Дело № 3а-3/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ерютина К.И.,
при секретаре Герасимовой К.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - Думы Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края ФИО2,
рассмотрев 13 мая 2016 года в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Камчатского края к Думе Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пунктов 2.1, 6.1 Положения о порядке предоставления и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, принятого решением Думы Вилючинского городского округа от 15 июня 2012 года № 148/23-5,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пункта 2.1 Положения о порядке предоставления и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края (далее - Положение), принятого решением Думы Вилючинского городского округа от 15 июня 2012 года № 148/23-5, в части слов «с органом государственной власти, предприятием и учреждением, расположенным на территории Вилючинского городского округа, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти», а также пункта 6.1 Положения в части слов «для предоставления проживающим в них гражданам по договору социального найма жилого помещения».
В обоснование заявленных требований указал, что решением Думы Вилючинского городского округа от 15 июня 2012 года № 148/23-5 принято Положение, опубликованное в «Вилючинской газете» № 23 (998) от 26 июня 2012 года. Установленная п. 2.1 Положения возможность предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку предоставляет органу местного самоуправления произвольно трактовать возможность предоставления служебных жилых помещений лицам, состоящим в трудовых отношениях с различными предприятиями, организациями и осуществляющими свою деятельность на территории Вилючинского городского округа. Возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма при их исключении из жилых помещений специализированного жилищного фонда, установленная в п. 6.1 Положения, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определен ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. По результатам рассмотрения протеста прокурора ЗАТО г. Вилючинска Думой Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска №32/7-6 от 25 декабря 2015 года принято решение о внесении соответствующих изменений в оспариваемые пункты Положения. Однако указанное решение согласования с федеральным органом исполнительной власти, по роду деятельности которого образовано ЗАТО г. Вилючинск, не прошло, в установленном порядке опубликовано не было и в силу не вступило.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Думы Вилючинского городского округа Окулова А.А. заявление полагала не подлежащим удовлетворению, указав, что признание оспариваемых пунктов недействующими со дня их принятия повлечет неблагоприятные последствия, поскольку оспариваемые положения неоднократно применялись и на их основании было предоставлено более 1000 служебных жилых помещений, часть из которых затем была передана нанимателям в собственность.
Заинтересованное лицо глава Вилючинского городского округа Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 4 ч. 2 ст. 14 ЖК РФ).
Статьей 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 104 ЖК РФ категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Закон РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее - Закон РФ № 3297-1) определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.
Согласно п. 2.1 ст. 4 Закона РФ № 3297-1 в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Как следует из материалов дела, Вилючинский городской округ является закрытым административно-территориальным образованием, образованным на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 октября 1968 года № 33сс «О преобразовании рабочих поселков Приморский и Рыбачий в закрытый город областного подчинения».
Решением Думы Вилючинского городского округа № 148/23-5 от 15 июня 2012 года утверждено Положение о порядке предоставления и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, опубликованное в печатном издании «Вилючинская газета» № 23 (998) от 26 июня 2012 года (л.д. 15, 16-20, 21).
Из п. 2.1 Положения следует, что служебные жилые помещения предоставляются: для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием и учреждением, расположенным на территории Вилючинского городского округа, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления; для проживания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключенному с войсковой частью, расположенной на территории Вилючинского городского округа; для проживания граждан, проходящих службу, приравненную к военной службе.
Согласно п. 1.1 Положения служебные жилые помещения предоставляются из муниципального специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края.
