ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/2016 от 26.04.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Именем Российской Федерации

26 апреля 2016 года город Тамбов

Тамбовский областной суд

В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.,

При секретаре Минчевой Ж.С.,

С участием представителя административного истца генерального директора ООО «Котовская строительно-монтажная организация» Болотовой И.Н., представителя по доверенности Нижегородцевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-39/2016 по административному исковому заявлению ООО «Котовская строительно-монтажная организация» к администрации Тамбовской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительную базу и цех ЖБИ; площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***,

*** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***А,

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленный фонд, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***,

*** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Котовская строительно-монтажная организация» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительную базу и цех ЖБИ; площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***,

*** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***А,

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленный фонд, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***,

*** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***.

Государственная кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» по состоянию на 01.01.2014 года с кадастровыми номерами: ****** руб.; *** - *** руб.; ****** руб.; ****** руб.

19 июня 2015 года ООО «Котовская строительно-монтажная организация» обратилась с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.

Решением комиссии от 17 июля 2015 года № 124 в удовлетворении заявления ООО «Котовская строительно-монтажная организация» отказано.

25 ноября 2015 года ООО «Котовская строительно-монтажная организация» предъявило иск к администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и установлении равной рыночной, по состоянию на 01.01.2014 года, с кадастровыми номерами: ****** рублей, ****** рублей, ****** рублей, ****** рублей.

В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельных участков административный истец предоставил суду Отчет ООО «Антэкс» от 20 апреля 2015 года № 27-2015, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленный оценщиком Белоглазовым А.Ю. - членом НП СРО «РАО ЮФО», Положительное заключение на данный Отчет эксперта НП СРО «РАО ЮФО» от 29 мая 2015 г. № 68/290515/03.

На основании определения суда от 30 декабря 2015 года по ходатайству административного истца по делу назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено.

08 апреля 2016 года производство по делу возобновлено, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.

В судебном заседании представители ООО «Котовская строительно-монтажная организация» Болотова И.Н. и Нижегородцева В.Ю. административный иск поддержали, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Просили установить кадастровую стоимость равной рыночной согласно Отчету оценщика для земельного участка с кадастровым номером *** в размере *** руб., с кадастровым номером *** в размере *** руб., с кадастровым номером *** в размере *** руб., с кадастровым номером *** в размере *** руб., в заключении судебного эксперта содержатся выводы о подтверждении рыночной стоимости земельных участков.

В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, представитель заинтересованного лица администрации г. Котовска Тамбовской области не явились, о рассмотрении дела извещены.

Административным ответчиком администрацией Тамбовской области представлен отзыв на иск от 11.12.2015 г., в котором указано на отсутствие в экспертном заключении выводов эксперта о соответствии рыночной стоимости объектов оценки, указанной в отчете, действительной рыночной стоимости объектов оценки. Обязанность доказать величину действительной рыночной стоимости лежит на административном истце. На этом основании администрация Тамбовской области просит отказать в удовлетворении иска.

Административным ответчиком Управлением Росреестра по Тамбовской области представлен отзыв на иск от 14.12.2016 г., в котором Управление указывает, что не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года. Разрешение вопроса по установлению кадастровой стоимости Управление оставляет на усмотрение суда. Управление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В дополнениях о 20 апреля 2016 года к отзыву представитель Управления Росреестра по Тамбовской области указал, что считает Управление Росреестра по Тамбовской области ненадлежащим ответчиком, поскольку все функции по государственной кадастровой оценке в настоящее время находятся у исполнительного органа власти субъекта, заказчиком работ по проведению оценки выступал комитет по управлению имуществом Тамбовской области, органом кдастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области. Решение просил оставить на усмотрение суда, а также рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области представил суду отзыв на иск от 14 декабря 2015 г. № 5295, в котором указал, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не передавались функции по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» к участию в деле в качестве соответчика является необоснованным. В случае удовлетворения иска, решение суда будет исполняться на основании ст. 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

18 апреля поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Филиала.

От заинтересованного лица администрации г. Котовска поступил отзыв от 14.12.2015 на административное исковое заявление, в котором просит отказать удовлетворении иска. Обращает внимание, что оценщик необоснованно отказался от корректировки на вид разрешенного использования, оценщик не был корректен в выборе земельных участков-аналогов. Считает отчет об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков №27-2015 от 20.04.2015 г. и экспертное заключение №27-2015 от 20.04.2015 г. недопустимым доказательством.

Выслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. № 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Судом установлено и подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права 68-АА № 990724 от 25.09.2009 г., 68-АА №990755 от 26.09.2009 г., 68-АА 987311 от 22.07.2009 г., 68-АА 987310 от 22.07.2009 г., что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***.

Согласно кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 12.10.2015 года кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014 года земельного участка с кадастровым номером *** составляет *** рублей., земельного участка с кадастровым номером *** - *** рублей., земельного участка с кадастровым номером ****** рублей., земельного участка с кадастровым номером ****** руб.

В качестве доказательств определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года, административный истец представил суду отчет ООО «Антэкс» № 27-2015 от 20 апреля 2015 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленный независимым оценщиком Белоглазовым А.Ю. - членом НП СРО «Региональная ассоциация оценщиков ЮФО», Положительное заключение эксперта НП СРО «Региональная ассоциация оценщиков ЮФО» на данный Отчет эксперта от 29.05.2015 г. № 68/290515/03 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Факт соблюдения досудебного порядка урегулирования спора подтверждается копией решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области от 17 июля 2015 года № 124.

