ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/2016 от 05.10.2016 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 октября 2016 года г.Анадырь

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Поляковой О.А.,

при секретаре Орлове Е.А.,

с участием:

представителя административного истца акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях», действующего на основании доверенности от 20.07.2016г., ФИО1,

представителя административного истца акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях», действующего на основании доверенности от 20.07.2016г., ФИО2,

представителя административного истца акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях», действующего на основании доверенности, ФИО3,

представителя административного ответчика Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, действующего на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 26.07.2012г., ФИО4,

прокурора прокуратуры Чукотского автономного округа Талаева П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадыре 29 сентября – 5 октября 2016 года административное дело №3а-3/16 по административному исковому заявлению акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании пункта 1 постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 23 декабря 2015 года №26-э/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке Чукотского автономного округа на 2016 год» не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим в указанной части со дня его принятия (1 января 2016 года); о возложении обязанности принять новый акт об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» «Билибинская атомная станция» на 2016 год,

установил:

в суд Чукотского автономного округа обратилось акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (далее – АО «Концерн Росэнергатом») с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании пункта 1 постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 23 декабря 2015 года №26-э/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке Чукотского автономного округа на 2016 год» не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим в указанной части со дня его принятия (1 января 2016 года); о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем принятия нового акта об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» на 2016 год, определённых в соответствии с нормами действующего законодательства, официальным заключением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа по результатам экспертизы расчёта тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимую филиалом акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» «Билибинская атомная станция» на 2016 год и постановлением Комитета от 7 октября 2015 года №16-м/1 «О выборе метода регулирования тарифов».

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемая норма не соответствует п.1 ст.6, п.1 ст.20, ст.23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст.34 Федерального Закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, подп.«в» п.1 Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 года №68, постановлению Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 7 октября 2015 года №16-м/1 «О выборе метода регулирования тарифов», поскольку применённый административным ответчиком при установлении оспариваемых тарифов метод простого арифметического уменьшения необходимой валовой выручки противоречит методу экономически обоснованных расходов (затрат), а также другим методам регулирования тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность). Установленные тарифы не позволяют компенсировать половину экономически обоснованных затрат «Билибинской атомной станции» на производство электроэнергии (мощности), что нарушает права административного истца в сфере осуществления им предпринимательской деятельности.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее – Комитет) указал, что филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» осуществляет производство электрической энергии в режиме комбинированной выработки и отпуск в сеть акционерного общества «Чукотэнерго» для поставки электрической энергии потребителям Чукотского автономного округа. При расчёте предельных тарифов на электрическую энергию по Чукотскому автономному округу на 2016 год необходимая валовая выручка акционерного общества «Чукотэнерго» рассчитана с учётом покупки электрической энергии от Билибинской атомной станции по сниженному тарифу (исключено из расчёта 1063 млн. рублей (размер дотации, выделенной в 2014 году на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Чукотского автономного округа на субсидирование тарифов на электроэнергию для потребителей). Максимальный средний тариф для потребителей округа определён в размере 13,62 руб./кВт.ч., в том числе для потребителей акционерного общества «Чукотэнерго» - 10,53 руб./кВт.ч., рост тарифов составил с 1 июля 2016 года 115% к 2015 году, что является одним из самых высоких в России. Учитывая экономически обоснованный размер тарифов на электроэнергию Билибинской атомной станции 13,39 руб./кВт.ч., средний тариф на электрическую энергию для потребителей Чукотского автономного округа во втором полугодии 2016 года составит 19,54 руб./кВт.ч. (рост к декабрю 2015 года – 166%), в том числе средний тариф для потребителей акционерного общества «Чукотэнерго» - 17,70 руб./кВт.ч. (рост к декабрю 2015 года – 194%). В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», в целях непревышения установленного предельного максимального уровня тарифов на электрическую энергию и защиты интересов потребителей электрической энергии, с учётом мнения Губернатора и Правительства округа тариф на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» на 2016 год, установлен в размере 6,7534 руб./кВт.ч. Правительством округа совместно с федеральными органами исполнительной власти, АО «Концерн Росэнергоатом», АО «РАО ЭС Востока» продолжается работа по вопросу финансирования электроэнергетики, однако до настоящего времени нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий субсидирование тарифов для Чукотского автономного округа на 2016 год и последующие годы, отсутствует (том 1, л.д.178-182).

