№ 3а-3/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.,
при секретаре Егоровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» об оспаривании нормативных правовых актов Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам,
установил:
31.10.2017 публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – административный истец, общество, ПАО «МРСК Северо-Запада») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия постановления от 31.07.2017 № 46 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 01 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года» в части строк 8-11, 13-14 и строки «ВСЕГО» приложения «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа по 31 декабря 2017 года», постановления от 27.12.2016 №244 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год» в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31.07.2017 № 47 в части строк под порядковыми номерами 7-9, 11-13 приложения «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год».
Указанное административное исковое заявление принято к производству суда после устранения недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, 13.11.2017.
18.12.2017 судом приняты к рассмотрению уточненные административные требования о признании не действующими со дня принятия постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам:
- от 27.12.2016 №244 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год» в редакции постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31.07.2017 № 47, от 24.08.2017 №50, от 28.09.2017 № 62 в части строк приложения «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год», устанавливающих тарифы для взаиморасчетов следующих пар организаций: на период с 01.01.2017 по 30.07.2017: Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ООО «РЭК», Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ООО «СК Энерго», Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ООО «ПСК Стройконструкция», Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ООО «Карелия-сети», Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ООО «Электросетевая компания. Карелия», АО «Прионежская сетевая компания – ООО «Охта Групп Онега»; на период с 01.08.2017 по 31.12.2017: Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - ООО «РЭК»;
- от 31.07.2017 № 46 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 01 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года» в редакции постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24.08.2017 № 50, от 28.09.2017 № 62 в части строк 8-11, 13-14 и строки «ВСЕГО» приложения «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа по 31 декабря 2017 года».
26.12.2017 ПАО «МРСК Северо-Запада» подано административное исковое заявление, в котором заявлены требования о признании не действующими постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам:
- от 31.10.2012 № 173 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования Филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с применением метода доходности инвестированного капитала» для ПАО «МРСК Северо-Запада» в редакции постановлений от 26.12.2012 № 288, от 20.12.2013 № 392, от 24.12.2014 № 258, от 29.07.2015 № 102, от 30.12.2015 № 309, от 27.12.2016 № 242 в части размера НВВ без учета оплаты потерь на 2017 год в сумме 3 652 254,11 тыс. руб. с даты вступления в силу постановления от 27.12.2016 № 242 «О внесении изменения в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 октября 2012 года № 173»;
- от 27.12.2016 № 244 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год» в редакции постановлений от 31.07.2017 № 47, от 24.08.2017 № 50, от 28.09.2017 № 62, полностью;
- от 27.12.2016 г. № 243 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год» в части;
- от 31.07.2017 г. № 46 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 по 31 декабря 2017 года» в части;
- от 13.11.2017 № 85 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по
передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года» с даты вступления в силу в части;
- от 13.11.2017 № 86 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по
передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями
Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года» полностью.
Указанное административное исковое заявление принято к производству суда после устранения недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, 11.01.2018.
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 22.01.2018 административные дела по указанным административным исковым заявлениям ПАО «МРСК Северо-Запада» объединены в одно производство.
Требования заявлены по тем основаниям, что административный истец является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики К.., применяет тарифы, установленные указанными постановлениями Государственного комитета Республики К.. по ценам и тарифам.
За счет средств, вырученных от потребителей услуг, филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» оплачивает услуги смежных сетевых организаций по индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии.
Административный истец полагает, что при принятии оспариваемых актов нарушены нормы законодательства, регулирующие порядок формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
По мнению административного истца, Государственным комитетом НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» установлена в экономически необоснованном размере, поскольку в 2017 году не учтена НВВ, перераспределенная в 2012-2016 годах посредством сглаживания величины НВВ в размере 1624267,82 тыс. руб. Экономически обоснованная величина НВВ на 2017 год должна составлять 5588621,93 тыс. руб., в том числе указанная выше величина возврата НВВ.
