ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/19 от 14.03.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-3/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И., с участием прокурора Овчинниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании частично недействующим нормативно-правового акта органа государственной власти,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 первоначально обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 2.15.3.

В связи с тем, что впоследствии решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, которым одновременно признаны утратившими силу, в числе прочих, решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары», от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205», административный истец со ссылкой на ст. 46 КАС РФ и п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», уточнил своё исковое требование и просил признать недействующим (незаконным) решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары» в части исключения (не включения) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары строки 2.15.3 (пункт 1 решения).

Требование мотивировал тем, что под указанным порядковым номером размещен торговый павильон, расположенный по Президентскому бульвару г. Чебоксары на предоставленном ему в аренду земельном участке с кадастровым номером , площадью 139 кв.м. по соответствующему договору от 11 июня 2013 года № 65/1048-ЛК, заключенному с администрацией г. Чебоксары.

Указанный нормативный правовой акт в соответствующей части является недействующим, поскольку его принятию в нарушение требования ч. 3 ст. 46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предшествовало соблюдение процедуры оценки регулирующего воздействия его проекта;

в силу ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в неё изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, в то время, когда администрация г. Чебоксары уклоняется от заключения договора либо выдачи разрешения на право размещения нестационарного торгового объекта и предпринимает меры по сносу принадлежащего истцу торгового объекта без предоставления компенсационного места. Одновременно оспариваемым решением в Схему размещения включаются новые нестационарные торговые места по заявлениям заинтересованных лиц (коммерческих организаций);

в нарушение ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» оспариваемым решением ограничивается и устраняется конкуренция фактическим предоставлением преференции крупным торговым сетям и предприятиям торговли, расположенным вблизи исключаемых из Схемы торговых киосков и павильонов;

в нарушение Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772, в оспариваемом решении отсутствуют сведения о том, что исключение объектов из Схемы произведено с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ) не требует заключения договора аренды земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов, запрещает произвольное изменение муниципальным органом схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключение из неё уже имеющихся нестационарных торговых объектов без учета потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.

Административный истец ИП ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Его представитель ФИО2 в судебном заседании требование в уточненном варианте поддержал по приведенным в иске основаниям.

Представители административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики ФИО3, заинтересованного лица администрации г. Чебоксары ФИО4 требование не признали ввиду необоснованности.

Заинтересованное лицо МКУ «Земельное управление», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Прокурор Овчинникова Н.А. требование административного истца полагала подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения представителя административного истца ИП ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики ФИО3, заинтересованного лица администрации г. Чебоксары ФИО4, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 215 КАС РФ нормативный акт, не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим.

В соответствии с частями 7-9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административным истцом (ч. 9).

Оценивая соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям закона о полномочиях органа, принявшего этот акт, о его форме и виде, в которых соответствующий орган вправе был его принять, процедуре его принятия и правилах введения его в действие, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Указанная схема и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 5).

Закон Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» содержит аналогичные положения (части 1- 3 ст. 5).

Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Согласно пунктам 2, 7, 8 этого Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями. В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.

В силу п. 21 ст.50 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 40, разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям администрации г. Чебоксары как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Согласно п. 26 ст. 31 Устава вышеназванная Схема утверждается Чебоксарским городским Собранием депутатов.

В силу ст. 33 Устава по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.

Заседание Чебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 32).

Пунктом 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 декабря 2007 года № 868 «О периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в «Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары», газете «Чебоксарские новости» или первое опубликование на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судом установлено, что ранее решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, в том числе торгового павильона, площадью 139 кв.м., имеющего специализацию – общественное питание, в районе Красной площади по Президентскому бульвару г. Чебоксары (строка 2.15.3).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 в указанную Схему внесены изменения, его пунктом 1.1. исключен ряд строк из Схемы, в том числе строка 2.15.3.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 была утверждена новая Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, которым одновременно признаны утратившими силу, в числе прочих, упомянутые выше решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары» и от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205».

Как видно из имеющегося в материалах дела протокола от 25 декабря 2018 года № 36, на заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов из 43 депутатов присутствовали 33 депутата, что свидетельствует о наличии кворума.

Решение от 25 декабря 2018 № 1516 официально опубликовано 28 декабря 2018 года на официальном сайте г. Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» от 29 декабря 2018 года № 27.

Таким образом, при принятии решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 от 25 апреля 2017 года № 732 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие соответствующего нормативного правового акта, форму и вид, в которых этот нормативный правовой акт должен быть принят, процедуру принятия соответствующего нормативного правового акта и правила введения его в действие.

Из содержания Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516, не следует размещение принадлежащего ИП ФИО1 нестационарного торгового объекта в виде торгового павильона, площадью 139 кв.м., в районе Красной площади по Президентскому бульвару г. Чебоксары, т.е. указанный нестационарный торговый объект в Схему не включен.

Следовательно, не включив его в Схему размещения нестационарных объектов на территории г. Чебоксары, Собрание депутатов не предусмотрело его расположение на земельном участке по вышеуказанному адресу.