Определением судьи суда Чукотского автономного округа от 1 сентября 2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено акционерное общество «Чукотэнерго» (далее – АО «Чукотэнерго») (том 2, л.д.44-45).

В возражениях на административное исковое заявление АО «Чукотэнерго» указало на необоснованность заявленных требований, поскольку в случае увеличения расходов на покупку электрической энергии (мощности) от филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» при установлении экономически обоснованного тарифа в размере 13,39 руб./кВт.ч., средний отпускной тариф для АО «Чукотэнерго» увеличится до 17,71 руб./кВт.ч. (рост относительно первого полугодия 2016 года составит 93,9%), что является нарушением п.1 ст.20 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» об обеспечении доступности электрической энергии для потребителей, так как увеличение тарифа на электрическую энергию на 93,9% не сопоставимо с прогнозным уровнем инфляции в 2016 году. Решение по пересмотру тарифов на 2016 год должно быть принято только с определением источника возмещения дополнительных расходов АО «Чукотэнерго» на покупку электрической энергии (мощности) у филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» (том 2, л.д.89-91, 148-149).

В судебном заседании представители административного истца АО «Концерн Росэнергоатом» ФИО1, ФИО2, ФИО3 полностью поддержали административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета ФИО4 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в возражениях на него. При этом пояснила, что согласна с доводами административного иска о том, что экономически обоснованный размер тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», в 2016 году должен составлять 13,39 руб./кВт.ч.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика АО «Чукотэнерго» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

В судебном заседании прокурор Талаев П.А. просил административное исковое заявление АО «Концерн Росэнергоатом» удовлетворить в полном объёме, поскольку оспариваемая норма постановления Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1 противоречит ст.23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», пп.12, 15 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, и нарушает права и законные интересы административного истца, как производителя электроэнергии.

Выслушав объяснения представителей административного истца АО «Концерн Росэнергоатом» ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя административного ответчика Комитета ФИО4, заключение прокурора Талаева П.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 постановления Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1 установлены следующие тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке Чукотского автономного округа на 2016 год: одноставочный тариф с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года – 6,7534 руб/кВт.ч., трехставочный тариф: с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года ставка стоимости единицы электрической мощности – 3539,5340 руб/кВт.мес., ставка стоимости единицы электрической энергии – 0,6309 руб/кВт.ч.; с 1июля 2016 года по 31 декабря 2016 года ставка стоимости единицы электрической мощности – 3293,5235 руб/кВт.мес., ставка стоимости единицы электрической энергии – 0,6309 руб/кВт.ч.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизвод-ства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу ст.1, п.«г» п.2 ст.2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года №25-ОЗ (далее – Кодекс) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе органом исполнительной власти автономного округа) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе, постановления Комитета.

Как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1 определяет размер и срок действия индивидуального тарифа на электрическую энергию, который впоследствии участвует в формировании тарифов для потребителей Чукотского автономного округа, то есть обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц.

Принимая во внимание, что постановление Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1 является нормативным правовым актом, то его правовые нормы могут быть обжалованы в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл.21 КАС РФ).

В соответствии с подп.55 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно ч.3 ст.24, чч.1, 3 ст.23.1 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. На розничных рынках государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В силу п.1.1, 2.1.1 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года №75, Комитет является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Согласно ст.12.1, 40, ч.1, 2, 3 ст.41 Кодекса Комитет в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты исключительно в форме постановлений. Порядок подготовки и принятия постановлений Комитета устанавливаются правовыми актами указанного органа исполнительной власти. Постановления Комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме постановлений и приказов (распоряжений) или отдельных их положений, которые содержат государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Постановления Комитета публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания, что считается их официальным опубликованием.

