ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-3/2023 от 30.03.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2021-000399-56

Дело № 3а-3/2023

011а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2023 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству тарифной политики Красноярского края об оспаривании приказов Министерства тарифной политики Красноярского края №69-э от 29.12.2020, № 66-э от 29.12.2020 (в редакции приказа №4-э от 28.01.2021),

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») обратилось в суд с административным иском к Министерству тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство), в котором с учетом последующих уточнений просило признать недействующим со дня вступления в силу решения суда приказ Министерства тарифной политики Красноярского края № 69-э от 29.12.2020 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы», в части: установления для ОАО «Российские железные дороги» долгосрочных параметров регулирования в части базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год; установления для ОАО «Российские железные дороги» НВВ на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).

Признать недействующим со дня вступления в силу решения суда приказ Министерства тарифной политики Красноярского края №66-э от 29.12.2020 (в редакции приказа №4-э от 28.01.2021) «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 №445-а «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части установления для ОАО «Российские железные дороги» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года;

Обязать Министерство тарифной политики Красноярского края в десятидневный срок с момента вступления решения суда в силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ Министерства тарифной политики Красноярского края № 69-э от 29.12.2020 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы», в части установления для ОАО «Российские железные дороги» долгосрочных параметров регулирования в части базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год с учетом экономически обоснованных затрат по статьям «Расходы на оплату труда» в размере 308 503,07 тыс. руб. и «Работы и услуги производственного характера» в размере 11 589,62 тыс. руб.; установления для ОАО «Российские железные дороги» необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) с учетом экономически обоснованных затрат по статьям «Расходы на оплату труда» в размере 308 503,07 тыс. руб., «Работы и услуги производственного характера» в размере 11 589,62 тыс. руб., «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» в размере 10 563,69 тыс. руб.

Обязать Министерство тарифной политики Красноярского края в десятидневный срок с момента вступления решения суда в силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ Министерства тарифной политики Красноярского края №66-э от 29.12.2020 (в редакции приказа №4-э от 28.01.2021) «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 №445-а «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части установления для ОАО «Российские железные дороги» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. исходя из пересмотренного базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год и размера необходимой валовой выручки на 2021 год.

Заявленные требования мотивированы тем, что, в связи с принятием приказов № 66-э от 29.12.2020 (в редакции приказа № 4-э от 28.01.2021), №69-э от 29.12.2020 нарушены права ОАО «РЖД» как сетевой организации на установление экономически обоснованного тарифа, поскольку органом тарифного регулирования при определении необходимой валовой выручки необоснованно не применены предложенные Обществом размеры базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год, не применены заявленные расходы в размере, представленной организацией.

ОАО «РЖД» полагает, что оспариваемые приказы не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, Общество не согласно с утвержденным Министерством размером НВВ на 2021- 2025 годы, полагает, что при определении значения необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования органом регулирования необоснованно не учтены суммы по статьям «Подконтрольные расходы», «Расходы на оплату труда», «Работы и услуги производственного характера», «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных п. 87 Основ ценообразования».

Заслушав в судебном заседании объяснения представителя ОАО «РЖД» Костина А.В., поддержавшего заявленные требования, представителя Министерства тарифной политики Красноярского края по доверенности Линивцеву О.А., возражавшую против административного иска, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Цветковой О.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закона об электроэнергетике).

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

На основании пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (абзацы 1 - 3 пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).

Согласно подпункта 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 г. № 380-п, Министерство тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов). К компетенции Министерства в силу пункта 3.6 указанного Положения относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05.06.2008 г. N 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18.12.2008 г. N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" или "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" или размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Решение об утверждении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края на 2021-2025 годы, оформленное приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» вынесено 29.12.2020, с соблюдением, установленных в пунктах 25, 26 Правил регулирования требований, посредством открытого голосования, коллегиальным органом. Порядок принятия решений изложен в протоколе заседания правления Министерства от 29.12.2020 г. Полномочия правления подтверждаются представленными документами.

Решение об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, на территории Красноярского края на 2021-2025 годы, оформленное приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» вынесено 29.12.2020, с соблюдением, Правил регулирования требований, посредством открытого голосования, коллегиальным органом. Порядок принятия решений изложен в протоколе заседания правления Министерства от 29.12.2020. Полномочия правления подтверждаются представленными документами.

Приказ № 66-э опубликован 30.12.2020 на «Официальном интернет- портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru), а также в выпуске № 3/1279 от 20.01.2021 краевой государственной газеты «Наш Красноярский край».

