ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/2021УИД37О0000-01-2021-000043-23 от 12.07.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-39/2021 УИД 37OS0000-01-2021-000043-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской Областной Общественной Организации Кинологическому Клуб «ПЛАТОН» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ивановскую Областную Общественную Организацию Кинологический Клуб «ПЛАТОН» (далее – ИООО Кинологический клуб «Платон», Организация) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения плановой документарной проверки деятельности ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Организации.

Так, Организацией не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание членов организации; с 2009 года не переизбирались ревизор и председатель Совета; ревизором не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации; организация не утверждала годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности; не публиковался отчет об использовании своего имущества и не обеспечивалась доступность ознакомления с указанным отчетом; в Уставе отсутствует описание эмблемы, использованной на оттиске печати.

20 мая 2019 года Управлением в адрес Организации направлено письменное предупреждение № 37/03-11/1332 об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки, в срок до 25 сентября 2019 года. В связи с тем, что указанные в предупреждении нарушения не были устранены, в адрес Организации направлялось повторное письменное предупреждение от 18 декабря 2019 года № 37/03-11/3511 об устранении нарушений законодательства в срок до 23 марта 2020 года. В дальнейшем по заявлению председателя Совета Организации Ершовой Е.Н. срок устранения нарушения продлевался до 18 августа 2020 года, однако и в указанный срок нарушения не были устранены.

В судебном заседании представитель административного истца Бевз О.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Кроме того, сообщила суду, что выявленные Управлением в ходе проведенной проверки организации нарушения на момент рассмотрения настоящего дела административным ответчиком не устранены.

Представитель административного ответчика Ершова Е.Н. в судебное заседание (после перерыва) не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, представила заявление о признании административного иска и рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представлен письменный отзыв на административный иск.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ) и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 14 приведенного Федерального закона № 7-ФЗ учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 данного Федерального закона некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (пункт 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» зарегистрировано 27 октября 2009 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о регистрации, 30 октября 2009 года выдано свидетельство о регистрации некоммерческой организации.

На основании распоряжения № 108-р от 29 марта 2019 года в период с 16 апреля 2019 года по 20 мая 2019 года Управлением Минюста Российской Федерации по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава Организации, отраженные в акте проверки № 22 от 20 мая 2019 года, в частности:

- в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 9.2 Устава не созывался высший орган управления Организации – Общее Собрание членов Организации (должно созываться 1 раз в год); в нарушение абзаца 4 пункта 9.8, пункта 10.2, абзаца 6 пункта 9.8 и пункта 11.1 Устава члены Совета, в том числе председатель Совета, срок полномочий, которых составляет 4 года, не переизбирались с момента создания Организации (протокол общего собрания учредителей от 15.01.2009), документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение абзаца 5 пункта 9.8, пунктов 12.2 и 12.5 Устава ревизор, срок полномочий которого составляет 2 года, не переизбирался с момента создания Организации, документы, подтверждающие его переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 12.5 Устава ревизором не проводились ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности организации; в нарушение абзацев 8,9,10 пункта 9.8 Устава Общее собрание членов Организации не утверждало отчеты Совета и ревизора Организации, учетную политику, годовой отчет, бухгалтерский баланс и финансовый план Организации.

- в нарушение абзаца 3 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в проверяемом периоде Организацией не публиковались отчеты об использовании своего имущества.

- в нарушение абзаца 9 статьи 20 Федерального закон № 82-ФЗ в Уставе Организации отсутствует описание ее символики (эмблемы), используемой на печати Организации.

Кроме того, в ходе проверки деятельности Организации Управлением осуществлен анализ Устава, в результате установлено, что некоторые положения Устава не соответствуют действующему федеральному законодательству.

Председатель Совета Ершова Е.Н. в пояснительной записке от 16 апреля 2019 г. указала, что Организация является членом российской Федерации любительского собаководства с января 2010 года, осуществляет уставную деятельность, проводит выставки племенных собак и т.д.; Совет, председатель Совета, ревизор не переизбирались с момента создания Организации (с 2009 г.), ревизор свою деятельность не осуществлял, отчеты ревизором не составлялись, сметы доходов и расходов не составлялись и не утверждались, Организация не размещала отчеты об использовании имущества, на учете в Организации состоит 9 членов, в проверяемый период численность членов Организации не менялась.

