Дело № 3а-39/2021 43OS0000-01-2021-000045-61 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Киров | 12 июля 2021 г. |
Кировский областной суд в составе:
судьи | ФИО1, | |
при секретаре | ФИО2, | |
с участием прокурора | Шибановой Н.Е., |
представителя административного истца акционерного общества «Кировские коммунальные системы» ФИО3, представителяадминистративного ответчика региональной службы по тарифам Кировской области ФИО4, представителя заинтересованного лица муниципального унитарного предприятия «Водоканал» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Кировские коммунальные системы» о признании недействующим с момента принятия решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2020 г. № 41/12-кс-2021 «О тарифах на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водоканал»,
установил:
Акционерное общество «Кировские коммунальные системы» (далее - АО «ККС») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия решения правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области) от 18 декабря 2020 г. № 41/12-кс-2021 «О тарифах на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал»).
В обоснование заявленного требования с учетом представленных уточнений и дополнений (том 3 л.д. 37-39, том 4 л.д. 1-7, том 10 л.д. 21-26) указало на незаконность включения в тариф расходов по содержанию объектов недвижимости, право хозяйственного ведения на которые не зарегистрировано за МУП «Водоканал», амортизационных расходов на имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования. Ссылается на нарушение тарифного законодательства при расчете затрат на ремонтные работы, указывает на завышение стоимости материалов, необходимых для ремонтных работ, полагает необходимым включить в тариф МУП «Водоканал» расходы на содержание КНС-3, КНС-5, КНС «Кирпичная», принадлежащие АО ККС на праве собственности. Считает учтенные при формировании тарифа расходы на услуги сторонних организаций по осуществлению контроля качества питьевой воды, поверхностных и сточных вод, а также на приобретение химических реагентов для лаборатории необоснованными.
Просит признать недействующим со дня принятия решение правления РСТ Кировской области от 18 декабря 2020 г. № 41/12-кс-2021 «О тарифах на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в части установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение прочим потребителям центральной части МО «Город Киров» на первое полугодие 2021 г., а также по тем же услугам прочим потребителям МО «Город Киров» на полугодовые периоды с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2023 г., обязать орган регулирования принять замещающий нормативный правовой акт.
Представитель административного истца АО «ККС» по доверенности ФИО3 поддержал заявленные АО «ККС» требования.
Представитель административного ответчика РСТ Кировской области по доверенности ФИО4не согласен с требованиями административного искового заявления, полагает оспариваемое решение РСТ Кировской области соответствующим действующему законодательству. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица МУП «Водоканал» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований АО «ККС».
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей, что административное исковое заявление АО «ККС» не подлежит удовлетворению, изучив представленные материалы, в том числе материалы тарифного дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование, изменение, прекращение общественных отношений.
Оспариваемое решение отвечает признакам нормативного правового акта, так как является актом органа тарифного регулирования субъекта РФ в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, устанавливающим обязательные для неопределенного круга лиц размеры оплаты услуг МУП «Водоканал».
Рассмотрение административных дел об оспаривании нормативного правового акта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Положениями части 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу; соответствиеоспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что 18 декабря 2020 г. правлением РСТ Кировской области принято решение № 41/12-кс-2021 «О тарифах на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водоканал».
Указанным решением РСТ Кировской области утверждена производственная программа на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для МУП «Водоканал», установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП «Водоканал», установлены тарифы на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для МУП «Водоканал» на территории МО «Город Киров» Кировской области на 2021 – 2023 гг.
В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 г. № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 г. № 126/94 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области» постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.
Региональная служба по тарифам Кировской области согласно пп. 1.1, 1.2 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №144/365 от 1 сентября 2008 г., является исполнительным органом государственной власти (органом исполнительной власти) Кировской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области государственного регулирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законами РФ и Кировской области, и контроль (надзор) за их применением в пределах компетенции. Основными задачами службы являются, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, оспариваемое АО «ККС» решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Решение правления РСТ Кировской области от 18 декабря 2020 г. №41/12-кс-2021 опубликовано 22 декабря 2020 г. на официальном сайте органа регулирования www.rstkirov.ru, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов (п. 3.1.7 Положения о Региональной службе по тарифам по Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №144/365 от 1 сентября 2008 г., п. 1 решения правления РСТ Кировской области от 15 апреля 2016 г. №15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов»).
