ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/19 от 10.01.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-3/2019 (3а-41/2018)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 10 января 2019 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя ответчика – Мэрии г.Кызыла ФИО2, представителя заинтересованного лица – Министерства финансов Республики Тыва ФИО3, представителя заинтересованного лица - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Хаян-оола В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии города Кызыдла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мэрии г. Кызыла (далее - мэрия) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, указывая, что вступившим 26 февраля 2013 г. в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 ноября 2012 г. на мэрию возложена обязанность предоставить в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ФИО5 на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не менее ** кв.м. 12 марта 2013 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) возбуждено исполнительное производство в отношении мэрии г.Кызыла с предметом исполнения: предоставить жилое помещение. До настоящего времени решение суда не исполнено. Вследствие нарушения законодательства, она не может получить жилье, гарантированное ей государством по достижении 18 лет. Период просрочки исполнения решения суда с 26 февраля 2013 г. по 19 ноября 2018 г. составляет 2142 дня. В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека, а также с учетом принципов разумности и справедливости, размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оценивает в ** рублей. Также просит взыскать понесенные ею расходы на уплату государственной пошлины в размере ** рублей.

Определением суда от 30 ноября 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечены Департамент финансов Мэрии города Кызыла, в качестве заинтересованных лиц - Федеральная служба судебных приставов России (далее – ФССП России), Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее – УФССП по Республике Тыва).

Определением суда от 19 декабря 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 - ФИО1 поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика - мэрии г. Кызыла по доверенности ФИО2 с административным иском не согласилась, пояснила, что мэрией принимаются все необходимые и достаточные меры для исполнения решения суда; велась переписка с органами государственной власти республики, с Министерством финансов РТ о финансировании; в целях исполнения решения суда заключено мировое соглашение с Министерством финансов Республики Тыва, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, утвержденное определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 января 2016 года, согласно условиям которого Министерство финансов Республики Тыва обязалось профинансировать, а Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва – возвести жилые дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва – предоставить жилые помещения на условиях специализированного найма. Однако у мэрии г.Кызыла до настоящего времени нет реальной возможности предоставить жилые помещения указанной категории лицам ввиду отсутствия жилых помещений как таковых.

Представитель заинтересованного лица – Министерства финансов Республики Тыва ФИО3, представитель заинтересованного лица – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО6 просили отказать в удовлетворении административного иска.

Административный истец ФИО4 представитель административного ответчика – Департамента финансов мэрии города Кызыла, представители заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, судебный пристав - исполнитель МОСП г.Кызыла по РОВИП К в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела ** следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 ноября 2012 г., вступившим в законную силу 26 февраля 2013 г., на мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда МАА на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже ** кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии **, который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (МОСП г. Кызыла по РОВИП) 11 марта 2013 г.

12 марта 2013 г. судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство ** в отношении мэрии г. Кызыла с предметом исполнения: обязать Мэрию г. Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить МАА жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл» общей площадью не ниже ** кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения. Копия постановления получено должником 18 марта 2013 г.

В связи с регистрацией брака административный истец МАА. сменила фамилию на Ойдупаа, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным 20 сентября 2013 г.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения ФИО4 не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 ноября 2012 г. установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 26 февраля 2013 г., следовательно, оно должно было быть исполнено до 26 августа 2013 г.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (11 марта 2013 г.) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (20 ноября 2018 г.), составила 5 лет 8 месяцев 9 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 8 статьи 3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании пункта 1 статьи 1 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2012 года № 1776 ВХ-1 «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Тыва» с 1 января 2013 года признан утратившим силу Закон Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года № 50, предусмотрено, что мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г. Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом;

Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом, 12 марта 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства , копия которого вручена мэрии 18 марта 2013 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

25 апреля 2013 г. судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование о предоставлении в трехдневный срок со дня получения копии требования информацию о выделенных денежных средств и о поступлении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам оставшихся без попечения родителей и инвалидам.

На указанное требование от должника поступил ответ, что в настоящее время подрядчик строит два многоквартирных дома, срок окончания строительства по договору августа 2013 года.

На требование б/н от 05.06.2013 зп ах. /сл от 05.06.2013 должник сообщает, что в настоящее время подрядчик строит два многоквартирных дома, срок окончания строительства по договору августа 2013 года.

16 октября 2013 г. судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП в Минфин РТ направлен запрос о предоставлении информации о выделенных, перечисленных денежных средствах на приобретение жилья детям-сиротам и инвалидам.

17 октября 2013 г. судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5 000 рублей с должника-организации, что составляет 5 000 рублей.

18 ноября 2013 г. должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления об исполнении исполнительного документа неимущественного характера в установленный его постановлением в новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 15 часов 00 минут 21 ноября 2013 г.

15 ноября 2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра **. Получено должником без указания даты получения.

24 января 2014 г. судебным приставом-исполнителем должнику повторно направлено требование об исполнении требований исполнительного документа неимущественного характера в срок до 11 часов 00 минут 30 января 2014 г.

27 февраля 2014 г. судебным приставом-исполнителем должнику вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок до 6 марта 2014 г.

27 февраля 2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла.

14 апреля 2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении решения суда в срок до 18 апреля 2014 г.

18 мая 2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении решения суда в срок до 26 мая 2014 г.

29 июня 2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении решения суда в срок до 4 июля 2014 г.

14 августа 2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении решения суда в срок до 20 августа 2014 г.

Судебным приставом-исполнителем 26 августа 2014 г. вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником 2 сентября 2014 г.

19 октября, 22 декабря 2014 г., 26 марта, 3 июля 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесены требования об исполнении решения суда в установленный срок.

25 ноября 2014 г., 24 февраля 2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэрии г. Кызыла. Получено должником.

15 марта 2015 г. судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено.

15 марта 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2017 г.

Судебным приставом-исполнителем вынесены требования без указания даты об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2017 г.

28 августа 2017 г. мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП, в котором сообщается о том, что 22 января 2016 г. определением Арбитражного Суда Республики Тыва утверждено мировое соглашение между Министерством финансов Республики Тыва, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва и мэрией, согласно которому Минстрой Республики Тыва обязуется построить 49 жилых помещений, а Агентство после строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещений детям-сиротам. Решения суда будут исполнены после ввода в эксплуатацию домов, которые Минстрой Республики Тыва обязалось построить.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 24 августа 2017 г. судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 августа 2017 г., которое получено должником 25 августа 2017 г.

Также судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение без даты его составления об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником 24 апреля 2018 г.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учётом правовых позиций Европейского Суда по правам человека, который отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению, который также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "ФИО7 и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "ФИО8 и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие), а также принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г. Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск ФИО4 подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

Исходя из требований ФИО4 принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, а также, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что ФИО4. относится к категории детей-сирот, стояла в очереди на получение жилого помещения со 7 февраля 2007 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

Доводы представителя административного ответчика о принятии всех необходимых мер для исполнения решения суда, о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием жилых помещений у должника не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии г. Кызыла.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств местного бюджета также в пользу ФИО4. подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме ** рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО4 к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить ФИО4 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, а также ** рублей в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов мэрии города Кызыла за счёт средств местного бюджета за счёт средств муниципального бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт ФИО4**, открытый в Кызылском ОСБ № ** ПАО «Сбербанк», ИНН **, БИК **, кор./счёт .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.В. Кунгаа