ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-3/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2019 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Борковской А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
22 октября 2018 года ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений от 6 декабря 2018 года и от 21 декабря 2018 года, просил об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование – склад, назначение – нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 февраля 2016 года в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты>.
В обоснование требований представитель административного истца указала, что названный объект недвижимости принадлежит ФИО1 на праве собственности. Кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная на вышеуказанную дату в размере <данные изъяты>, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке объекта оценки № 110/18 от 19 декабря 2018 года. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей, уплачиваемых им за объект недвижимости.
17 апреля 2019 года от представителя ФИО1 – ФИО2 поступило заявление об уточнении требований, в котором она просила суд установить в отношении указанного объекта недвижимости кадастровую стоимость равной ее рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на 18 февраля 2016 года, определенным по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, при этом отказавшись от взыскания судебных расходов.
В судебное заседание административный истец ФИО1, его представитель ФИО2, не явились, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Правительство Забайкальского края в лице представителя по доверенности ФИО3 направило письменные возражения о несогласии с требованиями о взыскании судебных расходов, на наличие возражений относительно результатов судебной экспертизы не высказала, в судебное заседание не явилась.
Административные ответчики Администрация Губернатора Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Согласно ранее представленным письменным возражениям выражали несогласие с требованиями о взыскании с них судебных расходов.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, заинтересованное лиц администрация городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть административное дело в их отсутствие.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектом налогообложения согласно указанной норме признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании закрепленного в статье 403 НК РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Законом Забайкальского края от 18 ноября 2014 года № 1081-ЗЗК «О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» единой датой начала применения на территории Забайкальского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения определено 1 января 2015 года.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, физическое лицо – собственник объекта недвижимости, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной в том случае, если его кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, наименование – склад, назначение – нежилое здание, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1 на праве собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12 ноября 2018 года – л.д. 109-110 т. 1).
Нежилое здание поставлено на учет 28 ноября 2011 года.
На основании Постановления Правительства Забайкальского края от 23 октября 2012 года № 458 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена по состоянию на 18 февраля 2016 года в размере <данные изъяты>.
Сведения о данном размере кадастровой стоимости 18 февраля 2016 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 ноября 2018 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.
В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания № 110/18 от 19 декабря 2018 года, составленный оценщиком АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» Б.К.А,, являющейся членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» (регистрационный № от 28 декабря 2016 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – АО «АльфаСтрахование», период действия договора – с 3 ноября 2018 года по 2 ноября 2019 года (страховой полис № 6691R/776/12046/18). Также к проведению оценки и подготовке отчета привлекалась оценщик П.Т.А,, являющаяся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (регистрационный № от 18 апреля 2014 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – САО «ВСК», период действия договора – с 2 апреля 2018 года по 1 апреля 2019 года (страховой полис № 18210В400F009). Ответственность АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» застрахована в СОАО «ВСК» (страховой полис № 18570В4002235, период действия договора – с 7 июня 2018 года по 6 июня 2019 года, лимит ответственности 5 000 000 рублей).
Согласно отчету № 110/18 рыночная стоимость объекта оценки – объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, наименование – склад, назначение – нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом допущений и ограничений по состоянию на 18 февраля 2016 года определена в размере <данные изъяты>.
В ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика – Правительства Забайкальского края ФИО3 выражено несогласие с возможностью принятия вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства заявленной административным истцом величины рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку отчет не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки по основаниям, изложенным в дополнительных возражениях на административное исковое заявление, в связи с чем не может быть положен в основу судебного акта (л.д. 8-9 т. 2).
По ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза. С 11 февраля 2019 года по 14 апреля 2019 года производство по делу было приостановлено для направления материалов административного дела в экспертное учреждение – ООО «АРМО-Сибирь», г. Шелехов.
15 апреля 2019 года в Забайкальский краевой суд поступило заключение эксперта № 2019-ИН-05 от 6 апреля 2019 года, содержащее расчет рыночной стоимости указанного объекта недвижимости и вывод о соответствии отчета об оценке № 110/18 от 19 декабря 2018 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Экспертное заключение подготовлено экспертом Г.Л.А., являющейся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» (регистрационный № от 25 апреля 2016 года). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – ПАО Страховая Акционерная Компания «Энергогарант», период действия договора – с 5 мая 2018 года по 4 мая 2019 года (страховой полис № 181700-035-000012). Ответственность ООО «АРМО-Сибирь» застрахована в ООО «Абсолют Страхование» (страховой полис № 022-073-001688/18, период действия договора – с 12 апреля 2018 года по 11 апреля 2019 года).
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, наименование – склад, назначение – нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 февраля 2016 года определена в размере <данные изъяты>
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы, его ответственность застрахована.
Экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена на основании материалов административного дела. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, в нем приведены выводы, сформулированы однозначные ответы на поставленные вопросы.
Участвующим в деле лицам предоставлена возможность ознакомления с результатами экспертного заключения. Каких-либо возражений относительно содержащихся в нем выводов, доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, нежели отражено в экспертном заключении, суду не представлено. О назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы участники судебного разбирательства не просили.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, наименование – склад, назначение – нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению на 18 февраля 2016 года в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты>
Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ФИО1 не обращался.
При таких обстоятельствах, рыночная стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и использованию на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
От взыскания судебных расходов административный истец в лице представителя ФИО2 отказался в полном объеме, о чем указано в уточнении административных исковых требований. В связи с чем оснований для распределения по делу судебных расходов в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, наименование – склад, назначение – нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты>, по состоянию на 18 февраля 2016 года на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный кадастр недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 22 октября 2018 года.
Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости органом кадастрового учета в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Решение изготовлено 23.04.2019.