Согласно ст. 31 Федерального Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» холодное водоснабжение отнесено к регулируемым видам деятельности, тарифы на осуществление которой подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании положений вышеуказанного закона (далее ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 г. № 406 (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).
Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования (п. 28 Правил регулирования тарифов).
Пунктом 29 Правил регулирования тарифов установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов).
В ходе рассмотрения административного дела нарушений порядка принятия нормативного правового акта не установлено, оспариваемое решение принято в пределах полномочий РСТ Кировской области, с соблюдением формы и порядка его принятия, требований к опубликованию нормативного правового акта и введению его в действие.
При рассмотрении заявленных требований по существу с целью выявления нарушений действующего законодательства при формировании тарифов и проверки нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются методом, выбранным органом регулирования тарифов, на основании критериев, установленных основами ценообразования, с учетом предложений регулируемой организации (части 1, 3 статьи 32 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Расчет тарифов осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных п. 32 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в том числе методом индексации. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается Основами ценообразования.
Согласно п. 31 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.
В соответствии с п. 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из оспариваемого решения правления РСТ Кировской области, им утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП «Водоканал» на 2021 - 2023 годы, а также утверждены тарифы на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение с 01 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г., то есть на трехлетний период.
Таким образом, исходя из периода действия установленных тарифов, применение метода индексации при их регулировании является обоснованным и соответствует требованиям действующего законодательства.
В качестве одного из основных принципов государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение законодателем указано на необходимость достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, и их абонентов (п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с п. 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно п. 15 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) относятся юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких сетей.
Действующим тарифным законодательством в качестве единого основания регулирования тарифа установлено осуществление лицом регулируемой деятельности на находящихся во владении лица объектах водоснабжения и водоотведения.
МУП «Водоканал» оказывает услуги по водоснабжению путем эксплуатации очистных сооружений водопровода, 87 артезианских скважин, водопроводных сетей протяженностью 987,109 км, насосных станций 1,2 и 3 подъема; по водоотведению – канализационных сетей протяженностью 819,478 км, канализационно-насосных станций (КНС), очистных сооружений (решетки, отстойники, центрифуги, иловые площадки, поля орошения, поля фильтрации, биофильтры, аэротенки, вторичные отстойники).
В силу пунктов 5 и 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов, начиная с очередного периода регулирования, устанавливает для гарантирующей организации, в частности, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, а для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами установления тарифов (пункт 13 Правил установления тарифов).
При этом предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил установления тарифов).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Виды правоустанавливающих документов определены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из положений вышеуказанных норм права следует вывод, что для целей установления тарифов имеет значение факт эксплуатации организацией систем водоснабжения и канализации, в то время как правовые основания владения указанными объектами подлежат учету при оценке экономической обоснованности заявленных расходов.
При этом факт эксплуатации объектов недвижимости всегда предусматривает несение затрат на содержание эксплуатируемого имущества. Именно размер понесенных организацией затрат на содержание имущества и подлежит учету при формировании тарифов.
Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП «Водоканал» на эксплуатируемые объекты недвижимости не свидетельствует об отсутствии подлежащих учету при установлении тарифов затрат муниципального предприятия на их содержание. Факт передачи, владения и эксплуатации указанных объектов недвижимости подтверждается материалами дела (т.1 л.д.71-72; т. 3 л.д. 85; т. 10 л.д. 53-250 - т. 15 л.д. 1-182), а именно постановлениями администрации г. Кирова от 19.07.2018 № 1891-п, от 15.10.2018 № 2681-п, от 24.10.2018 № 2779-п, от 04.03.2019 № 495-п, от 04.03.2019 № 1054-п, от 13.03.2019 № 611-п, от 24.05.2019 № 1080-п, от 17.05.2019 № 1024-п, от 18.03.2019 № 625-п, от 31.10.2018 № 2877-п, от 12.11.2018 № 2969-п, от 19.11.2018 № 3015-п, от 25.09.2018 № 2508-п, от 24.09.2018 № 2500-п, от 26.12.2018 № 3445-п, от 16.07.2019 № 1586-п, от 06.03.2019 № 545-п, от 27.06.2018 № 1718-п, от 17.05.2019 № 1026-п, от 09.10.2017 № 3724-п, от 29.12.2018 № 3596-п, от 24.05.2019 № 1078-п, от 26.06.2019 № 1387-п, от 14.08.2019 № 1950-п, от 14.08.2019 № 1949-п, от 29.10.2019 № 2688-п, от 26.11.2019 № 2891-п, от 27.12.2019 № 3177-п, от 21.08.2018 № 2231-п, от 26.12.2018 № 3444-п, от 19.11.2018 № 3372-п, от 26.12.2015 № 4780-п, от 18.05.2015 № 1701-п и актами передачи бесхозяйных сетей.
