ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/20 от 13.02.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-3/2020

22OS0***-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием прокурора Беспаловой М.И.,

представителей административного истца <данные изъяты> представителя административного ответчика <данные изъяты> представителя заинтересованного лица <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению <данные изъяты> к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

административный истец <данные изъяты> обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее Управление по тарифам, орган регулирования) с учетом уточнения (л.д.217-226 т.3) о признании недействующим решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> района Алтайского края, на 2019 год» в части отсутствия в Приложении 1 «Производственная программа <данные изъяты> осуществляющего холодное водоснабжение (питьевая вода), на 2019 год» показателя потерь воды в разделах 4 (пункт 2.2) и 6 (пункт 3.1); в части установления размера финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - 699,56 тыс. руб. (пункт 1 раздела 5); а также Приложение 2 «Тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края, на 2019 год».

В обоснование исковых требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный акт принят Управлением по тарифам в рамках предоставленных ему полномочий. При установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования обязан руководствоваться Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГ***-э. В то же время в нарушение требований вышеуказанных правовых норм при определении величины необходимой валовой выручки, показателя потерь воды и установлении тарифов на питьевую воду Управлением по тарифам не соблюдены установленные ст.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» принципы: не созданы условия для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, не обеспечены гарантии возврата частных инвестиций; нарушен баланс экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, и их абонентов; установленный тариф не является экономически обоснованным. При утверждении Производственной программы и установлении оспариваемых тарифов Управлением по тарифам полностью исключены расходы на возмещение потерь воды, в то время как при подаче документов на формирование тарифа <данные изъяты> была представлена копия сопроводительного письма в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об утверждении плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения, где были отражены объемы потери води при ее производстве и транспортировке в размере 20,027 тыс.м.куб. и (или) 26% доли потерь воды. Также Управлением по тарифам в нарушение требований ст.32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» необоснованно исключены расходы по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение» в размере 249,01 тыс.руб., «Расходы на энергетические ресурсы и холодную воду» в размере 509,73 тыс.руб., «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями» (услуги по ремонту машин, затраты на охрану труда) в размере 123,14 тыс.руб., «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала» в размере 1 432,38 тыс.руб. и «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала» в размере 1 690,49 тыс.руб., «Ремонтные расходы» в размере 535,50 тыс.руб., «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями» (услуги связи, услуги банка, консультационные услуги, обслуживание оргтехники) в размере 143,80 тыс.руб., «Прочие административные расходы» в размере 23,90 тыс.руб., «Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов» в размере 53,34 тыс.руб. Оспариваемое решение в части установления тарифов на услуги по водоснабжению нарушает права и законные интересы истца на получение экономически обоснованного дохода от предоставления данных услуг.

В процессе рассмотрения дела судом на основании ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация <данные изъяты> района Алтайского края и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее Минстрой Алтайского края).

В судебном заседании законный представитель административного истца <данные изъяты> представитель административного истца <данные изъяты> поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, также представили дополнительные письменные пояснения, расчет потерь воды и расходов на ГСМ (л.д.233-238 т.3, л.д.109-135т.4, л.д.12-14 т.5).

Представитель административного ответчика управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов <данные изъяты> в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д.49-71 т.3, 147-152 т.4), в которых указано о несогласии с административным иском. Отмечено о законности принятого решения, включая соблюдение компетенции, порядка принятия, вступления в законную силу, а также соответствие вышестоящему законодательству при расчете тарифов на питьевую воду. Указанные в административном исковом заявлении расходы, а также показатели потерь воды были исключены Управлением по тарифам в виду отсутствия их экономической обоснованности, отсутствия документов, подтверждающих обоснованность учета в балансе водоснабжения заявленного объема потерь воды.

Заинтересованное лицо администрация <данные изъяты> района Алтайского края, надлежащим образом извещенное о дате и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, им представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано о согласии с требованиями <данные изъяты> (л.д.140-141 т.4).

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края <данные изъяты> в судебном заседании считала административные исковые требования необоснованными. Также пояснила, что Минстрой Алтайского края в случае отсутствия утвержденной инвестиционной программы не вправе устанавливать плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) отведения, в связи с чем <данные изъяты> было отказано в утверждении вышеуказанных показателей. Заинтересованным лицом представлены письменные пояснения (л.д.167-169 т.4).

При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел настоящее административное дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителей сторон, заслушав показания свидетелей, специалиста, заключение прокурора, указавшей об отсутствии оснований для удовлетворения административных требований, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - в редакции от ДД.ММ.ГГ, действующей на момент принятия оспариваемого решения), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГ*** (далее Методические рекомендации по расчету тарифов).

В соответствии с подп.4, 5 ч.2 ст.3 Закона о водоснабжении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду и водоотведение, а также утверждение значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п.1,9 ч.1 ст.5, п.1 ч.2, п.1 ч.8 ст.31 Закона о водоснабжении).

В соответствии с Правилами регулирования тарифов установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел. Открытие дела осуществляется, в том числе, по предложению регулируемой организации (п.12 Правил). Перечень документов, прилагаемых к заявлению, указан в п.17 Правил. Данными правилами регламентирована процедура принятия решения: орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) (п.25 Правил); требования к содержанию экспертного заключения указаны в п.26 Правил; порядок принятия решения, требования к его форме и содержанию указаны в п.п.27,28 Правил; содержание протокола заседания правления органа регулирования отражено в п.29; порядок опубликования решения и протокола указаны в п.32 Правил. Порядок, сроки направления копии решения с приложением протокола регулируемой организации, для которой установлен тариф, содержатся в п.31 Правил регулирования тарифов.

Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи необходимых документов до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования (п.22 Правил регулирования тарифов).

Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (п.30 Правил регулирования тарифов).

В силу п.п.29-31 и 37 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года. При регулировании тарифов в сфере водоснабжения применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод доходности инвестированного капитала; в) метод индексации и г) метод сравнения аналогов. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных п.п.37, 53 и 55 Основ. Метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Согласно п.5 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Правила разработки производственных программ) производственная программа включает в себя, в том числе, планируемый объем подачи воды; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов (далее - уполномоченный орган) (п.2 Правил разработки производственных программ).

В соответствии с положением об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с п.п.4.39.1, 4.45.2. Положения Управление по тарифам утверждает производственные программы и осуществляет контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; устанавливает тарифы в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода, техническая вода, транспортировка воды, подвоз воды) (л.д.119-149 т.3).

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.

Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности правления, утвержденном приказом управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов». Этим же приказом утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками управления, в том числе начальник управления (л.д.76-118 т.3).

Как установлено при рассмотрении дела, <данные изъяты> является организацией, осуществляющей водоснабжение для потребителей <адрес> Данное предприятие создано ДД.ММ.ГГ, ему на праве хозяйственного ведения для выполнения функции по предоставлению коммунальной услуги в виде водоснабжения передано имущество, находящееся в муниципальной собственности администрации <данные изъяты> сельсовета (л.д.91-98 т.1, л.д.39-40 тарифного дела).

Из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> обратилось в орган регулирования с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) методом экономически обоснованных расходов (затрат), к которому были приложены обосновывающие материалы (в 1 томе – перечень документов – л.д.196-195 т.3). На основании этого заявления Управлением по тарифам было открыто дело об установлении тарифа и установлен метод регулирования тарифа - метод экономически обоснованных расходов (затрат) (лд.157-158,159 т.3). ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> направило дополнительные материалы, которые получены Управлением по тарифам ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно (л.д.1-72 т.4).

Решением Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> района Алтайского края, на 2019 год» утверждена производственная программа <данные изъяты> на 2019 год согласно приложению 1, установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края, с календарной разбивкой согласно приложению 2 (л.д.199-200 т.3).

Согласно Приложению 1 Производственная программа <данные изъяты> на 2019 год включает в себя раздел 4 «Планируемый объем подачи питьевой воды», где показатель потерь воды (тыс.куб.м) составляет 0 (пункт 2.2), также в разделе 6 «Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения (питьевая вода) показатель – доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (%) - составляет 0 (пункт 3.1). В разделе 5 данной Производственной программы установлен размер финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - 699,56 тыс. руб. (пункт 1) (л.д.201-203 т.3).

Согласно Приложению 2 «Тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края, на 2019 год» тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ составляет 25 руб., такой же тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения установлен и для населения (л.д.204 т.3).

Данное решение принято на основании заявления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ. Управление по тарифам открыло дело ***, о чем ДД.ММ.ГГ было извещено <данные изъяты> которому также сообщено о выборе метода регулирования – метода экономически обоснованных расходов (затрат). Управлением по тарифам составлено Экспертное заключение по делу. Дата заседания Правления Управления определена на ДД.ММ.ГГ, о чем было извещено <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ на заседании Правления управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, на котором присутствовал законный представитель <данные изъяты> принято решение *** и составлен Протокол заседания Правления ***. Согласно протоколу заседания правления *** от ДД.ММ.ГГ в повестку дня был включен вопрос *** об установлении тарифов на питьевую воду холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> района Алтайского края на 2019 год, в заседании приняли участие 4 члена правления, из которых все проголосовали за принятие решения. Копия решения и протокол заседания Правления направлены в адрес <данные изъяты> им получены ДД.ММ.ГГ (л.д.160-195 т.3).

Решение от ДД.ММ.ГГ*** опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) ДД.ММ.ГГ, зарегистрировано в Реестре нормативных правовых актов Алтайского края - государственный регистрационный номер *** от ДД.ММ.ГГ. Копия решения направлена в прокуратуру Алтайского края, управление Министерства юстиции Алтайского края, Федеральную антимонопольную службу (л.д.150-156 т.3).

Данный правовой акт является нормативным, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления <данные изъяты> коммунальной услуги по снабжению холодной питьевой водой потребителей <данные изъяты> района Алтайского края, следовательно, может быть оспорен <данные изъяты> в суде в порядке гл.21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По форме решение соответствует требованиям п.31 Правил регулирования. Данное решение принято в соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования (п.п.27,28,29,32), а также Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГ*** (п.п.15,18,19,20).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий, существенных нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных Правилам регулирования, постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края», судом при рассмотрении дела не установлено.

По указанным обстоятельствам административным истцом решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** не оспаривается.

Проверяя соответствие нормативного правового акта об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> района Алтайского края, на 2019 год положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу п.29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.

Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (п.24 Основ ценообразования).