В ходе рассмотрения по делу назначена судебная экспертиза на предмет подтверждения рыночной стоимости объектов оценки - земельных участков с кадастровыми номерами ***; ***; ***; ***, определенной в Отчете ООО «Антэкс» от 20 апреля 2015 года № 27-2015, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленном оценщиком Белоглазовым А.Ю. - членом НП СРО «РАО ЮФО»

Согласно выводам, содержащимся в заключении судебного эксперта ООО «Тамбов-Альянс» Полторатченко П.П. от 30 марта 2016 г. № 3а-39/2016 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** с датой оценки по состоянию на 1.01.2014 г., определенная оценщиком Белоглазовым А.Ю. в отчете ООО «Антэкс» от 20 апреля 2015 г. №27-2015 соответствует их действительной рыночной стоимости по состоянию на 1.01.2014 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (с изменениями, внесенными приказом от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.

Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Постановление от 28.11.2014 года № 1498 вступило в силу для целей налогообложения 01.01.2015 года. Для иных целей по истечении месяца со дня официального опубликования. Постановление опубликовано 28 ноября 2014 года. Следовательно, вступило в силу 29 декабря 2014 год.

Согласно Приложению к данному постановлению утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014 года земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В силу положений частей 1, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.

В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Указанные документы административным истцом суду представлены.

В доказательство установления в отношении спорного земельного участка рыночной стоимости на 01.01.2014 года административный истец представил отчет ООО «Антэкс» № 27-2015 от 20 апреля 2015 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленный независимым оценщиком Белоглазовым А.Ю. - членом НП СРО «Региональная ассоциация оценщиков ЮФО», Положительное заключение эксперта НП СРО «Региональная ассоциация оценщиков ЮФО» на данный Отчет эксперта от 29.05.2015 г. № 68/290515/03 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В соответствии с частями 1- 4 статьи 84 КАС РФ

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Согласно пунктам 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.

Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).

На основании статьи 77, 78 КАС РФ с учетом замечаний к Отчету оценщика, содержащихся решении комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости по делу была назначена судебная экспертиза.

Оценивая представленные доказательства в совокупности:

- отчет ООО «Антэкс» № 27-2015 от 20 апреля 2015 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленный независимым оценщиком Белоглазовым А.Ю. - членом НП СРО «Региональная ассоциация оценщиков ЮФО»;

- Положительное заключение эксперта НП СРО «Региональная ассоциация оценщиков ЮФО» на данный Отчет эксперта от 29.05.2015 г. № 68/290515/03;

- заключение судебного эксперта ООО «Тамбов-Альянс» Полтораченко П.П. от 30 марта 2016 г. № 12кас-16,

суд приходит к выводу, что установленная оценщиком стоимость земельных участков является объективной, может быть принята как доказательство установления рыночной стоимости по состоянию на *** земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб.

Таким образом, несмотря на недостатки Отчета, отраженные в решении комиссии по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости от 17 июля 2015 г. № 124, рыночная стоимость земельных участков, определенная в Отчете оценщика, является достоверной, соответствующей действительной рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года.

Это подтверждается заключением судебного эксперта. Объективных оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность указанной рыночной стоимости, суду не представлено.

В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В связи с отраженными в решении комиссии недостатками Отчета по ходатайству административного истца по делу была назначена судебная экспертиза.

Суд признает права административного истца нарушенными. Несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков равной рыночной.

При таких обстоятельствах имеются законные основания для установления по состоянию на 01.01.2014 года кадастровой стоимости равной рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб., земельного участка с кадастровым номером *** в сумме *** руб.

Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Федеральным законом на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.

Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. № 878, от 06.04.2011 г. № 246, от 03.11.2011 г. № 904, от 14.09.2012 г. № 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.

Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.

Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в отношении земельных участков:

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительную базу и цех ЖБИ; площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***, - *** (***) рублей;

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***А, - *** (***) рублей:

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, - - *** (***) рублей

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленный фонд, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***, - *** (***) рублей.

Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления юридического лица об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области.

ООО «Котовская строительно-монтажная организация» с заявлением в комиссию обратилось 19 июня 2015 года, что подтверждается копией решения комиссии.

Следовательно, период действия установленной судом кадастровой стоимости с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.

По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.

На административном истце лежит обязанность представить суду надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей и проведению судебной экспертизы в сумме *** рублей относятся на административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Котовская строительно-монтажная организация» (заявление в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подано 19 июня 2015 года), удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01 января 2014 года с кадастровыми номерами:

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительную базу и цех ЖБИ; площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***, - *** (***) рублей;

*** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***А, - *** (***) рублей:

*** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, - - *** (***) рублей

***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленный фонд, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***, - *** (***) рублей.

Период действия установленной кадастровой стоимости земельных участков с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01 января 2014 года с кадастровыми номерами:

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительную базу и цех ЖБИ; площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***, - *** (***) рублей;

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***А, - *** (***) рублей;

- *** категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленную базу, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, - *** (***) рублей;

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под промышленный фонд, площадью *** кв. м, расположен по адресу: ***, - *** (***) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.Э. Мороз

Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 мая 2016 года.

Судья Л.Э. Мороз