Порядок подготовки, принятия решений об установлении тарифов урегулирован Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее – Правила), Регламентом установления цен (тарифов) и (или) из предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам 28 марта 2013 года №313-э (далее – Регламент), а также Административным регламентом Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа по предоставлению государственной услуги «Государственное регулирование цен и тарифов», утверждённым постановлениемостановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11 сентября 2012 года №386 (действовавшим на дату принятия оспариваемого постановления) (далее – Административный регламент).

Исходя из пп.8, 12, 20, 22, 25, 26, 30 Правил, пп.1, 2, 8-10, 23, 27, 28-31, 34 Регламента, пп.2.4.1, 2.4.2, 2.4.5, 2.6.1, 2.11, 3.2.1, 3.3.1, 3.3.7, 3.3.8, 3.4.1, разд.3.5, 3.6 Административного регламента, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными Правилами. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами. Данные предложения регистрируются регулирующим органом в день получения с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения и помечаются специальным штампом. По результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений). Регулирующий орган в течение 14 дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения. Заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа. В случае отсутствия на заседании официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегиальным органом). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также публикует на своем сайте в сети Интернет решения, в том числе об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, протоколы и материалы к заседанию правления (коллегиального органа).

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено материалами дела, на основании заявления АО «Концерн Росэнергоатом» (филиала «Билибинская атомная станция») от 30 апреля 2016 года (том 1, л.д.185-189) приказами Комитета от 5 мая 2015 года №37-ут, от 14 мая 2015 года №39-д открыто дело от 30 апреля 2016 года №37 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» потребителям, на 2016 год», назначен уполномоченный по данному делу (том 1, л.д.190, 192).

Извещение от 14 мая 2015 года №39 об открытии указанного дела об установлении тарифов направлено АО «Концерн Росэнергоатом» (филиалу «Билибинская атомная станция») 22 мая 2015 года (том 1, л.д.193-194), то есть в нарушение 14-дневного срока, предусмотренного п.20 Правил, п.28 Регламента, п.3.3.8 Административного регламента. В извещении административный истец дополнительно уведомлен о том, что тарифы на электрическую энергию филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» на 2016 год будут установлены после определения Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничном рынке, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей для Чукотского автономного округа, на 2016 год.

Телефонограммой от 21 декабря 2015 года №20 административному истцу было сообщено о том, что заседание Комитета по установлению тарифов на электрическую энергию (мощность) филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» на 2016 год, а также тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «Чукотэнерго» потребителям, на 2016 год, состоится 23 декабря 2015 года в 15 часов по адресу: <...> (том 1, л.д.231).

Вместе с тем не соблюдение срока направления извещения от 14 мая 2015 года №39, несвоевременное уведомление филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» о дате, времени и месте рассмотрения Комитетом вопроса об установлении цен (тарифов), вопреки утверждениям административного истца об обратном, не повлекло нарушение его прав на участие в рассмотрении данного вопроса.

Так, в предусмотренный приведёнными выше нормативными правовыми актами срок (21 декабря 2015 года) организации направлены соответствующие материалы, включая проект решения об установлении указанных выше тарифов (том 1, л.д.232-240).

В письме от 22 декабря 2015 года филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» уведомил Комитет о невозможности участия его представителей в заседании данного органа исполнительной власти (том 1, л.д.58, 241), при этом направил информацию о своей позиции по рассматриваемому вопросу (том 1, л.д.54-57, том 2, л.д.33-37).

Исходя из выписки из протокола заседания Правления Комитета от 23 декабря 2016 года №26, при установлении оспариваемых тарифов на электрическую энергию (мощность) рассмотрено особое мнение АО «Концерн Росэнергоатом», его филиала «Билибинской атомной станции» (том 1, л.д.45-50, том 2, л.д.15-25).