Приказ № 4-э опубликован 02.01.2021 на «Официальном интернет- портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru), а также в выпуске № 9/1285 от 10.02.2021 краевой государственной газеты «Наш Красноярский край».

Таким образом, оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие. Нарушений в этой части судом не установлено, что истцом и не оспаривается.

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

Частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлены общие положения к регулированию цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно предусмотрено следующее:

государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2012 осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В рамках предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации утверждены Основы и Правила.

В соответствии с пунктом 12 Основ при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Судом установлено, что приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 г. N 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021-2025 годы для территориальной сетевой организации - ОАО «РЖД», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению № 2 к Приказу (строка 1), и установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) сетевой организации ОАО «РЖД» на долгосрочный период регулирования, определенная на 2021 год в размере 838 091,93 тыс. руб. и базовый уровень подконтрольных расходов в размере 299,33563 млн. руб. (строка 1 приложения № 1 к Приказу).

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 № 4-э «Об исправлении технических ошибок в приказе Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»» (предшественником Министерства тарифной политики Красноярского края, далее - Министерство, Регулятор, орган регулирования) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для ОАО «РЖД» и смежных территориальных сетевых организаций- приложение № 8.

Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 г. N 69- э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» вступил в силу со дня подписания, в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» не опубликован, на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru не размещен.

Согласно п. 14 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э, необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций, что рассчитано на неоднократное применение и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, а следовательно, приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» обладает признаками нормативного правового акта. Оспариваемый нормативный акт применяется к административному истцу, поскольку именно в этом приказе утвержден размер НВВ непосредственно для ОАО «РЖД» как территориальной сетевой организации на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годов.

Определением суда от 18.10.2021 по административному делу назначена судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза, производство которой поручено ООО «ЭнергоАудит».

На разрешение эксперта поставлены вопросы:

Определить на основании документов, представленных ОАО «РЖД» в материалы тарифного дела экономически обоснованный размер затрат по статье «Работы и услуги производственного характера» на 2021 год.

Определить на основании документов, представленных ОАО «РЖД» в материалы тарифного дела экономически обоснованный размер затрат по статье «Расходы на оплату труда» на 2021 год.

Определить на основании документов, представленных ОАО «РЖД» в материалы тарифного дела величину выпадающих расходов в части технологического присоединения по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования.

Согласно экспертному заключению № ЭА-10/Тариф/2022, экономически обоснованный размер затрат по статье «Работы и услуги производственного характера» на 2021 г. составляет 1 562,68 тыс.руб., (1 439,42 тыс,руб.), утвержденные министерством тарифной политики Красноярского края в составе необходимой валовой выручки. Оснований для изменения размера расходов по статье «Работы и услуги производственного характера» не установлено.

Экономически обоснованный размер затрат по статье «Расходы на оплату труда» на 2021 год может составлять 308 503,07 тыс.руб. с учетом оговорок, отмеченных в развернутом ответе на вопрос №2 по поводу обоснованности среднего тарифного коэффициента, размеров доплат за режим работы, условия труда; процента текущего премирования.

Величину выпадающих расходов в части технологического присоединения по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов» на основании документов, предоставленных ОАО «РЖД», обоснованно определить нельзя.

В связи с возникшими у сторон вопросами, в ходе судебного заседания был допрошен эксперт Лазарева О.Н., привлеченная ООО «ЭнергоАудит» для проведения экспертизы, которая пояснила, что при проведении экспертного исследования документы, представленные административным истцом, в материалы тарифного дела в полном объеме не исследовались, что вызвало у суда сомнения в обоснованности заключения эксперта.

Принимая во внимание, что для определения экономической обоснованности тарифов, утвержденных оспариваемым нормативным правовым актом, необходимы специальные познания в области бухгалтерского учета и экономики, определением суда от 11.10.2022 по административному делу назначена повторная экспертиза, производство которой поручено ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

Определить на основании документов, представленных ОАО «РЖД» в материалы тарифного дела экономически обоснованный размер затрат по статье «Работы и услуги производственного характера» на 2021 год».

Определить на основании документов, представленных ОАО «РЖД» в материалы тарифного дела величину выпадающих расходов в части технологического присоединения по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования».

Как следует, из представленного ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» экспертного заключения, экономически обоснованная сумма расходов на работы и услуги производственного характера на 2021 г. составляет 11 589,62 тыс. руб.

Общая экономически обоснованная сумма недополученных доходов, связанных с выполнением мероприятий по технологическому присоединению, подлежащих учету в тарифах, составляет 22 822,6 тыс.руб., в том числе фактические недополученные доходы за 2019 г. – 10 563,69 тыс.руб.; плановые выпадающие доходы на 2021 г. – 12 258,91 тыс.руб.

