Дело № 3а-3/2020 (№ 3а-751/2019)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 29 января 2020 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Коротаевой О.А.
при секретаре Нициевской Л.Н.
с участием прокурора Богомоловой Е.П.
представителей административного истца Акционерного общества «Верещагинское МО АЗС» - ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Верещагинское МО АЗС» к Думе Верещагинского городского поселения о признании недействующим утвержденного решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 26.03.2013 года № 60/351 Генерального плана Верещагинского городского поселения в части отнесения земельного участка по адресу: **** к функциональной зоне «Зона производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности», о признании недействующими утвержденных решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 24.12.2013 года № 4/24 Правил землепользования и застройки Верещагинского городского поселения в части отнесения земельного участка по адресу: **** к Территориальной зоне «Зона производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности»,
у с т а н о в и л:
Решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 26.03.2013 года № 60/351 утвержден Генеральный план Положения о территориальном планировании муниципального образования «Верещагинское городское поселение», включающий в себя графические и текстовые материалы – далее Генеральный план (том 2 л.д. 219, 220-240). В том числе Генеральным планом определены функциональные зоны Верещагинского городского поселения, выполнено графическое нанесение функциональных зон на территорию поселения, к материалам дела приобщен основной чертеж Генерального плана, с картографическим нанесением границ функциональных зон.
Вышеуказанное решение было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления Верещагинского городского поселения» № 5(10) 05.04.2013 года (том 3 л.д. 1-15), Генеральный план также обнародован посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте 07.05.2013 года (том 2 л.д. 124).
Решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 24.12.2013 года № 4/24, утверждены Правила землепользования и застройки Верещагинского городского поселения – далее Правила землепользования и застройки (том 1 л.д. 148). В том числе Правилами землепользования и застройки Верещагинского городского поселения определен перечень и категории территориальных зон, в том числе: Производственные и коммунальные зоны (П-1, П-2, П-3, П-4), в карте градостроительного зонирования на территорию поселения графически нанесены территориальные зоны (том 1 л.д. 149-185, 115).
Вышеуказанное решение было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления Верещагинского городского поселения» - № 19(24) от 27.12.2013 года (л.д. 218), Правила землепользования и застройки обнародованы в том числе посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте 23.01.2014 года (том 2 л.д. 125).
Акционерное общество «Верещагинское МО АЗС» обратилось в краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия - Генерального плана и Правил землепользования и застройки в той части, что относит принадлежащий административному истцу земельный участок по адресу: **** к Территориальной зоне «Зона производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности», ссылаясь на то, что административный ответчик, при определении функциональной зоны в Генеральном плане и Территориальной зоны - в Плане землепользования и застройки, необоснованно не принял во внимание фактическое использование земельного участка собственником, нахождение на указанном участке производственных объектов 3 класса опасности, произвольно определив вид зон, что повлекло ограничение прав истца по эксплуатации участка в соответствии с полученной лицензией.
Также истец указал на то, что при принятии оспариваемых нормативных актов была нарушена предусмотренная положениями Градостроительного кодекса РФ процедура подготовки и принятия оспариваемых актов.
Истец полагает, что ответчиком при принятии оспариваемых нормативных правовых актов были нарушены нормы законодательства, имеющего большую юридическую силу. В том числе положений Градостроительного кодекса РФ, предусматривающих определение границ территориальных зон с учетом сложившейся планировки, возможности сочетания в пределах территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также положений Технических регламентов – о требованиях пожарной безопасности, о безопасности зданий и сооружений.
В предварительном судебном заседании представители административного истца также указали на то, что оспариваемыми актами земельный участок истца в существующих границах отнесен к двум различным функциональным и двум различным территориальным зонам, что порождает правовую неопределенность и свидетельствует о несоответствии Генерального плана и Правил землепользования и застройки в оспариваемой части требованиям законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца требования, заявленные в уточненном административном иске, поддержал.