По итогам проверки в адрес Организации административным истцом 20 мая 2019 года направлено предупреждение № 37/03-11/1332 с требованием устранить нарушения действующего законодательства и учредительных документов в срок до 25 сентября 2019 года, которое в тот же день получено председателем Совета.

При этом Организации предлагалось в установленный срок переизбрать членов Совета, в том числе председателя Совета, ревизора, представить в Управление протокол об их избрании; ревизору провести проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации за 2016-2018 годы и представить в Управление акты указанных проверок; сформировать и опубликовать отчеты об использовании имущества Организации за 2016-2018 годы и представить документы, подтверждающие опубликование или обеспечение доступности по ознакомлению с данными отчетами; внести изменения в Устав, приведя его в соответствие с действующим законодательством, и в установленный срок представить в Управление документы; соблюдать положения Устава и нормы законодательства Российской Федерации относительно порядка деятельности Организации.

В установленный срок выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были.

05 ноября 2019 года постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Иваново мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Иваново председатель Совета Ершова Е.Н. за невыполнение в установленный срок предписания Управления привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

18 декабря 2019 года Управлением в адрес Организации было направлено повторное письменное предупреждение № 37/03-11/3511 об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки, которое было получено председателем Совета Организации 09 января 2020 года.

В установленный Управлением срок - до 23 марта 2020 года указанные в предупреждении нарушения Организацией не были устранены.

Вынесенные Управлением предписания от 20 мая 2019 года, 18 декабря 2019 года административным ответчиком не оспаривались. При этом установленный в предупреждениях срок устранения выявленных нарушений законодательства являлся объективно достаточным и соответствовал разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения.

19 июня 2020 года председатель Совета Организации Ершова Е.Н. обратилась в Управление с письмом о продлении срока устранения нарушений по предупреждению от 18 декабря 2019 года № 37/03-11/3511 до 18 августа 2020 года, которое было удовлетворено, однако и в этот срок нарушения так и не были устранены.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Суд считает, что выявленные проверкой нарушения действующего законодательства, а именно, не выполнение требований действующего законодательства и принятого в Организации Устава по вопросам выборов высшего органа управления – Совета, переизбрания его членов и председателя, ревизора, проведения ревизором проверок финансово-хозяйственной деятельности Организации, а также опубликования отчета об использовании своего имущества или обеспечения доступности ознакомления с указанным отчетом, являются грубыми.

В период рассмотрения настоящего административного дела в суде председатель Совета Организации Ершова Е.Н. дважды (26 мая, 6 июля 2021 года) обращалась в Управление с комплектом документов с целью устранения выявленных нарушений, вместе с тем на момент рассмотрения дела судом допущенные нарушения в полном объеме устранены не были.

Так, 26 мая 2021 года Организацией в Управление были представлены: пояснительная записка от 26 мая 2021 года, заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц по форме Р13014, протокол общего собрания членов Организации от 10 августа 2019 года № 1/19, протокол общего внеочередного собрания членов Организации от 12 мая 2021 года № 1/21, отчеты ревизора по итогам работы Организации от 10 января 2019 года (за 2018 г.) и 12 января 2020 года (за 2019 г.), Устав организации в новой редакции с внесенными изменениями.

25 июня 2021 года Управлением рассмотрены документы, представленные 26 мая 2021 года для государственной регистрации изменений, вносимых в Устав Организации, и вынесено заключение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН», поскольку Устав и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации; необходимые для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем виде.

На основании указанного заключения Управлением 25 июня 2021 года вынесено распоряжение № 196-Р, которым ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» было отказано в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации.

Административным ответчиком указанное решение Управления не обжаловалось.

6 июля 2021 года Организацией в Управление были представлены: пояснительная записка, отчеты ревизора по итогам работы организации за 2016 и 2017 года, протокол общего годового собрания от 10 августа 2019 года № 1/19, протокол общего внеочередного собрания от 12 мая 2021 года № 1/21, отчеты об использовании имущества ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» за 2016-2020 годы, сведения об опубликовании указанных отчетов на официальном сайте Организации.