В то же время, из материалов дела следует, что по договору аренды земельного участка от 27 июня 2008 года № 24/684-ЛК арендодатель в лице администрации г. Чебоксары сдает, а арендатор в лице индивидуального предпринимателя ФИО1 принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 139 кв.м., для установки временного торгового павильона, из них: площадью 13 кв.м. в охранной зоне линий электропередач; площадью 0, 2 кв.м. в охранной зоне газопровода; площадью 139 кв.м. в водоохраной зоне залива, расположенный в г. Чебоксары по Президентскому бульвару, предоставленный согласно распоряжению администрации г. Чебоксары от 06 мая 2008 года № 1529-р.

Срок аренды установлен с 06 мая 2008 года по 31 марта 2009 года (п. 2.1).

Договором оговорено, что досрочное расторжение договора допускается по взаимному соглашению сторон: письменного заявления арендатора и согласия арендодателя, выраженного в распоряжении главы администрации г. Чебоксары, а также по решению судебных органов и в иных случаях, установленных действующим законодательством и настоящим договором (п. 9.2).

По истечении срока аренды стороны продолжали исполнять договор аренды. Однако впоследствии арендодателем в арбитражном суде инициирован иск о возложении обязанности на ИП ФИО1 освободить земельный участок по основанию истечения срока договора аренды.

Несмотря на состоявшиеся судебные постановления об удовлетворении требования администрации г. Чебоксары, решение суда фактически не исполнено, ИП ФИО1 продолжает пользоваться земельным участком, что сторонами не отрицается и не оспаривается.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1, 2, 3 и 6 ст. 10 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Из материалов административного дела следует, что как на момент принятия Чебоксарским городским Собранием депутатов решения от 21 ноября 2013 года № 1205 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732, так и на момент принятия оспариваемого в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 нестационарный торговый объект - павильон, расположенные в районе Красной площади по бульвару Президентский г. Чебоксары, использовался для осуществления торговой деятельности, то есть его эксплуатация началась задолго до утверждения оспариваемой части Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Главой V Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса РФ).

Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6. Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

Таким образом, истечение срока договора аренды земельного участка от 27 июня 2008 года, на котором расположен нестационарный торговый объект - павильон в районе Красной площади по Президентскому бульвару г. Чебоксары, само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения (не включения) данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516.

Кроме того, в Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2).

Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

Доказательств тому, внесение ранее торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.

При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ

При этом в силу ст. 17 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В целях выявления нарушений санитарно-эпидемиологических требований и норм, водоохраной зоны, допускаемых ИП ФИО1 при эксплуатации спорного нестационарного объекта, препятствующих его размещению, по ходатайству представителя заинтересованного лица – администрации г. Чебоксары по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертиз» (г. Чебоксары).

Согласно выводам экспертной организации нестационарный торговый объект, размещенный на земельном участке , деятельность, осуществляемая в указанном нестационарном торговом объекте, санитарно-эпидемиологические требования и нормы, а именно: требования к размещению организации общественного питания, водоснабжению и канализации, устройству и содержанию помещений не нарушают.

Нестационарный торговый объект, размещенный на земельном участке , деятельность, осуществляемая в указанном нестационарном торговом объекте, частично нарушают санитарно-эпидемиологические требования и нормы, в частности Межгосударственный стандарт ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания», а именно: отсутствует вывеска и охранная сигнализация. Указанные нарушения являются устранимыми.

Нормативы и требования ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» не распространяются на объект экспертизы.

Нестационарный торговый объект на земельном участке находится в водоохраной зоне, установленной в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, Правилами установления на местности границ водоохраных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17, где отсутствуют мероприятия по предотвращению затопления в случае аварии на сетях водоснабжения и канализации в соответствии с пунктом 2 Технических условий ОАО «Водоканал» от 05 июня 2006 года № 6294/17.

Указанные нарушения являются устранимыми, для чего необходимо разработать и утвердить мероприятия по предотвращению затопления в случае аварии на сетях водоснабжения и канализации в соответствии с пунктом 2 Технических условий ОАО «Водоканал» от 05 июня 2006 года № 6294/17.

Объект экспертизы находится вне охранной зоны гидротехнического сооружения - подпорной стенки залива Чебоксарского водохранилища.

Нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке , оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а именно: объект подключен к сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения в соответствии с техническими условиями:

- на присоединение к системам водоснабжения и канализации № 6294/17;

- на технологическое присоединение к электрическим сетям ИП ФИО1 от 23 июня 2010 года № 37П-259. Подведен трубопровод вентиляции к рабочей зоне.

Соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в процессе эксплуатации нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , не представилось возможным проверить в связи с сезонным характером работы торгового объекта. В зимний период времени объект экспертизы не эксплуатируется.

Таким образом, выводы проведенной судебной экспертизы не свидетельствуют о наличии нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований, нарушений водоохраной зоны, препятствующих эксплуатации спорного нестационарного торгового объекта.

В соответствии со ст.ст. 82, 84 КАС РФ заключение эксперта оценивается в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.