Постановление от 23 декабря 2015 года №26-э/1 принято на заседании Комитета правомочным составом (том 1, л.д.245-249, том 2, л.д.15-25). Копия данного решения, а также выписка из протокола заседания Правления Комитета от 23 декабря 2015 года №26 направлена в филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» 25 декабря 2015 года, то есть в предусмотренный п.30 Правил, п.34 Регламента, п.3.6.3 Административного регламента срок (том 1, л.д.44-50, 242-244).

Постановление Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1 опубликовано в ведомственном приложении к газете «Крайний Север» «Ведомости» 25 декабря 2015 года №50/2(736/2).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление (пункт 1) принято Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий в надлежащей форме с соблюдением порядка принятия и опубликования.

В соответствии с чч.1, 2 ст.23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) являются обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).

Согласно п.12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее – Основы ценообразования), при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений данного документа.

Постановлением Комитета от 7 октября 2015 года №16-м/1 «О выборе метода регулирования тарифов» предусмотрено, что регулирование тарифов в сфере электроэнергетики на 2016 год осуществляется методом экономически обоснованных расходов (затрат) для всех регулируемых организаций округа.

В силу пп.15, 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (далее – НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Правила расчета НВВ установлены в пп.18-32 Основ ценообразования.

Основные методологические положения по формированию регулируемых тарифов (цен) с использованием метода экономически обоснованных расходов определены в разд.4, 5, 7 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2.

Исходя из пп.12, 17, 22, 23 Правил, экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (НВВ) устанавливается на основании экспертной оценки предложений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, представляемых ими в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вместе с обосновывающими материалами.

По заключению Комитета по результатам экспертизы расчёта тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимую филиалом ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», на 2016 год, соответствующему требованиям п.22, 23 Правил, объём финансовых средств, принимаемых в расчёт тарифов ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» на производство электрической и тепловой энергии, определён Комитетом в сумме 2 451 146 тыс. рублей, в том числе электрической энергии - 2 139 405 тыс. рублей. Исходя из указанного размера НВВ, средний тариф (цена) на электроэнергию (мощность) рассчитан в размере 13 386,927 руб./МВт.ч, ставка тарифа (цены) на электроэнергию – 1251,93 руб./МВт.ч, в том числе первое полугодие 2016 года – 1251,461 руб./МВт.ч, второе полугодие 2016 года – 1252, 375 руб./МВт.ч, ставка тарифа на мощность – 6 775 537,97 руб./МВт.мес., в том числе за первое полугодие 2016 года – 6 082 075,685 руб./МВт.мес., за второе полугодие 2016 года – 7 383 241,164 руб./МВт.мес.(том 1, л.д.38-43, 195-230).

Согласно выписке из протокола заседания Правления Комитета от 23 декабря 2015 года №26 объём финансовых средств, принимаемых в расчёт тарифа АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» на производство электрической энергии на 2016 год по данным Комитета составляет 2 139 405 тыс. рублей. В расчёт тарифа на электрическую энергию, производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», на 2016 год приняты расходы в размере 1 076 405 тыс. рублей. При этом отмечено, что при расчёте предельных тарифов на электрическую энергию по Чукотскому автономному округу на 2016 год НВВ АО «Чукотэнерго» рассчитана с учётом покупки электрической энергии от «Билибинской атомной станции» по сниженному тарифу (исключено из расчёта 1063 000 тыс. рублей). Расходы по покупной энергии в расчёте тарифа АО «Чукотэнерго» на 2016 год составляют 1 076 405 тыс. рублей. При условии включения в расчёт тарифов НВВ от «Билибинской атомной станции» в полном объёме – 2139 405 тыс. рублей, средний тариф по АО «Чукотэнерго» составит 17,70 рублей/кВт.ч (превышение предельного максимального тарифа на 143,5%) (том 2, л.д.15-32).