Фактическое владение и эксплуатацию имущества подтверждает также перечень всего имущества по имущественному комплексу МУП «Водоканал», включающему 9369 объектов движимого и недвижимого имущества (т.10, л.д. 53-250; т. 11-14; т. 15, л.д. 1 – 182) (далее – Перечень).
В ходе рассмотрения дела АО «ККС» не оспаривало факт владения МУП «Водоканал» объектами водоснабжения и водоотведения, а также факт осуществления регулируемой деятельности на данных объектах. Сведений о наличии зарегистрированных прав третьих лиц на объекты недвижимости, эксплуатируемые МУП «Водоканал» не представлено.
Исходя из буквального толкования пп. «а» п. 17 Правил регулирования тарифов, не требующего предоставления правоудостоверяющих документов о регистрации прав на объекты недвижимости, учитывая фактическое использование заинтересованным лицом указанного имущества, доводы административного истца о неправомерности включения в состав затрат расходов МУП «Водоканал» на содержание объектов недвижимости, право собственности либо право хозяйственного ведения на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно представленному АО «ККС» в материалы дела договору инвестирования внеплощадочных систем водоснабжения г. Кирова № 01-830 от 18 августа 2009 г. с дополнительными соглашениями от 16 марта 2012 г. и 8 ноября 2012 г., заключенному в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 (т.1, л.д. 195-204)(далее – договор инвестирования), следует, что муниципальным образованием «Город Киров»в том числе за счет средств федерального и областного бюджета были построены (приобретены) объекты, которые в последующем переданы МУП «Водоканал»:
- Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова. Реконструкция очистных сооружений водоснабжения. Реагентное хозяйство. (п. 114 Перечня объектов, переданных МУП «Водоканал»,т. 10, л.д. 69).
- Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова. Реконструкция очистных сооружений водоснабжения. Электролизная установка для обеззараживания питьевой воды производительностью 100 кг/час. (п. 14 Перечня объектов, переданных МУП «Водоканал», т.10, л.д. 54).
- Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова. Реконструкция очистных сооружений водоснабжения. Резервуары чистой воды емкостью 2х6000 куб.м. (п. 9222, 9229 Перечня объектов, переданных МУП «Водоканал»,т.15, л.д. 159-160).
- Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова. Реконструкция очистных сооружений водоснабжения. Реагентное хозяйство. Склад коагулянта № 1 (п.154 Перечня объектов, переданных МУП «Водоканал», т. 10, л.д. 73).
- Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова. Водовод Корчемкино – Центр, всего, в том числе: участок от ул. Ленина, 150 до ул. Милицейской в г. Кирове; участок по ул. Ленина от ул. Милицейская до пересечения улиц Володарского - Красноармейская г. Кирова; участок от нулевой камеры до ул. Ленина, 150 г. Кирова.
С доводом административного истца относительно необоснованности включения РСТ расходов на амортизацию указанных основных средств, созданных за счет средств целевого бюджетного финансирования и переданных МУП «Водоканал» в хозяйственное ведение, суд не может согласиться, поскольку он не основан на положениях действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 6.2 договора инвестирования (т. 1, л.д. 196) указанные объекты приобретались (строились) в том числе за счет средств федерального и областного бюджета.
Согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Пунктом 20 Основ ценообразования также установлено, что учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности
Согласно пункту 7 Правил бухгалтерского учета 6/01, утвержденных Приказом Минфина России от 30 марта 2001г. № 26н (далее – ПБУ) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.
Объекты коммунальной инфраструктуры, переданные МУП «Водоканал» муниципальным образованием «Город Киров», были приняты административным истцом к учету по первоначальной стоимости с одновременным отражением начисленной ранее амортизации, и по данным объектам предприятием в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учета, начислена амортизация.