Положениями п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике установлены принципы государственного регулирования цен (тарифов): обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учёт результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утверждённых цен (тарифов).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.

В соответствии с пунктами 5, 8 Методических указаний N 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Исходя из пункта 11 Методических указаний N 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Из совокупного анализа приведённых норм в их системном единстве следует, что в расчёт устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.

Пунктом 64 Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии регламентирован Методическими указаниями № 20-э/2.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзацы 2,6) органы регулирования на розничном рынке устанавливают: единые на территории субъекта Российской Федерации тарифы на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее - котловые тарифы); индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы).

Расчет единых котловых тарифов, в соответствии с пунктом 49 Методических указаний, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Согласно пункту 52 Методических указаний № 20-э/2 (абзацы 1-4) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на MBA (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзац 6) индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний № 20-э/2 (абзацы 6, 7) предусмотрено также, что в случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Индивидуальные тарифы установлены с учетом вышеуказанных норм. При принятии индивидуальных тарифов, как это предусмотрено пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 (абзац 6):

учтена выручка, определенная по котловым тарифам каждой сетевой организации - тарифная выручка каждой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения.

Определена разность между выручкой по котловым тарифам и необходимой валовой выручкой от реализации услуг по передаче (транзита) электрической энергии (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Таким образом, органом тарифного регулирования дана оценка достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, что отражено в экспертном заключении. Заключение содержит информацию, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Рассматривая доводы административного истца о неправомерном исключении затрат по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных п.87 Основ ценообразования», суд учитывает следующее, в составе расходов по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных п.87 Основ ценообразования» административным истцом были заявлены расходы в размере 21 592,57 тыс.руб.

В соответствии со ст. 23.2. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учету при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.

Согласно п. 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, 39 объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети, - также инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 г. № 215-э/1, плановые значения объема максимальной мощности и длины линий определяются на основании фактических средних данных за три предыдущих года (при отсутствии фактических средних данных за три предыдущих года - за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год), но не ниже документально подтвержденной величины объема максимальной мощности и длины линий, определенной на основании заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования.

Как отметил эксперт ФГАО УВС НИУ «Высшей школы экономики» в составе обосновывающих материалов, направленных ОАО «РЖД» в адрес органа регулирования, отсутствовали заявки на технологическое присоединение на 2021 г. Также отсутствуют материалы, подтверждающие фактическое количество технологических присоединений за 2017 и 2018 гг. (акты ТП), а также документальное подтверждение фактических объемов максимальной мощности и длины линий по мероприятиям «последней мили» за 2017 и 2018 гг.

По указанной причине Эксперт определил плановую величину недополученных доходов от осуществления мероприятий по технологическому присоединению на 2021 г. на основании фактических данных 2019 г., подтвержденных представленными документами и признанных Экспертом обоснованными. В расчете применены стандартизированные тарифные ставки, утвержденные приказом МТП Красноярского края от 26.12.2019 г. № 576-п (т.к. на момент установления тарифов для ОАО «РЖД» на 2021 г. стандартизированные тарифные ставки на 2021 г. еще не были утверждены).

Согласно заключению экспертов ФГАО УВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» общая экономически обоснованная сумма недополученных доходов, связанных с выполнением мероприятий по технологическому присоединению, подлежащих учету тарифах, составляет: 22 822,6 тыс. руб., в том числе фактические недополученные доходы за 2019 г. – 10 563,69 тыс. руб., плановые выпадающие доходы на 2021 г. - 12 258,91 тыс. руб.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца о неправомерном исключении затрат по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных п.87 Основ ценообразования», являются обоснованными.

При этом, суд принимает во внимание, что Министерством проведена корректировка тарифов на 2023 год. В данную корректировку Министерством учтены в НВВ ОАО «РЖД» на 2023 год плановые расходы по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» за 2021 год в размере 12 578,81 тыс. руб., а также компенсировано по формуле 7 Методических указаний № 98-э, как корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2021 год в размере 57 859,08 тыс. руб. из которых по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» в размере 17 031,92 тыс. руб.

Также суд, считает необходимым согласиться с доводами административного истца о неправомерном исключении Министерством расходов по статье «Расходы и услуги производственного характера» на сумма 11 589,62 тыс.руб.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Автоматизированная (информационно-измерительная) система контроля и учёта (АСКУЭ) — автоматизированная система, обеспечивающая контроль и учёт отпущенной и потреблённой электроэнергии (мощности, энергоресурсов).