Основания не доверять вышеуказанному заключению экспертизы ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертиз» отсутствуют, поскольку оно является полным и объективным, проведено по ходатайству заинтересованного лица на основании определения суда, с соблюдением установленного процессуального порядка, лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

При проведении экспертизы экспертами были изучены представленные материалы административного дела, проведен их анализ и сопоставление с требованиями и правилами действующих нормативных документов, исследовательские работы производились с выездом на объект с фотофиксацией.

В связи с изложенным данное заключение экспертизы суд принимает во внимание и кладет его в основу своего решения.

Возражая против удовлетворения требования ИП ФИО1, представитель администрации г. Чебоксары представил суду заключение эксперта ООО «Союз экспертиз» от 01 февраля 2019 года № 0020/2019, в соответствии с которым спорный нестационарный торговый объект рекомендуется к исключению из перечня нестационарных торговых объектов в связи с отсутствием потребности населения в нём.

Оценив данное заключение, суд не может согласиться с его выводом на основании следующего.

Так, при выборе подходов для соответствующего заключения экспертом использован экспертный метод принятия управленческих решений, основанный на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например, в социологии, психологии, разработки управленческих решений.

Указанное заключение составлено путем опроса трех экспертов (ФИО7 - экономист по специальности «статистика»; переподготовка по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса); ФИО8 – товаровед-эксперт, специальность «Товароведение и экспертиза товаров» специализация – в области стандартизации, сертификации и управлении качеством; сертификат компетенции эксперта по направлению «Экспертиза промышленных товаров»; ФИО9 - товаровед-эксперт, специальность «Товароведение и экспертиза товаров» специализация – в области стандартизации, сертификации и управлении качеством), которым были определены 2 основных фактора, влияющих на принятие управленческого решения:

1. Достаточный уровень обеспечения торговыми объектами на территории г. Чебоксары с учетом местоположения в отдельном административном районе.

2. Недостаточно высокая проходимость/недостаточный спрос населения с учетом местоположения в отдельном административном районе.

Далее эксперт определял, наблюдается ли данный признак для исследуемого объекта или нет.

Эксперт ставит «+», если данный признак, по его мнению, наблюдается у конкретного объекта НТО и ставит «-», если данный признак отсутствует.

Итоговое экспертное мнение определяется следующим образом:

1. По каждому признаку ставится «+», если два и более эксперта поставили «+», иначе по данному объекту ставится «-»;

2. Объект НТО рекомендуется к исключению из схемы размещения НТО, если итоговое решение экспертов по двум признакам является положительным, т.е. по всем признакам два и более эксперта установили наличие каждого признака (фактора) для конкретного объекта НТО.

Согласно опросным листам экспертов два эксперта выразили мнение о наблюдении у спорного нестационарного торгового объекта первого фактора и все трое – о наличии второго фактора.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что заключение составлено по состоянию на 22 января 2019 года, однако при этом не указан период, в течение которого экспертами проводились наблюдения, в то время когда представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что в зимний период времени нестационарный торговый объект по своей специализации «общественное питание» не эксплуатируется ввиду неэффективности его использования, как и все нестационарные торговые объекты, расположенные в районе Красной площади г. Чебоксары.

Сведений о проведенном экспертами наблюдении в иной период экспертное заключение не содержит.

Несмотря на неосуществление деятельности в месте размещения спорного нестационарного объекта в зимний период, судом установлено, что административный истец не намерен отказаться от эксплуатации нестационарного торгового объекта в другие сезоны года.

Кроме приведенного выше опроса экспертов по двум факторам какого-либо анализа необходимой потребности населения в нестационарной торговле по адресу расположения спорного объекта в экспертном заключении не имеется.

При этом представитель администрации г. Чебоксары ФИО4 в судебном заседании не отрицал, что ранее решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары были внесены на основании заключения упомянутых выше экспертов и впоследствии указанное решение в части исключения ряда нестационарных торговых объектов из Схемы судом было признано недействующим.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с тем, что данное экспертное заключение служит доказательством, с достоверностью подтверждающим отсутствие необходимой потребности населения во включении указанного нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных объектов на территории г. Чебоксары.

Вопреки требованиям Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года» доказательств градостроительной необходимости в освобождении места размещения нестационарного торгового объекта ИП ФИО1 административным ответчиком суду не представлено.

Чебоксарское городское Собрание депутатов, не включив спорный нестационарный торговый объект в Схему размещения решением от 25 декабря 2018 года № 1516, тем самым фактически освободив место его расположения, в то же время, во исполнение упомянутого нормативного правового акта не обеспечил предоставление индивидуальному предпринимателю альтернативного равноценного компенсационного места.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что оснований для не включения (исключения) спорного нестационарного торгового объекта под номером 2.15.3 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516, не имелось, в связи с чем упомянутое решение в части невключения объекта под соответствующим номером в Схему следует признать недействующим.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый акт применялся, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего решения пункт 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части не включения (исключения) в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 2.15.3 - торгового павильона, расположенного на земельном участке площадью 139 кв.м. в районе Красной площади по Президентскому бульвару г. Чебоксары.

Сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании, в котором официально был опубликован нормативный правовой акт, в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Е.Д. Смирнова

Мотивированное решение составлено 19 марта 2019 года.