ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/2016 от 15.12.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-39/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 15 декабря 2016 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

при секретаре М,

с участием административного истца СММ, представителя административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ССА, представителя заинтересованного лица – Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ОРВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СММ к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

СММ обратился в суд с административным иском к ответчикам, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2015 года его требования к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возложении обязанности восстановить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии удовлетворены частично. В его пользу взыскано **рублей в счёт доплаты к трудовой пенсии с возложением на ответчика обязанности возобновить с 1 февраля 2015 года начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты СММ к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва». На основании исполнительного листа серии ФС от 24 апреля 2015 года, выданного Кызылским городским судом, возбуждено исполнительное производство в части обязывающей с 1 февраля 2015 года возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии СММ До настоящего времени решение суда в части возложения на ответчика обязанности возобновить начисление и выплату СММ с 1 февраля 2015 года ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва», не исполнено. Исполнение судебных актов производится в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов для исполнения. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имеет место по обстоятельствам, не зависящим от истца, а вследствие неисполнения решения суда Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, также Министерство финансов Республики Тыва, как главный распорядитель средств республиканского бюджета, не перечисляет денежные средства на выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Просит присудить ему компенсацию в размере ** рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В судебном заседании административный истец СММ административное исковое заявление по изложенным в нём основаниям поддержал.

Представитель административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по доверенности ССА иск не признал, указав, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика - Министерства финансов Республики Тыва, представители заинтересованных лиц – УФССП по РТ, Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, об уважительности причины неявки не сообщили.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федерального казначейства по Республике Тыва (далее - УФК по РТ) ОРВ пояснила, что исполнительный лист о взыскании денежной суммы исполнен УФК по РТ в полном объёме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

В силу статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2015 года, вступившим в законную силу 30 мая 2015 года, с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу СММ взыскано **рублей в счёт доплаты к трудовой пенсии. На Министерство труда и социальной политики Республики Тыва возложена обязанность возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты СММ к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства РТ № 205 от 11 ноября 2007 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

В целях принудительного исполнения указанного решения суда были выданы исполнительные листы серии ФС (о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва 146 190 рублей 33 копеек в счёт доплаты к трудовой пенсии), ФС (об обязании возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты СММ к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства РТ №205 от 11 ноября 2007 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» с 1 февраля 2015 года).

2 июня 2015 года в Управление Федерального казначейства по Республике Тыва поступил исполнительный лист ФС о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу СММ**рублей в счёт задолженности по доплате к трудовой пенсии, что подтверждается уведомлением от 3 июня 2015 года .

9 июня 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП на основании исполнительного листа № ФС , выданного Кызылским городским судом Республики Тыва 1 июня 2015 года, возбуждено исполнительное производство -ИП с предметом исполнения: обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с 1 февраля 2015 года возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты СММ к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства РТ № 205 от 11 ноября 2007 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

22 сентября 2015 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва заявление Министерства труда и социальной политики Республики Тыва об отсрочке исполнения решения суда от 24 апреля 2015 года удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 1 марта 2016 года включительно.

10 февраля 2016 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва отказано в удовлетворении заявления Министерства труда и социальной политики Республики Тыва о прекращении исполнительного производства.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 8 июня 2016 года определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 февраля 2016 года об отказе в прекращении исполнительного производства оставлено без изменения.

2 марта 2016 года исполнительный лист серии ФС возвращён в Кызылский городской суд Республики Тыва в связи с полным исполнением требований исполнительного документа, что подтверждается информацией о ходе исполнения исполнительного документа, полученного с сайта Roskazna.ru

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по РТ от 30 июня 2016 года исполнительное производство -ИП окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 29 марта 2016 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 2412.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.2, пункт 7 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта в части взыскания с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу СММ**рублей составила 9 месяцев 1 день, а общая продолжительность исполнения судебного акта в части обязания Министерства труда и социальной политики с 1 февраля 2015 года возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии, - 1 год 29 дней (со дня поступления исполнительного листа до дня окончания исполнительного производства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ, БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьёй 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Исходя из положений пункта 3 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы субъекта Российской Федерации представляет соответствующий финансовый орган.

Под финансовым органом, как указано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Республики Тыва, следовательно, требования СММ к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва удовлетворению не подлежат, поскольку Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казённого учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казённого учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (п.1 ст. 242.4 БК РФ).

Как установлено судом, таким органом является Управление Федерального казначейства по Республике Тыва.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казённых учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п.2 ст. 242.4 БК РФ).

Согласно п.10 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казённых учреждений субъекта Российской Федерации, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

На основании пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится в трёхмесячный срок, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом.

Как установлено, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2015 года в части взыскания с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу СММ**рублей исполнено с нарушением трёхмесячного срока, установленного п. 7 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Суд считает, что несоблюдение Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва срока, предусмотренного п. 7 ст. 242.4 БК РФ, не свидетельствует о нарушении права СММ на исполнение решения суда в разумный срок, учитывая, что определением суда от 22 сентября 2015 года предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 1 марта 2016 года и на следующий день после окончания отсрочки (2 марта 2016 года) решение суда в этой части исполнено. В данном случае отсутствует нарушение права административного истца на исполнение решения суда в разумный срок.

Из административного искового заявления следует, что основанием для обращения в суд с настоящим иском явилось длительное неисполнение Министерством труда и социальной политики Республики Тыва решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2015 года в части возложения обязанности на ответчика возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты СММ к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства РТ № 205 от 11 ноября 2007 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

По смыслу вышеприведённых норм права для предъявления требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должно иметь место неисполнение денежного обязательства со стороны субъекта Российской Федерации, то есть неисполнение установленной решением суда обязанности уплатить взыскателю конкретную денежную сумму за счёт бюджета Республики Тыва.

В исполнительном листе, предъявленном административным истцом СММ для исполнения в службу судебных приставов, не содержится указания о возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва выплачивать за счёт бюджета Республики Тыва конкретную денежную сумму в валюте Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, а решение суда в указанной части предусматривает лишь неимущественную обязанность административного ответчика возобновить начисление и выплату ранее установленной ежемесячной доплаты СММ к государственной пенсии, поэтому указанные административным истцом обстоятельства, связанные с неисполнением решения суда в этой части, не могут оцениваться в порядке, установленном Федеральным законом № 68-ФЗ, и служить основанием для присуждения компенсации.

Кроме того, исполнительный лист при обращении взыскания на средства бюджета Республики Тыва в соответствии со статьёй 242.4 Бюджетного кодекса РФ должен предъявляться для исполнения в УФК по РТ, а не в службу судебных приставов Республики Тыва.

При таких обстоятельствах факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок судом не установлен, поэтому требование СММ к Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления СММ к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 15 декабря 2016 года.

Судья С.А. Железнякова