ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/19 от 25.09.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3а-39/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Адаева И.А.

при секретаре Алексеевой Н.С.,

рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 об установлении рыночной стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером (****) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <****>, рыночную стоимость в размере 199511 руб. по состоянию на 1 февраля 2016 года.

В обоснование указал, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 1041079,80 руб. существенно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает права истца как собственника объекта недвижимости и налогоплательщика.

Представитель Администрации Псковской области ФИО2 не возражал против удовлетворения иска.

Представитель Управления Росреестра по Псковской области в суд не явился, возражений на иск не представил.

Глава сельского поселения «Переслегинская волость» Великолукского района Псковской области представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя сельского поселения, решение по делу оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 – адвоката Тарасова М.В., представителя Администрации Псковской области ФИО2, оценив представленные доказательства, суд признает требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 приведенного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 указанного Закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость.

В силу части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером (****) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <****>, принадлежит на праве собственности ФИО1

В соответствии с законом Псковской области от 10 декабря 2014 г. № 1465-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Великолукский район» деревня <данные изъяты> находится в составе муниципального образования «Переслегинская волость»

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 февраля 2016 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена в размере 1041079,80 руб. на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель.

При обращении в суд с указанным иском ФИО1 представил в подтверждение заявленных требований отчет об оценке № 19/628 от 6 августа 2019 г., выполненный оценщиком ФИО (член Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», регистрационный № 2541, застрахована на основании полиса оценщика до 31 мая 2020 года САО «ВСК», квалификационный аттестат по направлению «Оценка недвижимости» № 008926-1 от 04.04.2018, стаж работы в оценочной деятельности с 2011 г., индивидуальный предприниматель с 25 апреля 2018г.), в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (****) определена в размере 199511 рублей по состоянию на 1 февраля 2016 г. (л.д. 17-63).

Возражений относительно методов оценки и использованных в отчете аналогов от ответчиков и заинтересованного лица не поступило.

Оценив представленный отчет, суд признает его отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и соответствующим критериям относимости, допустимости, достоверности, в связи с чем принимает данный отчет как доказательство рыночной стоимости спорного земельного участка

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина

рыночной объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка суду не представлено, заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Поскольку ФИО1 не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, то датой обращения за пересмотром кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Псковский областной суд с настоящим иском – 13 августа 2019 г. (дата на штемпеле почтового отделения связи о поступлении почтового отправления для отправки в суд) (л.д. 64).

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции (введен в действие с 1 января 2019 г. (ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 334-ФЗ)), согласно которой изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, является основанием для внесения этих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также для учёта рыночной стоимости при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Руководствуясь ст.ст. 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером (****) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <****> (в соответствии с законом Псковской области от 10 декабря 2014 г. № 1465-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Великолукский район» деревня <данные изъяты> находится в составе муниципального образования «Переслегинская волость»), рыночную стоимость в размере 199511 (сто девяносто девять тысяч пятьсот одиннадцать) руб. (без учета НДС) по состоянию на 1 февраля 2016 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка считать 13 августа 2019 г.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Псковского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2019 г.

Судья /подпись/ И.А. Адаев

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья Псковского

областного суда И.А. Адаев