Указывает, что административным ответчиком полностью не исключена из «котлового» НВВ на 2017 год НВВ организаций, не отвечающих в 2017 году критериям территориальных сетевых организаций (ООО «Карелия-сети», ООО «Охта групп Онега», ООО «ПСК Стройконструкция», ООО «Электросетевая компания.Карелия», ООО «СК Энерго», ООО «Региональная электросетевая компания»), не отменены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с указанными организациями. Установление индивидуальных тарифов указанным организациям привело к необоснованному увеличению «котлового» НВВ.
Данные обстоятельства нарушают права административного истца, как добросовестного субъекта розничного рынка электроэнергии, на законное осуществление хозяйственной деятельности, поскольку влечет обязанность без законных оснований перечисления денежных средств потребителей организациям, деятельность которых осуществляется в нарушение действующего законодательства об электроэнергетике, нарушает законные интересы административного истца на получение выручки в экономически обоснованном размере.
Полагает, что высвобожденные в «котловой» НВВ денежные средства за счет исключения указанных организаций могли быть в полном объеме направлены на возврат сглаживания административного истца в 2017 году, поскольку только к нему в Республике Карелия применяется механизм сглаживания.
Отмечает, что на момент установления тарифов на 2017 и 2018 годы ООО «Региональная электросетевая компания» (далее – ООО «РЭК») не соответствовало критериям территориальной сетевой организации, поскольку заявленные в тарифное регулирование объекты передавались организации на срок менее года, кроме того учтенное ответчиком имущество в качестве отдельных линий электропередачи в договорах аренды представляет собой одну линию по трассе, выполненную путем параллельной прокладки нескольких кабелей. Отсутствует наименование линий в договорах; из анализа договоров аренды с ООО «Капель» на 2017 и 2018 годы и актов приема-передачи к данным договорам следует задвоенность ООО «РЭК» протяженности практически всех кабельных линий, расположенных по одному и тому же адресу, что сокращает учтенную ответчиком для ООО «РЭК» протяженность линий до 3,72 км КЛ-10 кВ и до 0,915 км КЛ-0,4 кВ; из анализа договоров аренды с ТСЖ «Северное сияние» следует задвоенность ООО «РЭК» протяженности КЛ-10 кВ, проложенных по одному адресу между ТП 819 и ТП 820, КЛ, проложенных по одной и той же улице, что сокращает учтенную для ООО «РЭК» протяженность линий до 1,42 км по КЛ-10 кВ и до 1,99 км по КЛ. Договоры с ТСЖ «Северное сияние» расторгнуты соглашениями от 27.04.2017, в связи с чем не могут подтверждать владение сетями на регулируемый и долгосрочный период.
Указанные постановления применяются в отношении административного истца и заинтересованных лиц, расчеты по тарифам не завершены, правоотношения до 31.10.2017 между ПАО «МРСК Северо-Запада» и спорными организациями регулируются оспариваемыми актами.
С учетом изложенного и уточнения административного иска в ходе судебного заседания от 08.02.2018, административный истец просит суд признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам:
- от 31.10.2012 № 173 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования Филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с применением метода доходности инвестированного капитала» для ПАО «МРСК Северо-Запада» в редакции постановлений Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26.12.2012 № 288, от 20.12.2013 № 392, от 24.12.2014 № 258, от 29.07.2015 № 102, от 30.12.2015 № 309, от 27.12.2016 № 242 в части размера НВВ без учета оплаты потерь на 2017 год в сумме 3 652 254,11 тыс. руб.;
- от 27.12.2016 № 244 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год» в редакции постановлений от 31.07.2017 № 47, от 24.08.2017 № 50, от 28.09.2017 № 62 полностью;
- от 27.12.2016 г. № 243 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год» в части приложения, а именно:
Раздел «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2017 год», за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1 (столбец 5).
Раздел «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 года» в части:
пункта 1 «Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» полностью;
суммы НВВ, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строках 1, 8-11,13-14 и учтенные расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строку «ВСЕГО»;
- от 31.07.2017 г. №46 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 по 31 декабря 2017 года» в части приложения, а именно:
Раздел «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, с 1 августа 2017 по 31 декабря 2017 года», за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1 (столбец 5).
