14OS0000-01-2022-000002-58
Дело № 3а-39/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 05 марта 2022 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
представителей административного истца ПАО «Якутскэнерго» ФИО1, ФИО2, представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании недействующим постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №365 от 30.12.2020 г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год» с момента его принятия в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки в размере 7 876 728,70 тыс. руб., возложении обязанности Государственный комитет по ценовой политике Республике Саха (Якутия) в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный акт, устраняющий нарушение законных прав ПАО «Якутскэнерго»,
установил:
Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее ГКЦ РС(Я), Комитет), о признании недействующим с момента его принятия пункт 1 Таблицы №1 к Приложению №1 к Постановлению Правления ГКЦ РС(Я) от 30.12.2020 №365 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год» в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки в размере 7 876 728,70 тыс. руб.
Также истец просит, с учетом уточнений, обязать Государственный комитет по ценовой политике Республике Саха (Якутия) в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный акт, устраняющий нарушение законных прав ПАО «Якутскэнерго».
Иск мотивирован следующим. ПАО «Якутскэнерго» является территориальной сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых в Центральном и Западном энергорайонах Республики Саха (Якутия) оказывает услуги по передаче электрической энергии.
30.12.2020 Комитетом в соответствии с Постановлением №365 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год (далее - Постановление от 30.12.2020 № 365, оспариваемый нормативный акт).
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2021 год для ПАО «Якутскэнерго» определена Комитетом в размере 7 876 728,70 тыс. руб., что подтверждается таблицей № 1 к приложению № 1 к Постановлению от 30.12.2020 № 365.
Истец указывает, что ответчик, в нарушение «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, «Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки», утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 г. N 98-э необоснованно снизил затраты предприятия по статьям «Амортизационные отчисления» и «Аренда ЯГРЭС-2» (СВЭМ)».
Так, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов) (п. 27 Основ ценообразования №1178).
Первоначальная заявка ПАО «Якутскэнерго» по амортизационным отчислениям на 2021 год по виду деятельности «передача электрической энергии» составляла1 865 999,4 тыс. руб.
При определении амортизационных отчислений Комитетом были применены следующие подходы:
пересчитаны в сторону увеличения сроки полезного использования по ряду объектов электросетевого оборудования Центральных и Западных электрических сетей ПАО «Якутскэнерго»;
исключены амортизационные отчисления по объектам вводимым в эксплуатацию в 2020-2021 годах;
не включены в расчет амортизационные отчисления по Исполнительной дирекции, приходящиеся на вид деятельности «передача электрической энергии»;
включены в расчет амортизационные отчисления по объектам, относящимся к производству электрической и тепловой энергии.
С учетом примененных подходов размер амортизационных отчислений принятых Комитетом составил 1 413 029,6 тыс. руб.
Оспаривая увеличение срока полезного использования ряда объектов электросетевого хозяйства истец указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» имущество ПАО «Якутскэнерго», а именно линии электропередачи местные воздушные на металлических и железобетонных опорах (код 220.42.22.12.111), а также сооружения электроэнергетики, относится к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно. Ответчик необоснованно отнес указанное имущество к десятой группе со сроком использования до 30 лет.
Истец также выражает несогласие с исключением из расчета амортизационных отчислений по Исполнительной дирекции, приходящихся на вид деятельности «передача электрической энергии». Указывает, что затраты исполнительной дирекции в виде накладных расходов распределяются по всем регулируемым видам деятельности предприятия и соответственно участвуют в расчете тарифов ПАО «Якутскэнерго», в том числе тарифов на передачу электрической энергии. Распределение расходов исполнительной дирекции на тот или иной вид деятельности осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия.
Амортизационные отчисления, относящиеся на производство тепловой и электрической энергии из расчета необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии должны быть, по мнению истца, исключены, так как к регулируемому виду деятельности отношения не имеют и учитываются при установлении тарифов на производство тепловой и электрической энергии.