В силу п.27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Перечень показателей надежности), а также Порядок и правила определения плановых значений и фактических значений таких показателей (далее - Порядок определения показателей) утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

К числу названных показателей относится уровень потерь воды, который применяется при определении расходов на возмещение потерь воды (ч.1 ст.39 Закона о водоснабжении; п.п.24,27,33, подп.«г» п.79 Основ ценообразования, подп.4 п.84 Методических указаний).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГ*** утверждены Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (далее Методические указания по расчету потерь воды).

В силу п.1.2. Методических указаний по расчету потерь воды расчет расходов и потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве осуществляется в целях обоснования объемов воды, необходимых при эксплуатации станций водоподготовки, обоснования баланса водоснабжения организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

Расходы воды при производстве питьевой воды, технической воды включают в себя технологические расходы (расходы на собственные нужды станций водоподготовки), расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационно-учетные расходы (п.2.1. Методических указаний по расчету потерь воды).

К потерям воды при производстве воды относятся: потери воды в водопроводных сооружениях (естественная убыль воды (потеря (уменьшение массы воды при сохранении ее качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения физико-химических свойств воды) в РЧВ и трубопроводах); утечки (самопроизвольное истечение воды из емкостных сооружений и различных элементов водопроводной сети при нарушении их герметичности) через уплотнения запорной арматуры на технологических трубопроводах; скрытые утечки (часть утечек воды, не обнаруживаемая при внешнем осмотре водопроводной сети) из РЧВ сверх норм естественной убыли воды (п.2.5. Методических указаний по расчету потерь воды).

В силу п.2.6. указанных Методических рекомендаций расходы и потери воды при производстве воды определяются по показаниям приборов учета и равны разности между объемом воды, поступившей на очистные сооружения (без учета количества оборотной воды), и объемом воды, поданной в водопроводную сеть с очистных сооружений.

Согласно п.3.1 Методических указаний по расчету потерь воды расходы воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (разность между объемами воды, подаваемой в водопроводную сеть, и воды, фактически отпущенной абонентам) включают в себя технологические расходы, расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационно-учетные расходы.

Расчеты расходов и потерь воды, при транспортировке приведены в приложениях *** - *** к настоящим Методическим указаниям. Также данными Методическими указаниями по расчету потерь воды предусмотрены соответствующие формулы расчета расхода воды на обслуживание технологических сооружений и отдельно на потери воды.

Уровень потерь воды устанавливается, в том числе, производственной программой в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных указанными программами (ч.1.3 ст.39 Закона о водоснабжении) как доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в процентах) (подп.«а» п.8 Перечня показателей надежности).

В силу п.6 Порядка определения показателей организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитывает фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности и направляет их в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и в уполномоченный орган в проекте производственной программы.

В данном случае <данные изъяты> совместно с заявлением об установлении тарифов ДД.ММ.ГГ подан проект Производственной программы в сфере холодного водоснабжения, где в п.2.2 раздела 4 указан показатель потерь воды – 20,027 тыс.куб.м. (л.д.18-24 т.3, л.д.463/1-464 тарифного дела). Также этот показатель заявлен и в балансе водоснабжения (л.д.142 тарифного дела) и в утвержденной постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** схеме водоснабжения муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края (л.д.111-112 т.1, л.д.41-62 тарифного дела).

В соответствии с п.2 Правил разработки производственных программ проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов.

Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил. В случае, если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку. Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение (п.9 Правил разработки производственных программ).

Как следует из пояснений представителя ответчика <данные изъяты> а также показаний свидетеля <данные изъяты> данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГ (л.д.76-100 т.4) Управление по тарифам установило для <данные изъяты> в Производственной программе показатель потерь воды - 0, так как Минстроем Алтайского края не был установлен такой показатель. Также представитель ответчика и свидетель <данные изъяты> поясняли, что данный показатель установлен в связи с тем, что <данные изъяты> не был представлен расчет уровня потерь воды, а самостоятельно рассчитать эти показатели не было возможности в связи с отсутствием определенных данных в представленных в тарифное дело материалов.

Данные доводы суд не принимает во внимание, так как установление значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения для организаций, которые впервые вышли на тарифное регулирование и у которых отсутствуют ранее утвержденные инвестиционные либо производственные программы (к которым относится <данные изъяты> предусмотрено, в том числе, в производственных программах, а не отдельным документом, принятым органом государственной власти в области жилищно-коммунального хозяйства, что следует из анализа ч.ч.1.3,4 и 6 ст.39 Закона о водоснабжении, п.п.3 - 5 Порядка определения показателей, согласно которым плановые значения названных показателей в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создание, реконструкция и (или) ремонт которых предусмотрены утвержденной инвестиционной или производственной программами, могут быть установлены отдельно от таких программ самостоятельным решением уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях контроля за результатами их реализации и в целях регулирования тарифов. При этом плановые значения показателей устанавливаются на период, следующий за последним годом реализации таких программ, исходя из значений этих показателей, установленных реализованными инвестиционной программой, производственной программой.

Также не имеет значения указание представителя административного ответчика об отсутствии специалистов в Управлении по тарифам в области расчета показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, поскольку в силу п. п.9 Правил разработки производственных программ уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа ее обоснованности независимые организации.