Представитель административного ответчика - Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представителем административного ответчика ранее представлен письменные возражения, в которых представитель полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые акты были приняты компетентным органом, с соблюдением установленного порядка, не противоречат требованиям законодательства имеющего большую юридическую силу. Также полагал, что доводы административного истца о том, что при подготовке проектов оспариваемых актов, истец подлежал уведомлению, о том, что сложившийся порядок землепользования подлежал безусловному учету, необоснованными, указывает, что ссылки истца на невозможность дальнейшей эксплуатации земельного участка без изменения функциональной зоны, территориальной зоны не основана на требованиях действующего законодательства. Не оспаривая то обстоятельство, что принадлежащий истцу земельный участок в установленных границах располагается в соответствии с графической частью Генерального плана в двух функциональных зонах, а в соответствии с графической частью Правил землепользования и застройки к двум территориальным зонам, представитель ответчика полагает, что данное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемых в части актов несоответствующими требованиям законодательства, поскольку при утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки графическая часть подготавливались без определения координат границ зон, что и повлекло указанное расхождение, в настоящее время производятся работы по уточнению границ.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Западно-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседании пояснил, что вид функциональной и территориальной зоны, к которым отнесен земельный участок истца оспариваемыми нормативными актами, не влияет на вопрос связанный с предоставлением лицензии на осуществление деятельности.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Глава городского поселения – Глава администрации Верещагинского городского поселения, в судебное заседание не явился, представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела ведом лен судом надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца
, заключение прокурора, полагающей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив письменные возражения и отзывы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Верещагинское городское поселение на момент принятия оспариваемых нормативных актов являлось муниципальным образованием (статья 2 Закона Пермской области от 09.12.2004 № 1874-405 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Верещагинского района Пермского края»).
Решением Думы Верещагинского городского поселения от 23.11.2005 года № 3/10 принят Устав Верещагинского городского поселения (далее Устав), в соответствии с которым, Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 26.03.2013 года № 60/351 утвержден Генеральный план Положения о территориальном планировании муниципального образования «Верещагинское городское поселение», решение опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления Верещагинского городского поселения» -, Генеральный план обнародован посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте 07.05.2013 года (том 2 л.д. 124).
Решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 24.12.2013 года № 4/24, утверждены Правила землепользования и застройки Верещагинского городского поселения, решение опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления Верещагинского городского поселения» - № 19(24) от 27.12.2013 года (л.д. 218), Правила землепользования и застройки обнародованы в том числе посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте 23.01.2014 года (том 2 л.д. 125).
Таким образом, судом установлено, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки утверждены уполномоченным на дату их принятия органом в установленной форме, официально опубликованы.
Проверив доводы административного истца относительно нарушения порядка принятия оспариваемых нормативных актов, суд полагает их необоснованными.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения установлен статьями 30 - 32 ГрК РФ.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, предусмотренных статьей 31 ГрК, к которым относятся, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5, 6), официальная публикация сообщения о принятии такого решения (часть 7), проверка проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16).
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 и с частями 13 и 14 статьи 31 данного Кодекса.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.В соответствии с положениями статьи 54 Устава - ознакомление жителей поселения с проектами муниципальных правовых актов и иной официальной информацией осуществляется в порядке, установленном решением органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления поселения, в компетенцию которых входит принятие соответствующего правового акта.
В соответствии с положениями части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования. Из материалов дела следует, что Генеральный план Верещагинского городского поселения разработан и утвержден на срок до 2030 года.
Как установлено судом, в соответствии с положениями пункта 7 статьи 9 ГрК РФ Проект Правил землепользования и застройки был вынесен на публичные слушания, назначенные Постановлением администрации Верещагинского городского поселения от 18.06.2013 № 357 на 12.09.2013 года, то есть за три месяца до проведения слушаний. Сведения о начале слушаний обнародованы, обеспечен доступ к материалам, в том числе проекту Правил, что подтверждается копией акта (том 1 л.д. 212), копией печатного издания (том 1 л.д. 213-214). Также установлено, что в указанную дату публичные слушания состоялись, что подтверждено копией протокола (том 1 л.д. 215), копией заключения по результатам публичных слушаний (том 1 л.д. 216).
Доводы административного истца относительно того, что в материалах проектов отсутствовало обоснование определения функциональных, территориальных зон, распространяющихся на земельных участок истца, не могут быть приняты в качестве основания для признания порядка рассмотрения проектов оспариваемых актов нарушенным, поскольку действующим законодательством указанная обязанность на органы местного самоуправления не возложена, кроме того, в судебном заседании установлено, что административный истец участия в публичных слушаниях не принимал, замечаний, предложений относительно проектов оспариваемых актов не вносил.