По ряду основных средств, по которым Комитет применяет максимальный срок полезного использования, предусмотренный амортизационной группой, ПАО «Якутскэнерго» согласно. В связи с этим истец считает, что амортизационные отчисления на передачу электрической энергии должны составить 1 567 938,2 тыс. руб., ответчик сумму амортизации установил в размере 1 413 029,6 тыс. руб. Таким образом, отклонения составляют 154 908,6 тыс. руб.
По договорам аренды имущества ПАО «Якутскэнерго» арендует производственные объекты электроэнергетики у АО «ЯГРЭС-2», в т.ч. комплекс имущества СВЭМ (схема выдачи электрической энергии (мощности). В рамках тарифного регулирования на 2021 год Комитетом принят во внимание размер утвержденной арендной платы за 2019 год. Первоначальная заявка предприятия по данной статье на 2021 год и утвержденная на 2019 год составляла: аренда СВЭМ 2021 – 158056,1 тыс. руб., аренда СВЭМ 2019 – 133015 тыс. руб. При расчете амортизации предприятие исходило из того, что арендуемое имущество относится к шестой группе, а Комитет относил это имущество к десятой группе. Также из расчета арендной платы ответчик исключил плату за аренду земли. В итоге арендная плата, принятая Комитетом на 2021 год составила 80 595,0 тыс. руб.
В судебном заседании представители ПАО «Якутскэнерго» поддержали исковые требования, просят признать постановление в оспариваемой части недействующим с момента принятия. Указали, что снижение суммы амортизации по основанию исключения амортизационных отчислений по объектам вводимым в эксплуатацию в 2020-2021 годах истец не оспаривает, в этой части согласен с позицией ответчика.
Представители ответчика иск не признали и пояснили, что истец ошибочно относит заявленное имущество к шестой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). ГКЦ РС(Я) относит данную категорию имущества к 10 амортизационное группе (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно). По мнению ответчика, под понятием «Линии электропередачи местные воздушные» принимаются в основном линии электропередач низкого напряжения, находящиеся в границах населенных пунктов (0,4-10Кв), и состоят они в основном из одной опоры и одной цепи. Спорные линии электропередач являются высоковольтными ПОкВ и являются комплексным сооружением. Согласно Договору аренды имущества № ... от 30.04.2020 об аренде внеплощадочных объектов ЯГРЭС-2, переданы высоковольтные линии, состоящие из нескольких цепей, нескольких анкерных опор и промежуточных опор и т.д., при этом анкерные опоры для высоковольтных линий представляют собой конструкцию из нескольких опор.
Таким образом, высоковольтные линии электропередач 110 Кв относятся к 10 амортизационной группе Классификатора со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно.
По аренде ЯГРЭС-2 учтены расходы в соответствии с принципом возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, рассчитанной в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, а также налога на имущество организаций и земельного налога, согласно пункту 4 приложения № 7 к Основам ценообразования. При этом, организацией в тарифной заявке не прилагалось документов, подтверждающих затраты на аренду земли арендодателем ООО «ЯГРЭС-2». В этой связи, ГКЦ РС(Я) не включил в тариф расходы на аренду земли и земельный налог в виду отсутствия обосновывающих материалов.
Амортизационные отчисления по Исполнительной дирекции не включены в состав тарифа ввиду отнесения их к операционным расходам. Ответчик указывает, что согласно пункту 52 Основ ценообразования операционные расходы не подлежат ежегодной корректировке долгосрочного тарифа.
Ответчик выражает несогласие с требованием истца о признании недействующим оспариваемый нормативный правовой акт с момента его принятия и обязании ГКЦ РС(Я) в течении 30 дней с даты вступления в силу решения суда принять новый судебный акт об установлении экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на 2021 год. Ссылаясь на пункт 33 (1) Основ ценообразования утверждает, что решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное судом недействующим полностью или в части, то есть новый нормативный правовой акт может быть принят только в текущем периоде действия тарифа. Тариф не имеет обратной силы, и установление в 2022 году тарифа на 2021 год будет противоречить законодательству.
В связи с указанным, просят отказать в удовлетворении требований.