Раздел «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 по 31 декабря 2017 года» в части:
пункта 1 «Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» полностью;
суммы НВВ, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия, в строках 1, 8-11, 13-14 и учтенные расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строку «ВСЕГО»;
- от 13.11.2017 № 85 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года» в части приложения, а именно:
Раздел «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года», за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1 (столбец 5).
Раздел «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года» в части:
пункта 1 «Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия» полностью;
суммы НВВ, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия, в строках 1, 8-11, 13-14 и учтенные расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строку «ВСЕГО»;
- от 13.11.2017 № 86 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года» полностью.
В отзыве на административные иски административный ответчик просит в удовлетворении требований отказать, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты в рамках установленной компетенции, в соответствии с действующим законодательством, законных интересов административного истца не нарушают. Указывает, что постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 №1056 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» вступило в законную силу с 01.01.2017, у Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам отсутствовали правовые основания для проведения оценки соответствия организаций Критериям отнесения к территориальным сетевым организациям согласно нормативному правовому акту, не вступившему в силу на момент осуществления тарифного регулирования. Анализ организаций на предмет соответствия Критериям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 №184, осуществляется после открытия дела в случае необходимости его открытия либо после принятия заявления от организации об установлении (пересмотре) тарифов в случае, если открытие дела не требуется. Во исполнение приказа ФАС России от 18.07.2017 № 950/17 произведен анализ соответствия территориальных сетевых организаций с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 № 1056, в связи с чем из состава «котла» региона с 01.08.2017 были исключены ООО «Карелия-сети», ООО «Охта групп Онега», ООО «ПСК Стройконструкция», ООО «Электросетевая компания.Карелия», ООО «СК Энерго». Не включенная в НВВ 2017 года сумма перераспределенной в 2012-2016 годах НВВ может быть учтена в период с 2018 по 2022.
Заинтересованные лица ООО «Сетевая компания Энерго», ООО «Электросетевая компания.Карелия», ООО «РЭК», Федеральная антимонопольная служба в отзывах просят в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представители административного истца Сополева Е.В. и Берштейн К.А. на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель административного ответчика Порывкина Ю.Г. и представитель заинтересованных лиц ООО «РЭК» и ООО «Электросетевая компания.Карелия» Мокров А.А. в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав явившихся лиц, пояснения специалиста Каревой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 №232-П, является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
В соответствии с установленной компетенцией Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам постановлением от 31.10.2012 № 173 (далее – постановление № 173) утвердил долгосрочные параметры регулирования Филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования согласно приложению № 1, а также необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования согласно приложению № 2.
Согласно приложению № 2 к постановлению № 173 (в редакции постановлений Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 26.12.2012 № 288, от 20.12.2013 № 392, от 24.12.2014 № 258, от 29.07.2015 № 102, от 30.12.2015 № 309, от 27.12.2016 № 242) НВВ на 2017 год административному истцу определена в размере 3652 254,11 тыс. руб.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам установил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год (постановление от 27.12.2016 № 243) и на периоды с 01.08.2017 по 31.12.2017 (постановление от 31.07.2017 № 46), с 01.11.2017 по 31.12.2017 (постановление от 13.11.2017 № 85); индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год (постановление от 27.12.2016 № 244 в редакции постановлений от 31.07.2017 № 47, от 24.08.2017 № 50, от 28.09.2017 № 62) и на период с 01.11.2017 по 31.12.2017 (постановление от 13.11.2017 № 86).