Проверив доводы административного истца о том, что оспариваемые нормативные акты в оспариваемой части нарушают право истца на использование земельного участка, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, что определено положениями пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом, как определено частью 1 статьи 9 ГрК РФ.
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как следует из материалов дела, АО «Верещагинское МО АЗС» является собственником земельного участка с кадастровым номером **, площадью – 39 744 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под производственную базу, расположенного по адресу: ****, что подтверждено копией свидетельство о праве собственности, том 1л.д. 32), перешедшего в собственность истца от ООО «***» в порядке замещения активов должника.
В соответствии с данными кадастрового паспорта, земельный участок образован и поставлен на государственный кадастровый учет 29.06.2004 года, границы участка определены, сведения о границах участка внесены в государственный кадастр недвижимости (том 2 л.д.).
Согласно техническому паспорту сложного объекта на указанном земельном участке размещаются здание насосной станции, здание операторной, электрощитовая, рампа, здание электромастерских, здание материального склада, здание хранилища нефтепродуктов, здание укрытия, резервуары, пожарный водоем, молнеезащиты, ж/д эстакада, площадки для налива, фундаменты под оборудование, нефтеуловитель, трубпровод, канализационные сети, ливневая канализация, водопроводные сети, кабельные сети, (том 2 л.д. 22-81).
Установлено, что ООО «***», а в настоящее время административный истец имеют лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов по адресу: **** (том 1 л.д.43-45). Принадлежащие истцу и расположенные на земельном участке – группы резервуаров и сливо-наливных устройств, площадка малогабаритной установки стабилизации углеводородов модели МУС-1У Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, 03.12.2013 года включены в реестр опасных производственных объектов с присвоением Ш класса опасности ( том 1 л.д. 42).
Таким образом, на момент разработки проекта и принятия оспариваемых нормативных актов в отношении земельного участка с кадастровым номером **, по адресу: **** с учетом размещенных на нем объектов, сложился определенный порядок землепользования.
Как определено пунктом 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ - Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон городского округа.
Правила землепользования и застройки как предусмотрено положениями пункта 8 статьи 1 ГрК РФ являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Составной частью правил землепользования и застройки в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Вместе с тем, в соответствии с Генеральным планом (основной чертеж), Карте градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки), граница функциональных зон: зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности, зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности, так же как и граница двух территориальных зон: П-3 зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности, П-4 зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности., проходит по земельному участку, в связи с чем части одного земельного участка отнесены к разным функциональным и территориальным зонам, что противоречит требованиям градостроительного законодательства.
Установлено, что графическое описание местоположения границы вышеназванных функциональных, территориальных зон, не содержит перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют актуальные сведения о местоположении границ территориальных зон в соответствии с Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем, схема наложения границ земельного участка с кадастровым номером ** и фрагмента Карты Генерального плана, Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, подготовленная специалистом, что часть названного земельного участка расположена в территориальной зоне П-3, а часть располагается в зоне П-4.
Указанное обстоятельство подтверждается совокупностью доказательств – содержанием текстовой и графических частей генерального плана Верещагинского городского поселения, текстовой и графической частями Правил землепользования и застройки Верещагинского городского поселения, заключением специалиста Т. от 15.11.2019 (том 2 л.д. 142-171).
Кроме того, как следует из положений статьи 46 Правил землепользования и застройки, для территориальных зон П-3 и П-4 установлены различные градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Поскольку в оспариваемой части нормативные правовые акты не отвечают критерию правовой определенности, суд полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце третьем пункта 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части разъяснил, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Решение подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административный иск акционерного общества «Верещагинское МО АЗС» удовлетворить.
Признать утвержденный решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 26.03.2013 года № 60/351 Генеральный план Верещагинского городского поселения в части отнесения земельного участка по адресу: **** к двум функциональным зонам: «Зона производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности» и «Зона производственно-коммунальных объектов 3 класса вредности» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать утвержденные решением Думы муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 24.12.2013 года № 4/24 Правила землепользования и застройки Верещагинского городского поселения в части отнесения земельного участка по адресу: **** к Территориальным зонам: «Зона производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности», «Зона производственно-коммунальных объектов 3 класса вредности» - недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 10.02.2020.
Судья: подпись