Довод административного ответчика о том, что расчет показателя потерь воды в нарушение подп.«з» п.17 Правил регулирования тарифов не был представлен <данные изъяты> в Управление по тарифам, а самостоятельно рассчитать данные показатели орган регулирования не смог в виду отсутствия необходимой информации, также не свидетельствуют о законности установления такого показателя равному «0», так как непредставление организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы, а также в уполномоченный орган в проекте производственной программы фактических и плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности не является основанием для отказа в установлении указанных показателей, а также в утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы и (или) производственной программы, что прямо предусмотрено п.7 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

Кроме того, при открытии тарифного дела Управление по тарифам не указало <данные изъяты> об отсутствии расчета объема оказываемых услуг с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным сетям, предоставление которого было обязательно в силу подп.«з» п.17 Правил регулирования тарифов, а приняло документы и открыло дело, в то время как согласно п.10 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГ***, представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных п.17 Правил регулирования, является основанием для отказа в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов. При этом возможность направления запроса в организацию о предоставлении сведений, предусмотренных п.17 Правил регулирования тарифов, предусмотрена п.20 указанных Правил.

В материалах тарифного дела сведения о том, что вопрос о расчете уровня потерь воды обсуждался работниками Управления по тарифам при утверждении производственной программы и при расчете тарифа, у <данные изъяты> истребовались какие-либо дополнительные документы, как до рассмотрения заявления, так и во время заседания правления ДД.ММ.ГГ отсутствуют, ссылок на это ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания не содержится.

Также суд учитывает, что в силу п.15 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

В данном случае представитель административного ответчика <данные изъяты> и свидетель <данные изъяты> поясняли суду, что Управлению по тарифам было известно, что ранее услуги по водоснабжению потребителям <данные изъяты> района Алтайского края оказывало <данные изъяты> которое эксплуатировало те же водопроводные сети, т.е. по данному виду деятельности являлось предшественником <данные изъяты> Данному <данные изъяты> Минстроем Алтайского края был установлен показатель потерь воды – 2% (760 куб.м.) (л.д.178-179 т.4), Управлением по тарифам уровень потерь воды на 2018 год установлен в размере 0,873 тыс.куб.м. (л.д.182-183 т.4). При этом ссылка административного ответчика на то, что в отчетах <данные изъяты> за 2018 год отсутствует указание на наличие потерь воды, о чем свидетельствует один и тот же показатель объема поднятой воды и объема отпущенной потребителям воды - 57,25 тыс.куб.м., не может оправдать действия Управления по тарифам при установлении показателя потерь воды для <данные изъяты> равному «0», так как данные сведения в отчете <данные изъяты> не соотносятся с указанным в этом же отчете показателя уровня потерь воды в сетях 2% (л.д.205-210 т.4).

Кроме того, допрошенный в судебном заседании специалист Минстроя Алтайского края <данные изъяты> в должностные обязанность которого входит расчет показателей надежности, качества и энергетической эффективности (в том числе и до 2019 года для организаций, впервые вышедших на тарифное регулирование) пояснил, что в случае не предоставления расчета уровня потерь воды при указании его в производственной (инвестиционной) программе необходимо учитывать сведения о ранее действующей организации в этой сфере либо применять данные, имеющиеся у лучших аналогов, при этом у таких аналогов показатель потерь воды всегда установлен более «0».

Также суд учитывает, что согласно пояснениям представителя административного ответчика <данные изъяты> свидетелей <данные изъяты> специалиста <данные изъяты> показатель уровня потерь воды равный «0» может быть установлен для организаций, у которых водопроводные сети находятся в идеальном состоянии. Однако, как следует из пояснений законного представителя <данные изъяты> а также паспортов оборудования, имеющихся в материалах дела, водопроводные сети в <адрес> построены в 1970-1980 годах, на них постоянно происходят аварии, что не свидетельствует о таком состоянии сетей, которые могут функционировать без потерь воды. Данное обстоятельство подтверждается и схемой водоснабжения муниципального образования <данные изъяты> сельсовета <адрес> Алтайского края, утвержденной постановлением администрации <адрес> сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

При этом суд считает, что применение к установлению показателей потерь воды п.30 Правил регулирования тарифов, согласно которому орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена, не обосновано, так как расчет потерь воды регламентирован иными нормативными правовыми актами (Правила разработки производственных программ, Порядок определения показателей, Методические указания по расчету потерь воды), в которых норма аналогичного содержания отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованном установлении в Приложении 1 «Производственная программа <данные изъяты> осуществляющего холодное водоснабжение (питьевая вода), на 2019 год» показателя потерь воды равный «0» в разделах 4 (пункт 2.2) и 6 (пункт 3.1). Поскольку отсутствие показателя потерь воды влияет на размер финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, а, следовательно, и на размер установленного тарифа, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Относительно доводов административного истца о необоснованном исключении из объема необходимой валовой выручки заявленных <данные изъяты> расходов суд приходит к следующему.

В силу п.38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных п.44 настоящего документа; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Согласно п.39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются: а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; б) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; в) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; д) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; е) расходы на общехозяйственные расходы; ж) прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (п.40 Основ ценообразования).

К административным расходам относятся: а) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на служебные командировки; д) расходы на обучение персонала; е) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; ж) прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с методическими указаниями (п.41 Основ ценообразования.

Согласно проекту Производственной программы в сфере холодного водоснабжения, представленному <данные изъяты> совместно с заявлением об установлении тарифа, предприятием был заявлен размер необходимой валовой выручки (далее также НВВ) – 6 221,4 тыс.руб. (л.д.18-24 т.3).

