ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/2021 от 13.01.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3А-3/2021 (3А-54/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 13 января 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием прокурора Ооржак С.А., представителя административного истца Маады А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кендена А.О. к Хуралу представителей Каа-Хемского района Республики Тыва о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Кенден А.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Хуралу представителей Каа-Хемского района Республики Тыва о признании недействующими решения от 23 июня 2011 года № 15 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании», решения от 14 июля 2011 года № 18 «О внесении дополнений в Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании».

В судебное заседание административный истец Кенден А.О. не явился, извещён надлежащим образом.

Представитель административного истца Маады А.И. в судебном заседании административный иск поддержала.

Представители административного ответчика - Хурала представителей Каа-Хемского района Республики Тыва Оглуге Ю.М., представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, решением Хурала представителей Каа-Хемского района Республики Тыва 23 июня 2011 года принято решение № 15 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании», 14 июля 2011 года им же принято решение № 18 «О внесении дополнений в Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании».

Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, поэтому заявление административного ответчика о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению.

В части 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов (далее - Закон № 131-ФЗ), указано, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Такие же положения содержатся в статьях 28, 31, 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных актов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных актов, Хурал представителей является представительным органом муниципального района.

На основании пункта 3 статьи 31 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» Хурал представителей, по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами республики Тыва, настоящим уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района.

В пунктах 4 и 5 статьи 18 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» указано, что Хурал представителей муниципального района состоит из 17 депутатов.

Заседание Хурала представителей муниципального района правомочно, если на нём присутствует более 50 процентов от установленной численности депутатов Хурала представителей муниципального района.

Пунктами 3 и 8 статьи 31 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» определено, что решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Хурала представителей, если иное не установлено Федеральным законом. Нормативный правовой акт, принятый Хуралом представителей муниципального района, направляется главе муниципального района для подписания и обнародования.

Такие же положения содержатся в части 3 статьи 43 и части 13 статьи 35 Закона № 131-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 19 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполняет полномочия председателя Хурала представителей муниципального района. В случае временного отсутствия главы муниципального образования его полномочия временно исполняет заместитель председателя Хурала представителей.

Таким образом, оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты административным ответчиком в рамках предоставленной ему компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия, что подтверждается документами, имеющимися в материалах административного дела.

В пункте 7 статьи 31 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» указано, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Такие же положения содержатся в части 2 статьи 47 Закона № 131-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 47 Закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Уставом муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» не был определён порядок опубликования муниципальных правовых актов (обнародования). В решении Хурала представителей Каа-Хемского района Республики Тыва 23 июня 2011 года № 15 было указано, что оно подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Голос Каа-Хема».

Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты в 2011 году не публиковались ни на официальном сайте администрации Каа-Хемского района, ни в газете «Голос Каа-Хема», что не отрицалось административным ответчиком. Доказательств их обнародования в ином порядке также не представлено.

В части 2 статьи 47 Закона № 131-ФЗ в действующей редакции закона указано, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации" под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Как установлено судом, оспариваемые административным истцом решения 11 ноября 2020 года размещены (опубликованы) на официальном сайте администрации Каа-Хемского района Республики Тыва (www.kaa-hem.ru), что подтверждается распечаткой с сайта.

Исходя из анализа пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому целью абстрактного нормоконтроля является прекращение действия оспариваемого нормативного правового акта, и, принимая во внимание, что на день рассмотрения дела в суде оспариваемые нормативные правовые акты были официально опубликованы, само по себе нарушение срока опубликования основанием для лишения данных решений юридической силы являться не может.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска Кендена А.О. не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Кендена А.О. к Хуралу представителей Каа-Хемского района Республики Тыва о признании нормативного правового акта недействующим отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 14 января 2021 года.

Судья С.А. Железнякова