С учетом изложенного затраты по данной статье обоснованно были включены тарифным органом в расчет тарифа.
Ссылка административного истца на подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основана на ошибочном толковании закона, поскольку положения данной нормы регулируют налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.
При определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счет бюджетных средств, не исключается.
В правоотношениях по установлению тарифов в сфере водоснабжения подпункт 3 пункта 2 статьи 256 НК РФ подлежит применению при расчете налога на прибыль регулируемой организации, поскольку в абз. 3 пункта 45 Основ ценообразования содержится прямое указание о необходимости определения в этом случае суммы амортизации основных средств в соответствии с НК РФ.
Таким образом, с доводом АО «ККС» о необоснованности включения тарифным органом расходов на амортизацию основных средств, созданных за счет средств целевого бюджетного финансирования и переданных МУП «Водоканал» в хозяйственное ведение, суд не может согласиться, поскольку позиция административного истца не основана на положениях действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Как указано выше, в соответствии с п. 31 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в том числе на основании критериев, установленных пунктом 37 Основ ценообразования.
Согласно пп. «а» п. 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Таким образом, при применении метода индексации на долгосрочный период расчет тарифа на первый год осуществления регулируемой деятельности может осуществляется с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Порядок определения расходов на текущий и капитальный ремонты указанным выше методом определен п. 51 Основ ценообразования, в соответствии с которым используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно п. 2 указанных Правил проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта РФ ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов (далее - уполномоченный орган).
Производственная программа МУП «Водоканал» на 2021 – 2023 годы утверждена решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2020 г. № 41/12-кс-2021 и содержит перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием проектно-сметной стоимости работ, графиком реализации мероприятий по ремонту (т. 3 л.д. 134-143).
В соответствии с п. 25 Правил регулирования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при определении размера тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Административный ответчик провел экспертизу, включил в расчет экономически обоснованных тарифов статью «Ремонтные расходы» (п. 7.1 экспертного заключения, т. 1, л.д. 78), произвел расчет на основании п. 51 Основ ценообразования с учетом производственной программы МУП «Водоканал».
Согласно заключению экспертной группы РСТ (т.1 л.д. 73, оборот) по статье «Ремонтные расходы» МУП «Водоканал» представило программу ремонтов основных средств хозяйственным и подрядным способом (разд. 5 Производственной программы). Затраты определены экспертами на текущий ремонт по предложению регулируемой организации, подтвержденные дефектными ведомостями и стоимостью материалов. Затраты на капитальный ремонт, выполняемый хозяйственным способом, определены экспертами в размере затрат на используемые материалы, в соответствии с дефектными ведомостями. Затраты на капитальный ремонт, выполняемый подрядным способом, определены экспертами исходя из представленных сметных расчетов по видам работ, составленных в соответствии с техническими заданиями на выполнение ремонтных работ (за исключением сметной прибыли и накладных расходов).
В соответствии с абзацем 2 п. 17 Основ ценообразования стоимость строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения учитывается при установлении тарифов в размере, определенном в инвестиционной программе, который не должен превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
Согласно п. 2, 3 Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденной приказом Минстроя России от 29 мая 2019 г. № 314/пр, укрупненный норматив цены строительства в соответствии с п. 33.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ является показателем потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначен для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства (далее - Показатель). Показатель разрабатывается и применяется для определения стоимости нового строительства, осуществляемого в условиях производства работ, при которых отсутствуют усложняющие факторы (стесненность, загазованность, работа вблизи действующего оборудования и другие усложняющие факторы).
В соответствии с п. 5 указанной Методики показатель, разработанный в соответствии с Методикой, включается в соответствующий сборник Показателей, оформленный в соответствии с положениями главы III Методики.
Итоговая стоимость работ по текущему и капитальному ремонту сетей водоснабжения и водоотведения не превышает стоимость, определенную в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, предусмотренной НЦС 81-02-14-2020 «Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации» (действовал на дату принятия оспариваемого решения). Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались.
Довод АО «ККС» о нарушении административным ответчиком положений п. 22 Основ ценообразования, предписывающего при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, использовать экономически обоснованные, полученные из определенных источников информации объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, а также указание административным истцом на завышение цен на материалы и оборудование суд находит не основанными на материалах дела и подлежащих применению нормах материального права.