Как следует из приложений 2, 3 к протоколу заседания Правления Комитета от 23 декабря 2015 года №26, НВВ филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» в размере 1 076 405 тыс. рублей установлена путём уменьшения НВВ, определённой с использованием метода экономически обоснованных расходов, на сумму неполученной субсидии из федерального бюджета в размере 1 063 000 тыс. рублей, пропорционально по всем статьям расходов. В этой связи одноставочный тариф определен на 2016 год в размере 6,7354 руб./кВт.ч. (на первое и второе полугодие 2016 года), трехставочный тариф: ставка стоимости единицы электрической мощности на 2016 год – 3408,4217 руб./кВт.мес., в том числе на первое полугодие 2016 года – 3539,5340 руб./кВт.мес., на второе полугодие 2016 года - 3293,5235 руб./кВт.мес., ставка стоимости единицы электрической энергии – 0,6309 руб./кВт.ч. (на первое и второе полугодие 2016 года) (том 2, л.д.29-32).

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 пояснила, что на момент принятия оспариваемого постановления не было принято нормативного правового акта, предусматривающего предоставление субсидии из федерального, окружного бюджетов на возмещение расходов по приобретению электрической энергии в 2016 году, не учтённых в ценах (тарифах) на розничном рынке электрической энергии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Комитетом при расчёте оспариваемых тарифов неправомерно НВВ филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» была снижена на сумму неполученной субсидии в размере 1 063 000 тыс. рублей, а соответственно п.1 постановления Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1 принят с нарушением Основ ценообразования, Правил и противоречит закреплённым в ч.2 ст.23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» принципам экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство электрической энергии и планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).

Заслуживают внимания и доводы административного истца о том, что установление в 2016 году тарифов на производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» электрическую энергию (мощность) без учёта размера НВВ указанного юридического лица может привести к недостатку финансовых средств для выполнения им функций, как эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии.

В соответствии с ч.2, 3 ст.34 Федерального закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», п.7 Положения о порядке, источниках образования и правилах использования специального фонда для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 1997 года №367, эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций. Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии создает специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, с обращением с отработавшим ядерным топливом, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов. Для эксплуатирующих организаций основным источником финансирования работ по выводу из эксплуатации объектов и выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению безопасности выводимых из эксплуатации объектов являются отчисления, включаемые в себестоимость товарной продукции (работ, услуг) эксплуатирующих организаций.

Исходя из приложения 2 к протоколу заседания Правления Комитета от 23 декабря 2015 года №26, расходы филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» по отчислениям на формирование резерва по обеспечению вывода из эксплуатации атомной станции уменьшены с экономически обоснованных 68 460 тыс. рублей до 34 445 тыс. рублей (том 2, л.д.29-31).

Доводы представителя административного ответчика Комитета, заинтересованного лица АО «Чукотэнерго» о том, что установление экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», приведёт к превышению предельных максимальных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничный рынок, утверждённых приказом Федеральной антимонопольной службы России от 6 ноября 2015 года №1057/15, и к нарушению перечисленных в ч.1 ст.20 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике (достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав, обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)), не свидетельствуют о правомерности оспариваемой нормы постановления.

Во-первых, как указано выше в решении, она принята с нарушением Основ ценообразования, Правил, во-вторых, названный выше приказ Федеральной антимонопольной службы России не распространяется на правоотношения, регулируемые оспариваемым нормативным правовым актом, в-третьих, предметом настоящего судебного разбирательства является проверка на соответствие действующему законодательству п.1 постановления Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1, устанавливающего тариф на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» и поставляемую единственному покупателю АО «Чукотэнерго», а не других тарифных решений административного ответчика на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям округа.