Управлением по тарифам необходимая валовая выручка согласно заключению эксперта установлена в размере 699,56 руб., при этом исключены расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в размере 249,01 тыс.руб., расходы на энергетические ресурсы и холодную воду – 509,73 тыс.руб., расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, связанные с эксплуатацией централизованных систем, либо объектов в составе таких систем -123,14 тыс.руб., расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала - 1 432,38 тыс.руб., расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала - 1 960,49 тыс.руб., ремонтные расходы - 535,50 тыс.руб., расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями (услуги связи, услуги банка, консультационные услуги, обслуживание оргтехники) - 143,80 тыс.руб., прочие административные расходы - 23,90 тыс.руб., расходы, связанные с уплатой налогов и сборов – 54,34 тыс.руб. (л.д.177-195 т.3).

Отказывая во включении в необходимую валовую выручку расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение (горюче-смазочные материалы - 215,5 тыс.руб., материалы и малоценные основные средства – 36,54 руб.) Управление по тарифам сослалось на отсутствие обосновывающих документов.

Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов (п.50 Основ ценообразования). Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1, 2.1.1 к Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы (п.19 Методических указаний).

Административный истец указывает на необходимость включения в НВВ отклоненных регулирующей организацией затрат на горюче-смазочные материалы, ссылаясь на географическую отдаленность обслуживаемых скважин, административных органов, в том числе ИФНС, а также автозаправочных станций, находящихся в иных населенных пунктах. В качестве обосновывающих материалов в тарифное дело были представлены расчет затрат на ГСМ, справочная информация руководителя <данные изъяты> о еженедельных средних потребительских ценах на автомобильный бензин марки АИ-92, договор безвозмездного пользования автомобилем, путевые листы, кассовые чеки на приобретение бензина, а также товарные чеки на приобретение автозапчастей и технических жидкостей (л.д.183-226 тарифного дела).

Суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что в представленных материалах отсутствует обоснование заявленных предприятием норм топлива, не обоснован заявленный пробег 42 700 км в год (отсутствует его расчет, документы, подтверждающие его обоснованность), путевые листы заполнены в неполном виде (в том числе отсутствие показания одометра), отсутствуют заключенный на основании проведенных торгов договор на поставку горюче-смазочных материалов на ГСМ, сведения о рыночных ценах независимых специализированных информационно-аналитических организаций, что не позволило оценить экономическую обоснованность стоимости расходов на ГСМ, в связи с чем указанные расходы не были приняты к учету. Также документально не подтверждены географическая удаленность всех скважин друг от друга и от местонахождения предприятия, необходимость доставки определенного персонала к скважинам и (или) к административным органам в конкретные сроки, с указанием места дислокации рабочих и специалистов.

Представленный административным истцом в материалы дела расчет расходов на ГСМ (л.д.120-124 т.4) также не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку данный расчет в материалы тарифного дела не предоставлялся, кроме того, в нем также не подтверждена обоснованность указанного пробега.

Кроме того, товарные чеки на приобретение технических жидкостей на автомобиль и автозапчастей датированы 2018 годом, в котором <данные изъяты> услуги по водоснабжению не оказывало, а обоснованность отнесения расходов, понесенных в 2018 году представленными в тарифное дело документами не подтверждена. При этом ссылка административного истца на несение таких расходов в 2018 году <данные изъяты> не состоятельна, поскольку <данные изъяты> кроме услуг по водоснабжению оказывало еще услуги и по теплоснабжению, в связи с чем соотнести расходы данной организации только с регулируемым видом (холодное водоснабжение) и перенести их на <данные изъяты> не представляется возможным.

Поскольку в нарушение п.22 Основ ценообразования, п.п.25, 30 Правил регулирования тарифов факт несения расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение представленными доказательствами не был должным образом обоснован, Управление по тарифам правильно отказало в их включении в НВВ.

Также административный истец оспаривает определенный размер расходов на энергетические ресурсы и холодную воду <данные изъяты> было заявлено 761,70 тыс.руб.

В соответствии с п.48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке (п.20 Методических указаний).

На основании изложенного при расчете приобретаемого количества электроэнергии должны учитываться объемы потребляемой электроэнергии в технологических процессах подготовки и транспортировки питьевой воды.

<данные изъяты> заявлены для учета в необходимой валовой выручке на водоснабжение расходы на электроэнергию по уровню напряжения НН в размере 761,70 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 122,58 тыс. кВт.ч в год, цены 6,21 руб./кВт.ч.

Указанные расходы учтены Управлением по тарифам в размере 251,97 тыс. руб., отказано во включение 509,73 тыс.руб. в связи с уточнением показателей работы оборудования, участвующего в технологическим процессе. При этом объем электрической энергии принят в размере 50,57 тыс. кВт.ч. (без учета потерь воды).