Постановления от 27.12.2016 № 242, № 243, № 244 опубликованы в газете «Карелия» № 74 от 29.12.2016; от 31.07.2017 № 47 и № 46 опубликованы в газете «Карелия» № 45 от 03.08.2017; от 24.08.2017 № 50 - в газете «Карелия» № 51 от 31.08.2017; от 28.09.2017 № 62 – 04.10.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, от 13.11.2017 № 85 и 86 - 16.11.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Оспариваемые акты регулирующего органа об утверждении долгосрочных параметров регулирования и НВВ сетевой организации, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
На момент рассмотрения административных исков оспариваемые постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27.12.2016 №244, от 31.07.2017 № 46 утратили силу с 01.11.2017, постановление от 27.12.2016 №243 утратило силу с 01.08.2017, постановление от 13.11.2017 № 86 утратило силу с 01.01.2018.
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац одиннадцатый пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы)).
Согласно абзацу девятнадцатому пункта 2 Основ «период регулирования» - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
При установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. В этом случае перераспределяемые величины необходимой валовой выручки включаются в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом нормы доходности инвестированного капитала согласно методическим указаниям, указанными в пункте 32 настоящего документа (пункт 37 Основ).
Величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания роста тарифов, в последний год долгосрочного периода регулирования, определяется также с учетом результатов исполнения инвестиционных программ регулируемых организаций (пункт 40 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э).
Исходя из системного толкования указанных положений пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия «период регулирования» как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует признать, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение 5 лет начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, в котором они были выявлены. При этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.
Из материалов дела следует, что на заседании Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017 (протокол № 194) установлена НВВ филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2018-2022 года (т. 5 л.д. 10 – оборотная сторона), в НВВ административного истца на указанный период включена компенсация величины сглаживания, накопленной в рамках первого долгосрочного периода регулирования в размере 1624267,82 тыс. руб.
Поскольку на день рассмотрения административного дела права административного истца восстановлены путем учета при формировании НВВ на 2018-2022 года неучтенных расходов и недополученных доходов организации, постольку оспариваемое постановление № 173 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
При этом суд учитывает, что в случае полного учета суммы возврата сглаживания при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2017 год дополнительный рост тарифов для прочих потребителей с 01.01.2017 составил бы 49%, вместе с тем, административным истцом не подтверждены фактические расходы, источником финансирования которых должна являться величина возврата сглаживания.
Таким образом, требования о признании не действующими постановлений №№ 173, 243, 46, 85, 244 и 86 по мотивам занижения НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на размер сглаживания не подлежат удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению и требования ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» о признании не действующими постановлений №№ 243, 46, 85, 244 и 86 по мотивам включения в «общий котел» НВВ организаций, не отвечающих критериям отнесения их к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» установлены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее – Критерии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 № 1056 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» внесены изменения в Критерии.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 № 1056 оно вступило в силу с 01.01.2017.
При этом текст данного постановления Правительства Российской Федерации опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2016, а в Собрании законодательства Российской Федерации - 24.10.2016 (N 43, ст. 6034).
Таким образом, по мнению суда, административный ответчик обязан был до 31.12.2016 осуществить оценку соответствия организаций, ранее отнесенных к территориальным сетевым организациям, новым Критериям, поскольку и оспариваемые нормативные правовые акты и новые Критерии вводились в действие с 01.01.2017.
Однако административный ответчик указанную оценку не провел, принял и ввел в действие с 01.01.2017 постановления от 27.12.2016 № 243 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год» и от 27.12.2016 № 244 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год». В результате чего в составе «общего котла» учтены расходы организаций, не соответствующих Критериям.
И лишь во исполнение приказа ФАС России от 18.07.2017 № 950/17, которым административному ответчику предписано отменить с 01.08.2017 постановление от 27.12.2016 № 243 и установить и ввести в действие с 01.08.2017 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год, Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам с 01.08.2017 отменено постановление от 27.12.2016 № 243 путем принятия нового постановления от 31.07.2017 № 46 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года», согласно которому из состава НВВ за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 были исключены расходы организаций, не соответствующих Критериям (ООО «Карелия-сети», ООО «Охта Групп Онега», ООО «ПСК Стройконструкция», ООО «Электросетевая компания. Карелия», ООО «СК Энерго»).
