соответствии с п.7 ч.2 ст.252 КАС РФ заявитель должен обосновать основания и размер требуемой компенсации.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 № 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 1).

Таким образом, в случае нарушения права гражданина на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок законом предоставлен один из способов защиты права в виде взыскания компенсационной выплаты либо компенсации морального вреда по выбору лица, чьи права нарушены.

Действующими нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона №68-ФЗ не предусмотрена возможность рассмотрения требований о возмещении имущественного вреда в рамках настоящего административного дела.

Доводы административного истца о том, что администрация города Зеи имела возможность предоставить жилое помещение еще в 2014 году, ссылаясь на Акт проверки контрольно-ревизионной комиссии Муниципального образования г. Зея от 2014 г. «Проверка эффективного и целевого использования муниципального жилого фонда на территории г. Зея в 2012-2015г», не имеют правового значения, так как не относятся к предмету рассмотрения.

Учитывая доводы, изложенные административным истцом в административном исковом заявлении; содержание судебного акта в отношении Сурковой О.Ю., подлежащего исполнению; рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; принятие заинтересованными лицами по настоящему делу всех необходимых мер для обеспечения возможности административных ответчиков исполнить решение суда; степень достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий административных ответчиков, на которых законом возложены обязанности по обеспечению исполнения судебных актов; общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

При отказе в удовлетворении административного иска понесённые административным истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Сурковой Ольги Юрьевны к администрации города Зея, финансовому управлению администрации города Зея о присуждении компенсации в размере 100 000 рублей за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта – решения Зейского районного суда Амурской области от 02 февраля 2017 года – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Бушманов А.П.