Средний тариф 1 кВт.ч электроэнергии рассчитан с учетом последней официально опубликованной цены по низкому уровню напряжения (на дату проведения экспертизы) на официальном сайте гарантирующего поставщика (<данные изъяты> что соответствует п.6.1 договора энергоснабжения *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного между <данные изъяты> - л.д.66-78 тарифного дела) – 4,87 руб./кВт.ч., с учетом индекса цен в размере 105,9%, утвержденного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Доказательств экономической необоснованности принятых органом регулирования расходов по названной статье (за исключением действий по не учету потерь воды) административным истцом в суд не представлено. При этом указание административного истца на то, что у <данные изъяты> в 2018 году объем потребленной электрической энергии составил 90,936 тыс.кВт.ч., не может свидетельствовать о неправильном расчете ответчика, так как, как указывалось выше, <данные изъяты> кроме услуг по водоснабжению оказывало еще услуги и по теплоснабжению, а из представленных в тарифное дело документов (договор на электроснабжение и счет-фактур л.д.261-298 тарифного дела) невозможно определить в связи с каким видом регулируемой деятельности связан этот объем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что расчет размера расходов на энергетические ресурсы Управлением по тарифам произведен не верно, так как не учтены потери воды.

Административный истец также считает необходимым включить в НВВ расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями» (услуги по ремонту машин, затраты на охрану труда) в общем размере 123,14 тыс.руб., необоснованно исключенные Управлением по тарифам.

Предприятием при расчете расходов по статье «Прочие производственные расходы» в части оказываемых услуг водоснабжения плановая величина затрат на услуги по ремонту автомобиля определена исходя из договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГ***, заключенного с <данные изъяты> (л.д.328 тарифного дела). Также представлены товарные и кассовые чеки о приобретении автозапчастей и антифриза, тормозной жидкости в 2018 году (л.д.325-327 тарифного дела).

Данные расходы Управление по тарифам не включило в НВВ в связи с отсутствием экономической обоснованности на основании п.30 Правил регулирования тарифов. С таким выводом суд соглашается, поскольку объем услуг по ремонту автомобиля в 2019 году не обоснован, из представленного договора, заключенного с <данные изъяты> невозможно определить какие конкретные услуги будут предоставлены и их стоимость. Из представленного договора безвозмездного пользования автомобиля от ДД.ММ.ГГ, заключенного между <данные изъяты> не ясно в каком техническом состоянии передается автомобиль в пользование <данные изъяты> (л.д.186-187 тарифного дела).

Также <данные изъяты> заявлены расходы на охрану труда в размере 21,1 тыс.руб., а именно расходы на спецодежду. В подтверждение представлен расчет расходов с приложением прайс-листа от <данные изъяты> (л.д.299-315 тарифного дела).

Обязанность работодателя обеспечить своих работников спецодеждой и спецобувью возложена на него трудовым законодательством (абз.8 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации). Следовательно, несение данных расходов обязательно при осуществлении деятельности по оказанию услуг по водоснабжению.

Однако Управлением по тарифам данные расходы исключены из НВВ, так как <данные изъяты> не представило информацию о фактическом приобретении спецодежды и фактическом проведении аттестации рабочих мест.

С данным выводом суд не соглашается, поскольку необеспечение работников данными средствами охраны труда повлечет нарушение трудового законодательства, поэтому Управление по тарифам при заявлении <данные изъяты> таких расходов могло самостоятельно рассчитать объем таких затрат на обеспечение рассчитанного Управлением по тарифам производственного персонала, сравнив указанные предприятием цены на одежду и обувь со среднерыночными. То обстоятельство, что предприятие не представило информацию о фактическом приобретении спецодежды, не свидетельствует о том, что <данные изъяты> такие расходы не понесет в будущем.

Также истец оспаривает действия ответчика по исчислению расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала (исключено Управлением по тарифам 1 960,49 тыс.руб.) и производственного персонала (исключено 1 432,38 тыс.руб.).

В силу п.52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пункт 17 Методических указаний устанавливает следующую последовательность использования сведений при определении расходов на оплату труда: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен. Названный пункт содержит ссылку на приложения 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям, согласно которым расходы на оплату труда рассчитываются по таблицам на основе фонда оплаты труда, определенного исходя из численности группы персонала (производственной, ремонтной, административной) и среднемесячной оплаты труда на одного работника.

<данные изъяты> с заявлением об установлении тарифа на 2019 год представлено Приложение 2.2 к Методическим указаниям о расчете расходов на оплату труда на водоотведение, в котором организацией заявлена к расчету численность производственного персонала 4,6 человек, административного – 4 человека. Согласно штатному расписанию общая численность работников предприятия указано 8,6 человек (без выделения конкретных должностей), однако при нормативном расчете численности руководителей, специалистов и служащих по <данные изъяты> учитывается 24,9 человек. Ремонтный персонал не был заявлен в представленном организацией расчете фонда заработной платы (л.д.142-163 т.2, л.д.329-350 тарифного дела).

Управление по тарифам, проанализировав в совокупности представленные предприятием документы, в связи с выявленными противоречиями в представленных в тарифное дело материалах, при исчислении фонда заработной платы на основании Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГ***, исходило из численности производственного персонала 2 человека и административного персонала 2 человек.

В то же время, из материалов тарифного дела следует, что протяженность сетей водоотведения, переданных в пользование <данные изъяты> составляет: переданных от муниципалитета 15,042 км., бесхозных – 14,458 км., а всего 29,5 км. (л.д.39-40, 62 тарифного дела).

Согласно п.2.2.3 указанных Рекомендаций в таблице 18 указана нормативная численность производственного персонала 3 – 5 чел. при протяженности водопроводных сетей от 15 км. до 25 км., и 5 – 7 чел. при протяженности водопроводных сетей от 25 км. до 35 км.

В связи с этим суд находит необоснованным установление нормативной численности производственного персонала <данные изъяты> в количестве 2 человек.