Прокурор сделал заключение об удовлетворении требований, указав, что при расчете НВВ предприятия орган регулирования допустил ошибки, которые привели к установлению необоснованного размера НВВ.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться, в том числе следующие основные принципы: обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
В соответствии с п.1.1 Положения о ГКЦ РС(Я), утвержденным постановлением Правительства РС(Я) от 22 ноября 2007 г. №468, ГКЦ РС(Я) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно пунктам 3.1, 3.1.2 названного Положения ГКЦ РС(Я) устанавливает (утверждает) цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, ГКЦ РС(Я) вправе осуществлять нормативное регулирование тарифов (цен) в электроэнергетике на территории Республики Саха (Якутия).
ПАО «Якутскэнерго» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и имеет статус территориальной сетевой организации, является котлодержателем в Центральном и Западном энергорайонах Республики Саха (Якутия).
Судом установлено, что ПАО «Якутскэнерго» 30.04.2020 обратилось в ГКЦ РС(Я) с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки) ПАО «Якутскэнерго» на передачу электрической энергии на 2021 год..
Постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №365 от 30.12.2020 г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год. Определен размер необходимой валовой выручки (НВВ) для ПАО «Якутскэнерго» в размере 7 876 728,70 тыс. руб.
Оспариваемое постановление зарегистрировано в Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства РС(Я), опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru,14.01.2021.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, доведены до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования № 1178).
Согласно пункту 63 Основ ценообразования № 1178 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования).
Согласно пункту 27 Основ ценообразования №1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утв. Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее Методические указания № 98-э), результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 данных методических указаний.
Из пояснений представителей ответчика следует, что заявление со всеми приложенными документами были представлены в регулирующий орган в электронном варианте, хранилось в хранилище «Облако» с ограниченным сроком хранения и были утеряны. Таким образом, материалов тарифного дела суду не представлено и суд рассматривает дело по представленным истцом копиям материалов, которые им были направлены в ГКЦ РС(Я), а также по представленным ответчиком экспертному заключению и протоколу заседания Правления ГКЦ РС(Я).
Общество считает, что орган регулирования при принятии оспариваемого постановления необоснованно занизил размер амортизационных отчислений, в том числе по арендуемым основным средствам, поскольку определил срок полезного использования высоковольтных линий с напряжением 110 кВ к 10 амортизационной группе «Сооружения и передаточные устройства, кроме включенных в другие группы» со сроком полезного использования до 30 лет.
Расходы на амортизацию заявлены регулируемой организацией в размере 1 865 999,4 тыс. руб., ГКЦ РС(Я) принято 1 413 029,6 тыс. руб. С учетом согласия истца с отнесением к 10 амортизационной группе ряда основных средств, истец считает, что сумма амортизации должна составить 1567 938,2 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий составляет 154 908,6 тыс. руб.
Из экспертного заключения и протокола заседания правления ГКЦ РС(Я) от 30 декабря 2020 года следует, что затраты на амортизацию приняты в сумме 1 413 030 тыс. руб. со снижением на 97 400 тыс. руб., что составляет 93,6% от уровня 2020 года. Приведены основания для снижения сумм затрат: выбытие основных средств, консервация объектов, исключение объектов, которые не были связаны с регулируемым видом деятельности (не использовались для передачи электрической энергии), исключение объектов, которые введены в действие 2020 и 2021 годах, а также увеличение срока полезного использования имущества.
Из экспертного заключения следует, что предприятие в обоснование затрат представлены следующие документы: ведомости начисления амортизации за 2019 год; оборотно- сальдовые ведомости из бухгалтерского учета общества по счету 20.03; анализ счета 02 счета за 2019 год; приказы о вводе в эксплуатацию основных средств. Предприятием представлена информация о фактической амортизации за 2019 год в размере 1 733,1 млн.руб, расчет произведен из первоначальной стоимости имущества на 01.01.2019г. в размере 39 680 млн.руб. Средние сроки полезного использования имущества составляют по западному энергорайону 30,2 лет,, по центральному энергорайону 19,3 лет, по исполнительной дирекции 18,4 лет.