Указанным постановлением НВВ ООО «Карелия-сети», ООО «Охта Групп Онега», ООО «ПСК Стройконструкция», ООО «Электросетевая компания. Карелия», ООО «СК Энерго» указана в размере, пропорциональном размеру за период действия прежнего регулирования, то есть с 01.01.2017 по 31.07.2017.
С учетом принятия постановления от 31.07.2017 № 46 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года» административный ответчик также 31.07.2017 принял постановление № 47, которым изложил постановление от 27.12.2016 № 244 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год» в новой редакции, в результате чего индивидуальные тарифы исключенных организаций с 01.08.2017 обнулены, а до указанной даты они справочно указаны в размере, действовавшем до их отмены.
При этом суд не находит оснований для признания не действующими постановлений № 46 и № 47 по основаниям указания в них информации о ранее принятой НВВ исключенных из «общего котла» организаций и индивидуальных тарифов, поскольку пунктом 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет, а административный истец своим правом на оспаривание постановлений № 243 и № 244 (в первоначальной редакции) в период их действия не воспользовался.
Таким образом, административный ответчик, устранив на основании предписания антимонопольного органа допущенное ранее им нарушение закона принятием постановлений № 46 и № 47 с указанием в них ранее действовавших тарифов, прав и законных интересов административного истца не нарушил.
Учитывает суд при принятии решения и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 06.12.2017 № 37-П, согласно которой положения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле (включая утративший юридическую силу), на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия - вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Исходя их того, что в производстве Арбитражного суда Республики Карелия имеются на рассмотрении дела (А26-4617/2017, А26-6071/2017, А26-6175/2017, А26-8677/2017) о взыскании с административного истца платы за оказание услуг по передаче электроэнергии, административный истец с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации имеет возможность обосновать свою позицию по отсутствию у него обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии организациям, признанным не соответствующим Критериям.
По этим же основаниям суд не находит подлежащим удовлетворению и административный иск в части признания недействующими постановлений № 85 и № 86.
Также суд не может согласиться с доводами административного истца о признании постановлений №№ 243, 46, 47, 85 и 86 недействующими по мотивам включения в «общий котел» НВВ «ООО РЭК».
Согласно пунктам 1, 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 № 1056, организация должна соответствовать следующим требованиям: владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА; владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Из представленных материалов дела следует, что у ООО «РЭК» заключены договоры аренды со следующими организациями: с (...) от 23.08.2016 № 27/17/1 сроком действия с 01.01.2017 по 31.12.2029 на ТП-357 ((...)); с (...) от 01.01.2017 № 1/17 сроком действия с 01.01.2017 по 31.12.2029 на ТП-48 ((...)); с (...) от 01.01.2017 № ДД-6/17 сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2029 на ТП-867 и ТП-1176 (т. 3 л.д. 230-233); с (...) от 18.04.2017 № КД-10/17 и № КД-10/17-1 сроком действия с 01.01.2018 по 30.06.2018 и с 01.07.2018 по 31.12.2018 соответственно на КТП - 819 и КТП - 820 на КЛ 10 кВ, на от ТП-819 и ТП-820 КЛ 04 кВ ((...)); с (...) от 01.03.2017 № КД-11/17 и № КД-114/17-1 сроком действия с 01.01.2018 по 30.06.2018 и с 01.07.2018 по 31.12.2018 соответственно на КТП-101 на КЛ 6 кВ, КЛ 0,4 кВ ((...)). Согласно представленным договорам мощность трансформаторов составляет более 10 МВА, а общая протяжённость электрических сетей более 15 км. Договоры аренды объектов электросетевого хозяйства с (...) зарегистрированы в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного ООО «РЭК» отвечает критериям территориальной сетевой организации.
При этом суд учитывает и экспертные заключения административного ответчика, признавшего ООО «РЭК» территориальной сетевой организацией как на 2017 г., так и на 2018 г.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований на день рассмотрения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых заявлений публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» об оспаривании нормативных правовых актов Государственного комитета Республики К.. по ценам и тарифам отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья О.И. Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 12.02.2018, последний день подачи апелляционной жалобы 12.03.2018.