Из содержания пунктов 31, 37, 51 Основ ценообразования следует, что тарифному органу при установлении тарифа методом экономически обоснованных расходов следует руководствоваться (использовать) цены и объемы работ, предусмотренные производственной программой. Учитывая, что процедура принятия и экономическая обоснованность производственной программы сторонами не оспаривалась, суд приходит к выводу о законности включения в тариф затрат на ремонтные работы в указанном порядке с учетом производственной программы МУП «Водоканал».
Кроме того, тарифным органом при установлении тарифов анализировались также сметные расчеты и дефектные ведомости, представленные МУП «Водоканал»(т. 1, л. д. 73, оборот). Оборудование для осуществления ремонтов сетей водопровода приобреталось в том числе посредством проведения торгов (т.15, л.д. 213-276), что соответствует пп. «б» п. 22 Основ ценообразования. Административный истец не представил доказательств, обосновывающих его довод о завышенном размере расходов по указанной статье, в частности, подтверждающих возможность приобретения оборудования сопоставимого качества (с аналогичными физическими свойствами) на существенно более выгодных для МУП «Водоканал» условиях.
На основании изложенного суд считает необоснованными доводы АО «ККС» о существенном завышении тарифа и нарушении порядка его расчета в части расходов на ремонтные работы.
Основанием включения регулирующей организацией каких-либо расходов в тариф является их обоснованность (п. 25 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пп. «а» п.17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Пунктом 3.18 Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения СП 255.1325800.2016, утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр (далее – Свод правил) определено понятие эксплуатации зданий (сооружений). Это комплекс мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту зданий (сооружений), обеспечивающих их безопасное функционирование и санитарное состояние в соответствии с их функциональным назначением.
Как указано выше, в соответствии с п. 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе текущие расходы.
Таким образом, в расчет тарифа на водоснабжение или водоотведение могут быть включены текущие расходы организации по эксплуатации зданий (сооружений).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалы дела содержат доказательства принадлежности АО «ККС» указанных объектов (КНС-3, КНС-5, КНС «Кирпичная»), и не содержат доказательств владения либо эксплуатации спорных объектов МУП «Водоканал». Регулируемая организация не представила в РСТ Кировской области указанных в пп. «а» п.17 Правил регулирования тарифов документов на указанные выше станции, МУП «Водоканал» не несет бремени содержания спорного имущества,в связи с чем орган тарифного регулирования обосновано не включил расходы на содержание данных объектов в состав тарифа МУП «Водоканал».
Согласно выписке из ЕГРН № КУВИ-002/2021-50186991 от 02 мая 2021 г. АО «ККС» на праве собственности принадлежат объекты с кадастровыми номерами 43:40:000092:67, 43:40:000402:284, 43:40:000101:1188 (т.4 л.д.98-99). На данные объекты административному истцу выданы разрешения на ввод в эксплуатацию №43-RU43306000-143-2016 от 17 ноября 2016 г., №RU43306000-109 от 2 августа 2013 г, №43-RU43306000-155-2016 от 14 декабря 2016 г. (т.4 л.д.102-106). Содержание указанных объектов осуществляется АО «ККС», что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод.
Тариф для АО «ККС» на транспортировку воды через КНС-3, КНС-5, КНС «Кирпичная» установлен решением правления РСТ по Кировской области от 18 декабря 2020 г. № 41/41-кс-2021. (т. 1, л.д. 48-49). Учитывая установленный порядок государственного регулирования тарифов на водоснабжение (водоотведение) затраты на содержание указанных объектов учтены в тарифе АО «ККС».
Кроме того, согласно п. 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Исходя из требований п. 4, 5 ч. 2 ст. 3 указанного федерального закона общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в частности, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Включение указанных АО «ККС» расходов в тариф МУП «Водоканал» приведет к увеличению тарифа, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также нарушение порядка установления экономически обоснованных тарифов.
Оценивая доводы АО «ККС» о необоснованном включении в состав текущих расходов при формировании тарифа для МУП «Водоканал» расходов на приобретение химических реактивов для лаборатории, также расходов по оплате услуг сторонних организаций по проведению анализов питьевых, поверхностных и сточных вод, необходимо отметить следующее.