Эксперт предложил по имуществу центрального энергорайона применить сроки полезного использования до 30 лет. Вследствие чего средний срок полезного использования имущества по центральному энергорайону увеличился на 4 года и составил 23,3 года. Обоснований увеличения срока полезного использования имущества по центральному энергорайону экспертное заключение не содержит. Вместе с тем, при экспертизе обоснованности расходов по статье: «Аренда объектов ЯГРЭС-2» эксперт указал, что ПАО «Якутскэнерго» арендованное имущество (ВЛ 110кВ) относит к 6 группе основных средств Классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002 «Линии электропередачи местные воздушные» со сроком полезного использования от 10 до 15 лет. С таким подходом эксперт не согласился с указанием, что под понятием «Линии электропередачи местные воздушные» принимаются в основном линии электропередач низкого напряжения находящиеся в границах населенных пунктов (0,4-10кВ), таким образом можно сделать вывод, что арендованное имущество (ВЛ 110кВ) относится к высоковольтным линям электропередач и не подпадают под 6 группу основных средств. Экспертом предложено и Правлением ГКЦ РС(Я) принято, что срок полезного использования арендуемого имущества составляет 30 лет, поскольку ВЛ 110кВ относятся к 10 амортизационной группе «Сооружения и передаточные устройства, кроме включенных в другие группы».
Отнесение к 10 амортизационной группе находящегося в собственности ПАО «Якутскэнерго» и арендуемого имущества (ВЛ 110кВ) суд находит обоснованным по следующим основаниям.
На момент подачи заявления о корректировке НВВ на передачу электрической энергии на 2021 год действовал Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств определенный Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н.
Методические указания определяли порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н).
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний и пунктом 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основных средств признается, в том числе, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой одни или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст, и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.
Линии (кабели) электропередачи высокого напряжения и линии электропередачи местные воздушные включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 "сооружения", но под разными кодами: код 220.42.22.11.110 и код 220.42.22.12.111, соответственно. Таким образом, линии электропередачи высокого напряжения и линии электропередачи местные воздушные отнесены к разным подклассам раздела «Сооружения».
Согласно пункту 2.4.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 (далее - Правила), воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ - устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Правил воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Согласно пункту 3.1.1 СТО 34.01-2.2-009-2016 ПАО "Р" воздушная линия электропередачи напряжением 6-110 кВ с защищенными проводами (ВЛЗ): устройство для передачи электроэнергии по проводам с защищенной изолирующей оболочкой (далее - защищенным проводам), расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепровода и т.п.).
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" к шестой амортизационной группе отнесены линии электропередачи местные воздушные на металлических и железобетонных опорах (код 220.42.22.12.111).
К десятой группе отнесены сооружения и передаточные устройства, кроме включенных в другие группы (220.00.00.00.000)
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отнесение предприятием к шестой амортизационной группе «Линии электропередачи местные, воздушные на металлических и железобетонных опорах (код 220.42.22.12.111) основных средств: «Линии (кабели) электропередачи высокого напряжения» (код 220.42.22.11.110) является необоснованным.
При таком положении, доводы истца о необоснованном отнесении регулирующим органом линий электропередачи высокого напряжения, как находящихся в собственности регулируемой организации, так и арендуемых им, к десятой амортизационной группе не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного акта недействующим.
Вместе с тем, доводы истца о необоснованном исключении из расчета НВВ расходов общества на амортизационные отчисления по исполнительной дирекции следует признать обоснованными.
В экспертном заключении указано, что экспертом предлагается не учитывать амортизацию по исполнительной дирекции, так как данный вид затрат относится к операционным (подконтрольным) расходам.
Данная предложение учтено правлением ГКЦ РС(Я) и при корректировке НВВ предприятия на 2021 года указанные расходы не были учтены.