Оценивая довод представителя административного истца о том, что Комитетом для АО «Концерн Росэнергоатом» созданы дискриминационные условия доступа на энергетический рынок Чукотского автономного округа, при которых административный истец поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами посредством применения установленного законодательством и выбранного административным ответчиком метода регулирования тарифов в Чукотском автономном округе в отношении АО «Чукотэнерго» и иных организаций и неприменении данного метода в отношении АО «Концерн Росэнергоатом», суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

В силу п.8 ст.4, п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к созданию дискриминационных условий.

Таким образом, к нормативным правовым актам, создающим дискриминационные условия, законодателем отнесены акты, устанавливающие разные условия осуществления предпринимательской деятельности при предоставлении (производстве, обмене, потреблении, приобретении, продаже) одинаковых услуг (товаров), которые приводят к ограничению конкуренции, созданию преимуществ для отдельных субъектов хозяйственной деятельности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» поставляет электрическую энергию на розничный рынок электрической энергии единственному покупателю АО «Чукотэнерго» по установленным оспариваемым постановлением тарифам на электрическую энергию (мощность). В связи с чем само по себе принятие тарифного решения от 23 декабря 2015 года №26-э/1 в нарушение выбранного административным ответчиком метода регулирования тарифов в сфере электроэнергетики в отношении всех регулируемых организаций округа, Основ ценообразования, Правил не привело к ограничению конкуренции филиала АО «Концерн Росэнергоатом» на розничном рынке электрической энергии при поставке её АО «Чукотэнерго».

Определяя момент, с которого оспариваемая норма постановления Комитета от 23 декабря 2015 года № 26-э/1, подлежит признанию недействующей, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что пункт 1 постановления Комитета от 23 декабря 2015 года №26-э/1 не соответствует перечисленным в настоящем решении нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, с даты введения его в действие - 1 января 2016 года, учитывая ограниченный срок применения оспариваемой нормы с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, суд приходит к выводу, что признание её не действующей с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренной ст.3 КАС РФ, в связи с чем данный пункт подлежит признанию не действующим с 1 января 2016 года.

В силу п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

При таких обстоятельствах суд находит необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании - газете «Крайний Север».

Вместе с тем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного искового требования о возложении обязанности на административного ответчика принять новый акт об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» «Билибинская атомная станция» на 2016 год, определённых в соответствии с нормами действующего законодательства, официальным заключением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа по результатам экспертизы расчёта тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимую филиалом акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» «Билибинская атомная станция» на 2016 год и постановлением Комитета от 7 октября 2015 года №16-м/1 «О выборе метода регулирования тарифов».

В ст.215 КАС РФ установлено, какие решения принимаются судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта, при этом такого способа защиты нарушенного права как возложение обязанности принять новый нормативный правовой акт не предусмотрено.

Кроме того, последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части регламентированы в ст.216 КАС РФ, согласно которой в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (ч.4 ст.216 КАС РФ).

Исходя из названной нормы, суд может возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт при наличии следующих условий: признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части; установление недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку постановлением Комитета (п.1) определены тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», поставляемую единственному покупателю АО «Чукотэнерго» на основании договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 22 декабря 2008 года (пролонгированного на 2016 год), суд приходит к выводу, что признание не действующей оспариваемой административным истцом нормы не приведёт к отсутствию правового регулирования правоотношений в сфере установления тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) для неопределённого круга лиц, в связи с чем правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять новый нормативный акт об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», на 2016 год не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как усматривается из материалов дела, административным истцом при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей (том 1, л.д.9).

При таких обстоятельствах с Комитета в пользу АО «Концерн Росэнергоатом» подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина за подачу административного искового заявления в размере 4500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа - удовлетворить частично.

Признать не действующим пункт 1 постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 23 декабря 2015 года №26-э/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2016 год» с 1 января 2016 года.

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в части возложения обязанности принять новый акт об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», на 2016 год – отказать.

Взыскать с Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в пользу акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» уплаченную государственную пошлину в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Чукотского автономного округа.

Судья О.А. Полякова

В соответствии с ч.2 ст.177 КАС РФ мотивированное решение изготовлено 10 октября 2016 года.