В общем случае АСКУЭ состоит из трех уровней.

Первый уровень включает в себя многофункциональные счетчики электроэнергии, измерительные трансформаторы тока и напряжения, вторичные измерительные цепи. Комплекс оборудования, входящий в первый уровень, называют измерительно-информационным комплексом точки учета (ИИК ТУ).

Второй уровень включает устройства сбора и передачи данных (УСПД) и каналообразующую аппаратуру. Данный уровень обеспечивает сбор и передачу информации на третий уровень от нескольких ИИК. Комплекс оборудования, входящий в данный уровень, называют информационно-вычислительным комплексом электроустановки (ИВК).

Третий уровень включает технические средства приема-передачи данных (каналообразующая аппаратура), автоматизированные рабочие места персонала (АРМ), программное обеспечение (ПО), серверы АСКУЭ и т.д. Этот уровень обеспечивает автоматический сбор и хранение результатов измерений, диагностику состояния, подготовку отчетов, а также импорт-экспорт данных.

В соответствии с п. 28 и 29 Основ ценообразования расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ определяются в соответствии с: установленными на очередной период регулирования ценами (тарифами) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходами (ценами), установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночными ценами, сложившимися на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночными ценами, предоставляемыми организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

На основании изложенного, обязанность по установке, замене и эксплуатации приборов учета возложена на электросетевую организацию федеральным законодательством. Учет затрат в тарифах регулируемой организации в недостаточном объеме не позволит ОАО «РЖД» выполнить требования, установленные Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Следовательно, расходы на установку, замену и техническое обслуживание АСКУЭ подлежат учету в тарифах Красноярского филиала ОАО «РЖД» в экономически обоснованном размере с учетом заявленной сетевой организацией суммы затрат.

Рассматривая доводы административного истца относительно необоснованного не включения Министерством в НВВ на 2021-2025 годы и в базовый уровень подконтрольных расходов по статье «Расходы на оплату труда» в размере 30 503,07 тыс. руб. суд принимает во внимание следующее.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Так, расходы на оплату труда первоначально заявлены Красноярским филиалом ОАО «РЖД» в размере 322 364,20 тыс. руб. исходя из среднемесячной заработной платы работников в сумме 63 060,30 руб., а министерством указанные расходы на 2021 год определены в размере 264 333,62 тыс. руб.

Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики, является обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

При расчете расходов по данной статье административным Ответчиком правомерно приняты фактические данные о размере фонда оплаты труда организации, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в РФ на 2019 год и показатели, установленные Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы.

В экспертном заключении №ЭА-10/Тариф/2022, указано, что при расчете фонда оплаты труда и размера заработной платы отдельным категориям работников, необходимо применить показатели Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта, который подлежит включению в размер затрат по статье «Расходы на оплату труда».

Вместе с тем, отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020-2022 годы согласно п. 1.2 применяется в целях эксплуатации железнодорожного транспорта, и не регулирует правоотношения в сфере электроэнергетике.

Учитывая изложенное, суд полагает, что применение при расчете фонда оплаты труда и размера заработной платы отдельным категориям работников, показателей Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта, является неприемлемым, поскольку не учитывает особенности нормативного регулирования спорных правоотношений, в том числе основных принципов тарифного законодательства, нарушает принципы равных недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, поскольку ставит ОАО «РЖД» в иное положение в сравнении с другими сетевыми организациями.

Проанализировав вышеуказанные положения закона, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты, в оспариваемой части, не соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца ОАО «РЖД», в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Из материалов дела следует, что оспариваемые приказы имеют ограниченный срок действия, признание их не действующими с момента принятия, будет в полной мере способствовать восстановлению нарушенных прав административного истца, закреплённых в ст. 3 КАС РФ.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания не действующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих правоотношениях с участием регулируемой организации и неопределенного круга лиц возложить на Министерство обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующий, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца надлежит взыскать понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 4 500 (девяти тысяч) рублей, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 900 000 рублей

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия приказа Министерства тарифной политики Красноярского края №69-э от 29.12.2020 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы».

Признать недействующим со дня принятия приказ Министерства тарифной политики Красноярского края №66-э от 29.12.2020 (в редакции приказа №4-э от 28.01.2021) «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 №445-а «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части установления для ОАО «Российские железные дороги» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом, не действующими нормативные правовые акты.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru., в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, расходы на производство судебной экспертизы в размере 900 000 рублей, всего 904 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Решение в окончательной форме принято 12.04.2023.