С порядком исчисления заработной платы суд соглашается с Управлением по тарифам. Так, при исчислении фонда заработной платы размер тарифной ставки в размере 10 303 руб. принят Управлением в соответствии с п.17 Методических указаний в порядке приоритетности согласно параметрам Приложения 1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ДД.ММ.ГГ (предложение о присоединении к которому опубликовано Министерством труда России ДД.ММ.ГГ, и к которому <данные изъяты> в отсутствие доказательств отказа от присоединения считается присоединившимся в силу ч.ч.8,9 ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации, п.10.8 Отраслевого тарифного соглашения).

Установленная минимальная заработная плата (без учета районного коэффициента) в размере 13 000 руб. Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателем «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ДД.ММ.ГГ, не может быть учтена в данном случае, как того требует административный истец, поскольку доказательств присоединения <данные изъяты> к этому соглашению суду не представлено. Предложение о присоединении к данному отраслевому тарифному соглашению от ДД.ММ.ГГ гола не публиковалось, заявления о присоединении к нему в заявительном порядке административным истцом не подавалось.

Кроме того определенный Управлением по тарифам в целом размер среднемесячной тарифной ставки (14 292,32 руб., до применения районного коэффициента 15%) превышает минимальный размер оплаты труда по Алтайскому краю и Российской Федерации в целом.

Поскольку коллективный договор <данные изъяты> на 2019 год не представлен в орган регулирования, размер выплат, связанных с режимом труда, текущим премированием, определен Управлением в размере 0%, а равно учтен районный коэффициент 15%, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».

На основании изложенного доводы административного истца о неверном определении Управлением по тарифам размера фонда заработной платы суд находит обоснованными в связи с неправильным определением количественного состава производственного персонала.

Кроме того административный истец не согласен с исключением управлением по тарифам из НВВ расходов по статье «Ремонтные работы» в размере 535,50 тыс.руб.

В соответствии с п.п.40,51 Основ ценообразования, п.п.23,24 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются: 1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; 2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; 3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В подтверждение обоснованности расходов на ремонтные работы в сумме 535,50 тыс. руб. <данные изъяты> в тарифное дело представлены копии товарных чеков о закупке товаров покупателем <данные изъяты> или <данные изъяты> за 2018 год и копии ответов на коммерческие предложения (л.д.351-365 тарифного дела). Также ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> направило дополнительные материалы, в том числе, документы об аукционе в электронной форме на поставку труб, соединительных и крепежных элементов, протокол подведения итогов аукциона от ДД.ММ.ГГ, о том, что победителем аукциона стало <данные изъяты> предложившее цену 400 руб. (л.д.1-72 т.4).

Поскольку в нарушение п.22 Основ ценообразования, п.п.24,30 Правил регулирования тарифов факт несения расходов на текущий и капитальный ремонт представленными доказательствами не был должным образом обоснован, Управление по тарифам правильно отказало в их включении в НВВ. При этом суд учитывает, что товарные чеки о закупке товаров в 2018 году <данные изъяты> с достоверностью не подтверждают, что эти товары были соотнесены только с регулируемым видом деятельности – холодное водоснабжение. Договор от ДД.ММ.ГГ***, заключенный <данные изъяты> с <данные изъяты> на поставку материалов для проведения текущего ремонта (л.д.33-44 т.3), не может быть учтен судом, поскольку в материалы тарифного дела он не предоставлялся. Также в материалы тарифного дела не представлены акт технического обследования водопроводных сетей, дефектные ведомости, план-график производства ремонтных работ, что также свидетельствует о неподтвержденности необходимости несения таких расходов.

Процедура оценки состояния систем водоснабжения с точки зрения нуждаемости в проведении ремонтных работ определена Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***., и Методическим рекомендациям по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***. В связи с этим ссылка административного истца на то, что в проекте производственной программы зафиксирована сумма 535,50 тыс.руб. на ремонт сетей, не принимается судом во внимание, так как данное указание не означает, что заявленную сумму на ремонт не нужно экономически обосновывать.

Кроме того административный истец оспаривает исключение Управлением по тарифам расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями (услуги связи, услуги банка, консультационные услуги, обслуживание оргтехники) в размере 143,80 тыс.руб. (а именно: услуги связи – 22,64 тыс.руб., услуги банка – 20,66 тыс.руб., консультационные услуги - 100 тыс.руб., обслуживание оргтехники – 0,52 тыс.руб.), а также прочих административных расходов в сумме 23,90 тыс.руб. (канцелярские товары – 16,5 тыс.руб., хозяйственные товары – 7,4 тыс.руб.).

В соответствии с п.41 Основ ценообразования к административным расходам относятся, в том числе расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам.

Данные расходы исключены органом регулирования в полном объеме в связи с отсутствием обосновывающих материалов. С данным выводом суд соглашается в виду следующего.

Представленный в тарифное дело договор об оказании услуг связи (телефон и интернет) от ДД.ММ.ГГ***, заключенный между <данные изъяты> (л.д.367-373тарифного дела), не содержит указания о стоимости услуг, а из расчета стоимости услуг (л.д.366 тарифного дела) не ясно каким образом определены расценки на услуги.