Согласно положениям ч. 1, 2, 4 ст. 25 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Контроль качества питьевой воды, горячей воды производится организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение соответственно.
Лабораторные исследования и испытания проводят юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Идентичная формулировка содержится и в п. 19 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. № 10.
Из анализа данных норм следует, что организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению обязана обеспечить производственный контроль качества питьевой воды.
В соответствии с заключением ФБУ «Кировский ЦСМ» № 16/61-2020 от 24 августа 2020 г., оформленного по результатам проведенной оценки состояния измерений, (т. 4, л.д. 172-178) лаборатория МУП «Водоканал» имеет необходимые условия для выполнения измерений в области деятельности согласно приложению.
В указанном приложении содержится перечень объектов и контролируемых в них показателей, а также ссылки на нормативные документы и на методики выполнения измерений, которые содержат сведения о порядке проведения исследований, средствах измерений, вспомогательном оборудовании, реактивах и материалах.
Таким образом, учет стоимости необходимых для осуществления производственного контроля химических реактивов в составе текущих расходов предприятия обусловлен требованиями нормативных актов, предусматривающих обязанность по осуществлению производственного контроля за качеством оказываемых услуг по питьевому водоснабжению и водоотведению.
Указанные расходы подлежат учету в соответствии с п. 50 Основ ценообразования при формировании тарифа в качестве расходов регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных нужд.
К заявлению МУП «Водоканал» об установлении тарифов приложены договоры оказания услуг контроля качества питьевой воды и сточных вод, заключенных МУП «Водоканал» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 12 октября 2020 г. № ЛА-В-535 (том 3 л.д. 228-230), МУП «Водоканал» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» от 10 февраля 2020 г. № 43 (том 6 л.д. 229-234), МУП «Водоканал» и КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» от 28 февраля 2020 г. № 82 (том 6 л.д. 235-239).
Согласно пп. «ж» п. 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются, в частности, прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Исходя из положений пп. 7 п. 18 Методических рекомендаций в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией в том числе и расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.
В соответствии с п. 15 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33655) орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Таким образом, РСТ по Кировской области при рассмотрении дела об установлении тарифов руководствуется представленными документами и не вправе разрешать вопросы о целесообразности заключения МУП «Водоканал» гражданско-правовых договоров.
Как указано выше, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Сведений о наличии у лаборатории МУП «Водоканал» соответствующей аккредитации суду не представлено.
Кроме того, списочная численность сотрудников лаборатории МУП «Водоканал» составляет 36 человек (том 4 л.д. 183).
Согласно расчету нормативной численности работников МУП «Водоканал», произведенному на основании Таблицы 16 Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Приказом Минстроя России от 23 марта 2020 г. № 154/пр, для осуществления указанного контроля нормативная списочная численность работников лаборатории МУП «Водоканал» должна составлять 52,6 человек (том 4 л.д. 179-182).
Доводы АО «ККС» о незаконности включения в состав прочих производственных расходов затрат МУП «Водоканал» на оплату услуг сторонних организаций по контролю качества питьевой воды, поверхностных вод и сточных вод не основаны на нормах права, ссылок на несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в уточнении заявленных требований не содержится, учет стоимости необходимых для производственного контроля химических реактивов произведен в соответствии с положениями Основ ценообразования.
В соответствии со ст.ст. 176, 178 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Вопреки положениям ст. 62 КАС РФ административным истцом АО «ККС» не в полной мере исполнена обязанность указать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречит оспариваемое решение РСТ по Кировской области. В частности не указано нарушение норм права при включении в состав экономически обоснованных расходов МУП «Водоканал» расходов на ремонтные работы, услуг сторонних организаций при осуществлению контроля питьевой воды и сточных вод, расходов на приобретение химических реактивов.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства доводы АО «ККС» о несоответствии решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2020 г. № 41/12-кс-2021 «О тарифах на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водоканал» действующему законодательству не нашли своего подтверждения и опровергнуты материалами административного дела. Оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
заявленные требования акционерного общества «Кировские коммунальные системы» о признании недействующим с момента принятия решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2020г. № 41/12-кс-2021 «О тарифах на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водоканал» оставить без удовлетворения.
Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Кировской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23.07.2021г.
Судья Кировского областного суда | ФИО1 |