ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/2017 от 09.03.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Копия

Дело № 3а-3/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 марта 2017 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Кондратовой Е.В.,

с участием представителя административного истца Синицы А.Н., представителя заинтересованного лица Доденкова А.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая Балка» /далее ООО «Золотая Балка»/ к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя /далее Севреестр/, заинтересованные лица Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении нормативной цены земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Золотая Балка» обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском к Севреестру, в котором просит признать нормативную цену несельскохозяйственных угодий спорных земельных участков, утверждённую постановлением Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года не соответствующей п.п.1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года «О порядке определения нормативной цены земли» и не порождающей правовых последствий с момента её утверждения, установить нормативную цену несельскохозяйственных угодий спорных земельных участков на уровне 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения в размере:

- <данные изъяты> рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый №;

- <данные изъяты> рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый ;

- <данные изъяты> рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый ;

- <данные изъяты> рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый ;

- <данные изъяты> рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый ;

- <данные изъяты> рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый ;

- <данные изъяты> рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый .

Возложить на Севреестр обязанность в срок не позднее 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, внести в государственный кадастр недвижимости вновь установленную нормативную цену несельскохозяйственных угодий земельных участков, находящихся в аренде ООО «Золотая Балка».

В обоснование административного искового заявления указало, что Севреестром выданы справки о нормативной цене земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Между тем указанная в справках нормативная цена несельскохозяйственных угодий земельных участков превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке, положительным экспертным заключением. В связи с чем истец полагает, что нормативная цена земельных участков может быть пересмотрена судом по аналогии с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков и исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года.

В соответствии со ст.20 КАС РФ областные и равные им суды в качестве суда первой инстанции рассматривают административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Как следует из содержания искового заявления и пояснений представителя административного истца в судебном заседании, оно подано в порядке главы 25 КАС РФ.

Определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В письменных возражениях Правительство Севастополя указывает, что административный иск удовлетворению не подлежит, так как доводы последнего являются необоснованными, не основаны на нормах материального и процессуального права, фактических обстоятельства дела. От иных лиц письменных возражений не поступало.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на доводах административного иска. Полагает указанную в справках административным ответчиком нормативную оценку несельскохозяйственных угодий земельных участков существенно завышенной.

Представитель Правительства Севастополя против удовлетворения иска возражал поясняя, что расчет нормативной цены земельного участка произведен в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28 ноября 2014 года N 515.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в пользовании ООО «Золотая балка» на основании договоров аренды, заключенных с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, находятся следующие земельные участки:

- многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, с разрешенным видом пользования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», категория «земли населенных пунктов»;

- многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, с разрешенным видом пользования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», категория «земли населенных пунктов»;

- многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, с разрешенным видом пользования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», категория «земли населенных пунктов»;

- многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, с разрешенным видом пользования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», категория «земли населенных пунктов»;

- многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, с разрешенным видом пользования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», категория «земли населенных пунктов»;

- многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, с разрешенным видом пользования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», категория «земли населенных пунктов»;

- многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, с разрешенным видом пользования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», категория «земли населенных пунктов»;

Данные обстоятельства подтверждаются договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.31-37, 40-46, 49-55, 58-64, 67-73/ и от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.76-82, 85-91/.

Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя истцу выданы справки о нормативной цене указанных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которая была определена на основании постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли» №2135/1 от 21.12.2015 года на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес> /л.д.94/; от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес> /л.д.95/; от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес> /л.д.96/; от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес> /л.д.97/; от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес> /л.д.98/; от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес> /л.д.99/; от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес> /л.д.100/.

В соответствии с ч.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно ст.10 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки. Размер арендной платы, платы за сервитут, находящихся в государственной собственности, устанавливаются Правительством Севастополя.

В соответствии с п.1.1 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16 июня 2015 года N 524-ПП, до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для определения размера арендной платы за пользование земельными участками применяется нормативная цена земли в городе Севастополе, утвержденная постановлением Правительства Севастополя №515 от 28 ноября 2014 года.

Из приведенных норм следует, что нормативная цена земли устанавливается исключительно органами исполнительной власти города Севастополя и применяется на территории города для определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности города, и для целей налогообложения.

При этом указанным законодательством не установлено требований о соответствии нормативной цены земли рыночной стоимости конкретных земельных участков.

Постановлением Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года «О порядке определения нормативной цены земли», на которое ссылается истец в обоснование своих требований, предусмотрено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов (пункты 1, 2). Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (пункт 3).

Между тем, законом города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории города, в том числе по вопросу нормативной цены земли (ст.10). Право устанавливать до 01 января 2019 года нормативными правовыми актами города Севастополя особенности регулирования указанных отношений предусмотрено ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

Таким образом, на территории города Севастополя Постановление Правительства Российской Федерации №319 от 15.03.1997 года подлежит применению с учетом указанных особенностей регулирования.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года Севреестр определен исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функцию по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков.

Следовательно, Севреестр не наделен полномочиями по уточнению установленной нормативной цены земли. В связи с чем, выдавая административному истцу справку о нормативной цене конкретного земельного участка, данный орган правильно руководствовался сведениями о нормативной цене земли, приведенными в постановлении Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года и при этом не учитывал их рыночную стоимость.

Действующим законодательством не предусмотрено возможности пересмотра нормативной цены земли, в том числе путем установления ее судом в размере рыночной.

При этом такой пересмотр не может повлиять на права и законные интересы административного истца, поскольку в приведенных выше нормативных правовых актах прямо указано, что для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная цена земли, установленная органами исполнительной власти города Севастополя. Решение суда к числу актов по установлению нормативной цены земли не отнесено.

Доводы административного истца о возможности определения ответчиком нормативной стоимости земельных участков основываясь на их рыночной стоимости нельзя признать обоснованными.

Частью 6 статьи 15 КАС РФ установлено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Установление нормативной цены земли в городе Севастополе и проведение государственной кадастровой оценки земель в других субъектах Российской Федерации имеют только единую цель - для определения размера платы за использование земли.

Кадастровая стоимость определяется в отношении конкретных земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель, которая осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости /ст.24.15 Федерального закона/.

Кадастровая стоимость земли, в соответствии со ст.24.18 данного Федерального закона, может быть пересмотрена, в том числе судом, при недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; при установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Нормативная цена земли в Севастополе установлена постановлением Правительства города Севастополя №515 от 28.11.2014 года за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования с учетом особенностей, предусмотренных ст.10 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года.

Таким образом, установление нормативной цены земли производится нормативным правовым актом органа исполнительной власти города Севастополя без проведения оценки конкретных земельных участков, не может быть установлена решением суда, поскольку это не предусмотрено законом и противоречит существу отношений, связанных с ее установлением и применением.

Расчет нормативной цены земельных участков выполнен Севреестром в соответствии с положениями Постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 года «Об утверждении нормативной цены земли», которое в порядке главы 21 КАС РФ недействующим не признано.

Кроме того, установление платы за использование земли на территории города Севастополя, исходя из нормативной цены земли, имеет временный характер, до утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков и с учетом того, что особенности регулирования таких отношений на территории города Севастополя могут быть установлены нормативными правовыми актами города до 01.01.2019 года.

На основании вышеизложенного, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 247,249 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая балка» – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Севастопольского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Севастопольского

городского суда /подпись/ Н.И. Кондрак

Решение принято в окончательной форме 14.03.2017 года.

Копия верна

Судья Н.И. Кондрак