Из анализа указанных положений ст. 93, ч.ч. 2, 3 ст. 104 ЖК РФ, п. 2.1 ст. 4 Закона РФ № 3297-1 в их взаимосвязи следует, что органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования вправе предоставлять служебные жилые помещения из муниципального специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края гражданам, которые находятся в трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями, и в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления Вилючинского городского округа, а также в связи с прохождением службы или с характером их трудовых отношений с организациями и объектами, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование город Вилючинск. При этом порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом ЗАТО по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования
Вместе с тем, оспариваемым пунктом 2.1 Положения предусмотрена возможность предоставления служебного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края гражданам, которые находятся в трудовых отношениях с органом государственной власти, учреждениями и предприятиями, а также которые назначены на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти. Кроме того, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, Думой Вилючинского городского округа по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО Вилючинск, – Министерством обороны РФ, как это предусмотрено п. 2.1 ст. 4 Закона РФ № 3297-1, не установлен.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что пункт 2.1 Положения в части слов «с органом государственной власти, предприятием и учреждением, расположенным на территории Вилючинского городского округа, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти» противоречит ч.ч. 2, 3 ст. 104 ЖК РФ и п. 2.1 ст. 4 Закона РФ № 3297-1.
Пунктом 6.1 Положения предусмотрено, что в целях создания условий для осуществления прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и проживающих в служебных жилых помещениях Вилючинского городского округа, улучшения использования и сохранности жилищного фонда, привлечения и закрепления квалифицированных кадров в организациях, расположенных на территории Вилючинского городского округа, служебные жилые помещения могут быть исключены из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа для предоставления проживающим в них гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Учитывая изложенное, пункт 6.1 Положения противоречит федеральному законодательству, поскольку содержащиеся в данном пункте положения о возможности исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа для их предоставления проживающим в них гражданам по договору социального найма жилого помещения приняты без учета оснований предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленных ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, а также порядка очередности предоставления жилых помещений, исходя из времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренного ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения протеста прокурора решением Думы Вилючинского городского округа № 32/7-6 от 25 декабря 2015 года внесены изменения в Положение о порядке предоставления и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края (л.д. 26-28).
Пункты 2.1, 6.1 изложены в новой редакции, согласно которой служебные жилые помещения предоставляются гражданам: в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением Вилючинского городского округа, а также в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления Вилючинского городского округа; в связи с прохождением службы или с характером их трудовых отношений с организациями и объектами, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование город Вилючинск; в связи с замещением должности участкового уполномоченного полиции на период выполнения обязанностей по указанной должности на территории Вилючинского городского округа, до 1 января 2017 года (п. 2.1 Положения);
в целях создания условий для соблюдения прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и проживающих в служебных помещениях Вилючинского городского округа, обеспечения надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, служебные помещения могут быть исключены из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа и предоставлены проживающим в них нанимателям и членам их семей по договорам социального найма при условии нахождения указанных граждан на учете при администрации Вилючинского городского округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а также при условии проживания указанных граждан в данном служебном помещении более пяти лет (п. 6.1 Положения).
Согласно п. 2 указанного решения оно вступает в силу после его согласования с уполномоченным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации и последующего официального опубликования (обнародования).
Между тем на момент рассмотрения дела решение Думы Вилючинского городского округа № 32/7-6 от 25 декабря 2015 года, которым внесены изменения в оспариваемые пункты Положения, в установленном порядке не опубликовано и в силу не вступило, поскольку предлагаемая редакция решения уполномоченным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации не согласована, о чем указано в письме заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 14 марта 2016 года № 194/11/6571.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим оспариваемых пунктов Положения о порядке предоставления и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края является обоснованным и подлежит удовлетворению.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ в случае принятия по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта решения об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые пункты Положения о порядке предоставления и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края неоднократно применялись на территории Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края и их применение повлекло возникновение определенных прав и обязанностей у граждан и организаций, суд считает необходимым признать п. 2.1 и 6.1 Положения недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 177, 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2.1 Положения о порядке предоставления и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, принятого решением Думы Вилючинского городского округа от 15 июня 2012 года № 148/23-5, в части слов «с органом государственной власти, предприятием и учреждением, расположенным на территории Вилючинского городского округа, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти» и пункт 6.1 этого же Положения в части слов «для предоставления проживающим в них гражданам по договору социального найма жилого помещения».
Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании «Вилючинская газета» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федераций через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись К.И. Ерютин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 мая 2016 года
ВЕРНО:
Судья Камчатского краевого суда К.И. Ерютин