Из приказа <данные изъяты> о возмещении расходов, связанных с использованием личного имущества в служебных целях от ДД.ММ.ГГ***, а также дополнительного соглашения *** к трудовому *** от ДД.ММ.ГГ (л.д.408,409 тарифного дела) следует, что <данные изъяты> оплачивает <данные изъяты> ежемесячно по 200 руб. за использование принадлежащего ему на праве собственности телефона в служебных целях. В то же время сведений о том, что номер этого телефона является служебным материалы дела не содержат, поэтому Управление по тарифам обоснованно не приняло во внимание данные документы.

В подтверждение оплаты услуг банка <данные изъяты> представило заявление о присоединении к договору-конструктору (л.д.412-414 тарифного дела). Данное заявление и расчет предприятия расходов на эти услуги в силу п.22 Основ ценообразования не подтверждают экономическое обоснование, поскольку сам договор, к которому <данные изъяты> пожелало присоединиться, стоимость банковских услуг не представлены, в связи с чем на основании п.30 Правил регулирования тарифов Управление по тарифов правильно не включило данные расходы в НВВ.

В обоснование консультационных расходов 100 тыс. руб. в материалы тарифного дела представлен договор от ДД.ММ.ГГ***, заключенный между <данные изъяты> и <данные изъяты>, предметом договора явилось оказание услуг по расчету тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения <данные изъяты> на 2019 год (л.д.415-421 тарифного дела). Поскольку предприятием не обосновано несение данных расходов, не указано, почему юридическое лицо не смогло самостоятельно подготовить и предоставить в Управление по тарифам пакет документов для открытия тарифного дела, данные расходы обоснованно не учтены при определении расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.

Относительно обоснования несения расходов на обслуживание оргтехники (0,52 тыс.руб.), на приобретение канцелярских товаров (16,5 тыс.руб.), хозяйственных товаров (7,4 тыс.руб.) <данные изъяты> представило копии товарных и кассовых чеков <данные изъяты> за 2018 год (421-446 тарифного дела). Суд соглашается с решением Управления по тарифам, не включившего данные расходы в НВВ, поскольку соотнести эти расходы с регулируемым видом деятельности – водоснабжение, не представляется возможным, так как <данные изъяты> оказывало также услуги по теплоснабжению. Других документов, обосновывающих необходимость учета данных затрат (в том числе договоров на поставку товаров) в материалы тарифного дела не представлено.

При этом суд учитывает, что согласно п.15 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Поскольку <данные изъяты> осуществляет деятельность первый год, документально подтвержденные расходы, не включенные Управлением по тарифам в необходимую валовую выручку предприятия на 2019 год, могут быть учтены регулирующим органом в последующие годы периода регулирования.

Также административный истец просит полностью включить в НВВ расходы, связанные с уплатой налогов и сборов в размере 67,50 тыс.руб. (налог на прибыль – 54,00 тыс.руб., водный налог и плата за пользование водным налогом – 13,50 тыс.руб.), из которых Управлением по тарифам учтены расходы по оплате водного налога 6,31 тыс.руб., расходы по налогу на прибыль исключен полностью.

В соответствии с п.45 Основ ценообразования при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов. Налоги и сборы с фонда оплаты труда учитываются в составе производственных, ремонтных и административных расходов. При расчете налога на прибыль регулируемой организации сумма амортизации основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано определение налоговой базы для исчисления водного налога. Так, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

В данном случае Управлением по тарифам при расчете налоговой базы <данные изъяты> исходило из объема поднятой воды – 58 363 тыс.куб.м., в том числе на период действия производственной программы (т.е. не 2019 год) – 27,982 тыс.куб.м. Однако, поскольку при расчете этого показателя не были учтены потери воды, суд не соглашается с этим расчетом, признавая его необоснованным.

Относительно расчета налога на прибыль суд соглашается с мнением Управления по тарифам, что в связи с не предоставлением <данные изъяты> расчета размера прибыли, а также с не утверждением тарифных источников (прибыли и амортизации) проверить заявленные предприятием расходы на уплату налога не представляется возможным. Указание допрошенной в качестве свидетеля со стороны административного истца <данные изъяты> о том, что Управление по тарифам могло самостоятельно рассчитать размер налога на прибыль для <данные изъяты> применяющего упрощенную систему налогообложения, также не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о не установлении показателя потерь воды, определении размера необходимой валовой выручки для <данные изъяты> в экономически необоснованном размере, и эти обстоятельства являются достаточными для признания не действующим оспариваемого решения в части установления показателя потерь воды «0», размера финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - 699,56 тыс. руб. и тарифов в размере 25 руб.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем признание его недействующим со дня принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом суд учитывает, что признание решения не действующим в части с момента вступления настоящего решения в законную силу, свидетельствовало бы об иллюзорности судебной защиты.

В соответствии с ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О правотворческой деятельности» сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Алтайская правда», а также в силу части 6 статьи 13.3 Федерального закона №89-ФЗ – на официальном сайте Алтайского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования <данные изъяты> об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> района Алтайского края, на 2019 год» в части указания в Приложении 1 «Производственная программа <данные изъяты> осуществляющего холодное водоснабжение (питьевая вода), на 2019 год» показателя «0,00» в пункте 2.2 раздела 4 «Потери воды» и показателя «0,00» в пункте 3.1 раздела 6 «Доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть, %»; в части установления в пункте 1 раздела 5 размера финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - 699,56 тыс. руб.; а также Приложение 2 «Тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края, на 2019 год» в части установления тарифов с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в размере 25 рублей и на питьевую воды холодного водоснабжения для населения в размере 25 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.