Такой подход нельзя признать правильным, поскольку согласно абзацу восемнадцатому пункта 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Таким образом, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов не относятся к операционным (подконтрольным) расходам и предложение предприятия о необходимости учета при корректировке НВВ предприятия на 2021 год фактической амортизации по исполнительной дирекции за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в сумме 30 768 013 руб. подлежало экспертизе и учету при тарифном регулировании.
Также следует признать обоснованными доводы истца о необоснованном исключении расходов предприятия по оплате за аренду земли и рентабельность по договорам аренды производственных объектов электроэнергетики у АО «ЯГРЭС-2», в том числе комплекса имущества СВЭМ.
Из материалов дела следует, что предприятие в обоснование расходов по статье «Аренда имущества» представило в тарифный орган договор аренды имущества ЯГРЭС от 24.12.2019, из приложения № 2 которого (порядок расчета арендной платы) следует, что сумма арендной платы складывалась, в том числе из суммы амортизации, налога на имущество, аренды земли. При подведении итоговой суммы рассчитана рентабельность.
Аналогичный договор аренды был заключен между ПАО «Якутскэнерго» и АО «Якутская ГРЭС-2» 30.04.2020. Указанные договоры с пояснительной запиской и другими документами (акты приема-передачи, расчеты, налоговые декларации) были представлены в регулирующий орган. Заявленная предприятием к расчету сумма арендной платы составляла за 2019 год 150 906,4 тыс. руб. (том числе по аренде земли 13 484,3 тыс.руб.), принято Комитетом 96 395,0 тыс. руб.; за 2021 158 961,6 тыс. руб. (в том числе по аренде земли 16 695,5 тыс. руб.), принято Комитетом 80 595,0 тыс. руб.
Пунктом 4 Приложения 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что расходы, связанные с арендой имущества и лизинговым платежом, включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации, осуществляющей деятельность по производству электрической энергии (мощности), в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень расходов, связанных с арендой имущества, или лизинговых платежей определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, рассчитанной в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", а также налога на имущество организаций и земельного налога.
В нарушение требований пунктов 22,23,28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике № 1178 экспертное заключение, протокол заседания правления ГКЦ РС(Я) не содержат каких-либо суждений в обоснование исключения заявленных предприятием сумм по оплате аренды земли и рентабельности, вследствие чего возможности проверить правильность и обоснованность исключения указанных расходов не имеется.
Истец утверждает, что, устанавливая единые (котловые) тарифы предприятия на услуги по передаче электрической энергии, тарифный орган необоснованно включил в расчеты расходы предприятия на амортизацию по виду деятельности: «производство электрической и тепловой энергии» в сумме 736,5 тыс. руб. и 5 867,5 тыс. руб. соответственно.
Представители ответчика не отрицают данное обстоятельство, указывая, что при таком объеме документов, которые необходимо проанализировать при тарифном регулировании, возможно допущение ошибок. В данном случае указанная ошибка прав предприятия не нарушает и будет устранена при последующем регулировании.
Приведенный довод представителей ответчика не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку в результате, в том числе указанной ошибки сумма НВВ общества определена некорректно.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном случае суд, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, приходит к выводу о признании оспариваемого нормативного акта недействующим с момента его принятия, учитывая, что период, на который установлены оспариваемые тарифы- 2021 год, истек.
В целях исключения недостаточной правовой урегулированности правоотношений в сфере установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии суд с учетом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым возложить на ответчика обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий Постановление № 365 от 30.12.2020 в части, признаваемой судом не действующим.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением № ... от 24.12.2021.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административные исковые требования Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия пункт 1 Таблицы № 1 Приложения № 1 к Постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 30.12.2020 № 365 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год» в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки в размере 7 876 728,70 тыс. руб.:
Возложить на Государственный комитет по ценовой политике РС(Я) обязанность принять новый нормативный правовой акт заменяющий признанный не действующим в части.
Возложить на Государственный комитет по ценовой политике РС(Я) обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации.
Взыскать с Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в пользу Публичного акционерного общества "Якутскэнерго» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
На решение может быть поданы апелляционные жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 05 марта 2022 года.