В нарушение данной статьи Организацией в проверяемом периоде общее собрание членов организации созывалось 10 августа 2019 года и 12 мая 2021 года, о чем в материалы дела административным ответчиком представлены соответствующие протоколы общего собрания, в то время как в соответствии с пунктом 9.2 Устава (в редакции от 25 мая 2012 года) высший руководящий орган Организации – Общее собрание должно созываться не реже 1 раза в год; в нарушение пунктов 9.8, 10.2, 11.1 Устава члены Совета, в том числе председатель Совета, срок полномочий которых составляет 4 года, переизбирались с момента создания организации только в 2019 году, о чем административным ответчиком в материалы дела представлен протокол общего собрания членов организации №1/19 от 10 августа 2019 года, однако документы, подтверждающие их переизбрание за оставшуюся часть проверяемого периода, не представлены; в нарушение пунктов 9.8, 12.2 и 12.5 ревизор, срок полномочий которого составляет два года, переизбирался с момента организации только однажды в 2019 году.

Согласно протоколу общего собрания членов организации №1/19 от 10 августа 2019 года ревизором организации избрана Минеева И. Н.

Административным ответчиком в материалы дела представлены отчеты ревизора по итогам работы организации за 2016-2019 года.

Отчеты ревизора за 2016 год от 15 января 2017 года, за 2017 год от 11 января 2018 года, за 2018 год от 10 января 2019 года выполнены Еремеевой Е.Н., вместе с тем документы, подтверждающие назначение Еремеевой Е.Н. ревизором ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН», за проверяемый Управлением период суду не представлены.

Кроме того, согласно протоколу общего собрания членов организации №1/19 от 10 августа 2019 года Организацией утверждены отчет Совета ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» за 2018 год, годовой отчет, учетная политика организации, бухгалтерский баланс и финансовый план на 2019-2020 годы, а также отчеты ревизора по итогам работы Организации за 2016-2018 годы; согласно протоколу общего внеочередного собрания организации № 1/21 от 12 мая 2021 года утвержден отчет совета ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» за 2020 год и отчет ревизора по итогам работы организации за 2020 год.

В нарушение абзацев 8, 9, 10 пункта 9.8 Устава общее собрание членов Организации за проверяемый Управлением период не утверждало:

- отчет Совета ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» за 2016, 2017 годы;

- годовой отчет, учетную политику организации, бухгалтерский баланс и финансовый план на 2016, 2017, 2018 годы.

При этом следует обратить внимание на то, что количество членов Организации, присутствовавших на общих собраниях в 2019 и 2021 годах, равно 20 и 21 соответственно. Вместе с тем председатель Совета в пояснительной записке от 16 апреля 2019 г. указывала, что в Организации состоит 9 членов, указанное противоречие не устранено.

Кроме того, представленные в ходе рассмотрения настоящего дела отчеты об использовании имущества за 2016, 2017 годы, содержащие сведения об отсутствии в указанный период у Организации имущества, не соответствуют оборотно-сальдовым ведомостям и справочной информации о поступлении и расходовании денежных средств за тот же период, которые представлялись самой Организацией в Управление, из которых следует поступление и расходование Организацией денежных средств в 2016, 2017 годах.

Изложенное в совокупности со сведениями, указанными председателем Совета Ершовой Е.Н. в пояснительной записке от 16 апреля 2019 г., свидетельствует о недостоверности представленных документов и не выполнении предупреждений Управления в полном объеме.

Кроме того, в ходе проверки деятельности Организации выявлен факт несоответствия некоторых положений Устава действующему законодательству Российской Федерации, указанные в акте проверки.

В частности, в Уставе организации в нарушение пунктов 3,4 статьи 65.3 ГК РФ, статьи 123.7 ГК РФ отсутствовали положения о единоличном исполнительном органе.

В соответствии с частью 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

Устав Организации не приведен в соответствие с пунктами 1, 4 статьи 65.2, пунктами 2, 3 и 4 статьи 65.3, пунктом 2 статьи 123.5, пунктам 1, 3 статьи 123.6, статьей 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими положения о правах и обязанностях членов общественной организации, исключительной компетенции общего собрания, а также требования к образованию в организациях единоличного исполнительного органа, который не может совмещать функции председателя коллегиального органа управления.

На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении вышеуказанных нарушений ни в Управление Минюста Российской Федерации по Ивановской области, ни в суд от административного ответчика не поступило.

Учитывая, что Организация допустила нарушения приведенного федерального законодательства и Устава организации, которые не были устранены в полном объёме после вынесенных Управлением предупреждений, а также в ходе рассмотрения настоящего административного дела, а также признание административного иска представителем административного ответчика, суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области удовлетворить.

Ликвидировать ИООО Кинологический Клуб «ПЛАТОН» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

В окончательной форме решение суда принято 30 июля 2021 г.